Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Титул VI. О наследующих без завещания и легатах и об исключаемых из числа наследников вследствие неблагодарности




1. Если кто-либо умирает без завещания и у него остаются дети или внуки, то все они наследуют; если же у умершего ос­тался отец и мать, дед или бабушка или более отдаленные пред­ки, то они не могут наследовать при наличии детей и внуков.

2. Если же не имеется детей и внуков, но есть отец и мать, дед и бабушка, то они являются ближайшими наследниками.

3. Если сын или дочь при жизни родителей умирают без­детными, не оставив завещания, и имеют полнородных братьев или сестер по отцу или матери, родители привлекаются к насле­дованию от умершего, и не имеют права их братья говорить что-либо против этого. Если же нет родителей, но имеются дед или. бабушка, то они привлекаются к наследованию вместе с братья­ми по отцу и матери.

4. Если же у умершего не осталось ни деда, ни бабушки, ни братьев по отцу и матери, тогда право наследования переходит к братьям по одному из родителей.

5. И если, согласно сказанному, нет братьев, но имеются толь­ко родственники2, то наследуют наиболее близкие родственники.

6. Если же у умершего нет родственников, но имеется жена, то она наследует половину всего [его] имущества. Другая же половина поступает в фиск. Если же нет жены у умершего, все его имущество как безнаследственное поступает в фиск.

1 Буквально — оценена.

2 В вариантах — родители.

 

7. Если кто-либо умер и отказал легаты, которые связаны с известными расходами, то они должны быть выплачены легата­рию. И не имеет права наследник под каким-либо другим пред­логом израсходовать оставленный легат, но должен возвратить его легатарию.

8. Если наследник имеет сведения об оставленном ему на­следстве и знает, что имеются долги, то пусть в присутствии свидетелей, достойных доверия, будет произведена опись иму­щества и пусть будет выявлена его ценность; и сначала должны быть удовлетворены кредиторы, а затем то, что останется, пусть будет передано наследнику.

9. Если же наследник самонадеянно и как попало примет наследство и, завладев им, наложит руку на имущество и вы­яснится, что он частично возместил некоторые из долгов, то он обязан выплатить и остальные, так как не определил путем со­ответствующей описи состава этого имущества.

10. Если же позднее появляются долги и наследник был о них не осведомлен, пусть с помощью свидетелей или клятвы он установит состав перешедшего к нему имущества. Тогда он бу­дет освобожден от своих кредиторов, и в дальнейшем ничего нельзя с него требовать.

11. Если какой-либо наследник или легатарий, как выяс­нилось, скрыл оставленное ему завещание и в дальнейшем оно найдено [у кого-либо из них], то наследство у наследника от­нимается, а легат отнимается у легатария.

12. Если кто-либо, умирая, оставил свое имущество своему наследнику без письменного завещания и без свидетелей и дове­рил ему управление имуществом и появился человек, претенду­ющий на то, что умерший оставил ему легат, но не имеющий возможности доказать истинность своих слов с помощью свиде­телей или как-либо иначе, то суждение предоставляется наслед­нику.

13. Исключаются из числа законных наследников вследствие неблагодарности дети, если они бьют своих родителей, если их тяжело оскорбляют, или возводят на них обвинения, или клевещут на них, или если кто-либо из них [детей] занимается знахарством, или завлекает их [родителей] с помощью знахарства, или если они злоумышляют каким-либо образом против жизни родителей, или вступают в связь со своей мачехой или конкубиной своего отца; если дети мужского пола отворачиваются от находящихся в за­

 

 

точении родителей и отказываются от поручительства за них; если дочь не вступает в законный брак, согласно воле родите­лей, но предпочитает вести позорный образ жизни; если родите­ли теряют рассудок, а дети не торопятся ухаживать за ними.

Титул VII. [Об оставшихся сиротах и об опеке над ними]

1. Если у кого-либо остались сироты и малолетние дети и у них имеется имущество и если их умершие родители назначили им в письменной или устной форме опекуна, да будет сохранена их воля. Если же опекуна нет, то опекунство получат благочес­тивые учреждения: в этом боголюбезном городе — приюты для сирот и прочие благочестивые учреждения и известные церкви; в провинциях же — епископства, монастыри и церкви; до тех пор пока наследники не достигнут брачного возраста и не же­нятся. Если же наследники не захотят вступить в брак, тогда до их двадцатилетнего возраста надлежит заботиться об их состоя­нии благочестивым учреждениям, монастырям и церквам, а за­тем полностью, [без всякого остатка], передать имущество ука­занным [лицам и] наследникам. Ибо не угодно Богу, как это было до сих пор, назначать опекунами других лиц, которые расхищают имущество сирот, так что последние вынуждены попрошайничать. Ибо эти благочестивые учреждения и Божьи церкви, которые стоят во главе чужих дел, и принимают чуже­земцев, и дают им приют как своим в соответствии с Божьим указанием, гораздо лучше сохранят имущество сирот и своевре­менно осуществят передачу его им.

Титул VIII. Об освобождении [рабов] и возвращении в рабское состояние

1. Раб получает свободу, когда это обнародовано его хо­зяином либо в церкви, либо в присутствии пяти друзей, при­званных для этой дели; если нельзя найти пятерых, то в присут­ствии трех свидетелей, которые подписывают и свидетельству­ют о своем знании на акте; или же письмом хозяина раба, если на письме расписались пять или, как было сказано, три свидетеля. Рабу предоставляется также свобода письменным завещанием.

2. Так же, если, согласно воле умершего или с разрешения наследника, раб с мешком на голове сопровождает погребальное шествие своего умершего господина.

 

3. [Или] если господин подвластного ему раба женил на сво­бодной женщине.

4. И опять же, если господин, или госпожа, или их дети с ведома и разрешения родителей принимали раба во время свято­го и спасительного крещения; или еще, если по воле и с ведома своего господина раб становится клириком или монахом. Пере­численные освобождения рабов предоставляются либо сразу, либо на определенных условиях их господами.

5. Если же кто-либо удостоился одним из этих способов сво­боды, но продолжает удерживаться в рабстве, пусть он войдет в святую божью церковь и обратится к надлежащим архонтам, докажет перед ними свои права на предоставленную ему свобо­ду, и тогда да будет освобожден.

6. Если кто-либо выкупит у врагов свободного человека, по­павшего в плен, и поместит его в свой дом, то, если этот человек в состоянии уплатить установленную [договоренную] между ними сумму, он будет освобожден. Если же не в состоянии, то выкупивший его будет иметь его в качестве мистия до тех пор, пока сумма не будет выплачена, как было ими установлено. Разумеется, судьями должно быть определено, сколько причи­тается ежегодно от должника платы выкупившему.

7. Вольноотпущенники, даже если они являются государ­ственными чиновниками1, низводятся в рабское состояние в сле­дующих случаях неблагодарности: если бьют своих господ, т. е. тех, кто освободил их, или детей этих господ; если оскорбляют, или из какой-то гордости выказывают презрение освободившим их, или вообще причиняют им какие-либо маленькие обиды, или наносят ущерб, или злоумышляют против них, или если они оговаривают кого-либо из них перед архонтом или судьей.

8. Раб, захваченный в плен врагами и причинивший им ка­кой-либо ущерб в интересах государства, если он возвратился, сразу же подлежит освобождению. Но раб, взятый врагами в плен, если он снова бежал, не причинив неприятелю какого-либо ущерба в интересах государства, и просто так возвратился, остается рабом [в своем государстве] в течение пяти лет, а затем становится свободным.

9. Тот [же], кто по своей воле перебежит к врагам и, снова изменив свои намерения, убежит от них и возвратится, до конца своей жизни останется рабом, так как он дезертировал полнос­тью по собственной воле.

В вариантах — стратиотами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...