Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание реализации проекта




Методическое портфолио на тему «Использование приемов здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности. Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.

Авторский проект.

Проект «Дружи со спортом с малых лет» по внедрению здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Ухтышка» ДОУ ясли-сад № 165 г. Донецка МОН ДНР.

Автор проекта: воспитатель старшей логопедической группы Марченко Юлия Анатольевна.

Участники проекта: дети старшей группы «Ухтышка», их родители, воспитатели: Марченко Ю.А., Петрушина О.А., учитель-логопед Чепижко Т.Ф., музыкальный руководитель Коваленко Е.А..

Срок реализации проекта: с 10 сентября по 25 декабря 2015 года.

Вид проекта:

- по продолжительности: среднесрочный (4 месяца);

- по доминирующей линии в проекте: практический, познавательный;

- по содержанию: физкультурно-оздоровительный, социально-педагогический.

Цель проекта: создание системы работы по укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия через организованную роботу по здоровьесбережению воспитанников.

 

Актуальность проекта

Обеспечение гармоничного физического развития и формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни одна из главных задач дошкольного воспитания на современном этапе. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

Проект «Дружи со спортом с малых лет» призван создать физкультурно-оздоровительную среду, единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений педагогов с детьми и их родителями, что позволит приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.

Задачи проекта

(с учетом образовательных областей Типовой образовательной программы “От рождения до школы”)

Область развития Задачи
«Физическое развитие» § Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни; о том, как нужно сохранять здоровье. § совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей: - формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения, согласовывая свои действия с партнером по игре; - развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, пространственную ориентировку; учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий; · развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; · воспитывать самостоятельность и инициативность детей в организации знакомых игр.
«Социально-коммуникативное развитие»   · Формировать основы безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности; · развивать умение согласовывать действия с партнером по игровой деятельности, приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. · упражнять в парной и командной работе, воспитывать чувство сопереживания за успехи товарища, чувства товарищества.
«Познавательное развитие»   · Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни; · формирование представления о правилах и культуре правильного питания; · формирование представлений о взаимосвязи между поведением человека и состоянием его здоровья.
«Речевое развитие» · Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни; · формирование правильного речевого дыхания; · использование художественных произведений и фольклора для обогащения представлений о здоровом образе жизни.
«Художественно-эстетическое развитие»   · Упражнять в продуктивной деятельности: в изображении спортсменов, спортивного инвентаря; · совместное составление упражнений (физических и художественных) в паре; · использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.

 

В работе с детьми старшей группы, в рамках проекта внедряется комплекс здоровьесберегающих технологий определяющий пути реализации проекта.

Пути реализации проекта:

- организация физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия, спортивные развлечения, физкультурные досуги, тематические интегрированные занятия, подвижные игры, эстафеты, конкурсы, спортивные соревнования; гимнастика пробуждения, закаливающие мероприятия и т.д.;

- использование здоровьесберегающих технологий: стретчинг, логоритмика, ритмопластика, гимнастика для глаз, музыкотерапия; корригирующая гимнастика для стоп и осанки; точечный самомассаж; игровой массаж в парах;

- валеологическо-познавательное направление работы: познавательные беседы валеологического направления, полилог; поисково-исследовательские проблемные ситуации, организация опытов и экспериментов, дидактические игры; экскурсии на спортивную площадку, стадион, ФОК ш-ты «Лидиевка», спортивный зал ОШ № 80;

-мониторинговые процедуры: исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни ребенка, анкетирование родителей;

- работа с родителями: консультации для родителей, информационный стенд, газета для родителей; круглый стол по вопросам сохранения здоровья детей; физкультурные занятия совместно с родителями.

 

Планируя пути реализации учитывались требования Типовой образовательной программы “От рождения до школы”/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В.. Для всестороннего развития ребенка в рамках проекта предусмотрена интеграция различных видов деятельности в образовательных областях.

 

 

Ожидаемые результаты

Практические:

- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;

- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;

- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в организации здоровьесбережения воспитанников;

- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да!”; создание «Пирамиды здоровья»; Проведение праздника «Физкульт-ура!», Дней здоровья.

Познавательные: формирование у детей представлений о правилах здорового образа жизни: о пользе физических упражнений, о правильном питании, о соблюдении правил гигиены.

Теоретические:

- методические рекомендации по проведению игрового стретчинга, по организации совместных занятий с родителями;

- создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”.

Описание реализации проекта

В группе «Ухтышка» созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной. Участниками проекта разработана модель работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни (Приложение к проекту №1). Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило разработать этапы работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни детей в рамках проекта «Дружи со спортом с малых лет».

Этапы реализации проекта « Дружи со спортом с малых лет»

Задачи этапа проектирования Содержание работы Ожидаемый результат Сроки
I этап - Аналитический
Анализ ситуации в группе (состояние здоровья детей, определение уровня знания детей о правилах ЗОЖ, уровень знаний родителей по данной проблеме) Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей группы, о уровне сформированности представлений о ЗОЖ у детей старшей группы. 01-15 сентября 2015  
II этап - Организационный
Задачи этапа проектирования Содержание работы Ожидаемый результат Сроки
Планирование и прогнозирование работы Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ. Наличие планов: - план организации спортивных досугов и развлечений. - План проведения консультаций для родителей и педагогов. Сентябрь 2015г.
Разработка содержания развлечений и досугов. Конспекты спортивных развлечений и досугов 10 – 20 сентября 2015г
Подбор дидактического материала, литературы. Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. 10 – 20 сентября 2015г
Обогащение предметной развивающей среды. Подбор и изготовление нестандартного оборудования. Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах. Сентябрь 2015г.
III этап - Практический (творческий)
Работа по формированию у детей основ ЗОЖ (здорового образа жизни)   Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием здоровьесберегаю-щих технологий.   -Формирование у детей основ ЗОЖ, укрепление здоровья воспитанников; -создание системы физкультурно-оздоровительной работы; - реализация задач коррекционной работы: развитие правильного речевого дыхания, профилак-тика плоскостопия и искривления позво-ночника.   Сентябрь-ноябрь 2015г.
Задачи этапа проектирования Содержание работы Ожидаемый результат Сроки
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами. - Картотека подвижных игр. - Выставка детских работ: «Мы здоровью скажем - “Да!”». - Выпуск книжки-малышки «Я хочу здоровым быть!». -Спортивный праздник “Физкульт-ура!”. -Физкультурное развлечение с участием родителей. – Презентация результатов проекта.   Ноябрь – декабрь 2015г.
IV этап - Подведение итогов (рефлексия)
Этап рефлексии. Подвести итоги проекта, определить дальнейшие перспективы работы по формированию у детей ЗОЖ. Распространить опыт в сфере здоровье-сбережения. - День здоровья в детском саду “Здоровым будь!”; - проведение беседы-интервью с участниками проекта «Как мы учились сохранить свое здоровье». - Оформление выставки “Мы здоровью скажем - “Да”!»; -выпуск стенгазеты «Хочу и буду здоровым!». - анализ результатов проекта. Декабрь 2015г.
           

 

На каждом этапе проекта работа строилась с учетом индивидуальных особенностей воспитанников старшей логопедической группы. В воспитательно-образовательный процесс были введены “Минутки стретчинга”, “Минутки логоритмики ” и “Зрительная гимнастика». При этом учитывалось, что устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: организация проветривания помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.

На каждом из обозначенных этапов работы использовались здоровье- сберегающие технологии позволяющие решить в комплексе задачи укрепления и охраны здоровья воспитанников.

План мероприятий по реализации этапов проекта

Дружи со спортом с малых лет

№ п/п Содержание работы
  I этап - Аналитический
1.1 Работа с детьми: - Беседы о здоровье, о том, чем отличается больной человек от здорового; о причинах, по которым человек может заболеть; о способах предотвращения заболевания (с целью выявления уровня знаний детей по теме и мотивации к дальнейшему исследованию проблемы). - Составление листка здоровья группы (статистический мониторинг здоровья детей группы). - Анализ знаний детей основ ЗОЖ, обследование уровня сфрмированности физических качеств детей). - Экскурсия в медицинский кабинет. - Рассматривание серии плакатов «Если хочешь быть здоров…».
1.2 Работа с родителями: 1. Анкетирование: «Что мы понимаем под терминов ЗОЖ? Роль родителей в формировании ЗОЖ ребенка». 2. Консультации: «Как организовать двигательную активность ребенка», «Играем с ладошками – пальчики развиваем». 3. Буклеты «Это интересно знать»: «Дыхательная гимнастика», «Внимание! Телевизор».
1.3 Работа с педагогами: 1.Тест для воспитателей на тему “Физическое воспитание дошкольников – требования ГОС ДО”. 2. Консультации для воспитателей: «Физкультминутки и их место в режиме дня», «Использование нестандартного оборудования».
2. II этап - Организационный
2.1 Работа с детьми: -Составление схемы «Что поможет нам сохранить свое здоровье?». - Рассматривание книг, в которых решаются проблемы сохранения здоровья («Айболит», «Мойдодыр» – К.И.Чуковский, Детская энциклопедия; «Книга о вкусной и здоровой пище») - Решение проблемных ситуаций, основанных на анализе действий детей и прогноза последствий: «Что будет, если...?» - Использование пиктограмм для обозначения состояния здоровья (эмоциональное состояние); упражнение «Какими мы бываем?».
  - Составление правил сохранения здоровья на основе выводов, из полученной информации: «Если хочешь быть здоров, то...»; дидактическая игра «Наша пирамида здоровья». - Формирование комплексного представления о сохранении здоровья: • Советы «Гантельки» – физическая активность; • Советы «Капельки» – соблюдение культурно-гигиенических правил; • Советы «Витаминки» – правильное питание. - Проведение физкультурных занятий.
2.2 Работа с родителями: - Информирование родителей о проведении проекта: работа информационного родительского бюро по теме проекта; - Круглый стол с участием родителей «Сохранение здоровья ребенка». - Консультативный пункт: «Здоровье ребенка – вопросы и ответы».
2.3 Работа с педагогами: - Составление перспективного плана реализации задач проекта «Дружи со спортом с малых лет»; - практический семинар «Технология игрового стретчинга»; - разработка плана проведения дня открытых дверей на тему «Растем здоровейками»; - консультация «Знакомство с методикой проведения гимнастики для глаз».
3. III этап - Практический (творческий)
3.1   Работа с детьми Социально-коммуникативная деятельность: § полилог «Хорошо или плохо быть спортсменом? Как влияет спорт на нашу жизнь?»; § беседы из опыта детей «Что я делаю, чтобы быть здоровым», «Мои советы для моих друзей»; «Как меня лечат дома?» § составление в парах «Пирамиды здоровья»; § коммуникативный тренинг «Идем проведывать больного товарища»; § решение проблемных ситуаций в паре с товарищем на тему: «Почему Стобед заболел?». Речевая деятельность: § речевое исследование: «Когда мы желаем своему собеседнику здоровья?» (раскрытие понятия приветствия «Здравствуйте», прощания «Будь те здоровы»). § «Звуки, которые лечат» - упражнение в звукопроизношении с правильным речевым дыханием. Артикуляционная гимнастика. Познавательная исследовательская деятельность: - «Зуб и кариес – причины заболевания зубов» (Рассматривание макета
 
  кариозного зуба); - эксперимент с расческой, ватой и зубной щеткой: «Как нужно чистить зубы?»; - рассматривание через увеличительное стекло лекарственных трав; - практическое исследование: готовим соки – лимонный, калиновый. Физкультурно-оздоровительная деятельность: - внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий: стретчинг в парах, логоритмика, ритмопластика, гимнастика для глаз; - целевая прогулка по участкам ДОУ «В здоровом теле – здоровый дух»; - Спартакиада «Донецкому спорту – физкульт-ура!»; - Пеший переход к стадиону ДК ш-ты «Лидиевка»; - Занятие с участием родителей «Мы с мамой – спортсмены». - День здоровья в ДОУ “ Мы – юные спортсмены!”. Художественно-эстетическая деятельность - Выставка детских работ: «Я и спорт». - Выпуск книжки-малышки «Я хочу здоровым быть!». - Составление герба своей спортивной семьи; участие в выпуске книжки малышки «Я хочу здоровым быть!».
3.2 Работа с родителями: - Вовлечение в работу по реализации основных задач проекта: • посещение ДОУ в день открытых дверей «Мы – юные спортсмены!»; • участие в открытых часах физкультуры - совместные физкультурные занятия «Мы с мамой – спортсмены» (работа родителя с ребенком в паре); • составление герба своей спортивной семьи, участие в выпуске книжки малышки «Я хочу здоровым быть!». - Родительское собрание «Вопросы иммунизации ребенка». - Участие в Спартакиаде «Донецкому спорту – физкульт-ура!»;
3.3 Работа с педагогами: Координация действий педагогов-участников проекта по реализации основных задач проекта.
  IV этап - Подведение итогов (рефлексия)
4.1 Работа с детьми: • Игра «Машина времени» (- Какими мы были до того, как стали Неболейками - Здоровейками?); Выступления-презентации детей «Мои спортивные достижения – минута славы!» - День здоровья в детском саду “Если хочешь быть здоров - постарайся!”; - проведение беседы-интервью с участниками проекта «Как мы учились сохранить свое здоровье». - рисование на тему: «Мы здоровью скажем - “Да”!»; - Выпуск семейных стенгазет «Мы спортивная семья!»; - Оформление родителями книги отзывов и предложений о дальнейшей работе по теме проекта.
4.2 Работа с родителями: - Оформление выставки “Мы здоровью скажем - “Да”!» - Выпуск стенгазеты «Хочу и буду здоровым!»; - Оформление родителями книги отзывов и предложений о дальнейшей работе по теме проекта.
4.3 Работа с педагогами: 1. Диагностическое определение уровня знания детей о правилах ЗОЖ. Анализ результатов проекта. Планирование дальнейшей работы. 2. Оформление материалов проекта. 3. Презентация проекта “Дружи со спортом с малых лет” (опыт работы по организации проекта).

 

Итоги проекта.

Предложенная в работе система взаимодействия педагога с детьми и их родителями на основе применения комплекса инновационных здоровьесберегающих технологий, позволила получить практические результаты по улучшению состояния здоровья детей.

Уровень сформированности представлений детей о здоровом образе жизни выявлялся по следующим критериям: представления о здоровье, о работе организма, отношение к вредным привычкам и борьба с ними, участие в оздоровительных мероприятиях. Оценивание умений ребенка происходило в соответствии с требованиями к организации работы по формированию физической культуры детей Типовой образовательной программы «От рождения до школы». Данные диагностики показаны в таблицах №2,№3.

 

Таблица №2

Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни

у детей группы №5 «Ухтышка» (сентябрь 2015г.)

Критерии Уровни(%)
Низкий Средний Высокий
Представления о функционировании организма и правилах сохранения здоровья      
Формирование культурно-гигиенических навыков (правила соблюдения)      
Развитие физических качеств. Уровень их применения.      

Таблица №3

Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни

у детей группы №5 «Ухтышка» (январь 2016г.)

Критерии Уровни(%)
Низкий Средний Высокий
Представления о функционировании организма и правилах сохранения здоровья      
Формирование культурно-гигиенических навыков (правила соблюдения)      
Развитие физических качеств. Уровень их применения.      

 

Мониторинг проводился в начале учебного года, когда дети только знакомились с новыми требованиями старшей группы, на протяжении реализации задач проекта «Дружи со спортом с малых лет!» внедрялись оздоровительные технологии. В конце проекта, когда проводились контрольные занятия, диагностические беседы для закрепления знаний о здоровом образе жизни, был проведен заключительный этап мониторинга. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 10% и составляет 28%. Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 14% и составляет 39%. Увеличилось на 20% количество детей имеющих высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, основой которого является самостоятельное соблюдение детьми правил гигиены.

Сравнительный анализ результатов представлен в диаграммах №1,№2.

 

Диаграмма №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...