Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции и разновидности развития, управление развитием.

Возникновение, становление и основные черты.

Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно выполнял все производственные и управленческие функции. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления, и собственники производства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций наемным работникам - профессиональным руководителям всех уровней, т.е. менеджерам.

Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью нахождения путей и средств ее развития.

Понятие инновация ввел Й.Шумпетер в работе «Теория экономического развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии.

В 30-е г. Шумпетер уже использовал понятие инновации как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В нашей стране об инновации как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в конце 70 - нач. 80 гг. Первые работы носили социальный характер. 10 лет проблемы инноваций рассматривались в контексте НТП. В кон.80-90 гг исследования в области инноваций активизировались. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.

Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства.

Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют инновационной.

Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основными элементами инновационной среды являются:

- собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

- товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

- инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

- соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Среди таких проблем можно выделить следующие:

- управление процессом создания новых знаний;

- управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний;

- управление освоением нововведений;

- управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п.

Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает распространение инновационная стратегия развития.

Такая стратегия базируется на 2 основных взаимосвязанных принципах развития: новшества; разрушения и изменения.

Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества - причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой - они же инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и, предлагая вместо них, изменения социальной, технической или организационной системы.

Т.о., предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.

 

Тенденции и разновидности развития, управление развитием.

 

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в конечный результат, воплощенный в новых продуктах и технологиях.

Термин инновация насчитывает множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и другие,

В России же этот термин используется не только самостоятельно, но и для обозначения ряда родственных понятий.

Учеными термин инновация трактуется в зависимости от объекта и предмета исследования. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация как процесс означает, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Научно-технические разработки и нововведения являются промежуточным результатом научно-производственного цикла и, по мере практического применения, превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом, т. е. процессами преобразования научных знаний в инновации.

Различают три стадии инновационного процесса (ИП): а)простой внутриорганизационный; б)простой межорганизационный; в)расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1)создание новшества и его распространение; 2)диффузия нововведения.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи и здесь функции создателя и производителя отделяются.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения и в нарушении монополии производителя-пионера.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведения зависит от различных факторов:

1.формы принятия решения;

2.способа передачи информации;

3.свойств социальной системы и нововведений.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса проявляется прежде всего в повышении технологического уровня инновационной системы и ее составных элементов.

Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него характерны:

1)постановка и выбор стратегии;

2)четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...