Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и общая характеристика федеральных налогов и сборов. Их роль в развитии экономики.




Сущность и основные характеристики налоговых расследований, и порядок их проведения органами МВД

Налоговые расследования проводятся при нарушении налогового законодательства, имеющем признаки уголовно-наказуемого деяния.

До 1992 года не было налоговых расследований. Это связано с тем, что:

1) в Уголовном Кодексе отсутствовали статьи, касающиеся ответственности за налоговые преступления. Налогоплательщики привлекались к ответственности по уголовным статьям за нанесение ущерба государству.

2) преобладала государственная собственность, поэтому не было потребности в налоговых расследованиях. Также отсутствовали органы, правомочные осуществлять такие расследования.

С 1992 года при ГНС организовывается Главное Управление налоговых расследований, в функции которого входило:

- выявление особо злостных неплательщиков налогов;

- передача информации в МВД, где возбуждались дела в рамках хищений государственной собственности.

В 1993 году образован отдельный правоохранительный орган – налоговая полиция, работа которого вызвана большим объемом налоговых правонарушений. Налоговая полиция самостоятельно проводила налоговые расследования. Также в Уголовном Кодексе появляется статья 162, касающаяся ответственности за налоговые преступления.

С марта 2003 года по Указу Президента функции налоговой полиции переданы в Управление МВД, где образовано Главное Управление по налоговым правонарушениям при Департаменте экономических преступлений. Это связано в первую очередь с тем, что уменьшились объемы налоговых преступлений, т. е. повысился уровень налоговой культуры.

Основными задачами Главного Управления по налоговым правонарушениям при Департаменте экономических преступлений являются:

1. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. При этом выявление налоговых преступлений представляет собой сбор доказательной базы; предупреждение предполагает профилактику налоговых правонарушений, разъяснительную работу с налогоплательщиками; пресечение – заканчивается передачей дел в суд.

2. Выявление коррупции в налоговых органах.

3. Обеспечение безопасности работников налоговых органов и членов их семей от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей.

Порядок проведения налоговых расследований органами МВД:

1. Определение признаков преступления

Признак преступления представляет собой первичную информацию о налоговом преступлении. Признаки бывают:

- явные. Например, несоответствие записей в учетных, отчетных документах и т. д.

- неявные. Например, несоблюдение правил ведения учета и отчетности, документооборота, списания ТМЦ и т. д.

2. Оценка полученной информации о налоговом преступлении.

3. Построение версий о сущности преступления, участниках.

4. Планирование проверки версий. Данный этап заканчивается подбором исполнителей последующих действий и назначением сроков их выполнения.

5. Планирование тактики следственных действий. Например: выемка, осмотр документов, допросы, назначение экспертизы и т. д.

6. Составление протокола следственных действий. Протокол составляется в ходе следственного действия или после его окончания.

 

Правовые основы налоговых расследований

Создание Управления по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел стало необходимым условием формирования эффективной федеральной налоговой системы.

Правовое положение Управления определяется комплексом норм, предусматривающих цели, задачи и принципы деятельности его подразделения, его основные и факультативные функции. Сюда же относятся правовые предписания, которые регламентируют порядок формирования органов Управления, вопросы линейной и функциональной подчиненности, процедуры деятельности, а также компетенцию этих органов.

Таким образом, правовые и законодательные основы регламентируются всей совокупностью законов и нормативных актов, регламентирующих отношения, обязательным участником которых является Управление по налоговым правонарушениям Министерства внутренних дел.

К числу законов относятся, прежде всего:

1) Конституция РФ (ст. 57, ст. 21-23);

2) Налоговый кодекс РФ (гл. 6);

3) Уголовный кодекс РФ (ст. 198,199)

4)Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

5) Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

К числу нормативно-правовых актов относятся:

1) Положение об Управлении по налоговым правонарушениям МВД;

2) Договоры о проведении совместных выездных налоговых проверок ФНС России с органами МВД.

Деятельность Управления по налоговым преступлениям МВД строится на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ, сочетании гласных и негласных форм и методов.

 

Состав и общая характеристика федеральных налогов и сборов. Их роль в развитии экономики.

В РФ совокупность налогов и сборов по статусному критерию подразделяются на 3 группы: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлено 8 федеральных налогов и сборов: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Основной функцией федеральных налогов и сборов является фискальная. Наиболее ярко она выражена в таких налогах,как НДС, акцизы, НДПИ и налог на прибыль организаций. Данные налоги формируют значительную часть налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Не менее важной функцией федеральных налогов является регулирующая функция. Федеральные налоги и сборы выступают эффективным инструментом государственного регулирования национальной экономики и международных экономических процессов. Выделяют 2 основных направления налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития общественного производства. На темпы экономического роста оказывают существенное влияние как объем мобилизованных посредством налогов ресурсов, так и масштабы инвестирования средств в экономику. Решение ряда общественных задач (развитие науки, социальной сферы, оборона страны, решение экологических проблем и др.) с помощью эффективного использования финансовых ресурсов государства обеспечивает развитие национальной экономики в целом и создает тем самым возможности для успешного развития микроэкономики.

Второе направление налогового регулирования заключается в разработке государством системы мер, оказывающих влияние на интересы отдельных хозяйствующих субъектов в отношении их развития. Такое направление налогового воздействия государства на производство реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий за счет изменения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот.

Так, налог на прибыль организаций путем повышения или понижения налоговой ставки оказывает непосредственное влияние на экономическое состояние предприятий – плательщиков данного налога. НДПИ ровно как и водный налог и сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов стимулирует рациональное использование полезных ископаемых, объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

 

40. Экономическая сущность и значение НДС в современных условиях. Характеристика основных элементов налога

Модель НДС в 1954 г. разработан французский экономист Лоре и в 1958г. налог был впервые введен во Франции. Масштабный характер распространение данного налога приняло с конца 1960-х годов, чему способствовало принятие директив ЮС. В настоящее время НДС является важнейшей частью налоговых систем большинства стран мира. Не применяется НДС в США, Канаде, Швейцарии и Австралии.

В российском налоговом законодательстве НДС появился в 1992 году, что стало отражением экономических преобразований в России. Начиная с 1 января 2001 г. взимание НДС в РФ осуществляется в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость относится к федеральным косвенным налогам и является важнейшим источником формирования доходной части государственного бюджета. НДС выступает эффективным фискальным инструментом, поскольку отличается регулярностью поступления и универ­сальностью. Присуще налогу и определенное регулирующее и контрольное значение.

Налогоплательщиками НДС являются: организации; индивидуальные предприниматели (семейные, частные предприятия); лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 143 НК РФ). В налоговом законодательстве предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Критерием освобождения выступает показатель объема выручки. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать в совокупности 2 млн. руб.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС, установлен ст. 146 НКРФ.

Налоговая база по НДС как стоимостной размер объекта налогообложения определяется с учетом направлений реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг), видов деятельности налогоплательщика и специфики отдельных операций (ст. 154-162 НК РФ). Так, при * реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен и тарифов, учитывающих положения статьи 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Момент определения налоговой базы регламентируется ст. 167 НК РФ.

Для исчисления НДС применяются следующие ставки налога: 0 %, 10 %, 18 %. По большинству товаров (работ, услуг) применяется ставка в размере 18 %. Ставка 10 % применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (лекарственных средств, изделий медицинского назначения). Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др. (ст. 164 НК РФ). Перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, определен ст. 165 НК РФ.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению, установлен. ст. 149 НК РФ. К таким операциям относятся: реализация лома и отходов цветных и черных металлов; осуществление банками банковских операций, за исключением операций по инкассации; реализация почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа; реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно- эпидемиологических услуг, и др. Перечень необлагаемых операций является единым на всей территорий государства и может быть изменен лишь решением федеральных законодательных органов.

Налоговым периодом по НДС для всех налогоплательщиков признается квартал.

41. Налог на добавленную стоимость: механизм исчисления и уплаты

Для того чтобы овладеть методами и приемами исчисления налога на добавленную стоимость, необходимо различать следующие понятия: налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (НДСб); налог на добавленную стоимость по реализованной (переданной) продукции (работам, услугам) и другим облагаемым операциям (НДСр); налог на добавленную стоимость, предъявленный продавцом покупателю при приобретении последним товаров (работ, услуг) (НДСп); налог на добавленную стоимость, подлежащий вычету (НДСв).

Сумма налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг) и другим облагаемым операциям (НДСр) определяется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно по каждой налоговой ставке (ст. 166 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (НДСп) (ст. 168НКРФ).

Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных выше цен (тарифов).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав. Порядок составления и реквизиты счета-фактуры установлены ст. 169 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счёта-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без НДС».

Вычетам подлежат суммы налога (НДСв), предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории РФ при обязательном одновременном выполнении ряда условий (ст.171-172 НК РФ).

Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), для целей налогового вычета рас­сматривается только в отношении тех товаров (работ, услуг), операции по реализации которых осуществляются на территории РФ.

В ряде случаев, предусмотренных ст. 170 НК РФ, предъявляемая поставщиками сумма НДС включается в стоимость товарно-материальных ценностей, а через нее в расходы, принимаемые к вычету по налогу на прибыль.

В соответствии со ст. 173 НК РФ в бюджет перечисляется сумма превышения сумм налога на добавленную стоимость, полученных от реализации товаров (работ, услуг), над суммой НДС, подлежащей налоговому вычету (НДСб = НДС р - НДСв). Бели величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога с учетом восстановленного НДС, то в этом налоговом периоде НДС в бюджет не уплачивается, а возникающая при этом разница подлежит возмещению или зачету налогоплательщику. При этом возмещение НДС из бюджета производится в соответствии с правилами, установленными ст. 176 НКРФ

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по НДС представляется в налоговую инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ).

42. Акцизы: экономическая сущность, основные элементы, механизм их исчисления и уплаты

Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года в соответствии с Федеральным законом «Об акцизах». Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию.

Акцизы оказывают определенное воздействие на спрос, производство и перераспределение доходов населения. Будучи косвенным налогом, акциз включается в цену товара и тем самым оказывает воздействие на спрос. Облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление. Ограничивая спрос, акциз оказывает определенное влияние на объемы производства подакцизных товаров.

В настоящее время акциз взимается на всей территории России в соответствии с главой 22 Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г.

Согласно статье 179 НТС РФ плательщиками акциза являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, которые признаются налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Состав операций, признаваемых объектом обложения акцизами, определен ст.

1) НК РФ. К таким операциям относятся: реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров; передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. Перечень подакцизных товаров установлен ст, 181 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в соответствии со ст. 187-187.1 НК РФ. В зависимости от установленных в отношении конкретного вида подакцизных товаров налоговых ставок налоговая база по ним может определяться либо как их объем в натуральном выражении, либо как стоимость этих товаров.

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, установлен ст.

2) НК РФ. Перечисленные в данной статье операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Подакцизные товары облагаются акцизом по единым на всей территории Российской Федерации ставкам. Их величина установлена в статье 193 НК РФ. Налоговое законодательство предусматривает дифференциацию налоговых ставок как по группам подакцизных товаров, так и внутри товарных групп. Налоговым периодом по акцизам признается каждый календарный месяц.

Сумма акциза исчисляется по каждой группе подакцизных товаров как произведение налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам (ст. 194 НК РФ).

Исчисленную сумму акциза налогоплательщик предъявляет покупателю подакцизных товаров к оплате. В расчетных, первичных учетных документах и счетах-фактурах исчисленная налогоплательщиком сумма акциза выделяется отдельной строкой. Если операции реализации подакцизных товаров освобождены от налогообложения, на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без акциза» (ст. 198 НКРФ).

Налогоплательщик исчисленные им и предъявленные покупателю суммы акциза принимает к вычету при исчислении налога на прибыль в соответствии со ст. 199 НКРФ.

Покупатель подакцизных товаров может использовать два варианта отнесения уплаченных им сумм акциза: 1) уплаченные суммы акциза включать в стоимость приобретенных подакцизных товаров; 2) уплаченные суммы акциза принимать к налоговому вычету.

Налоговый вычет применяется, если налогоплательщик приобретает (ввозит) подакцизный товар, который в дальнейшем используется им в качестве основного сырья для производства другого подакцизного товара. Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение (ст. 200-201 НК РФ).

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как общая исчисленная сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. Сумма такого превышения подлежит возмещению (зачету, возврату) в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу (ст. 202 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты акциза в бюджет определяются ст. 204 НК РФ. Следует учитывать, что акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров.

43. Налог на прибыль организаций: экономическая сущность, основные элементы и значение в современных условиях

Налог на прибыль организаций - федеральный налог, играющий важную фискальную и регулирующую роль. Теоретически налог на прибыль - это форма распределения национального дохода, а именно форма изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого хозяйствующими субъектами. Hanoi1 на прибыль рассматривается как плата, хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Практически налог на прибыль как прямой личный налог обладает наибольшими возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение, то есть имеет регулирующее значение. Через механизм предоставления или отмены льгот, регулирования ставки, амортизационную политику государство влияет на развитие производства, инвестиционную активность, развитие малого предпринимательства и т.д. Одновременно он обеспечивает значительные поступления в бюджет государства.

Взимание налога на прибыль на территории РФ регулируется главой 25 части второй НК РФ, которая введена в действие с 1 января 2002 г.

Выделяется две категории плательщиков налога на прибыль: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ (ст. 246 НК РФ).

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Содержание понятия прибыли дифференцируется по категориям налогоплательщиков. Для российских организаций прибыль определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, учитываемых для целей налогообложения. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассматривается как полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами расходов, учитываемых для целей налогообложения. Объектом обложения для иных иностранных организаций, получающих доходы на территории РФ, является доход, полученный от источников в РФ.

Налоговая база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая база по прибыли, облагаемой различными ставками, определяется налогоплательщиком отдельно (ст. 274 НКРФ).

Налогооблагаемая прибыль определяется как разница между доходами и расходами. К доходам, учитываемым для целей налогообложения согласно ст. 248 НК РФ, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. В соответствии со ст. 252 НК РФ расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Доходы и расходы налогоплательщика для целей налогообложения учитываются в денежной форме. Большое значение имеет обоснованное определение цены реализации продукции (работ, услуг), от которой зависит налоговая база. В основе лежат положения статьи 40 НК РФ.

Если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, облагаемые различными ставками налога на прибыль или другими налогами, на него возлагается обязанность по ведению раздельного учета доходов и расходов.

Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик понес убытки, налоговая база этого периода признается равной нулю. Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщикам право осуществлять перенос полученного убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором полу­чен убыток (ст. 283 НК РФ). Данное положение не распространяется на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0 %.

НК РФ установлена налоговая ставка, составляющая 20 %, в том числе в фе­деральный бюджет - 2 %, в бюджеты субъектов РФ - 18 %. Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право снижать ставку налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в их бюджеты, но не ниже 13,5 %. Ст. 284 НК РФ предусмотрены специальные ставки налога на прибыль для отдельных видов доходов (дивиденды, проценты по государственным ценным бумагам, доходы иностранных организаций и т. д.). По этим видам доходов налог на прибыль полностью уплачивается в федеральный бюджет.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...