Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование игровых приемов и занимательных упражнений при формировании элементарных математических представлений

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Формирование у детей представлений о количестве, числе, счете и вычислительной деятельности

1. Проанализируйте содержание раздела «Количество и счет» в разных возрастных группах.

2. Укажите преемственность в содержании программ по данному разделу в подготовительной группе и I классе школы.

3. Подберите дидактические игры по разделу «Количество и счет» для одной из возрастных групп.

4. Изготовьте комплект «цветных цифр» Кюизенера, подберите игры с «цветными цифрами» для обучения детей сравнению смежных чисел, знакомству с составом числа из единиц, из двух меньших чисел.

Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин

1. Раскройте особенности восприятия понятия величины (длины, массы, площади, объема) детьми дошкольного возраста.

2. Подберите дидактические игры для закрепления знаний о величинах в одной из возрастных групп. Запишите их, указывая название и обучающую задачу.

3. Составьте перечень упражнений и дидактических игр на развитие глазомера у старших дошкольников.

 

Формирование у детей геометрических представлений

1. Раскройте значение формирования представлений о форме для умственного развития детей дошкольного возраста.

2. Покажите, как занятия по изобразительной деятельности и родному языку способствуют закреплению знаний о форме (на примере одной из возрастных групп).

3. Подберите дидактические игры для закрепления знаний о форме (в одной из возрастных групп), запишите их с указанием названия и обучающей задачи.

4. Изготовьте макеты игр - головоломок «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и т.п.(рекомендации по изготовлению получите в книге З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. Просвещение, 1985г.), придумайте свои варианты аналогичных игр, составьте план обучения детей этим играм.

 

Формирование пространственных представлений

1. Изложите особенности развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

2. Покажите на примерах, как следует использовать занятия по изобразительной деятельности, физкультурные и музыкальные для закрепления пространственных ориентации.

3. Подберите игры и игровые упражнения, которые бы способствовали формированию пространственных представлений у детей (на примере одной группы).

Формирование представлений о времени

 

 

Развитие логического мышления детей

1. Изучите указанную литературу, законспектируйте.

2. Изготовьте комплект логических блоков Дьенеша.

Ответьте на вопросы:

А) Каково значение блоков Дьенеша в развитии детей?

Б) Последовательность обучения работе с ЛБД?

3. Подберите игры и упражнения с использованием ЛБД для развития логического мышления детей.

Литература

1) Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под. ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.

2) Носова Е.А., Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс,2002.

3) Методические советы к программе «Детство». – СПб: Детство – Пресс, 2002.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1996.

4) Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

Планирование и учет работы по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду

 

Преемственность в работе школы и детского сада по обучению математике

 

Своеобразие методики проведения занятий по развитию элементарных математических представлений в разных возрастных группах детского сада

1. Повторите материал курсов дошкольной педагогики и детской психологии по проблемам дидактики детского сада и развития учебной деятельности ребенка-дошкольника.

2. Просмотрите не менее двух занятий по математике в каждой возрастной группе, запишите и проанализируйте их в соответствии с предложенными вопросами.

3. Самостоятельно разработайте конспекты двух занятий для одной из возрастных групп детского сада, проведите их и дайте анализ.

Литература

1) Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974, гл. IX -XII.

2) Под. ред. Столяра А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, М., 1988, часть III, гл.IX.

3) Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду, М., 1998

 

Формирование представлений о времени

1. Изучите программу детского сада по разделу «Ориентировка во времени». Законспектируйте рекомендованную литературу.

2. Подберите дидактические игры, занимательные упражнения, иллюстративно-художественный материал для возрастных групп по разделу «Ориентировка во времени».

3. Подготовьте сообщение на тему «Как появились названия месяцев и дней недели».

Литература

1) Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2005.

2) Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974, гл. VII, IX, X, XI, XII.

3) Парамонова Л. Тик – так, тик - так, все часы идут вот так. Дошкольное воспитание 2003,№ 9, стр. 3

4) Под. ред. Столяра А.А. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, часть III, гл. XVI.

5) Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М. 1991.

6) Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996

 

Использование игровых приемов и занимательных упражнений при формировании элементарных математических представлений

1. Повторите по курсу дошкольной педагогики темы: «Дидактическая игра», «Методы обучения», «Методы умственного воспитания».

2. Подберите игры и игровые упражнения математического содержания для детей конкретной возрастной группы.

3. Проанализируйте настольно-печатные игры математического содержания (или включающие отдельные элементы математических знаний), имеющиеся в детском саду.

4. Самостоятельно разработайте игру математического содержания или занимательное упражнение. Выполнение настоящего задания обеспечит вам возможность принять участие в конкурсе на лучшее выполнение задания творческого характера.

5. Проанализируйте педагогический опыт (личный, коллег по работе или опубликованный в печати) использования игровых и занимательных упражнений математического содержания в педагогическом процессе детского сада (на занятиях, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей).

Литература

1) Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. М, 1964.

2) Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Л. А. Венгера. М., 1973.

3) Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М., 1976.

4) Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.

5) Ершова А., Букатов В. Социгровое приобщение к делу. Игровые разминки. Задания для творческого самоутверждения. Детский сад со всех сторон 2002 № 16.

6) «Игры и изобретения Вячеслава Воскобовича» Детский сад со всех сторон 2001 № 30

7) Типикина Т. Математика на болоте. Обруч, 2002 № 1 стр.27

8) Щепотьева О. И др. Мяч – математик. Обруч 2003 № 4 стр. 33

 

Планирование и учет работы по формированию элементарных математических представлений

1. Повторите материал из курса дошкольной педагогики по вопросу планирования и учета воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

2. Составьте перспективный план работы на месяц для одной из возрастных групп (деятельность на занятиях и в повседневной жизни).

3. Проанализируйте перспективный план работы (за один месяц) в любой возрастной группе своего детского сада (отметьте общее количество занятий), дозировку программного содержания занятий и сочетание задач из разных разделов программы - «Количество и счет», «Величина», «Форма» и т. д. Раскройте следующие моменты: постепенное усложнение и повторяемость материала; подбор дидактического наглядного материала; эффективность применяемых методических приемов; четкость плана занятия; формы планирования работы вне занятий и ее место в режиме дня детского сада.

4. Проанализируйте учет работы по развитию элементарных математических представлений (на примере собственного опыта и документации детского сада).

Литература

1) Столяр А.А. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, М.1988,часть III, гл.XVIII.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...