Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционно-художественные свойства цветов

ЦВЕТ И КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Цвет является составной частью света и может значительно повлиять на то, чтобы графическая форма стала более выразительной. Происходит это благодаря дополнительным эмоциональным ощущениям, которые возникают у зрителя при восприятии графических композиций, в которых используется цвет.

Прежде чем научиться правильно использовать и гармонично объединять в композиции сочетания различных цветов, необходимо понять их природу.

 

ПРИРОДА ЦВЕТОВ

Виды цветов Природа   Основная триада При Смешении дают   Исполь- зуются
Излучаемые (световые, «невещест- венные») цвета Возникают в результате спект- Рального излучения («испускания») Света, прохождения его сквозь призму (прозрачную поверхность) Красный, Синий, Зеленый цвета Белый цвет В компью- терной графике
Отражаемые («веществен- ные» цвета) Возникают при отражении От предметной поверхности Желтый, Красный, Синий цвета Черный цвет В традицион- Ном граф.. Дизайне И современ- Ной поли- графии

 

Основные композиционные свойства цвета:

Цветовой тон (для хроматических цветов) (HUE: яркость цвета) образуется при разложении дневного света, когда он проходит через светопреломляющую призму.

Совокупность оттенков в цветовой композиции называют цветовой гаммой (тональностью).

Полихромия (палитра цветов, колорит) – это сочетание многих цветов, несколько цветовых гамм.

Светлота (VALUE:) определяется по степени присутствия в том или ином хроматическом (ахроматическом) цвете белого или черного цвета, которые являются крайними состояниями отраженного света.

Чем больше отраженного света, тем хроматический цвет выглядит светлее, чем его меньше – темнее.

Ахроматические (бесцветные) цвета: белый, черный и их смесь – отсутствуют в спектре солнечного белого света и не являются цветами в прямом смысле этого слова. В практике изобразительного искусства белые и черные пигменты часто для удобства называют «цветами». Однако ни сами эти пигменты, ни их смеси, дающие все множество оттенков серого, цветами не являются. С точки зрения физики эти пигменты являются «ахроматическими нейтралами» (бесцветными нейтралами», которые характеризуются и отличаются друг от друга только своей светлотой. Эту разницу необходимо хорошо понимать для успешного использования цвета в художественных композициях.

Светлота или яркость характеризует количество света, которое способен отражать тот или иной конкретный цвет или его оттенок. Чем больше падающего на него света отражает (излучает) цвет, тем он ярче.

Среди цветов спектра наибольшую светлоту (яркость) имеет желтый цвет, а наименьшую – фиолетовый. Оранжевый светлее красного, а голубой светлее синего.

Светлота ахроматических «нейтралов» зависит от отношения в них белого и черного. У белого «нейтрала» светлота наибольшая, у черного – наименьшая.

Чистота или хроматичность цвета характеризует количество чистого спектрального цвета в конкретно взятом цвете. Высшая хроматичность, равная 100%, присвоена каждому чистому спектральному цвету. В любом другом цвете, кроме чистого спектрального, присутствуют примеси белого,ного или иных цветов, и его чистота при любых условиях будет ниже 100%. ЧЕем меньше в том или ином конкретном цвете примесей, тем выше его хроматичность. Чем выше хроматичность цвета, тем более чистым, живым и сочным он выглядит. Иногда в любом случае для характеристики хроматичности цвета понятий «яркий» и «тусклый» употребляться не должны, т.к. они напрямую относятся к светлоте (яркости) цвета.

Чистота ахроматических «нейтралов» - белого, черного и серого – равна нулю.

Однако чистоту или хроматичность цвета измерить точно без специальных приборов (колориметров, спектрофильтров) невозможно. Поэтому на практике для характеристики чистоты цвета, как правило, используют визуально воспринимаемую насыщенность цвета,

Насыщенность (INTENSITY:) определяют по отношению спектрального (хроматического) цвета к серому. Насыщенный цвет выглядит на фоне серого более чисто.

Насыщенность визуально показывает степень приближения окраски к предельно возможной для данного цвета, имеет второе название интенсивность и в зависимости от условий освещенности (много или мало света падает на конкретный цвет) может визуально изменяться при неизменном составе данного цвета. Например, в солнечный день красный цветок как будто горит на солнце. Но стоит туче закрыть лучи солнца, и ярко-красный цветок сразу становится бледно-красным. Для характеристики насыщенности цвета понятий «яркий», «тусклый», «светлый» или «темны» употребляться не должны, т.к. они напрямую относятся к светлоте (яркости) цвета. Насыщенность цвета обычно характеризуют теми же словами, что и хроматичность: «чмстый», «сильный», «бледный2, «слабый».

Цветовая контрастность – это использование цветов, которые резко отличаются по светлоте и насыщенности.

Дизайнеры практически не используют чистые спектральные цвета. Они придают им разную яркость, связанную с тем или иным цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Таким образом, создается ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОМНИТЕ

- Если нужно создать сдержанную, спокойную, мягкую, единую цветовую композицию, можно использовать цвета одной степени насыщенности.

- Если хотите, чтобы композиция получилась активной и контрастной, используйте цвета, которые резко отличаются друг от друга по нескольким свойствам (насыщенности и светлоте или цветовому тону и светлоте и так далее).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Между цветами, которые образуют полные ахроматический и хроматический круги, возникают родственные отношения

Родственные отношения цветов

Цвета Родственные отношения
Ахроматические Строятся на сочетании ахроматических оттенков
Монохроматические Строятся на сочетании оттенков одного хроматическогоцвета
Бихроматические Строятся на сочетании рядом расположенных цветов
Дихроматические Строятся на сочетании дополнительных цветов
Полихроматические Строятся на сочетании разных цветов

Зная родственные отношения цветов, для решения различных композиционных задач можно использовать близкие (нюансные) и далекие (контрастные) цвета.

Композиционно-художественные свойства цветов

Свойства Цвета
А. Светлые цвета Зелено-желтый, желтый, оранжевый, красный
Б. Темные цвета Голубой, синий, фиолетовый
А. Теплые цвета Желтый, оранжевый, красный
Б. Холодные цвета Зеленый, голубой, синий
А. Легкие цвета Зеленый, зелено-желтый, желтый
Б. Тяжелые цвета Фиолетовый, пурпурный, красный
А.Выступающие цвета Зелено-желтый, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красный
Б. Отступающие цвета Голубой, синий, фиолетовый
А. «Жесткие» цвета Голубой, зеленый
Б. «Мягкие» цвета Пурпурный, красный, оранжевый
Активные цвета Ярко-красно-оранжевые
Менее активные цвета Фиолетово-синие
Нейтральные цвета Желто-зеленые

Есть определенная логическая закономерность и в соотношении площадей цветовых полей.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтобы создать эффект зрительной равновеликости включаемых в композицию разных по светлости цветовых полей, необходимо учитывать:

Чем тон темнее, тем его площадь по сравнению со светлым тоном выглядит меньше.

Если необходимо создать ахроматическую композицию с равномерно заполненной плоскостью, черные пятна должны быть по размеру максимальными, а белые – занимать минимум места.

Для серых (близки по тону) пятен нужно соблюдать соотношение площадей от 1:1 до 1:10

Подобным образом находятся гармоничные соотношения яркостных площадей в хроматических соотношениях яркостных площадей в хроматических композициях. Однако нужно помнить, что пятна теплых цветов (оранжевый, красный, желтый) выглядят большими по площади, чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый).

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...