Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность корпоративной социальной ответственности




СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Методические указания к выполнению раздела «Социальная ответственность» выпускной квалификационной работы для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика»

 

Составитель Н.В.Черепанова

 

Издательство Томского политехнического университета

 

 

 


 

УДК 000000 ББК 00000

 

М00

 

Социальная ответственность:Методические указания кМ00 выполнению раздела «Социальная ответственность» выпускной квалификационной работы для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика» / сост.: Н.В. Черепанова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского

 

политехнического университета, 2015. – 21 с.

 

УДК 000000 ББК 00000

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры менеджмента ИСГТ

 

«26» октября 2015 г.

Зав. кафедрой менеджмента

кандидат экономических наук,

 

_________ Н.О. Чистякова

 

Председатель

 

учебно-методической комиссии __________ Л.Р. Тухватулина

 

 

Рецензент

 

Кандидат экономических наук, Ассистент кафедры менеджмента ИСГТ ТПУ

 

К.А. Баннова

 

© Составление. ФГАОУ ВО НИ ТПУ, 2015

© Черепанова Н.В., составление, 2015

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.......................................................................................................................... 4

 

Раздел 1. Роль КСО в управлении предприятием.................................... 5

 

1.1. Сущность корпоративной социальной ответственности................ 5

 

1.2. Анализ эффективности программ КСО предприятия..................... 7

 

Раздел 2. Разработка программ КСО для предприятия.................... 12

 

2.1. Определение целей и задач программы КСО.................................. 12

 

2.2 Определение стейкхолдеров программы КСО................................. 13

 

2.3. Определение элементов программы КСО......................................... 15

 

2.4. Затраты на программы КСО................................................................... 16

 

2.5. Ожидаемая эффективность программ КСО...................................... 17

 

Заключение................................................................................................................. 19

 

Список рекомендованной литературы........................................................ 20

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Раздел выпускной квалификационной работы «Социальная ответственность» является необходимым элементом выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся по направлениям 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика».

 

Знания, полученные в ходе изучения профильных дисциплин «Корпоративная социальная ответственность», а также «Корпоративное управление» позволяют студентам получить разносторонние знания, необходимые для успешного применения своих способностей по завершению обучения в высшем учебном заведении и быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда в современных условиях.

 

Методические указания учитывают тематическое разнообразие выполняемых выпускных работ и различные этапы внедрения КСО на предприятии, поэтому состоят из набора аналитических управленческих заданий, из которых дипломирующийся студент может выбрать наиболее подходящую его ВКР задачу.

 


 

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ КСО В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

Сущность корпоративной социальной ответственности

 

Корпоративная социальная ответственность – международная бизнес-практика, которая прочно вошла в корпоративное управление в конце XX века. В настоящее время внедрение мероприятий КСО становится неотъемлемой частью успешной компании.

 

Корпоративная социальная ответственность –это:

 

1) комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;

2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие1;

 

3) добровольное участие бизнеса в улучшении жизни общества.

Иными словами социальная ответственность бизнеса – концепция,

 

согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства

 

качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом2.

Любой анализ программ корпоративной социальной

 

ответственности предполагает изучение уровней КСО. Согласно позиции А. Керолла, корпоративная социальная ответственность является многоуровневой, ее можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

 

Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функциейкомпании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.

 

Правовая ответственность подразумевает необходимостьзаконопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах.

 

1 Институт исследований мирового банка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://crinfo.worldbank.org/wbcrinfo/

 

2 Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. М.: НП Социальные инвестиции, Изд.дом «Красная площадь», 2001, С.25

 


 

Рисунок 1. Компоненты социальной ответственности корпорации

 

Этическая ответственность,в свою очередь,требует отделовой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали.

 

Филантропическая ответственность побуждает компанию кдействиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ3.

 

В практике российского бизнеса КСО регламентируется следующими положениями и рекомендациями:

 

1. ГОСТ Р ИСО 26000-2010 «Руководство по социальной ответственности». Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 20000-2010 «Guidance on social responsibility».

 

2. Серией международных стандартов систем экологического менеджмента ISO 14000. Центральным документом стандарта считается ISO 14001 «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Здесь установлены требования к системе экологического менеджмента любого предприятия. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента.

 

3. GRI (Global Reporting Initiative) – всемирная инициатива

 

добровольной отчетности. Отчет по устойчивому развитию - это

 

3 Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. №3. С. 18—20.

 


 

отчет, раскрывающий информацию о деятельности организации в экономической, экологической, и социальной области, а также в области управления.

 

4. SA 8000 – устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда.

 

В приведенных выше стандартах можно найти основные определения КСО и элементов.

 

 

1.2. Анализ эффективности программ КСО предприятия 4

 

Анализ эффективности программ КСО проводится в случае, если на предприятии реализуются внешние (направленные во внешнюю среду предприятия) или внутренние (направленные во внутреннюю среду предприятия) программы КСО.

 

Если на предприятии не реализуются программы КСО, студенту следует перейти к разделу Разработка программ КСО для предприятия.

 

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

− безопасность труда;

− стабильность заработной платы;

− поддержание социально значимой заработной платы;

 

− дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;

 

− развитие человеческих ресурсов через обучающие программы

и программы подготовки и повышения квалификации;

 

− оказание помощи работникам в критических ситуациях и т.д. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

 

− спонсорство и корпоративная благотворительность;

− содействие охране окружающей среды;

 

− взаимодействие с местным сообществом и местной властью;

 

− готовность участвовать в кризисных ситуациях;

 

− ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров), и т.д.

 

4 На основе: Трубин Л.А Корпоративная социальная ответственность. Курган: 2013.

 


 

Выполнение анализа эффективности программ КСО студент проводит на основании внутренней документации предприятия, официальной информации различных источников, включая официальный сайт предприятия, отчеты и т.д.

 

Результаты анализа сводятся в таблицу.

 

Основные этапы анализа:

1) Определение стейкхолдеров организации.

2) Определение структуры программ КСО.

3) Определение затрат на программы КСО.

4) Оценка эффективности и выработка рекомендаций.

 

1) Определение стейкхолдеров организации.

 

Одна из главных задач при оценке эффективности существующих программ КСО – это оценка соответствия программ основным стейкхолдерам компании.

 

Стейкхолдеры – заинтересованные стороны, на которые деятельность организации оказывает как прямое, так и косвенное влияние. Например, к прямым стейкхолдерам относятся потребители или сотрудники компании, а к косвенным местное население, экологические организации и т.д. Важным представляется то, что в долгосрочной перспективе для организации важны как прямые, так и косвенные стейкхолдеры. Структуру стейкхолдеров организации необходимо внести в табл. 1.

 

Таблица 1 – Стейкхолдеры организации

 

Прямые стейкхолдеры Косвенные стейкхолдеры
1…. 1…
2.. 2…
3.. 3…

 

После заполнения таблицы необходимо сделать краткий вывод относительно структуры стейкхолдеров организации на предмет количества, качества, влияния на организацию.

 

2) Определение структуры программ КСО

 

Структура программ КСО составляет портрет КСО компании. Выбор программ, а, следовательно, структура КСО зависит от целей компании и выбора стейкхолдеров, на которых будет направлены программы. Задача студента на данном этапе назвать мероприятия

 


 

КСО, реализуемые компанией, определить их тип, сроки реализации, стейкхолдеров и основные ожидаемые результаты программ. Полученные данные необходимо свести в табл. 2.

 

Таблица 2. – Структура программ КСО

 

Наименование Элемент Стейкхолдеры Сроки Ожидаемый
мероприятия     реализации результат
      мероприятия от реализации
        мероприятия
1.        
2.        
       

 

После заполнения таблицы, студент делает вывод относительно целесообразности и соответствия мероприятий КСО, реализуемых предприятием ожиданиям стейкхолдеров.

 

Перечень возможных элементов программ КСО:

Благотворительные пожертвования –форма адресной помощи,

 

выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, транспорт и т.д.).

 

Социальные инвестиции –вид инвестирования,нацеленный наподдержку социально одобренных проектов, к которым не применяется нормальная рыночная доходность. Рассматриваются социальные, экологические последствия.

Эквивалентное финансирование –форма адресной помощи,

 

которая заключается в совместном финансировании компаниями, органами государственного управления и некоммерческим сектором социальных программ.

 

Денежные гранты –форма адресной помощи,выделяемойкомпанией на реализацию определенных социальных программ. Гранты, как правило, связаны с основной деятельностью компании, ее основными стратегическими целями.

 

Корпоративное волонтерство –вил деятельности,которыйподразумевает участие сотрудников компании в работе на благо местных сообществ на добровольной основе.

 

Социально значимый маркетинг –форма адресной финансовойпомощи, которая заключается в направлении процента от продаж

 


 

конкретного товара или услуги на проведение социальных программ компании.

 

Социально-ответственное поведение –форма работы компании,

 

которая представляет разнонаправленные инвестиции, основанные на соблюдении правил этического поведения.

 

3) Определение затрат на программы КСО

 

На данном этапе студент определяет бюджет программ КСО предприятия, с учетом результатов, полученных в табл. 2. Важным этапом является определения вклада организации при эквивалентном финансировании или при корпоративном волонтерстве.

 

Студент сводит в таблицу основные затраты предприятия на корпоративную социальную ответственность. Сложностью может стать оценка затрат на внутреннюю КСО, в т.ч. на помощь детям сотрудников, неработающим пенсионерам и т.д. Если у студента отсутствуют документы, позволяющие оценить данные затраты, возможно использование метода экспертных оценок. Результаты необходимо свести в табл. 3.

 

Таблица 3 – Затраты на мероприятия КСО

 

Мероприятие Единица Цена Стоимость  
    измерения   реализации на
        планируемый  
        период  
           
           
..          
        ИТОГО:  

При финансовом учете благотворительных пожертвований, выраженных в натуральной форме, в затратах учитывается их фактическая рыночная стоимость.

 

При учете мероприятий корпоративного волонтерства, финансовая оценка производится на основе затрат человеко-часов (или человеко-дней) на программу волонерства, умноженных на почасовую (или среднедневную) зарплату сотрудника.

 

При расчете затрат на социально значимый маркетинг учитываются как средства фактически переданные на социальные программы, так и расходы на рекламу, продвижение, акции.

 


 

4) Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций

 

Критерии оценки социальной ответственности бизнеса могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Например, в каком регионе работает компания, какова ее величина, структура капитала и т.д. В качестве критериев может выступать оценка охраны окружающей среды, качества производимых товаров и услуг, отношений с работниками, активности в различных благотворительных программах. Очевидно, что эти критерии тем строже, чем выше уровень развития общества. Под воздействием внешних факторов организации вынуждены становиться информационно прозрачными и социально ответственными. Однако это дает бизнесу и значительные преимущества. Как показывают исследования, серьезно улучшаются финансовые показатели тех компаний, которые закладывают социальную ответственность в свою миссию.

 

На данном этапе анализа программ КСО предприятия, студент обладает необходимой информацией для того, чтобы сделать общий вывод относительно их эффективности. Необходимо использовать результаты пп.1-3.

 

Студент должен ответить на следующие вопросы:

 

1) Соответствуют ли программы КСО целям и стратегии организации?

 

2) Внутренняя или внешняя КСО преобладает?

3) Отвечают ли программы КСО интересам стейкхолдеров?

 

4) Какие преимущества получает компания, реализуя программы КСО?

 

5) Адекватны ли затраты на мероприятия КСО их результатам?

 

6) Какие рекомендации могут быть предложены компании для совершенствования практики КСО?

 

7) Ответы на вопросы должны быть развернутыми, они могу быть оформлены в свободной форме.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...