Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самонаблюдение клиента. Прямое наблюдение в естественной обстановке. Косвенное наблюдение в естественной обстановке. Прямое наблюдение в моделируемой обстановке




Самонаблюдение клиента

Клиентов просят собрать основные данные, наблюдая за своим поведением. Для этого можно предложить клиентам ежедневно заполнять таблицы в специальном дневнике, а затем проанализировать сделанные записи. Табл. 10. 1 представляет собой фрагмент такого поведенческого дневника. Клиенты могут вести дневники в течение недели или в течение более продолжительного периода времени (при необходимости), из дневни­ков можно получать относящуюся к делу информацию. При ведении таких дневников оценка производится тогда, когда требуется дополнительная информация об опреде­ленных видах поведения. Шарп и Льюис (Sharpe, Lewis, 1976) приводят примеры таб­лиц мониторинга, составленных на основе формата «стимул, реакция, последствие, " что я бы хотел сделать" » (анализируется широкий диапазон видов поведения).

Прямое наблюдение в естественной обстановке

Иногда поведенческие консультанты могут отправиться с клиентами в какое-либо об­щественное место, чтобы посмотреть, как клиенты ведут себя в реальной жизни. Так, может быть полезным посещение пабов или ресторанов вместе с клиентами, которым трудно пить или есть в обществе незнакомых людей. Консультанты наблюдают за кли­ентами и обсуждают их поведение и эмоции в тот момент, когда они проявляются, или вскоре после этого. Однако следует отметить, что в присутствии консультантов клиен­ты могут вести себя не так, как обычно.

Косвенное наблюдение в естественной обстановке

Находит применение и другая форма наблюдения в естественной обстановке — кон­сультанты собирают информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимо­действуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультант может расспросить, например, преподавателей или родителей, если он работает с детьми, или супругов — если он работает с людьми, состоящими в браке. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их кли­ентов в специфических ситуациях. Следует иметь в виду, что в рассказе реальное пове­дение может быть представлено в искаженном виде в связи с пристрастным отношени­ем наблюдателя. Еще раз подчеркнем — если клиенты знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя неестественно. Однако беспрепятственно наблюдать за клиента­ми и представлять отчеты об этом третьему лицу, если клиент не знает о наблюдении или не дает согласия на его проведение, не позволяют этические нормы. Иногда прове­дение косвенных наблюдений в естественной обстановке возможно с применением кодов поведенческого мониторинга и с подсчетом частоты встречаемости различных видов поведения.

Прямое наблюдение в моделируемой обстановке

Ролевая игра является одной из форм прямого наблюдения в моделируемой обстанов­ке. Клиентов можно попросить разыграть вместе с консультантами отдельные фраг­менты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить кли­ентам сыграть некоторые другие роли в данной ситуации. Такие представления могут помочь школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с родите­лями, или брачным партнерам, которым не удается нормально общаться друг с другом. Еще одной формой наблюдения со стороны — либо консультантами, либо другими людьми, является наблюдение за поведением клиентов в группе с помощью зеркал с односторонней проводимостью. Левинсон и его коллеги предложили использовать для оценки поведения клиентов специальную анкету, в которой внимание фокусируется на действиях и реакциях каждого члена группы. С помощью таких анкет можно произ­водить количественную оценку аспектов социального опыта, рассчитывать «общую сумму поведения», исследовать положительные и отрицательные реакции и определять диапазон взаимодействий (Lewinsohn et al., 1970).

Исследование поведенческой оценки

Как поведенческие консультанты производят оценку на практике? Свои и Макдо-нальд сделали обзор процедур оценки, используемых американскими терапевтами по­ведения. Они выяснили, что наиболее популярны следующие десять процедур: 1) ин­тервью с клиентом (89 %); 2) анализ данных, полученных клиентом при самонаблюде­нии (51 %); 3) интервью с другими людьми, значимыми для клиента (49 %); 4) прямое наблюдение за клиентом (40 %); 5) получение информации от других специалистов (34 %); 6) организация ролевых игр (34 %); 7) анализ отчетов клиента о своем поведе­нии (27 %); 8) проведение демографических анкетных опросов (20 %); 9) обработка личных анкет (20 %); 10) тематическое тестирование (19 %) (Swan, MacDonald, 1978). Выбор консультантом процедур оценки зависит от того, на какой стадии лечения нахо­дится клиент.

О том, как некоторые поведенческие консультанты производят оценку на практике, можно судить по следующему заключению Каздина, основанному на анализе данных, которые были получены при проведении ряда исследований: «К сожалению, надо от­метить, что при принятии решений вообще и, более конкретно, при принятии реше­ний в рамках клинической работы пока не удается добиться беспристрастности... Си­стематический сбор информации в контексте лечения не исключает пристрастного отношения» (Kazdin, 1993, р. 13). Так же как и другие консультанты, поведенческие консультанты нередко смешивают элементы субъективного и объективного. Однако Каздин (Kazdin, 1993) утверждает, что систематический сбор информации повышает эффективность лечения в большей степени, чем произвольная оценка прогресса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...