Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вербальных и невербальных средств общения




 

1. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

2. Невербальная коммуникация и ее роль в диагностике психологических и поведенческих особенностей личности.

 

Общение представляет собой одну из форм реализации социальных взаимодействий. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс. Оно включено в индивидуальную и групповую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Вербальное общение предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов, пантомимы, через прямые сенсорные или телесные контакты. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Вербальное общение по своим коммуникативным возможностям гораздо богаче невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Для осуществления эффективного вербального общения, что особенно важно для специалиста по социально-культурному сервису и туризму, необходимо учитывать следующие специфические особенности.

1. В процессе общения мы имеем дело с взаимодействием двух или более людей, каждый из которых является активным субъектом. Каждый из собеседников должен ориентироваться на другого участника общения, учитывать его интересы, цели, мотивы.

2. Обмениваясь какой-либо информацией, собеседники могут повлиять друг на друга, т. е. общение предполагает воздействие на поведение общающихся людей.

3. Эффективное общение возможно лишь тогда, когда собеседники обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации информации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке», поскольку, используя одни и те же понятия, люди могут вкладывать в них разное содержание: социальные, возрастные и другие особенности могут быть тому причиной.

4. В процессе общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они порождаются как объективными социальными факторами, так и психологическими явлениями. Например, принадлежность участников общения к разным социальным, религиозным, профессиональным, политическим группам может обуславливать разное мироощущение, мировоззрение. Психологические барьеры могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, некоммуникабельность), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п.

В процессе общения следует обращать внимание и на характеристики голоса, что относится к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, тембр, интонация, дикция, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека.

Невербальные средства общения представлены тремя группами: кинесика, такесика, проксемика (см. рис. 2).

 

Невербальные средства общения

Кинесика   Такесика   Проксемика

экспрессивно-выразительные движения   визуальный контакт (взгляд) рукопожатие ориентация
   
поцелуй дистанция

жесты похлопывание

и т. д.

мимика

 

поза

 

походка

 

Рис. 2. Невербальные средства общения

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...