Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ использования различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках разных типов.




В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

1. Фронтальная.

Фронтальной формой организации учебной деятельности обучающихся называется такой вид деятельности педагога и обучающихся, когда все дети одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всей группой обсуждают, сравнивают и обобщают результаты этой работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Он организует сотрудничество обучающихся и определяет единый для всех темп работы.

Педагог ведет работу со всей группой одновременно, общается с обучающимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа. Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми воспитанниками для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространённая форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и на других видах учебных занятий. Фронтальная форма организации учебной деятельности способствует установлению особенно близких отношений между педагогом и группой, совместной дружной работе, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач.

Фронтальное обучение способствует взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех обучающихся группы и их общий прогресс в обучении. Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ребенка. Поэтому фронтальная работа на занятии сочетается с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала, которое применяется чаще всего для сообщения новой информации, широко используется фронтальная беседа. Постановкой вопросов (проблемных, наводящих и др.), комментариями и оценочными суждениями педагог направляет ход беседы таким образом, чтобы привлекать к участию в коллективном обсуждении отдельных обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый ребенок выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством педагога. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все обучающиеся принимают участие в обсуждении полученных результатов.

Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:

– воспитывает в обучающихся чувство коллективизма;

– позволяет обучаемым рассуждать;

– формирует устойчивые познавательные интересы;

– педагог получает возможность влиять на весь коллектив.

Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного обучающегося, в силу чего часто проявляются тенденции к побуждению обучающихся к единому темпу работы. К чему, в силу своей разно уровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков они не готовы. Дети с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны педагога, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем детям с высокими учебными возможностями. Сильные же обучающиеся нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, в заданиях поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию обучающихся и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности детей необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы и другие формы. Так, где же эффективнее всего использовать фронтальную форму организации познавательной деятельности? При изучении нового материала и его закреплении. А вот применение полученных знаний лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу.

2. Индивидуальная.

Эта форма организации предполагает, что каж­дый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В педагогической литературе выделяют два вида инди­видуальных форм организации выполнения заданий: ин­дивидуальную и индивидуализированную. Первая характе­ризуется тем, что деятельность обучающегося по выполнению общих для всей группы заданий осуществляется без кон­такта с другими обучающимися, но в едином для всех тем­пе, вторая предполагает учебно-познавательную деятель­ность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого обучающегося сообразно его подготовке воз­можностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности обучающихся на занятии являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от ме­ханической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной само­стоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль педагога за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возни­кающих у обучающихся затруднений. Причем для слабоуспе­вающих обучающихся дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере, оказываемой помощи педагогом. Он наблюдает за их рабо­той, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие учащиеся не справляются с заданием, педагог мо­жет прервать индивидуальную работу и дать всей группе дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для об­общения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы обучающихся при закреплении, повторении, орга­низации различных заданий. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

3. Групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

В ходе групповой работы легче выявить индивидуальные особенности и уровень подготовленности школьников, степень овладения ими учебными приемами.

Главным признаком групповой работы учащихся на занятии являются:

- группа на данном занятии делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога:

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы:

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

- руководители групп и сам их состав могут быть различными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения детей разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга.

-в группе не должно быть негативно настроенных друг другу учащихся.

Достоинства групповой организации учебной деятельности заключаются в следующем:

- приучение учащихся к коллективным методам работы;

-в формировании положительных нравственных качеств личности.

Групповая форма организации учебной деятельности несет и ряд недостатков.

- трудность комплектования групп и организации работы в них;

- слабая способность учащихся самостоятельно разобраться в учебном материале;

-неспособность учащихся избрать самый экономный путь выполнения задания.

В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных заданиях, оригинальных заданиях.

Только в сочетании с другими формами обучения – фронтальной и индивидуальной – групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Хорошие результаты дает сочетание фронтальной и групповой форм работы, когда фронтальная форма предшествует групповой и завершает ее.

Индивидуальная работа хорошо сочетается с групповой: учитель дает индивидуальные задания отдельным учащимся, в то время как большинство школьников работает группами.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...