Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество и количество, мера




В кн. «Наука логики» Гегеля рассматр-ся учение о бытии, о сущности и его понятии. В первом разделе кн. мыслитель выделяет 3 формы бытия, оговаривая при этом, что они суть первые и вместе с тем самые бедные, т.е. самые абстрактные: кач-во, колич-во, мера. Кач-во – это в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое кач-во; колич-во – напротив, внеш-я бытию, безразличная для него определенность (напр., дом остается тем, что он есть, будь он больше или меньше, и красное остается красным, будь оно светлее или темнее); мера есть единство первых двух – колич-ное качество. Все вещи имеют свою меру, т.е. колич-ую определенность, и для них безразлично, будут ли они велики, но вместе с тем это безразличие имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увелич-и или уменьш-и) вещи перестают быть тем, чем они были.

 

------------------------------------------------------------------------

Единство и борьба противоположностей

Согласно з-ну единства и борьбы противопол-й, во всех видах реальности друг другу противостоят противопол-ти, кот. находятся в противореч-х отнош-ях. На наш взгляд, рассматрив-мый з-н явл. весьма неуклюжей попыткой свести многообразие отнош-й, кот. описыв-ся той или иной наукой, к одному универсальному з-ну. Рассм., напр., данные физики. Физика имеет дело с большим многообразием частиц. Это частицы разные, но их невозм-но втичнуть в узкое ложе постулируемых противопол-тей. Часто утвержд-ся, что частицы с отрич-м электрозарядом явл-ся противопол-тями по отн-ю к част-м с положит-м зарядом. Допустим, но как в таком случае быть с чат-ми нейтрального заряда? Не ясно. Не удалось физикам обнаружить и к.-л. противоречия. Частицы взаимод-ют между собой, только и всего. Нет никаких оснований для того, чтобы классифиц-ть взаимодействие частиц как диалектические противоречия.

Осн. формы разреш-я противоречия: переход противопол-тей друг в друга; примирение крайностей; победа одной из противопол-тей; исчезновение, гибель обеих против-тей и коренное преобраз-е системы.

------------------------------------------------------------------------

Отрицание, отрицание отрицания

Согласно з-ну отрицания отрицания, изменения происходят в 2 этапа: сначала исходное явл-е превращ-ся в свою противопол-ть (так, посеянное зернышко «вытягив-ся» в стебель), затем происходит возврат к исходному явл-ю, но на более высоком уровне (на стебле появляется не одно, а несколько зерен). Рассматр-мый з-н, видимо, характерен для процессов с циклич-м характером развития. Однако развитие не всегда идет по циклу (вряд ли соврем-е общ-во вернется, в т.ч. и на так называемой более высокой основе, к первобыт-му общ-ву). А если развитие имеет циклич-й характер, то его разумно описывать в точных терминах соответст-х наук, кот. прекрасно обходятся без таких довольно непроясненных понятий, как «превращение в свою противопол-ть» и «отрицание отрицания».

 

------------------------------------------------------------------------

Чувственное познание и его особенности

Чувственным наз. познание, при кот. доминирующую роль играют органы чувств. Расслоение двух видов знания (чувств-го и рацион-го) характерно для всей истории фил-ии. Чувств-е познание пытается выявить содержание из показаний органов чувств, свидетельств-х о самих объектах. К формам чувств-го позн-я относятся ощущения – наиболее элементар-е, далее неразложимое и не имеющее структуры познавательное явл-е, тот «мостик», кот. связывает чел-ка и окруж-ю его действит-ть. По выраж-ю В.И. Ленина, «иначе чем через ощущение, мы ни о каких формах вещ-ва, ни о каких формах движения ничего узнать не можем». Ощущ-е есть отраж-е отдельных св-в предметов объектив-го мира во время их непосредств-го воздействия на органы чувств. Информац.-пропуск-я способ-ть органов чувств чел-ка такова: самый большой объем информации чел-к получает с помощью зрения, затем (по убывающей) – с пом-ю осязания, слуха, вкуса, обоняния.

Целостный образ, отраж-й непосредств-е воздействие на органы чувств единичных предметов и состоящий из комплекса ощущений, наз-ся восприятием. В понимании природы восприятия большое место отводится двигат-м процессам: движ-ю руки, ощупывающей предмет; движ-ю глаз, прослеж-х видимый контур. Другая характ-ка восприятия – интенция, т.е. направленность на к.-л. ситуацию, что обеспеч-т возмож-ть субъектив-х трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

После прекращ-я непосредств-го воздействия на органы чувств образ предмета не исчезает бесследно, а хранится в памяти – структурном компоненте сознания, связанном с механизмами запечатления, сохр-ния, воспроизв-я и переработки поступающей в мозг инф-ии. Виды памяти: моторная, эмоцион-я, образная, словесно-логич., долговрем-я и кратковрем-я.

В рез-те созранения памятью внеш-х воздействий возникают представления, т.е. образы предметов, кот. отсутствуют, но кот. когда-то воздействовали на органы чувств чел-ка, а также образы, созданные усилиями продуктивного воображения.

Чувств-е познание основано на воспринимающей способ-ти, при отсутствии кот. чувств. позн-е любого предмета невозможно. Являясь источником познания, чувств- позн-е довольно ограниченно. По Гегелю, чувств-я достоверность – самая бедная форма познания; Гегель подчерк-т также противореч-ть образов в позн-и.

 

------------------------------------------------------------------------

Неотомизм

 

Причина и следствие

Необходимость и случайность

27. Форма и содержание

Возможность и действительность

Часть, целое, система

Единичное, особенное и всеобщее

41. Политико-правовая сфера
жизни общества

 

Политическое и правовое сознание

Нравственность как форма общественного сознания

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...