Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продольное исследование «принстон -пен»




Может ли в пессимистическом стиле объяснения коре­ниться причина депрессии и слабых успехов детей — подоб­но тому, как это бывает у взрослых? В 1981 году, когда этот вопрос возник в ходе моих исследований, я подумал о Джоан Джиргус. Мы с ней поддерживали контакт все эти годы и были в курсе исследований друг друга. Часть ее работы была посвящена детям; точнее, тому, как по мере роста ребенка развивается его восприятие. Я знал также, что в своем колледже в Нью-Йорке она серьезно занима­ется проблемой неуспеваемости студентов. В общем, я счи­тал, что она была бы идеальным партнером в моем иссле­довании.

«Все идет к тому, — сказал я ей при встрече, — что, как мне кажется, школьная неуспеваемость в основном свя­зана вовсе не с недостатком способностей. Наши последние данные показывают, что стоит ребенку впасть в депрессию, как его успеваемость резко падает».

Я некоторое время развивал эту идею, а затем расска­зал Джоан о последних открытиях Кэрол Двэк, которые показывают, что в плохой академической успеваемости ви­новат пессимистический стиль объяснений. «Совсем недав­но, — сказал я, — до меня дошли слухи о последней работе Кэрол. Она делила учеников начальной школы на группы «беспомощных» и «мастеров» в зависимости от их стиля объяснения. Затем она устраивала им серию неудач (неразрешимых задач), за которыми шли успехи (разреши­мые задачи)».

«До неудач между группами практически не было разни­цы. Но как только начались неудачи, появилась и удиви­тельная разница. У «беспомощных» детей стратегия реше­ния задач быстро деградировала до уровня первого класса.


Школа_____________________________________ 221

Дети начинали ненавидеть это занятие и стали говорить, как здорово они раньше играли в бейсбол или выступали в школьных спектаклях. Если случались неудачи у «масте­ров», их стратегия решения задач оставалась на уровне Четвертого класса, и они сохраняли работоспособность, хотя и признавали свои ошибки. Одна девочка из группы «мас­теров» закатала рукава и сказала: «Люблю сложные зада­чи!» Все они выражали уверенность, что снова встанут на ноги, и держались.

И вот еще что, — продолжал я, — в конце экспери­мента, когда всем детям предлагали разрешимые задачи, дети из «беспомощной» группы недооценивали свои воз­можности; так, они считали, что смогут решить только пятьдесят процентов задач такого типа, с какими они рань­ше прекрасно справлялись. Дети из группы «мастеров» считали, что сумеют решить девяносто процентов.

И мне кажется, — сказал я в заключение, — что главной проблемой, лежащей в основе депрессии и слабой успеваемости многих детей, является пессимизм. Как толь­ко ребенок приходит к мысли, что ничего не может сделать, он перестает стараться, и оценки у него ухудшаются. Мне бы хотелось заняться этой проблемой вместе с тобой».

Джоан не сразу приняла мое приглашение. Она задала еще несколько вопросов, потом задумалась и наконец ска­зала: «Я, пожалуй, готова согласиться, что решающими с точки зрения успеваемости действительно являются опти­мизм и способность не отступать перед трудностями. Но я думаю, что исследовать следует период обучения не в кол­ледже и даже не в средней школе. Видимо, видение мира складывается в начальной и неполной средней школе. Во всяком случае, до созревания, а не после».

По одному из счастливых совпадений, как раз в это время в Пенсильванский университет на первый курс аспи­рантуры приехала Сьюзен Нолен-Хексма и стала катализа-


222 ^_________________ Мартин Э. П. Зелишая

тором этого проекта. Сьюзен тогда был двадцать один год; она была тихой, но целеустремленной. Ее руководитель из Йельского университета прислал мне письмо, в котором сообщал, что она была его лучшей студенткой за десять лет и он очень завидует тому, что она решила изучать беспо­мощность у детей. Он также предупредил меня, чтобы я не принял ее спокойную манеру поведения за робость или по­средственность ума.

Я пересказал Сьюзен свой разговор с Джоан, и она немедленно заявила: «Именно этому делу я хотела бы по­святить свою жизнь».

За этим последовали два года, в течение которых мы уговаривали директоров, учителей, родителей и детей в школах вблизи Принстона, штат Нью-Джерси, а затем, наконец, Национальный институт душевного здоровья разрешить нам провести широкомасштабные исследования с целью прогно­зирования, кто подвержен депрессии и кто плохо успевает в начальной школе. Мы хотели обнаружить источник депрес­сии, которая поражает так много детей и мешает их учебе в школе. Осенью 1985 года началось так называемое «Про­дольное исследование Принстон-Пен». В этом исследова­нии принимали участие четыреста третьеклассников, их учи­теля и родители; программа должна была продолжаться почти пять лет, пока эти ребята не кончат седьмой класс.

Мы предположили, что двумя основными факторами риска с точки зрения депрессии и неуспеваемости детей являются:

ф Пессимистичный стиль объяснения. Дети, склонные считать отрицательные события постоянными, все­объемлющими и личными, через некоторое время впадают в депрессию и начинают плохо учиться.

• Неблагоприятные события. Дети, которые сталкивают­ся с этим фактором (разводы, смерти, безработица в семьях), будут учиться хуже всех.


Школа 223

В настоящее время в нашем распоряжении находятся данные, собранные в течение первых четырех лет этой пя­тилетней программы. Самым сильным фактором риска для позднейшей депрессии является (и это не удивительно) более ранний приступ депрессии. Если дети хоть раз впадали в депрессию, у них возникает склонность к рецидиву; если же у детей в третьем классе не случалось депрессии, то была высокая вероятность того, что они с ней не встретятся ни в четвертом, ни в пятом классе. Чтобы это обнаружить, не требовалось проводить исследование стоимостью полмил­лиона долларов. Но кроме этого (и, пожалуй, поважнее) было установлено, что действительно стиль объяснения и неблагоприятные события жизни детей являются сущест­венными факторами риска с точки зрения депрессии. Рас­смотрим теперь действия этих факторов по отдельности.

Стиль объяснения

Дети с пессимистическим стилем оказываются в крайне невыгодном положении. Если ваш ребенок начинает учить­ся в третьем классе с пессимистической оценкой по тесту CASQ, ему угрожает депрессия. Мы разделили всех детей на тех, у кого соответствующая оценка ухудшалась со вре­менем, и тех, у кого она, наоборот, улучшалась. Стиль объяснения позволяет дифференцировать эти две группы по следующим тенденциям:

• Если ты пришел в третий класс с пессимистическим
стилем и не впал пока в депрессию, у тебя много
шансов впасть в нее позднее.

• Если ты пришел с пессимизмом и находишься в деп­
рессии, ты в ней и останешься.

• Если ты пришел с оптимизмом и находишься в деп­
рессии, она ослабнет.

• Если ты пришел с оптимизмом и не находишься в
депрессии, то останешься свободным от нее.


224_____________________ Мяртяя Э, /7. Зелигман

Что бывает сначала: пессимизм или депрессия?

Ведь как пессимизм может привести вас к депрессии, так и депрессия может заставить вас смотреть на мир пес­симистически. Оказывается, возможно и то, и другое. Если в третьем классе у тебя была депрессия, то в четвертом твой пессимизм усилится; если ты был пессимист в третьем клас­се, то в четвертом ты можешь впасть в более тяжелую депрессию. Эти два фактора образуют порочный круг.

Синди попала в этот порочный круг. Зимой, когда она училась в третьем классе, родители сказали Синди, что они разводятся, отец ушел из семьи. Ее стиль объяснения и раньше был несколько пессимистичнее среднего, но теперь она стала апатичной и плаксивой. Оценки ее депрессии под­скочили до небес. Ухудшилась ее учеба, она стала сторо­ниться друзей, как часто делают дети в депрессии. Девочка стала считать себя нелюбимой и глупой, и это сделало ее стиль объяснения более пессимистичным. В свою очередь, пессимистический стиль затруднил для нее возможность переносить разочарования. Синди стала истолковывать даже мелкие неприятности как свидетельство того, что ее никто не любит и что она плохая, и она стала впадать в еще более глубокую депрессию.

Уловить, когда этот порочный круг формируется у ва­шего ребенка, и научиться разрывать его — одна из важ­нейших вещей, которым должны научиться родители. Как это сделать, вы узнаете в главе 13.

Неблагоприятные события

Чем больше неприятностей выпадает на долю ребенка, тем сильнее его депрессия. Дети — оптимисты, сопротив­ляются неблагоприятным событиям лучше, чем пессимисты, дети, популярные среди сверстников, лучше, чем непопу­лярные. Но это не в силах помешать неблагоприятным


Школа 225

событиям оказывать депрессирующее влияние на всех де­тей.

Обратите особое внимание на некоторые события. Если они происходят, вам придется уделить своему ребенку мак­симум времени и всю, какую только возможно, помощь и поддержку. Именно в это время следует воспользоваться на практике упражнениями, о которых вы узнаете в главе 13,

• Брат, или сестра, уходит из дома, чтобы поступить в
колледж или на работу.

• Умирает любимое домашнее животное; сколь обыч­
ным ни кажется это событие, оно оказывает на ре­
бенка разрушительное воздействие.

• Умирает дедушка или бабушка, которых ребенок хо­
рошо знал.

• Ребенок переходит в новую школу — и тем самым
теряет друзей.

• Вы ссоритесь со своим супругом (супругой).

ф Вы разводитесь или расходитесь; вместе с родитель­скими ссорами это — проблема номер один.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СКАНДАЛЫ И РАЗВОД

Вследствие того, что разводы и серьезные ссоры меж­ду родителями учащаются и становятся важнейшими причи­нами депрессии у детей, мы в своем «продольном исследо­вании» уделили особое внимание детям, которые сталкива­лись с этими явлениями.

Когда мы начинали исследование, 60 детей — около 15% — сообщили, что их родители либо в разводе, либо живут врозь. Мы внимательно наблюдали за этими детьми в течение трех последних лет и имели возможность сопоста­вить их с остальными. То, что они рассказывали нам, мо-. жет иметь важные последствия для нашего общества в


226 Мартин Э. П. Зелигмав

целом, а также подсказать вам, как следует вести себя с детьми, если вы разводитесь.

Во-первых, и это особенно важно, нервное состояние детей разведенных родителей, как правило, плохое. По дан­ным проверок, которые проводились дважды в год, эти дети намного больше страдают от депрессии, чем дети из полных семей. Мы надеялись, что со временем эта разница будет сглаживаться, но не тут-то было. Даже через три года дети из неполных семей намного больше страдали от депрессии, причем по всем параметрам: они больше грустят, заметно выделяясь в классе; у них меньше живости, ниже самооценка, больше жалоб на самочувствие, да и беспокой­ства от них больше.

Важно понять, что это — усредненные оценки. Неко­торые из детей не впадали в депрессию, некоторые со вре­менем избавились от нее. Развод не обязательно обрекает ребенка на годы депрессии; он только делает депрессию более вероятной.

Во-вторых, с детьми разведенных родителей продол­жают происходить и другие неблагоприятные события, что поддерживает у них состояние депрессии. Эти события де­лятся на три категории. Первая — это события, вызванные непосредственно разводом или депрессией, сразу за разво­дом последовавшей. Они гораздо чаще случаются именно с детьми разведенных родителей:

• Мать устраивается на новую работу.

ф Новые товарищи по классу менее дружелюбны.

• Кто-то из родителей вступает в новый брак.

• Кто-то из родителей ложится в больницу.

0 Ребенок не успевает по какому-то предмету в школе. Эти дети сталкиваются с большим количеством собы­тий, которые сами по себе могли бы явиться причиной развода:

• Их родители больше ссорятся.


Школа____________________________________ 227

• Их отцы чаще отправляются в деловые поездки.
Ф Кто-то из родителей теряет работу.

Все перечисленное не слишком удивительно. Но вот следующая категория событий, от которой больше страдают дети разведенных, нас просто потрясла. У нас нет их серьез­ного объяснения, но мы думаем, вам следовало бы знать о них:

щ У детей разведенных родителей сестер и братьев гос­питализируют в три с половиной раза чаще, чем у детей в полных семьях.

• У самих этих детей шансы попасть в больницу тоже
в три с половиной раза больше.

• Вероятность, что у такого ребенка умрет друг вдвое
выше.

• Вероятность смерти дедушки или бабушки тоже вдвое
выше.

Некоторые из этих событий могут быт* причиной или последствиями развода. Но в дополнение к этому семьи, где имеет место развод, похоже, поражены еще каким-то невезением, которое не должно бы иметь ничего общего с самим разводом, ни как причина, ни как следствие. Невоз­можно представить, как смерть близкого друга ребенка или дедушки с бабушкой может быть связана с разводом его родителей. Тем не менее перед вами статистика.

Все это вместе образует довольно мерзкую обстановку, в которой приходится существовать ребенку. Считается, что для детей лучше, чтобы их невезучие родители развелись, чем если бы дети продолжали жить с родителями, которые ненавидят друг друга. Но из наших исследований вырисо­вывается достаточно мрачная картина жизни этих детишек: затяжная неослабевающая депрессия; повышенная вероят­ность разрушительных событий плюс череда каких-то непо­нятных невезений. С моей стороны было бы безответствен­но не посоветовать вам серьезно воспринимать эту статис­тику, если вы подумываете о разводе.


228______________________ Мартин Э, П. Зелилнан

Но проблема может быть не только собственно в раз­воде. Проблема может корениться и в скандалах между родителями. В течение тех же трех лет мы наблюдали за семьюдесятью пятью детьми, чьи родители, хоть и не раз­велись, но ужасно не ладят. Дети из скандальных семей выглядят почти так же плохо, как и дети разведенных родителей: они находятся в тяжелой депрессии, в том числе даже после того, как родители перестают ругаться, и боль­ше страдают от неблагоприятных событий, чем дети из благополучных семей, где родители не ругаются.

Можно предположить два механизма, при помощи ко­торых родительские скандалы оказывают столь стойкое и неблагоприятное воздействие на детей. Первый состоит в тем, что родители, которые стали очень несчастливы вмес­те, ругаются и затем расходятся. Эта ругань и разделение семьи в свою очередь беспокоят ребенка, вызывая у него стойкую депрессию. Второй же больше соответствует об­щепринятым понятиям: родители, которые ругаются и раз­водятся, очень несчастны друг с другом. Их скандалы и развод сами по себе мало влияют на ребенка, но он знает о том, что его родители очень несчастны, и это так его рас­страивает, что он впадает в стойкую депрессию. К сожале­нию, наши данные не позволяют однозначно утверждать, какая из этих двух гипотез верна.

Что же это означает для вас?

Многие браки находятся в неустойчивом состоянии, их расшатывают раздоры и конфликты. Менее драматична, но более обычна такая ситуация, когда через несколько лет после свадьбы люди приходят к выводу, что более не любят своих супругов (супруг). Тем самым создается питательная среда для конфликтов. Но в то же время оба родителя в высшей степени заинтересованы в благополучии своих детей.

Представляется очевидным (по крайней мере, статисти­чески) тот факт, что долговременный вред вашим детям


Школа 229

может принести любой вариант реакции на несчастливый брак: как развод, так и скандалы. Если окажется, что при­чиной переживания детей является скорее несчастье родите­лей, чем открытые скандалы, то я бы очень рекомендовал семейный совет с целью какого-то общепринятого компро­мисса.

В том же случае, если^ как скандалы, так и развод супругов ведут к депрессии ребенка и если для вас первосте­пенное значение имеют именно его интересы, а не ваша собственная удовлетворенность жизнью, я бы порекомендо­вал вам еще раз серьезно задуматься: не хотите ли вы воздержаться от того, чтобы разойтись? И еще более жесткий вопрос: не хотите ли вы воздержаться от скандалов?

Я не настолько наивен, чтобы предлагать вам никогда не ругаться. Иногда и скандал помогает: проблема находит свое разрешение, ситуация улучшается. Но многие семей­ные скандалы оказываются непродуктивными. Я, к сожале­нию, не могу дать вам совета, как ругаться продуктивно, поскольку не являюсь в этом вопросе большим специалис­том. Единственное, что я твердо знаю по данному вопросу, это то, что связано с разрешением конфликта. Известно, что дети, которые смотрят фильмы про то, как взрослые ругаются, переживают гораздо меньше, если конфликт сто­рон имеет ясное разрешение. Это означает, что, если уж вы поругались, постарайтесь сделать так, чтобы итог ссоры был недвусмысленным и ребенок знал, каков он.

Я уверен, что, кроме этого, очень важно, чтобы, при­няв решение поссориться, вы отдавали себе отчет в том, что ссора может навредить вашим детям. Вы, конечно, можете считать свое право на скандал священным. К тому же в наше время многие считают возможным, здоровым и за­конным демонстрировать окружающим все, что угодно. Разозлился — давай ругаться напропалую, имеешь право. Это проистекает и из фрейдистской точки зрения, что во


230 ___________________ Мар тия Э. П. Зелягмаи

избежание отрицательных последствий не следует прятать свой гнев внутри себя. Что будет, если подставлять другую щеку?! С одной стороны, не излившийся гнев вызывает мгновенный рост кровяного давления и вполне может, по большому счету, привести к нежелательным психосомати­ческим последствиям. С другой стороны, дать выход гневу зачастую означает нарушить сохранявшееся ранее зыбкое равновесие отношений. Происходит эскалация ненависти, которая, не найдя разрешения, начинает жить по собствен­ным законам. Пара начинает существование в атмосфере нарастания взаимных обвинений.

Однако эти последствия уклонения (или не уклонения) от скандала касаются только самих супругов. Что же каса­ется детей, то существует очень мало аргументов в пользу родительского скандала. Поэтому я предпочитаю быть про­тивником преобладающей этики и советую (если, конечно, больше всего вам дороги дети) не раз все взвесить, прежде чем решаться поскандалить. Право на гнев и скандал не относится к правам человека. Попробуйте проглотить оби­ду, пожертвовать гордостью, смириться с тем, что супруг не уступает вам так, как, по вашему мнению, вы заслужи­ваете. Отступите, прежде чем спровоцировать супруга или ответить на его провокацию. Вы можете, конечно, выбрать скандал, но знайте, что ставкой в первую очередь является благосостояние ребенка, а потом уже ваше.

Наши исследования показали, что типичной является такая последовательность событий.

Скандалы родителей или их развод ведут к заментому углублению депрессии ребенка. Депрессия ведет к школь­ным проблемам, и стиль объяснения ребенка становится более пессимистическим. Школьные проблемы в сочетании с новым уровнем пессимизма усугубляют депрессию, и формируется порочный круг. Депрессия становится посто­янным спутником жизни вашего ребенка.


Школя______________________ 231

Эскалация родительских скандалов или решение разой­тись знаменуют тот самый момент, когда вашему ребенку требуется дополнительная помощь, чтобы предотвратить депрессию и сползание в пессимизм, а также сгладить школь­ные проблемы. Именно тогда ему нужна специальная по­мощь со стороны учителей и вас. Сойдите со своей накатан­ной колеи, чтобы стать ближе своему ребенку. Один-един­ственный знак любви может противодействовать воздейст­вию скандалов. В это время может оказаться полезной и профессиональная помощь. Психотерапия может помочь родителям меньше ссориться (и более продуктивно), а ре­бенка она может уберечь от депрессии, которая, возникнув на этом этапе семейной жизни, может искалечить ему всю последующую жизнь.

ДЕВОЧКИ — МАЛЬЧИКИ

Разрушительные и долговременные последствия разво­да и скандалов — не единственные данные, удивившие нас. Нас и раньше интересовали различия полов в обсуждаемом вопросе, причем у нас были свои предположения относи­тельно того, какой из них будет более подвержен депрессии и пессимизму; когда же мы стали обрабатывать свои ре­зультаты, то сплошь и рядом стало оказываться, что они — прямо противоположны нашим ожиданиям.

Как вы уже знаете из глав 4 и 5, взрослые женщины в среднем гораздо более склонны впадать в депрессию, чем мужчины. Женщины вдвое чаще страдают депрессией, ка­ким бы способом не проводилась оценка: буть то официаль­ная статистика заболеваний, опросы по месту жительства или количество симптомов. Мы предполагали, что это мо­жет начинаться в детстве и что девочки соответственно чаще страдают от депрессии, чем мальчики, и более склонны к пессимистическому стилю объяснения.


232 Мартия Э. П. Зелигкая

Оказывается, ничего подобного. На каждом этапе на­ших исследований мальчики были более подвержены деп­рессии, чем девочки. У среднего мальчика наблюдалось больше депрессивных симптомов и более тяжелая форма депрессии, чем у средней девочки. Можете себе предста­вить, среди третьеклассников и четвероклассников целых 35% хотя бы раз перенесли тяжелую депрессию. Среди девочек цифра составляла 21 /о. Некоторая разница наблю­далась и в характерных симптомах: у мальчиков чаще на­блюдались нарушения поведения (то, что называется «Я все время попадаю в беду») и так называемая ангедония (недостаток радости и друзей, социальная самоизоляция). Что касается грусти, пониженной самооценки и телесных симптомов, то здесь мальчики не превосходили девочек.

Примерно такой же характер носят и различия в стиле объяснения. К нашему удивлению, девочки всегда оказыва­лись оптимистичнее мальчиков. Точнее говоря, они были оптимистичнее относительно хороших событий и менее пес­симистичны касательно плохих.

Вот так «Продольное исследование Принстон-Пен» преподнесло еще один сюрприз. Мальчики оказались более пессимистичны и более подвержены депрессии, чем девоч­ки, и более ранимы неблагоприятными событиями, включая развод родителей. Это означает, что, каковы бы ни были причины крупных различий, связанных с депрессией у взрос­лых мужчин и женщин, они никак не связаны с детством. Что-то должно произойти в момент созревания или непо­средственно вслед за ним, что вызывает эту инверсию и сильно бьет по девочкам. Мы пока можем только предпо­лагать, что это такое. Дети, за которыми мы следим, в настоящее время приближаются к пубертатному периоду, так что последний год исследований по программе «При­нстон-Пен» может дать ответ, что же такое происходит


Школа____________________________________ 233

вблизи момента созревания, что перекладывает тяжкое бре­мя депрессии с мужчин на женщин.

КОЛЛЕДЖ

Как-то весной 1983 года я слушал Уиллиса Стэтсона, председателя приемной комиссии Пенсильванского универ­ситета, который описывал проблемы вверенного ему под­разделения — фактически ошибки, которые оно допускало. Я пришел потому, что возглавлял один из колледжей в Пене и имел возможность наблюдать вблизи плоды неудач­ного отбора. Я вызвался предоставить приемной комисии свой тест, чтобы проверить, не сможет ли он предсказать будущую успеваемость лучше, чем существующие методы.

«В конце концов, — жаловался Стэтсон, — это всего лишь статистический прогноз, и нам приходится считаться с возможностью некоторого процента ошибок».

Я спросил у него, как в Пене набирают первокурсников.

«Мы учитываем три важных фактора, — сказал он. — Школьные оценки, оценки при поступлении и результаты промежуточной проверки. У нас имеется регрессивное урав­нение — слава Богу, мне не.надо объяснять тебе, что это такое. Мы подставляем эти оценки в уравнение и получаем некое число, скажем, 3,1. Фактически это прогнозируемая средняя оценка первокурсника. Мы называем ее индексом предсказания (PI). Если он достаточно высок, тебя прини­мают».

Я, конечно, знал, что такое регрессивное уравнение, и как легко впасть в ошибку, пользуясь ими. Они принимают во внимание факторы из прошлого, например, результаты вашего теста SAT, школьные оценки, и увязывают их с неким будущим критерием, типа ожидаемой средней оценки в колледже. В результате неких манипуляций каждому фактору прошлого придается определенный вес для лучшей


234 Март ин Э. П. Зелигмав

подгонки. Так, например, если бы вы пожелали предсказать вес новорожденного исходя из веса его родителей, мы мог­ли бы взять данные, скажем, по последней тысяче младен­цев, родившихся в определенном родильном доме, выписать их вес и вес их родителей, а потом установить, что если разделить вес матери на 21,7, а вес отца на 43,4, потом найти среднеарифметическое двух частных, то как раз полу­чится вес младенца. При этом сами по себе числа 21,7 И 43,4 не имеют решительно никакого значения, не связаны ни с какими законами природы; это просто статистические коэффициенты. К регрессионным уравнениям прибегают, если не знают, что еще можно придумать.

Именно в таком положении оказалась приемная комис­сия. Собрав данные теста SAT и школьные оценки в. не­скольких группах первокурсников, они увязали их уравне­нием со средними оценками этих студентов в колледже. И увидели, что приближенно (но только приближенно) оценки в колледже тем выше, чем выше результаты по SAT и школьные оценки.

При этом может оказаться, что оценки по SAT вдвое сильнее влияют на оценки в колледже, чем школьные, и в полтора раза сильнее, чем данные промежуточной проверки. Все это учитывается числовыми коэффициентами, с кото­рыми указанные оценки входят в уравнение; значения этих коэффициентов, «весов», выбираются так, чтобы обеспе­чить наилучшее совпадение средних оценок в колледже с корнями уравнения. Фактически эти веса достаточно произ­вольны, являются подгоночными статистическими коэффи­циентами. Именно поэтому предсказание носит статистичес­кий характер. Большинство прогнозов сбывается, но при этом возможно большое количество ошибок. А за этими ошибками стоят расстроенные и обращающиеся с жалобами родители, перегруженные преподаватели и учебные неудачи студентов.


Школа_____________________________ 235

«Мы допускаем два вида ошибок, — продолжал Стэт-сон. — Во-первых, некоторое количество студентов, к счас­тью, небольшое, учится на первом курсе намного хуже, чем в соответствии с прогнозом. Во-вторых, намного большее количество учится существенно лучше, чем можно было бы ожидать исходя из их PL Но все равно нам бы хотелось уменьшить погрешность наших прогнозов. Расскажи мне еще про этот твой тест».

Я рассказал ему и про ASQ, и про теорию, которая за ним стоит. Объяснил, что люди, которые согласно тесту являются оптимистами, показывают обычно лучшие резуль­таты, чем можно было бы предположить, потому что перед лицом вызова они стараются сильнее, в то время как пес­симисты при неудачах сдаются. Через час я перешел к тесту ASQ и тому, как он работает. Я рассказал, чем мы зани­мались с «Метрополитэн Лайф Иншуренс Колшани» и высказал предположение, какие последствия могло бы иметь использование теста ASQ при отборе абитуриентов в Пен­сильванский университет: дальнейшее уменьшение погреш­ности прогноза и возможность предсказать оценки перво­курсника надежнее, чем по PL «Вы теряете некоторых сильных ребят, — сказал я, — и принимаете других, кото­рые все равно отсеются. В любом случае это трагедия для ребят и плохо для Пена».

В конце концов Стэтсон сказал: «Ну, что ж, давай попробуем. Возьмемся за курс, который должен кончать колледж в 1987 году».

В первую же неделю, как был сформирован курс-87, свыше трехсот его студентов были подвергнуты тесту ASQ. И мы стали... просто ждать. Ждать, пока не начнутся их страдания в первую же сессию посередине первого семестра, и затем, когда начнется вторая сессия, ужасные две недели в конце семестра. Мы ждали, когда эти студенты, многие из которых блистали в средней школе, поймут, что такое


236 Мартин Э. П. Зелигмаи

настоящее соревнование в одном из ведущих университетов. Мы ждали, когда одни из них согнутся, а другие встанут во весь рост перед лицом вызова.

В конце первого семестра мы наглядно увидели те ошибки, которые вызывали беспокойство Стэтсона. Прак­тически треть студентов выглядела или намного лучше, или намного хуже, чем предсказывали регрессивные уравнения на основании данных теста SAT, школьных и промежуточ­ных оценок. Из этой сотни первокурсников человек двад­цать выглядели намного хуже, а около восьмидесяти — намного лучше.

В итоге мы увидели то, чего ожидали — то же, с чем мы встречались у страховых агентов и четвероклассников. Первокурсники, что оказались на высоте и добились ре­зультатов выше, чем им полагалось согласно «таланту», были при поступлении, как правило, оптимистами. Те, кто продемонстрировал результаты, хуже ожидаемых — при­шли пессимистами.

«ЗВЕРИНЫЙ БАРАК»

Провалить экзамен в промежуточную сессию в коллед­же или не получить ведущую роль в пасхальном представ­лении в третьем классе — это еще не самые большие неприятности из тех, что встречаются на жизненном пути. Но в одном из учебных заведений есть уголок, на фоне декораций которого разыгрываются настоящие драмы. Речь идет о «Зверином бараке» в Вест-Пойнте.

Когда нервный восемнадцатилетний кадет-первокурс­ник («плебей» по местному выражению) появляется первый раз в Вест-Пойнте в начале июля, его (а теперь бывает и ее) приветствует старшекурсник, чья задача — научить новичка за оставшуюся часть лета железной дисциплине; здесь и длительное стояние по стойке «смирно», и деся-


Школа 237

тимильный марш-бросок на рассвете, и чистка «медяш­ки» — военной галантереи, и заучивание наизусть всякой белиберды, и подчинение, подчинение, подчинение. Смысл всего этого в том, чтобы выковать характер, необходимый будущим офицерам американской армии.

По мнению вест-пойнтовцев, система прекрасно заре­комендовала себя за 150 лет.

При всем издевательстве, которому он подвергается здесь, «плебеи» представляют собой достаточно ценный материал. Их отбирают с учетом возможностей лидерства и учебных способностей из большого массива абитуриентов. Вест-Пойнт — один из самых элитарных американских колледжей. «Плебеи» отличаются высоким рейтингом по тесту SAT, прекрасной физической формой, выдающимися школьными оценками, особенно по предметам, важным для технических приложений, и что еще важно, это отборные ребята из отборных — «скаутов-орлов». Обучение одного человека в Вест-Пойнте обходится примерно в 250 тысяч долларовой каждое пустое место в аудитории можно расце­нивать как потерю такой суммы для налогоплательщиков. Тем не менее много кадетов отсеивается, не выдерживая тяжелой программы — впрочем, некоторые отсеиваются еще до знакомства с ней.

Все это я узнал в феврале 1987 года, когда мне позво­нил Ричард Батлер, руководивший в Вест-Пойнте изучени­ем персонала. «Доктор Зелигман, — начал он своим рез­ким голосом, привыкшим командовать, — я думаю, что вы нужны Дяде Сэму= В Вест-Пойнте проблемы с отсевом, и, может быть, вам удастся с этим что-нибудь сделать. Мы зачисляем на первый курс 1200 «плебеев» в год. Они прибывают в «Звериный барак» первого июля. Шестеро уходят в первый же деньэ к концу августа (еще до начала занятий) мы теряем около сотни. Не попробуете ли вы помочь нам предсказать, кто отсеивается?»


238 ^_______________ Мартин Э. П. Зелягмаи

Я охотно согласился. Речь шла об идеальных условиях для того, чтобы понять насколько оптимизм помогает чело­веку пройти сквозь сито наиболее сурового отбора, о каком я когда-либо слышал. В принципе и здесь должны были бы отсеиваться пессимисты — как в «Метрополитэн Лайф» и среди первокурсников Пенсильванского Университета.

И вот 21 июля я отправился на север вместе со своим специальным ассистентом, 14-летним сыном Дэвидом, ко­торый должен был помогать мне раздавать анкеты.

Наставник запустил весь курс «плебеев» в сияющую свежей отделкой аудиторию имени Эйзенхауэра, и тысяча двести отборных юных американцев стояли навытяжку, ожидая нашего разрешения садиться и приступить к тесту. Нам сообщили, что впервые за много лет режим в «Зве­рином бараке» был «смягчен»; это означает, что было за­прещено длительное стояние по стойке «смирно» («укреп­ление», по-здешнему) и лишение пищи и воды. Зрелище произвело на меня впечатление, а Дэвид был вообще охва­чен благоговейным ужасом.

Статистика Дика Батлера оказалась точной. Шестеро «плебеев» ушли в первый день, один прямо посреди теста. Он вскочил, его вырвало, и он выледет из аудитории. Сотня ушла к концу августа.

Мы уже два года наблюдали за курсом, выпуск кото­рого планировался в 1991 году. Итак, кто же отсеивается? Снова пессимисты. Те из «плебеев», которые объясняют свои неприятности, говоря: «Это все я, это будет всегда и сорвет все, за что бы я ни брался». Именно у них меньше всего шансов прорваться сквозь строгости «Звериного ба­рака». Кто получает оценки выше, чем те, что предсказы­вает тест SAT? Оптимисты. А пессимисты получают оцен­ки ниже предсказанных.

Я пока не берусь давать рекомендации, в соответствии с которыми столь традиционное место, как Вест-Пойнт,


Школа 239

могло бы изменить свою политику отбора и обучения. Но мне представляется, что учет оптимизма при отборе буду­щих офицеров мог бы изменить к лучшему руководство нашими вооруженными силами. Еще интереснее было бы попробовать воспользоваться техникой вроде той, о кото­рой вы узнаете в дальнейшем, чтобы помочь пессимистам стать оптимистами и тем самым удержать многих кадетов от ухода из академии и дать им шанс стать настолько хорошими офицерами, насколько позволяют их способ­ности.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ О ШКОЛЬНЫХ УСПЕХАХ

Сотню лет слова «способности» и «талант» звучали, как ключ к успехам в учебе. Эти идолы занимают почетное место на официальных алтарях там, где происходит отбор и прием. В Америке вас даже не определят в класс, не изме­рив ваш IQ, SAT или МСАТ; в Европе ситуация еще хуже.

Я считаю, что понятие «талант» сильно переоценивают. Мало того, что его неточно измеряют, что он не является надежным залогом успеха; вообще традиционная точка зре­ния по отношению к нему неверна, поскольку не учитывает фактора, который может как компенсировать сравнительно низкие баллы оценки, так и свести к минимуму достижения высокоодаренных людей. Я вновь говорю о стиле объясне­ния.

Что приходит в класс вначале: оптимизм или успех? Обычный здравый смысл утверждает, что люди становятся оптимистами, потому что они талантливы или потому что у них все хорошо складывается. Однако реальные результа­ты учебного процесса показывают, что вектор причины-следствия может указывать и в противоположном направ­лении. В наших исследованиях мы рассматриваем талант


240____________________ Мартяя Э. П. Зеляпнан

(баллы SAT, IQ, результаты квалификационных испыта­ний страховых агентов) как стартовые условия и смотрим, что происходит с одаренными людьми в зависимости от того, оптимисты они или пессимисты. И вновь и вновь мы обнаруживаем, что пессимисты останавливаются ниже свое­го потенциала, а оптимисты превосходят его.

И я прихожу к выводу, что понятие потенциала почти лишено смысла, если игнорировать понятие оптимизма.


ГЛАВА в

СПОРТ

Я терпеть не могу одиннадцатичасовые новости. Дело не в том, что материал читают манекенщицы. Дело в том, что именно они читают

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...