Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная работа психолога в образовательном учреждении




Психологическое консультирование и психологическая коррекция в деятельности психолога образования неразрывно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что психолог наблюдает ребенка в развитии на протяжении всего периода его пребывания в образовательном учреждении и своевременно выявляет все его недостатки и трудности. Коррекционная работа начинается всегда с проведения индивидуальной консультации – родителей ребенка или самого ребенка (в зависимости от его возраста). В психо­логической практике существует определенная мо­дель консультации:

1. установление контакта – структурирование, достижение взаимопонимания;

2. сбор информации о клиенте – выявление сути его проблемы;

3. определение темы – выход на желаемый результат, осознание результа­та;

4. принятие решения – выработка решений, обсуждение разных вариан­тов;

5. резюме психолога – обобщение результатов, переход от обучения к действию.

В процессе консультации с родителями вырабатывается план коррекционной работы психолога с ребенком. Психологическая коррекция является одним из основных направлений практической деятельности психолога. Под психологической коррекцией понимается деятель­ность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели. Коррекционная работа осуществляется психологом с группой детей или индивидуально с ребенком при активном содействии родителей, воспитателей, учителей. В работе психолога образования коррекция представляет собой совокупность психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на исправление или профи­лактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются: 1) коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка; 2) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

В зависимости от характера коррекции различают две ее формы: симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии, и этиологическую коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Наиболее эффективной является взаимосвязь двух форм коррекционной работы – симптоматической и этиологической.

Психолог осуществляет коррекцию развития в случае его временной задержки, со­циально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогически­ми причинами. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схе­ме: что есть – что должно быть – что надо сделать, чтобы было должное. Психолог должен определить норму психического развития, учитывая три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, общепсихологический и возрастно-психологический. На нейропсихологическом уровне анализа психолог делает заключе­ние о мозговой организации исследуемого явления (функциональная орга­низация мозга, пси­хические функции, локальные поражения мозга). Общепсихологический анализ содержания нормы психи­ческого развития предполагает использование данных об ос­новных закономерностях и механизмах функционирования психики. Возрастно-психологический анализ позволяет кон­кретизировать полученные данные применительно к возра­сту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Коррекционная работа определяется следующими основными принци­пами:

1) принцип единства диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза развития;

2) принцип нормативности развития: существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона воз­раста требует учета основных зако­номерностей психического развития и значения последова­тельных стадий развития для формирования личности ре­бенка;

3) принцип коррекции «сверху вниз»: основным содержанием коррекционной работы является создание зоны ближайшего развития личности; коррекция должна носить опережающий, предвосхищающий характер;

4) принцип коррекции «снизу вверх»: тренировка уже имеющихся психологических способностей человека;

5) принцип системности развития психи­ческой деятельности: необходимость учета сложного системного характера психи­ческого развития в онтогенезе;

6) деятельностный принцип коррекции: организация активной деятельности клиента, формирование обобщенных способов ориентирования в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий.

Среди наиболее типичных трудностей можно вы­делить следующие: несоответствие уровня развития ребенка возрастной норме; неготовность к школьному обучению; низкий уровень про­извольной регуляции; негативные тенденции личностного развития; комму­никативные проблемы, проблемы поведения, эмоциональные нарушения; дезадаптация в детском саду, школе; неуспеваемость; проблемы взаимоотношений в семье. Каждому возрастному периоду сопутствуют определенные психологические трудности и проблемы (таблица 10).

Таблица 10

Психологические трудности

Период Новообразования Психологические трудности
Младенчество доверие – недоверие Страх темноты, незнакомого лица; проблемы сна, питания
Ранний возраст Автономность – зависимость Негативизм, застенчивость, страх покинутости
Дошкольный возраст Инициативность – чувство вины Агрессивность, гиперактивность, речевые трудности, энурез, страхи
Младший школьный возраст Уверенность – неуверенность Школьная дезадаптация, социальные страхи, низкая самооценка
Подростковый возраст Социальная идентичность Проблемы общения, девиантное поведение, чувство одиночества
Юность Самоопределение Отклоняющееся поведение, тревожность, подавленность

 

В зависимости от характера трудностей предлагаются следующие пути психокоррекции:

1. Коррекция умственного развития – развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти, речи; развитие познавательной мотивации.

2. Коррекция готовности ребенка к обучению – коррекция внутренней позиции ребенка; формирование положительной мо­тивации, адекватной само­оценки; развитие мелкой моторики, пространственной ори­ентации, представлений о количестве, вели­чине и др.

3. Коррекция поведения – 1) мотивационный блок: четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребен­ком; выделение поэтапных подцелей; обеспечение достижения цели и одобрение успеха; перенос успеха на самостоятельное поведение; перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию; 2) операционно-регулятивный блок: совместное со взрослым планирование содержания и пос­ледовательности операций по достижению цели; предметное и знаковое моделирование пути действия; овладение различными способами планирования; распределение функций в дея­тельности; формирование мотивационной готовности к деятель­ности; формирование действий самооценки и контроля и др.

4. Коррекция личностного развития – изменение воспитательных установок родителей; родительский тренинг; тренинг педагогического общения; игры психолога с ребенком (развитие отношений равноправия и партнерства); игры ребенка с родителями (проба на совме­стную деятельность); коллективные игры (распределение ролей и регуляция отношений); игровая коррекция поведения, арттерапия, психогимнастика и др.

Психокоррекционная работа может носить как комплексный характер, так и сим­птоматический, направленный на определенные области раз­вития, поведения и общения ребенка. Главным является реализация индиви­дуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств ребенка или взрослого. «Непланируемость» личностного роста, признание бесконечности и неограничен­ности этого процесса является одной из главных особеннос­тей психокоррекции. Задача психолога – создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать человека к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. Психокоррекционные приемы должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность ребенка и система его отношений.

В психокоррекции следует использовать те виды деятель­ности и те системы отношений, которые являются значи­мыми для участников коррекции, имеют яркую индивидуальную ок­раску, по отношению к которым имеются острые эмоци­онально насыщенные переживания. Особое значение имеет психокоррекционный контакт с участниками психокоррекции. Специфичность контакта свя­зана с признанием субъект-субъектных, диалоговых отно­шений. Специалист становится активным субъектом психологического воздействия и достигает как можно более пол­ного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души.

В процессе психокоррекции отношения между объектами коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда признается право каждого на ответствен­ность, руководство, поиск, личностный рост, психологи­ческую независимость. Такая позиция психолога создает наилучшие условия для реализации всех рычагов психокоррекционного действия. Главными в психокоррекции являются эмоциональные про­цессы, переживания, а эмоции – весьма подвижные и ди­намичные психологические образования. Переживания с яркой эмоциональ­ной окраской создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную си­туацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, перестройка элементов сознания и самосознания – это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в психокоррекционном процессе.

Психолог должен использовать доступный, понятный язык, убедительный, вну­шающий, вызывающий эмоциональный отклик. Необходимо быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. В психокоррекции все конкретные реальные действия, все ситуации должны быть не только понятными и доступными участ­никам, но и эмоциональ­но значимыми. Создание высших форм гуманного отношения между людьми – главная специфика психокоррекционного процесса.

Формы организации коррекционной работы с детьми и подростками могут быть самыми разнообразными: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, уроки общения, сеансы психологической разгрузки и др. По характеру и направленности воздействия методы коррекции делятся на развивающие, седативные, активизирующие, мобилизующие. По числу участников – на групповые и индивидуальные. По принципу воздействия – на гетерогенные (направленные на других) и аутогенные (на себя). По использованию средств искусства выделяются такие методы, как изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...