Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Экзистенциализм.




Утверждаю

Зав. кафедрой зарубежной литературы

и английского языка, д.ф.н., профессор

____________________ О.Ю.Поляков

«____»____________2007 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«История зарубежной литературы»

(литература первой половины ХХ века)

для специальности

031001.65 Филология

 

Киров


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по специальности 031001.65 Филология, утвержденным зам. министра образования РФ В. Д. Шадриковым 10.03.2000 г. № 70 гум/сп.

 

Учебно-методический комплекс разработан О.М. Валовой, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры зарубежной литературы и английского языка ВятГГУ.

 

Рецензент –

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры зарубежной литературы и английского языка 14.09.2006 г., протокол № 1.

 

 

 

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2006

© Валова О.М., 2006

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая учебная программа  
Пояснительная записка  
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  
Тематический план учебной дисциплины  
Содержание учебной дисциплины  
Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
Методические рекомендации для преподавателя  
Методические указания для студентов:  
Планы семинарских занятий  
Задания для самостоятельной работы  
Список основной и дополнительной литературы  
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации  
Основные требования к уровню освоения студентами содержания дисциплины «История зарубежной литературы» (литература первой половины ХХ века)  
Примерный перечень вопросов к зачету  
Примерный перечень тем курсовых работ  

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

История зарубежной первой половины ХХ века является разделом общего курса «История зарубежной литературы», который входит в блок общепрофессиональных дисциплин.

Курс «История зарубежной литературы» начала ХХ века, в основном, рассматривает творческий процесс 10-х – 40-х годов, испытывавший огромное влияние событий непростой, кровавой эпохи. В ходе работы предполагается изучение модернистских тенденций в произведениях Европы и Америки, выявление общих особенностей и национального своеобразия в тематике, проблематике, идейном содержании и форме литературы этого времени. В рамках курса рассматриваются пути развития как уже существующих в данный период, так и зарождающихся направлений и течений, особое внимание уделяется вопросам становления нового художественного мышления и нового художественного языка.

 

Цель дисциплины – пополнить объем историко-литературных знаний студентов, закрепить и развить навыки системного анализа художественных произведений в содержательном, эстетическом и нравственном аспектах.

Задачи дисциплины:

1. Выявить специфику литературного развития первой половины ХХ века;

2. Познакомить с важнейшими произведениями данного периода;

3. Сформировать представление об историко-культурном контексте данной эпохи;

4. Рассмотреть идейное и художественное своеобразие творчества писателей начала ХХ века, темы и проблемы, объединяющие авторов разных национальностей;

5. Показать взаимовлияние искусств в творческом процессе эпохи.


Выписка из государственного образовательного стандарта

 

Литературоведение. Место литературоведения в структуре гуманитарного знания; соотношение теории и истории литературы; роль литературной критики; эстетические категории и система основных понятий науки о литературе, методы и приемы анализа литературного произведения; литературный процесс; взаимодействие литератур. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли.

История литературы и фольклора в контексте истории культуры.

 

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Часы
общая трудоемкость (по ГОС ВПО) из них аудиторных по семестрам Самостоят. работа
 
и формам обучения
    очная очная
Трудоемкость (по ГОС ВПО)      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Семинарские занятия      
Виды контроля   зачет  

Тематический план

 

№ п.п.   Разделы, основные темы дисциплины Часы
Лекции Практич. занятия Самостоят. работа
1. Литературный процесс 10-40-х гг. ХХ века. Своеобразие поэтики модернистской литературы. Авангардистские течения 10-20-х гг.      
2. Французская литература.      
  2.1. Творчество М. Пруста      
  2.2. М. Пруст В сторону Свана.      
  2.3. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц.      
3. Экзистенциализм.      
  3.1. Творчество А. Камю      
  3.2. А. Камю. Посторонний      
  3.3. Ж-П. Сартр      
4. Немецкая литература. 4.1. Экспрессионизм      
  4.2. «Эпический театр» Б. Брехта      
  4.3. Б. Брехт. Трехгрошовая опера      
  4.4. Творчество Ф. Кафки      
  4.5. Г. Гессе      
  4.6. Т. Манн. Марио и фокусник.      
5. 5.1. Английская литература 10-40-х гг.      
  5.2. «Улисс» Д. Джойса      
  5.3. Творчество Д.Г. Лоуренса, Т.С. Элиота      
6. 6.1. Американская литература 10-40-х гг.      
  6.2.Романистика У. Фолкнера      
  6.3. Э. Хемингуэй. Старик и море.      
  Итого:      

 


Содержание дисциплины и виды учебных занятий

 

Раздел 1 Особенности литературного процесса 10-40-х гг. ХХ века.

Тема 1. Общие закономерности и особенности развития литературы 10-40-х годов ХХ века. Меняющаяся картина мира. Литература в контексте культуры и цивилизации ХХ столетия. Становление нового художественного мышления и нового художественного языка. Ускоряющиеся темпы жизни, новые средства коммуникации, меняющиеся представления о пространственно-временной протяженности. Литература и война. Литература и революция. Проблемы судеб культуры и литературы ХХ века в трудах философов и социологов (Бердяев, Шпенглер, Фромм, Швейцер). Периодизация курса в ее связях с событиями истории ХХ века.

 

Раздел 2. Французская литература

Тема 1. Творчество М. Пруста. «В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. История замысла и создания произведения. Вопрос о жанре. Тематика и проблематика многотомного произведения М. Пруста. Вопрос о «конструкции» романа. Время и пространство. Особенности стиля М. Пруста.

Тема 2. Мир глазами М. Пруста (по роману «В сторону Свана»).

Тема 3. Основные идеи сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

 

Раздел 3. Экзистенциализм.

Тема 1. Предпосылки возникновения, представители. Основные темы, проблемы мотивы экзистенциализма.

Тема 2. А. Камю и французский экзистенциализм. Эволюция взглядов и творчества, периодизация. Экзистенциальная проблематика в творчестве раннего Камю. «Миф о Сизифе», «Посторонний» - начало размышлений автора о проблеме абсурда. Участие писателя в движении Сопротивления. Роман «Чума» как призыв к действию. Камю и Достоевский.

Тема 3. Идейное и художественное своеобразие повести А. Камю «Посторонний »

Тема 4. Ж-П. Сартр – писатель-экзистенциалист. Роман «Тошнота» - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Образ абсурдного мира в романе и передача ощущений героя, осознавшего себя «лишним» в распадающейся и лишенной смысла реальности. Процесс открытия «фундаментальной абсурдности» бытия как основа сюжета и структуры романа. Рассказ Ж-П. Сартра «Стена». Тема переосмысления жизненных и нравственных ценностей человеком. Значение событий военных лет для последующего творчества Ж-П. Сартра. Трилогия «Дороги свободы».

Раздел 4. Немецкая литература

 

Тема 1. Немецкий экспрессионизм.Экспрессионизм в литературе и живописи. Характерные черты данного литературного направления, тематика, основные представители (Г. Таркль, Г. Гейм, Э. Ласкер-Шюлер).

Тема 2. «Эпический театр» Б. Брехта. Брехт и экспрессионизм. «Баллада о мертвом солдате» и пьесы 20-х годов. «Трехгрошовая опера». Теория «эпического театра» Брехта в ее отношении к «аристотелевскому театру», принцип «очуждения», принцип феноменальности, принцип параболы. Трактаты Брехта о театре. Пьесы Брехта 30-40-х гг. «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана». Проблема личной ответственности и образ ученого в «Жизни Галилея». Значение театра Брехта для драматургии ХХ века.

Тема. 3. Б. Брехт. Трехгрошовая опера.

Тема 4. Творчество Ф. Кафки. Экспрессионизм и творчество Кафки. Кафка и «пражская школа». Художественный мир Кафки.. Проблема отчуждения человека в антигуманном мире. Проблематика новеллы «Превращение», притчи. Кафка-романист. Ведущие темы романа «Замок». Образ абсурдного мира и абсолютизация зла.

 

Тема 5. Творчество Г. Гессе. Эволюция творчества Г. Гессе от «Петера Каменцида» к «Степному волку» - произведениям, запечатлевшим мироощущение современников событий военных и первых послевоенных лет. Идеал духовной свободы в произведениях Г. Гессе. Обращение к философии и культуре Востока в поисках пути к осознанию всеединства природы и обретению духовной гармонии. «Сиддхарта». Отражение умонастроений общества в межвоенный период в романе «Степной волк». «Игра в бисер». Вопрос о жанровой принадлежности, смысле названия произведения. Проблемы современной культуры, власти, свободы и необходимости и др. в романе.

Тема 6. Практическое занятие. Т. Манн. Марио и фокусник.

Раздел 5. Английская литература 10-40-х гг.

Тема 1. Новые явления в творчестве писателей старшего поколения (Уэллс, Шоу, Голсуорси). Выход на литературную арену нового поколения писателей – Джойса, Вулф, Лоуренса, Элиота.

Тема 2. «Улисс» Д. Джойса. «Улисс» как модернистский эпос, реализация обращения писателя к созданию «универсалии» жизни. Эстетика и художественная система Джойса-поэта, прозаика, драматурга. Программные статьи об искусстве. Рассказы сборника «Дублинцы». Замысел и структура романа «Улисс». Аналогии с гомеровской «Одиссеей» и «поток сознания». Леопольд Блум, Стивен Дедалус и Мэрион – традиционная сущность человечества. Временные и пространственные координаты романа. Воздействие Джойса на творчество писателей различной эстетической ориентации.

Тема 3. Творчество Д.Г. Лоуренса, Т.С. Элиота. Место и роль творчества Лоуренса в литературном процессе ХХ века. Стремление писателя к обновлению литературы и жизни. Фрейдистские мотивы в произведениях. Освобождение личности от порабощающей ее машинной цивилизации – основная тема произведений Лоуренса. Связь прозы Лоуренса с традиционными формами повествования и его новаторство в романе «Любовник леди Чаттерли». Поэма Т.С. Элиота «Бесплодная земля», тема смерти как ведущая в произведении. Композиция и сложность художественного языка в поэме. Тема деградации и гибели человека в поэме «Полые люди». Т.С. Элиот как теоретик литературы, основные литературно-критические сборники.

Раздел 6. Американская литература.

Тема 1. Американская литература 10-40-х гг. Американская литература в период между двумя мировыми войнами. Ф.С. Фицджеральд – писатель «века джаза». Американская драматургия 20-30-х гг.

Тема 2. Романистика У. Фолкнера.История и образ американского Юга в творчестве Фолкнера. Построение, временные и пространственные координаты, «поток сознания», мифологизм в романе «Шум и ярость». Фолкнеровский стиль. Трилогия о Сноупсах. («Деревушка», «Город», «Особняк»).

Тема 3. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» как «величественная сага ХХ столетия» (Затонский Д.В.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...