Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

І. Медицинская сортировка. Общие требования к медицинской сортировке потерпевших в ЧС и больных на догоспитальном этапе и в приемных отделениях учреждений здравоохранения.




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Для студентов 5 курса медицинского факультета

По дисциплине: Экстренная и неотложная медицинская помощь

ТЕМА 8: ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ МАССОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ

 

 

Винница – 2013


А. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ТЕМА 8: ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ МАССОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ

 

1. Количество академических часов - 2.

2. Вид проведения занятия - практическое занятие.

3. Место проведения занятия - класс кафедры, стадион университета.

4. Цель занятия:

4.1. Общая: ознакомить с общими положениями медицинской сортировки в очагах массового поражения.

4.2. Конкретная: - 1. Дать практику в организации и осуществлении медицинской сортировки пострадавших в чрезвычайной ситуации.

2. Научить исполнять документы медицинского предназначения.

5. Учебное материально-техническое обеспечение:

- план-схема сортировочной площадки на стадионе университета;

- имитационные талоны и карточки медицинского сортировки - по 1 на каждого студента.

6. Литература:

- Приказ МЗО №366 от 18.05.2012 «Общие требования к проведению медицинской сортировки на догоспитальном этапе и в приемных отделениях (отделениях неотложной медицинской помощи) учреждений здравоохранения».

- Материалы научно-практической конференции «Современные взгляды на медицинскую сортировку и возможности оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Винницкой области» ст.. 44-76.

- «Медицина катастроф», №12, 2012г.

7. Учебные вопросы и распределение времени:

Вступительная часть (вступительное слово).........................................5 мин.

1. Медицинская сортировка. Общие требования к медицинской сортировке потерпевших в ЧС и больных на догоспитальном этапе и в приемных отделениях учреждений здравоохранения...............................................................................................20 мин.

2. Первичная медицинская сортировка по системе START...............20 мин.

3. Осуществление медицинской сортировки пораженных (имитационные талоны) и заполнения карточки медицинской сортировки..........................40 мин.

Завершающая часть……..........................................................................5 мин.

 

Организационно-методические рекомендации к занятию

После заслушивания ответов студентов по существу основных положений медицинской сортировки потерпевших в ЧС и больных, медицинской сортировки по системе START, преподаватель знакомит обучаемых с план-схемой сортировочной площадки на местности вблизи очага катастрофы (условно стадион университета). Далее план-схема снимается и студентам предлагается по памяти зарисовать ее в рабочей тетради и в дальнейшем использовать при решении ситуационных задач и заполнении карточки медицинской сортировки.

На втором часе занятия студенты отрабатывают навык с заполнения служебного документа медицинского предназначения.

Каждый студент получает имитационный талон с описанием клинической картины поражения человека в очаге катастрофы и карточки медицинской сортировки (форма 109-2/о).

В роли врача БШМД студент должен поставить предварительный диагноз (по имитационной карточке) и осуществить медицинскую сортировку на догоспитальном этапе, заполнив карточку медицинской сортировки.

Преподаватель проверяет работы студентов, выставляет отметки за тему и сообщает их на следующем занятии.

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проверив присутствие на занятии студентов, преподаватель с целью сконцентрировать внимание студентов, настроить их на продуктивную работу во время занятия подчеркивает, что естественные и техногенные катастрофы чрезвычайно часто наносят человечеству колоссальный материальный урон и вызывают массовое поражение людей.

Важным элементом экстренной медицинской помощи является медицинская сортировка пострадавших. Именно этот вопрос будет отрабатываться на этом занятии.

Преподаватель оглашает тему, вид, цель занятия, порядок и методику отработки учебных вопросов и приступает к его проведению, руководствуясь организационно-методическими указаниями.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

І. Медицинская сортировка. Общие требования к медицинской сортировке потерпевших в ЧС и больных на догоспитальном этапе и в приемных отделениях учреждений здравоохранения.

Медицинское сортировки или триаж (фр. triage, сортировка) - распределение пострадавших и больных на группы, исходя из нуждаемости в первоочередных и однородных мероприятиях (лечебных, профилактических, эвакуационных) в конкретной обстановке. Даже для двух одновременно поступивших пострадавших требуется проведение медицинской сортировки. При проведении медицинской сортировки допускается гипердиагностика. Основа сортировки: единые представления о диагностике, лечебных мероприятиях и прогнозах результатов лечения. Цель сортировки: обеспечить своевременное оказание медицинской помощи максимальному числу пострадавших в оптимальном объёме. Состояние пострадавших детей и беременных женщин без видимых повреждений всегда оценивается как тяжёлое, эвакуация и оказание помощи производится в первую очередь.

Основные Пироговские сортировочные признаки:

· опасность пострадавшего для окружающих;

· нуждаемость пострадавшего в лечебных мероприятиях;

· нуждаемость пострадавшего в эвакуации.

В зависимости от решаемых задач выделяют два вида сортировки.[1]

· Эвакуационно-транспортная — распределение пострадавших на 3 группы:

· подлежащие дальнейшей эвакуации, при этом решаются следующие вопросы:

· куда?

· каким транспортом?

· в каком положении?

· в какую очередь?

должен быть отправлен пострадавший;

· нуждающиеся в помощи на месте;

· не нуждающиеся в дальнейших медицинских мероприятиях, то есть те, кто могут быть отпущены (отправлены).

· Внутрипунктовая — распределение пострадавших на группы для принятия решения об оказании медицинской помощи на данном этапе (при этом решаются следующие вопросы: где, в какую очередь, в каком объёме необходимо оказать помощь). Выделяют следующие основные группы пострадавших:

· нуждающиеся в оказании неотложной помощи,

· те, которым помощь может быть отсрочена.

Сложность вызывают лица, представляющие опасность для окружающих. Они могут подлежать специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации и т. д.), санитарной обработке, нуждаться во временной изоляции. Это не исключает нуждаемость данных лиц в лечебных и эвакуационных мероприятиях.

Сортировка должна проводиться непрерывно, преемственно и конкретно. К организации и проведению медицинской сортировки должен быть привлечен наиболее подготовленный из имеющихся в данный момент медицинских специалистов.

Современная система медицинской сортировки (триаж) в большинстве западных стран основывается на разделении всех пострадавших на четыре группы, каждой из которых присвоен свой цветовой код:

 

 

  Категория Пояснение Действие
I Immediate/ Неотложная помощь Тяжёлые пострадавшие, которые могут умереть в течение часа. Немедленное оказание помощи и транспортировка в больницу.
II Delayed/ Срочная помощь Тяжёлые пострадавшие, чья жизнь пока не находится под угрозой. Стабилизация состояния и транспортировка во вторую очередь.
III Minor/ Несрочная помощь Пострадавшие, способные передвигаться самостоятельно. Помощь оказывается в последнюю очередь. В больницу могут добраться самостоятельно.
IV Morgue/ Морг Пострадавшие, у которых отсутствует дыхание и пульс, и агонизирующие. Помощь не оказывается.

 

Данная система предназначена для определения очерёдности оказания медицинской помощи и транспортировки в больницу при наличии большого количества пострадавших, но ограниченного количества медицинского персонала и средств транспортировки. Весь процесс оценки состояния одного пострадавшего занимает, как правило, менее 60 секунд. По завершению оценки, пострадавшие помечаются цветом одной из четырёх категорий сортировки, в виде специальной цветной бирки (triage tag) и цветного фонарика (в тёмное время суток), либо просто цветной ленты.

Существуют различные методы медицинской сортировки: SALT (Sort, Assess, Lifesaving Interventions, Treatment/Transport), SAVE (Secondary Assessment of Victim Endpoint), JumpSTART, Care Flight Triage, Triage Sieve, Sacco Triage Method, Pediatric Triage Tape и другие. Разные методы приспособлены для использования в различных обстоятельствах. Например, метод SAVE предназначен для вторичного триажа при землетрясениях, когда из-за разрушенной инфраструктуры немедленная госпитализация пострадавших невозможна. Метод JumpSTART используется для медицинской сортировки пострадавших детского возраста; и т.д. Большинство из методов предназначены для триажа при несчастных случаях и стихийных бедствиях. Однако существуют также методы сортировки для пострадавших в результате химического, биологического или радиационного загрязнения.

Состояние пострадавшего, после первичного триажа, может ухудшиться или улучшиться, поэтому сортировка продолжает осуществляться всё время осуществления спасательной операции и пострадавшие в любой момент могут быть переквалифицированы из одной категории в другую. Внутри одной категории предпочтение отдаётся детям и беременным женщинам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...