Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII. Развитие музыкальных способностей




1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Отклик гулением на пение взрослым и звучание музыкального инструмента Подражание отдельным певческим интонациям взрослого: а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и Подпевание повторяющихся в конце песен звукоподражаний Подпевание песен за взрослым Подпевание повторяющимся музыкальным фразам совместно со взрослым
I II I II I II I II I II
B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H

 

+ — возможно [зеленый круг] (выше N) В — самостоятельно I — 1 полугодие
+/– — с трудом [желтый круг] (норма) N — с помощью взрослого II — 2 полугодие
–- — не возможно [красный круг] (ниже N) Н — не выполняет  

 

VIII. Музыкально-ритмические движения (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Реакция движением на пение взрослым весёлой мелодии и на весёлую инструментальную музыку Поднимать и опускать руки с предметами. Прихлопывать в ладоши Сгибать и разгибать в коленях ноги. Слегка приседать с помощью взрослого Слегка приседать («Пружинки»). Помахивать руками с предметами «Фонарики» руками. Притопывать одной ногой Помахивать одной рукой с предметом. Выставлять ногу на пятку Грозить одним пальчиком. Переступать с ноги на ногу Стучать пальчиком по пальчику. Хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой
I II I II I II I II I II
B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H
                     

 

IX. Игра на музыкальных инструментах (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)

 

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Ударять по бубну, барабану Греметь погремушкой, звенеть колокольчиком Ударять палочкой по треугольнику Ударять палочкой по металлофону. Ударять в ложки, греметь трещоткой
I II I II I II I II I II
B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H B N H

 

+ — возможно [зеленый круг] (выше N) В — самостоятельно I — 1 полугодие
+/– — с трудом [зеленый круг] (норма) N — с помощью взрослого II — 2 полугодие
– — не возможно [зеленый круг] (ниже N) Н — не выполняет  

 

 


 

Методика определения эффективности музыкального воспитания дошкольников
№ 2 [2]

 

Для проведения исследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Диагностика музыкального развития дошкольника».

Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия).

Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Данная авторская методика может применяться для выявления уровня музыкального развития дошкольников, имеющих тяжёлые отклонения в развитии (как в двигательном, умственном, речевом так и ином) с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение пяти лет пребывания его в детском саду.

Учёт включает в себя 9 разделов. В данной методике есть привязка заданий к определённому году пребывания ребёнка в детском саду, так как имеется ввиду значительная положительная динамика в развитии. По каждому разделу разработаны игровые задания, по принципу «от простого к сложному», позволяющие выявлять уровень музыкального развития ребёнка, который, в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки:

(выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняет задание;

(норма) [желтый круг] N — с помощью взрослого выполняет задание;

(ниже N) [красный круг] Н — не выполняет задание.

В некоторых случаях:

Возможно + (сильная реакция);

Не возможно – (отсутствие реакции);

С трудом +/– (слабая реакция);

Группа:

А — сложные дефекты;

Б — интегрированная;

В — (вписать направленность группы).

Исследуются состояния основных компонентов музыкального развития:

— звуковысотный слух;

— ритмический слух;

— динамический слух;

— тембровый слух;

— гармонический слух;

— музыкальная память;

— музыкальные способности;

— музыкально-ритмические движения;

— игра на детских музыкальных инструментах.

Педагогический учёт является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития ребёнка. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров.

Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.

 

I. Звуковысотный слух

 

Й год, 1-я младшая группа (ясли)

Тема:«Низкий—высокийзвуки»

Задание 1. Находить источник звука (глазами, поворотом головы): голос, погремушка.

Для этого взрослый, находясь перед ребенком, поёт любую потешку или тихонько шумит погремушкой, привлекая его внимания. Затем взрослый перемещается вправо или влево от ребёнка и снова напевает или шумит погремушкой.

В этом случае отмечается фиксация внимания ребёнком на голосе или звуке погремушки

Задание 2. Находить источник звука (глазами, поворотом головы): барабан, колокольчик.

Для этого взрослый, находясь перед ребенком, тихонько стучит по барабану или звонит колокольчиком, привлекая его внимания. Затем взрослый перемещается вправо или влево от ребёнка и снова играет на этих инструментах.

В этом случае отмечается фиксация внимания ребёнком на звуке барабана или колокольчика.

 

Й год, младшая группа

Тема:«Низкий—высокийзвуки»

Исследование реакции ребёнка на певческий голос в высоком и низком регистрах, музыкальные инструменты: металлофон (колокольчик), аккордеон.

Задание 1. Отреагировать на звукоподражание голосом.

Для этого взрослый исполняет голосом звукоподражание в определённом регистре: кошка — котёнок, собака — щенок, корова — телёнок, коза — козлёнок, птица — птенчик, утка — утёнок, большой и маленький паровозы с показом соответствующей картинки или игрушки.

Задание 2. Отреагировать на звукоподражание в исполнении музыкальных инструментов и певческого голоса.

Для этого детям предлагаются соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (кошка или котёнок и т. д.).

В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение звукоподражания голосом и музыкальным инструментом — сильная, слабая, отсутствие.

 

Й год, средняя группа

Тема:«Низкий—высокийзвуки»

Определение на слух высокого и низкого звуков.

Задание 1. Определить на слух высокий и низкий звуки при музыкальном изображении различных персонажей (птичка и мишка) певческим голосом.

Для этого детям предлагают соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым голосом музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (птички, мишки).

 

Задание 2. Определить на слух высокий и низкий звуки при музыкальном изображении различных персонажей (птичка и мишка) на фортепиано и певческим голосом.

Для этого детям предлагают соответствующие звукоподражанию картинки или игрушки, и при исполнении взрослым на фортепиано и голосом музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (птички, мишки) с возможным показом ребёнком рукой звуковысотности.

В этом случае отмечается умение ребёнка определять звуковысотность.

 

Й год, старшая группа

Тема:«Низкий—высокийзвуки»

Определение на слух высокого и низкого звуков

Задание 1. Определить на слух высокий и низкий звуки при музыкальном изображении различных персонажей (птичка и мишка) на аккордеоне.

Для этого используются игрушки или картинки (мишка — низкий звук, птичка — высокий звук) и соответствующие им музыкальные отрывки.

Задание 2. Определить на слух высокий и низкий звуки по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка, ложки — колокольчик.

Для этого ребёнок может показать высоту звука, подняв или опустив руку.

В этом случае отмечается умение ребёнка определять звуковысотность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...