Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность на уроке литературы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

Примерная РАБОЧАЯ программа
по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

 

10-11 классы

 

Углублённый уровень

Русская филология

Для образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования

 

Донецк

2021

 

  Рекомендовано решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (протокол № 3 от 19. 08. 2021 г. )

 

Составители:

Данилова И. Н., учитель русского языка и литературы, учитель-методист, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза», руководитель городской предметной научно-методической комиссии

Мельникова Л. В., заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Король Г. Н., методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Научно-методическая редакция:

Зарицкая В. Г., проректор по научно-методической работе ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», кандидат филологических наук, доцент

 

Рецензенты:

Сорокин А. А., доцент кафедры истории литературы и теории словесности филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат филологических наук, доцент

Дьяченко Л. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей № 1 города Донецка», учитель-методист

Соловьёва Л. Е., учитель русского языка и литературы Многопрофильного лицея-интерната ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», учитель-методист, заслуженный учитель

Кайдаш Н. Н., учитель русского языка и литературы Донецкого медицинского общеобразовательного лицея-предуниверсария ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО, учитель-методист

Технический редактор, корректор:

Шевченко И. В., методист отдела издательской деятельности ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

 

 

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Литература». 10-11 классы: углублённыйуровень: русская филология / сост. Данилова И. Н., Мельникова Л. В., Король Г. Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 134 с.

 

© ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», 2021


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВСТУПЛЕНИЕ................................................................................................... 4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................... 5

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»............................................................................................. 16

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»............. 19

10-11 классы................................................................................................ 20

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»...... 30

10 класс......................................................................................................... 30

11 класс......................................................................................................... 65

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ........................................................................... 125

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ............................................................................................... 128


ВСТУПЛЕНИЕ

Настоящая примерная программа по учебному предмету «Литература» (углубленный уровень) составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего общего образования  и предназначена для 10–11 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Содержание школьного литературного образования концентрично. Второй концентр представлен возрастной группой обучающихся 10-11 классов. Здесь предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

В конце программ учителю предлагается список рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, который может быть использован для подготовки к урокам.

Система планируемых результатов описывает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») и учебным материалом, служащим основой для последующего обучения по профилю.

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Литература» составлена

на основании

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04. 03. 2016 № 111-IНС, от 03. 08. 2018 № 249-IНС от 12. 06. 2019 № 41-IIНС, от 18. 10. 2019 № 64-IIНС, от 13. 12. 2019 № 75-IIНС, от 06. 03. 2020 № 107-IIНС, от 27. 03. 2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07. 08. 2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),

в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13. 08. 2021г. № 682),

с учетом учебно-методических комплексов Ю. В. Лебедева, О. Н. Журавлёва, Чертова В. Ф.

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.

2.  Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.

3. Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др. ]; под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.

4.  Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / [О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др. ]; под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 431 с.

5. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. Н. и др.; под ред. Чертова В. Ф. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Профильный уровень. В 2 ч. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

6. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. Н. и др.; под ред. Чертова В. Ф. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Профильный уровень. В 2 ч. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

2. Общая характеристика предмета

Настоящая примерная программа предназначена для 10–11 классов (углублённый уровень: русская филология) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Авторская группа при составлении примерной программы учитывала основной тезис Государственных образовательных стандартов: цель изучения литературы– формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составители основывались на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание текста, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады: автор – образ – читатель).

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры обучающегося и одновременное формирование его личности. Владение читательской культурой подразумевает, что обучающийся к концу освоения уровня среднего общего образования: умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове); проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова); умеет найти в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения); ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир; умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора; в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Содержание примерной программы филологического профиля способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, нацеливает на самообразование, а также мотивирует самостоятельные исследования и поиск через межлитературные связи и обращение к предметам общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Предполагается углублённая работа с художественным текстом с целью определения своего восприятия мира через мысли, высказанные в тексте. Здесь предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. На этом этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность обучающихся в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется воздействие художественного произведения на духовную сферу обучающихся, увеличиваются требования к владению способами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с общей концепцией курса литературы. Более высокий уровень логических и художественных обобщений влияет на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников.

В центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой индивидуальности писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию обучающимися знаний по истории и теории литературы, в их сознательном отношении к выбору вариантов анализа. Завершая изучение русской классической литературы, обучающиеся осознают нравственные и эстетические критерии оценки литературных произведений. В 11 классе развитие читательских интересов идет по линии соединения понятийных обобщений. Концептуальный подход к изучению литературы осуществляется в сознательном использовании основных принципов анализа идейно-художественного своеобразия произведений, в осознании неповторимости творческой индивидуальности писателя, к чему обучающихся готовили всем предшествующим изучением литературы. На всех этапах изучения конкретного произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

Развивая способности обучающихся к образным и понятийным обобщениям, активизируя использование системы знаний и понятий, важно сохранить элемент наслаждения. Оно неизбежно связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, является основой художественно-эстетической активности, положительной мотивации в обучении. Важно разнообразить формы художественно-эстетической учебной деятельности обучающихся: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание работ — от простых ответов на вопросы, изложений, сочинений до отзывов, докладов, работы с дидактическими материалами, творческих работ.

Отличительной особенностью данной примерной программы для 10–11 классов является стремление дать обучающимся целостное представление об особенностях литературного процесса последних двух столетий – особенно ярких и богатых художественными шедеврами на всем пространстве России, Европы, Америки. Поэтому в 10-х классах предложено изучать материал, связанный с формированием и развитием романтизма и реализма, а также ситуации «рубежа» в литературе последней трети XIX века; а в 11-х классах рассматриваются «переходные» литературные формы конца XIX – начала XX вв., движение к модернизму и сосуществование традиционных и новых форм в искусстве ХХ-ХХI веков.

Основу содержания учебного материала составляют как литературные тексты, проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие себя в школьной практике преподавания литературы, так и художественные произведения, отражающие современные тенденции историко-литературного процесса. Включение в программу художественных текстов современной русской и мировой словесности обусловлено такими факторами, как:

ü возможность представить литературу как «живой организм», который не стоит на месте, а постоянно развивается, реагирует на процессы, которые происходят в обществе;

ü потребность приблизить преподавание литературы к реалиям и проблемам современного мира и человека;

ü необходимость учитывать читательские приоритеты сегодняшних обучающихся, связанные с интересом к фантастике, фэнтези и другим произведениям современной литературы.

Разнообразие литературных имен и художественных произведений, представленных в программе, дает возможность раскрыть культурный контекст определенной эпохи, провести межлитературные и межкультурные параллели, учить обучающихся использованию элементов компаративного изучения, с учетом возрастных особенностей обучающихся и конкретного текста представить набор необходимых литературоведческих понятий и терминов, показать их спектр действия на различном материале.

Дидактические и методологические основы примерной программы определяются мировоззренческими приоритетами современной педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как школьного предмета.

Это следующие приоритеты:

1. Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу. Принцип “со-чувствия” как педагогический метод и результат деятельности.

Весь процесс обучения нацелен на воспитание широты взглядов личности, формирование её эмоциональной сферы, её умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.

2. Принцип самостоятельности мышления обучающихся.

В процессе обучения каждый обучающийся учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

3. Принцип “Учитель и обучающийся — единомышленники”

Обучающийся — субъект познания, а не объект обучения. Процесс обучения рассматривается как диалог и совместный поиск обучающихся и учителя.

В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики:

1. Принцип преемственности обучения с уровнем основного общего образования.

На последнем уровне школьного литературного образования закрепляются и углубляются читательские навыки, во многом сложившиеся к 10-11 классам.

2. Принцип деятельностного обучения.

Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию обучающегося и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности обучающихся, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что кроме работ аналитического характера обучающиеся выполняют и творческие задания, в том числе учатся работать в жанре рецензии. Именно в этом направлении они могут в наибольшей мере проявить своё умение свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов. При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности обучающихся, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал. Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования (впрочем, как и школьного образования в целом) будет способствовать развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности обучающегося; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых обучающихся, а также воспитывать одарённость.

3. Принцип “Обучение в школьном курсе идёт параллельно с исследованием”.

К учебно-исследовательской деятельности привлекаются обучающиеся старших классов профильной школы. Это означает, что обучение в каждой рассматриваемой теме выходит за пределы изучаемых по школьной программе явлений, побуждает обучающихся к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (прежде всего под руководством учителя) внепрограммных материалов. Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность обучающихся продолжается во внешкольной деятельности и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах. Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем, преподающим литературу в углубленных классах, новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому разбираемому произведению литературы выступает прежде всего преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях непосредственно в классе, всесторонне привлекая к этому процессу обучающихся и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с обучающимися искать ответы на возникающие у них вопросы.

4. Принцип реальной индивидуализации образования. Основы вариативного преподавания литературы в современной школе.

Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с обучающимися разной степени мотивированности и “продвинутости” в предмете. Отсюда вытекает принцип необходимости реальной индивидуализации, которая может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.

По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы.

Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах Г. А. Гуковского. Автора работ отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.

Второй уровень характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.

Третий уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.

Четвёртый уровень восприятия литературного произведения характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Речь идёт о видении воплощённой в произведении традиции (выражающейся в общих темах, проблемах, художественных мотивах, типах художественных образов, реминисценциях, аллюзиях, ритмических и иных цитатах) и о трансформации этой традиции, а также о полемике с современниками и предшественниками. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественно-концептуальные построения автора (то есть умением на основе анализа художественного произведения рецензировать этот текст).

Подобное видение художественного произведения следует расценивать как профессиональный взгляд на литературу. Однако элементы такого подхода можно и следует формировать у обучающихся с развитой читательской культурой, в особенности ориентированных на углублённое изучение литературы. Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее, современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять разноуровневый подход к обучающимся. Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия будут способствовать формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта обучающегося, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.

Настоящая программа литературного образования может быть адаптирована к каждому уровню восприятия; вместе с тем, определив “зону ближайшего развития” обучающегося (принцип Л. С. Выготского), учитель может адаптировать её и к каждому обучающемуся.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тем и разделов; критерии оценивания учебных достижений обучающихся по литературе для 5-11 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Структурные особенности примерной программы обусловлены не только своей традиционной функцией – быть основой для планирования и осуществления учебного процесса, а и детально обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные критерии их оценки.

Раздел примерной программы «Содержание учебного материала» структурирован таким образом:

ü аннотации к программным темам курса с возможным вариантом распределения часов, призванные сориентировать учителя в выборе основных подходов для обзорного и текстуального изучения произведений в классе, выделить то главное, что составляет идейно-эстетическую значимость литературного явления. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Отбор художественного материала, рассматриваемого в программе, осуществляется с учётом следующих идей:

Ø литература в старших классах изучается интенсивно, а не экстенсивно;

Ø курс литературы для старших классов филологического углубленного уровня (русская филология) строится на максимально углублённом изучении небольшого числа произведений.

Такое изучение предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до своеобразия собственно художественного языка и стиля), содержательности его художественных форм и, наконец, своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения, в традиционности и художественном новаторстве этого произведения.

Вместе с тем, курс литературы строится на разумном сочетании анализа отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего обучающихся с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов).

Ø основные рубрики :

«Теория литературы» в примерной программе связана с конкретным изучением художественных явлений. Последовательность освоения теоретико-литературных понятий определяется индукцией. От микроэлементов текста (троп) к освоению структуры художественного произведения, исторического развития родов и жанров, а также литературных направлений. Литературный процесс предстает как сложное взаимодействие социальных и эстетических влияний, национальных и личностно обусловленных свойств искусства. Таким образом, во всех сферах литературного образования составители примерной программы стремятся избежать аналогичных на разных ступенях развития операций и стимулировать поступательное развитие обучающихся.

«Для внеклассного и семейного чтения» предназначена на основе чтения произведений, которые пользуются заслуженным вниманием у представителей разных поколений, вызвать желание продолжить диалог с книгой во внеурочное время, возродить традицию семейного чтения, что будет способствовать укреплению отношений между детьми и взрослыми в семье. В 10 -11 классах уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у обучающихся читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

« дополнительные рубрики:

«Межлитературные связи» акцентирует внимание на контактных, генетических и типологических взаимосвязях литературных явлений;

«Взаимодействие искусств» реализует заложенный культурологический принцип построения курса и акцентирует внимание на тех явлениях культурной эпохи, взаимосвязях литературного произведения с другими видами искусства, которые целесообразно раскрыть в процессе изучения программной темы;

«Межпредметные связи» направлена на установление объективно существующих взаимосвязей между отдельными темами разных учебных предметов, что будет способствовать реализации комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.

Материал дополнительных программных рубрик носит рекомендательный характер и призван обратить внимание учителя на важные сведения фонового характера, помогающие раскрыть идейно-художественную ценность литературного явления.

В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений обучающихся» сформулированы результаты обучения, собственно – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. Система планируемых результатов описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») и учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В примерной программе для каждого класса представлен список произведений для обязательного заучивания наизусть, а также перечень разнообразных монологических и диалогических письменных и устных видов высказываний по литературе, которые в соответствии с государственными требованиями к уровню учебных достижений обучающихся должны быть освоены школьниками Программа каждого класса заканчивается также основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся.

В конце примерной программы учителю предлагается список рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы для подготовки к урокам.

Принцип вариативности, заложенный в примерной программе, дает учителю право:

а) из обязательного перечня текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по своему усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе;

б) варьировать методы изучения этого произведения;

в) в значительных по объему текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения;

г) избирательно подходить к выбору произведений в разделе «Для домашнего и семейного чтения»;

д) определять место произведений мировой литературы, предусмотренных для обязательного изучения.

В каждом классе примерной программы распределено учебное время на текстуальное изучение, на уроки развития речи, выделены часы на внеклассное чтение, обобщение и повторение усвоенного материала. Вместе с тем, учитель в зависимости от реальных потребностей конкретной ученической аудитории имеет право изменять количество часов, предназначенных для изучения обзорных и монографических тем. Заложенная в примерной программе вариативность планирования курса позволит учителю выбрать наиболее эффективные методические пути изучения литературы.

Примерная образовательная программа по литературе воплощает идею внедрения деятельностного подхода к организации обучения. Главным условием реализации данной идеи является уже заявленное в примерной образовательной программе основного общего образования принципиально новое осмысление результатов образовательной деятельности: освоение учебного предметного материала должно быть соотнесено с личностными и метапредметными результатами. Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.

Перенесение фокуса внимания в литературном образовании с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя [1] является приоритетной задачей настоящей примерной программы, поэтому в основе ее содержания описание условий, при которых может быть организована и обеспечена самостоятельная продуктивная читательская деятельность обучающихся. Под читательской деятельностью здесь понимается определение читательской задачи, поиск и подбор текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и интерпретация.

Сама по себе «прочитанность» того или иного произведения или даже перечня рекомендованных для изучения произведений отечественной и мировой классики не может считаться достаточным итогом школьного литературного образования, если при этом не сформированы личностные компетенции читателя: способность самостоятельно ориентироваться в многообразии литератур, читать и воспринимать прочитанное, анализировать его и давать ему свою оценку и интерпретацию, рекомендовать для чтения другим читателям. Важно, чтобы чтение не прерывалось вместе с завершением основного образования, а прочитанное в школе становилось базой для дальнейшего чтения и осмысления произведений как классики, так и современной литературы, определяя траекторию читательского роста личности.

Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) – это ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями ГОС СОО.

Отличие углубленного уровня литературного образования от базового определено планируемыми предметными результатами и предполагает углубление восприятия и анализа художественных произведений, прежде всего в историко-литературном и историко-культурном контекстах, с использованием аппарата литературоведения и литературной критики; расширение спектра форм их интерпретации, в частности – других видов искусств; выполнение проектных и исследовательских работ, в том числе носящих межпредметный характер.

Содержание программы

В примерной программе предложен проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т. п. ). Таким образом, перед составителем рабочей программы стоят задачи – определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).

При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие произведений мировой литературы и литературы родного края должно носить сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения.

Деятельность на уроке литературы

Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др. ). В процессе данной деятельности осваиваются основные приёмы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется для медленного чтения на уроке выбирать 1–2 произведения, для компаративного чтения – не менее двух произведений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...