Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные параметры международной транспортной системы




 

Международная транспортная система (МТС) - это все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. МТС сформировалась в XX в. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн. км., что в 740 раз превышает длину экватора и в 80 раз расстояние от Земли до Луны. Для характеристики МТС используют следующие показатели: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо- и пассажиропотоки. Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров.

Перевозку грузов измеряют при помощи: 1) массы грузов, которая в мире превышает 100 млрд. т. в год. 2) грузооборота (в начале 50-х гг. ХХ в. мировой грузооборот составлял около 7 трлн. т.км, в 2000 г он достиг 50 трлн. т.км).

По мере роста грузооборота происходили изменения в его структуре. В 50-е гг. ХХ в. лидерами по грузообороту были морской (52%) и железнодорожный транспорт (31%). Доля трубопроводного и автомобильного была незначительной (4 и 7,5% соответственно). На современном этапе происходит снижение доли железных дорог и внутренних водных путей в перевозках грузов и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. На морской транспорт приходится около 80% международных (в т.ч. межконтинентальных) перевозок. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд. $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта. Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта.

В действительности более 80% всех грузов перевозит автомобильный транспорт, морской - всего 3,5%. Однако поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 7 - 8 тыс. км, то грузооборот морского транспорта оказывается намного большим. На первоначальных стадиях индустриального развития в структуре грузооборота большой удельный вес имели сырье и топливо, вследствие чего транспортная составляющая в цене товара достигала 30 - 40%. В настоящее время под воздействием НТП, она снизилась у потребителя до 5 - 10%.

Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезённых пассажиров и пассажирооборотом. Все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн. пассажиров. Пассажирооборот увеличился с 2,5 трлн. пасс-км в 1950 г. до 19 трлн. в 2000 г.

Основные транспортные и пассажиропотоки бывают меж-и внутриконтинентальные.

Межконтинентальные перевозки массовых (наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют преимущественно морским транспортом. На морской транспорт также приходится основная часть межконтинентальных перевозок генеральных (штучных) грузов (автомобилей). Во внутриконтинентальных перевозках грузов и пассажиров главную роль играют автомобильный и железнодорожный транспорт, в перевозках нефти - трубопроводный.

Перспективы развития мирового транспорта в XXI веке зависят от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и регионах. По прогнозам можно ожидать относительно умеренного роста перевозок.

Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 15%. В перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растёт.

В 70-90-е гг. протяжённость железных и шоссейных дорог в целом стабилизировалась. В США и странах Западной Европы в последние годы сокращается сеть железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Происходит качественное изменение транспортной сети мира: растёт протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра.

Типология транспортных систем. МТС является внутренне неоднородной. Ее можно условно разделить на подсистемы - развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Транспортная система развитых стран характеризуется большими размерами. На неё приходится около 80% длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и 80% по стоимости. Доля в мировом пассажирообороте ещё больше. В развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового автопарка, в них находятся 2/3 портов мира, выполняющих 3/4 мирового грузооборота. В структуре грузооборота развитых стран на автотранспорт приходится 40%, на железнодорожный - 25%, на остальные виды транспорта - 35%.

Второстепенными характеристиками транспортной системы развитых стран также являются: большая густота, высокий технический уровень сети и транспортных средств, широкое распространение смешанных перевозок. Повышаются требования к качеству транспортного обслуживания, эффективности, регулярности, ритмичности пассажирских и грузовых перевозок, увеличению скорости, комфортности и обеспечению безопасности. Большая часть перевозок в развитых странах осуществляется по принципу «точно в срок». Это отражает возросшие требования клиентуры.

Характерной чертой транспортных систем развивающихся стран является наличие в них "колониальных пережитков". Они выражаются в специфической конфигурации транспортных сетей, приспособленных для выполнения задач по вывозу из стран сырья, топлива, отсутствия (или недостаточного количества) магистралей национального и межгосударственного значения для развития внутри региональных и международных экономических связей. Транспортные системы характеризуются низкими показателями транспортной обеспеченности территории и населения. Густота транспортной сети в большинстве стран незначительна. При населении, составляющем 70% его численности на Земле и территории равной 64% мировой, развивающиеся страны располагают лишь 23% дорожной сети, 22% автотранспортных средств, а их доля в грузообороте железнодорожного транспорта - 15% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Подвижность населения развивающихся стран также невелика. Транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1 - 2 видами (в 30 странах отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер). Также характерен его низкий технически уровень: на железных дорогах сохраняется паровая тяга и узкая колея, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков.

Среди большого многообразия развивающихся стран несколько выделяются транспортные системы новых индустриальных стран, а также некоторых других, быстро развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Удельный вес транспорта в экономике этих стран пока относительно невелик, но его развитие осуществляется быстрыми темпами, создаётся современная инфраструктура и роль национальных транспортных систем постоянно возрастает.

Транспортные системы стран с переходной экономикой (восточноевропейские, СНГ, Балтии) в настоящее время перестраиваются с целью адаптации к условиям функционирования мировой транспортной системы. Восточноевропейские страны делают попытки интегрировать свои транспортные системы с западноевропейскими.

Большое значение для развития транспортных систем восточноевропейских стран имеет их современное геополитическое и транспортно-географическое положение. Через территорию этих стран проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие транзит грузопотоков между Северной Европой и Западной Азией (включая Ближний и Средний Восток), Россией и Западной Европой, Центральной Азией и Европой. В портах Латвии, например, доля собственно латвийских грузов составляет лишь 3 - 5%, а транспортные услуги этой страны, благодаря транзитным грузопотокам, равны 50 - 60% стоимости всего ее товарного экспорта.

В МТС также принято выделять региональные транспортные системы. У каждой региональной системы свои особенности. Особенности отражают уровень развития производительных сил, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, плотность и характер размещения населения, уровень географического разделения труда и степень сформированности экономических районов, участие стран в международных экономических связях, особенности исторического развития, природных условий и транспортной политики отдельных государств.

Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, но по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...