Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невроз навязчивых состояний 16 глава




 

// ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

 

В растительном и животном мире специфический порядок для определенного организма не выходит за биологические рамки, т.е. сам факт жизни и соблюдения двух его основных законов - сохранения собственной жизни и жизни вида. В человеческом обществе порядок становится самоцелью. Человек не умещается в законах сохранения собственной жизни и жизни вида. Он хочет свой порядок перенести в окружение, оставить свой след, не умереть полностью ("Нет, весь я не умру!").

Это стремление к бессмертию может исходить из того, что в противоположность растительному и животному миру, у человека информационный метаболизм подвергается гипертрофии, перестает полностью подчиняться энергетическому метаболизму, получает свою самостоятельность, так что сигнал в форме слова, идеи освобождается якобы из неволи законов жизни, получая, таким образом, специфическое бессмертие. Эти сигналы создают человеческую культуру. От людей, которые создали ее, не осталось и следа, но они живут. Человеческая негативная энтропия умещается, прежде всего, в информационном, а не в энергетическом обмене с внешней средой, как это имеет место в животном и растительном мире.

Каждое усилие, вложенное в работу, составляет вклад в этот общечеловеческий и специфически бессмертный сбор информации, создающий культуру. В противоположность растительному и животному миру человек подчиняется не только биологическому, но и культурному наследованию. Подчиняясь закону сохранения жизни вида, каждый живой организм в определенной степени избавляется от смерти, поскольку жизнь переносится в следующее поколение - генетический план по-своему бессмертен. Подчиняясь культурному наследованию и внося в него свою лепту, человек как бы двойным путем обеспечивает себе бессмертие - своей генетической субстанцией и бессмертием создаваемой культуры. Между биологическим (генетическим) и творческим бессмертием, однако, существует принципиальная разница; первое из них бессознательно, ему мы подчинены, им нельзя управлять, а второе требует вполне сознательного усилия.

И поэтому, хотя человек и неоднократно жалуется на тяжесть труда, без него не может обойтись. Именно в труде он реализует свои трансценденетальные тенденции. Не умея создавать, начинает разрушать.

 

// ЧУВСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ ТРУДА

 

Разрушительные тенденции обнаруживаются в труде в тех случаях, когда он не дает ожидаемых результатов и когда сопротивление перерабатываемого материала слишком велико. Однако редко бывает, когда работа проводится по собственному плану, чаще он бывает представлен иными. Нужно выполнить заданную работу, а не то, что хочется делать самому. Независимо от того, кто бывает "господином плана" - собственник рабов или деньги, система продукции, если выполняющий не примет этот план, как собственный, то он всегда пробуждает в нем агрессию.

Работа, исполняемая вопреки своему желанию, с чувством ее бессмысленности, всегда скучна и тяжела, поскольку вместе с физическим усилием, требуемым при исполнении каждой обязанности, присоединяется мобилизация организма, связанная с агрессивным настроением. Любимый труд не мучает, а если и приходит "здоровая" усталость, то отдых после нее приятен, ибо к нему присоединяется еще и удовлетворение от проделанной работы. С другой стороны, когда усталость вызвана мобилизацией вегетативной и эндокринной систем, связанной с негативным эмоциональным настроением - отдых фиктивен, хотя работа окончена, мобилизация организма к борьбе и бегству продолжается, даже увеличивается, а во время такого отдыха далее "пережевываются" негативные чувства.

Тогда человек не может отдохнуть, чувствует постоянное напряжение, усталость, живет в постоянной спешке, а его актуальное время жизни неприятно для него, он хочет освободиться от этого бремени и ждет лучших времен, не живет, а только собирается жить.

Иногда, выходя с работы с чувством огромной усталости, подводится своеобразный итог минувшего дня: что было сделано? Оказывается, что сделано совсем немного; что рабочее время растрачено на неприятные разговоры, скучные заседания и различные формы "ничего неделания". Рабочий день, наполненный действительным радостным трудом, дает чувство глубокого удовлетворения, а усталость не мучает.

Усталость, появившаяся в результате зря истраченного времени, состоит в нарушении глубоко запрятанного в человеке чувства порядка, которое ^сопротивляется бесцельной активности, хаотичности, пробуждает негативные эмоции и связанную с ними мобилизацию вегетативно-эндокринной системы. Такая активность противопоставлена основной тенденции жизни, а именно негативной энтропии, а нарушение основных жизненных законов, как правило, вызывает резкую отрицательную реакцию организма.

Чувство смысла, цели, эффективности усилия, вложенного в работу, необходимо для положительного отношения к труду. Активность организма, выражающаяся в труде, принадлежит к активности высшего разряда, так как именно в ней собственный порядок предлагается окружающему миру. Поэтому чувство смысла и цели труда принадлежит к ее существенным элементам. Если все то, что человек делает, бессмысленно, то и сам человек теряет смысл.

Чувство бессмысленности труда может появиться еще перед его началом, когда например заданная работа не отвечает внутренним интересам. В таких случаях остается только возможность получения вознаграждения за проделанную работу. Это модель "библийной" работы и действительно производится она в поте лица, пробуждая внутреннее сопротивление. Негативное эмоциональное настроение к труду и людям, требующим его исполнения, дополняет появляющуюся усталость в результате мобилизации организма к борьбе и бегству.

Иным примером бессмысленного труда может быть ненужная работа только для занятия свободного времени или попросту со скуки, или же при нервном напряжении; всякая активность тогда приносит облегчение, разряжает внутреннее мобилизационное состояние.

В игре тоже производятся различные действия, однако отсутствие их результатов известно заранее, а в процессе их проведения остается чувство цели и смысла. Сопротивление окружения в этих случаях значительно меньше, чем при "серьезных" занятиях и поэтому гораздо легче выполнить свой план. Легче построить замок из морского песка на пляже, чем настоящий. Легкость реализации собственного плана и преодоления сопротивления окружения в игре увеличивает веру в себя. Игра подготавливает ребенка к действительному труду, а у взрослого становится одной из популярных в настоящее время форм отдыха.

Аттракционность hobby прежде всего заключается в том, что оно делает человека хозяином своего положения. Он занимается тем, что любит, а это не только не мучает его, а приносит отдых, удовлетворение, в противоположность вопреки себе проводимой работе. Несмотря на то, что затраченное усилие посвящено только какому-то частному делу, не имеющему существенного значения, даже признанному иными бессмысленным, однако достижение определенной цели захватывающее, интересное. Например, коллекционер спичечных коробок отдает себе отчет в бессмысленности своего коллекционирования, но пополнение своей коллекции редкой коробочкой приводит его к неописуемой, иногда, радости.

В процессе работы и после ее окончания часто возникают сомнения о ее необходимости. Она чаще бывает худшей в реализации, чем в первоначальных планах различные препятствия, преодолеваемые во время исполнения работы, могут быть очень большими, а окружающие оценивают проделанный труд негативно. Все это отрицательно влияет на оценку смысла усилия, затраченного на эту работу. Появляются негативные эмоции к выполненной работе, неоднократно хочется ее уничтожить или бросить. Поэтому работа, которая дается легко, не утомляет, а трудная работа, которая "не выходит", вызывает мучительное чувство утомления. Человек, стремящийся к определенной цели, должен побороть в себе негативные эмоции по отношению к проводимой им работе, иначе все время будет прерывать ее и в конце концов не выполнит. Эта борьба с самим собой может быть самым большим усилием воли, которое работа ставит перед человеком, а одновременно может служить школой для его характера.

 

// КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЛАНОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Невротические моменты творческого труда находятся в конфликте менаду планом и действительностью. Собственный план может быть сразу же отброшен, когда действительность требует реализации совсем других заданий и тогда или нужно принять чужой план и со временем рассматривать его как собственный, или же постоянно противиться этому плану и работать вопреки своему желанию, по необходимости. Собственный план переформирования действительности может оказаться нереальным, тогда необходимо его изменить и приспособиться к реальным условиям окружения и собственным возможностям. Это конфликт, исходящий из самого сопротивления действительности. Этот конфликт требует способности уступать и приспосабливаться к действительности; это борьба с опорным предметом, в которой выигрыш и проигрыш чередуются между собой. Подводя итог проведенной работы, можно чувствовать себя или победителем или побежденным. Итог, как правило, никогда не бывает полностью объективным. Все зависит от настроения, в котором рассматривается проделанная работа.

 

// УСИЛИЕ И НАГРАДА

 

Если работа рассматривается как средство материального обеспечения или преследует иную цель (должность, лучшее общественное положение и т.д.), тогда доминирует конфликтный вопрос - как моя работа будет оценена и что за нее можно будет получить. В этом аспекте оценки работы центр тяжести переносится на конечный момент - на оценку "плодов" труда. В творческом же аспекте этот центр тяжести находится в начальной стадии работы и во время ее исполнения.

Оба аспекта взаимосвязаны; усилие преобразования среды без перспективы награды и награда без предшествующего усилия потеряли бы свой смысл. Секвенции усилия и награды относятся к одному из основных укладов живой природы. Обобщая этот вопрос, можно бы сказать, что сохранение собственной жизни и жизни вида требует постоянного усилия и сама жизнь является здесь наградой.

Все формы обучения опираются на системе наград и наказаний. Безусловные раздражители делятся на положительные (награда) и отрицательные (наказание).

 

 

// ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖЕНИЯ

 

В обоих аспектах труда по-разному представляется образ окружения. В творческом аспекте окружение рассматривается как материал, необходимый для его переработки в процессе нашей деятельности. Этот материал оказывает сопротивление и становится главным источником конфликтов. В аспекте потребителя окружение рассматривается с точки зрения судьи, оценивающего и награждающего наш труд. Источником конфликта в этом случае будет чувство обиды, связанное с этой оценкой, а значительно реже чувство вины, что наша работа не принесла исполнения возлагаемых на нас надежд.

Оба аспекта вызывают иное отношение к окружающей среде. В творческом аспекте происходит борьба с окружением, в которой происходит изменение собственного плана, когда окружение не принимает изначальных положений, или же окружение бывает побежденным и можно выполнить свой представленный план. Контакт с окружением в этих случаях близкий, поскольку окружение во время реализации плана подчиняется его замыслам, а с другой стороны сам создающий свой труд подчиняется влиянию окружения - создает и сам создается.

После исполнения труда это взаимодействие прерывается, выполненная работа уже не принадлежит только автору, становится как бы чужой, а после некоторого времени можно посмотреть на нее критическим взором. Работа относится к одному из способов слияния с окружающим миром, однако иному, чем сексуальное или метаболитическое слияние.

Слияние с окружающим миром и переформирование его или же влияние окружающего мира на организм и его преобразовывание относятся к одним из существенных черт живой природы. В метаболитическом слиянии поглощаются субстанции окружающего мира - воздух, вода, пища, которые преобразуются в специфическую структуру организма. В сексуальном слиянии временная связь с партнером приводит к появлению нового организма, хотя и с новой структурой, но составляющей исходные элементы обеих материнских структур. Это преобразование окружения "по своему собственному образцу" происходит спонтанно, т.е. без сознательного усилия живого организма; усилие концентрируется на приведении к такому сближению с окружением, чтобы мог начаться этот процесс преобразования (добыча пиши, сексуального партнера).

При исполнении работы усилие концентрируется на самом процессе преобразования; план, по которому окружение должно быть изменено, осмысливается и поэтому может быть непостоянным и неопределенным, изменяемым, тогда как при энергетическом метаболизме и сексуальной репродукции этот план исполняется точно. Сознание соединяется с изменчивыми, непостоянными и неопределенными жизненными процессами.

Развитие сигнальной системы у человека приводит к тому, что центр тяжести контакта с окружением переносится на труд. Именно в труде эта система находит свое самое большое отражение. Энергетическим метаболизмом и процессом репродукции управляет значительно более простая сигнальная система.

Человеку не хватает метаболитического и сексуального слияния с окружением. Невротическое беспокойство сопутствует ситуации, в которой человек лишен возможности активного преобразования своего окружения, а его бездеятельность попросту вынужденная. Негативная энтропия должна быть у человека соединена с сознательным усилием и может проявляться в труде; ее нельзя ограничить более примитивными формами установления своего порядка в окружении, которые происходят вне его сознания.

 

// НЕВРОЗЫ "EX VACUO"

 

Типичным примером последствий отсутствия сознательной негативной энтропии могут служить неврозы "ех vacuo", к которым относятся неврозы как бы без невротических факторов. Чаще всего людям, страдающим этим типом неврозов, хорошо приходится в жизни, они не переживают жизненных трудностей, определенных проблем и конфликтов, идут по жизни как по асфальтовой дорожке.

Однако, как и марш по асфальтовому шоссе более мучителен, чем по горной тропе, так и они чувствуют себя усталыми и изнуренными. Шоссе утомляет своей монотонней, с ним человек не связан близким контактом, как с горной тропой, на которой каждый неосторожный шаг может грозить опасностью, а вместе с тем приносит новые впечатления и требует нового усилия.

Творческий и сознательный акт жизни состоит, главным образом, в этом постоянном преодолении новых трудностей. Люди, лишенные этой возможности преодолевания усилия - определенного выше как негативная энтропия основных биологических процессов, которая происходит без участия сознательного усилия, --окружены пустотой; слияние с окружающей средой поверхностно, ведь они проходят по жизни гладко, ничего не преобразовывая. Неврозы этого типа исчезают в ситуациях, требующих усилия, когда люди находят интересующее их занятие, ясную цель своей активности, когда их собственная жизнь и жизнь близких им людей находится в опасности или же ухудшаются их материальные условия.

 

// "ДИРЕКТОРСКИЙ" НЕВРОЗ

 

Противоположным примером может служить "директорский" невроз. Его причиной чаще всего бывает слишком поспешное преобразование окружающей обстановки с директорской позиции. Не всегда окружающая среда бывает мягкой и уступчивой и когда все усилия приводят к плачевному концу, а и сам преобразующий среду в своем порыве не оценит правильно обстановку и не приспособится к действительным условиям - все это приводит "к состоянию собственной неполноценности, которая еще более увеличивается ввиду агрессии со стороны подчиненных. Борьба с сопротивлением окружения приводит к большой мобилизации вегетативной и эндокринной систем. Особенно перегружена бывает в этих случаях сердечно-сосудистая система, ввиду ее регуляции приплыва энергии в ткани организма и ответа на каждый сигнал вегетативной и эндокринной систем. Инфаркты миокарда бывают частым ответом этой неумелой борьбы с сопротивлением окружения.

При неврозах типа "ex vacuo" часто встречается ипохондрическое настроение. Пустота окружающего мира наполняется картиной собственного тела, которая в нормальном состоянии не воспринимается сознанием.

 

// ТВОРЧЕСКИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТЫ ТРУДА (СОСТОЯНИЕ БОРЬБЫ И ОЖИДАНИЯ)

 

Если в "творческом" аспекте труда отношение к окружающему миру носит характер борьбы (борьбы в положительном смысле слова, в которой атака не разрушает предмета, а преобразовывает его по своему собственному плану, а атакующий поддается его преобразующим влияниям), то в "потребительском" аспекте отношение к окружающей обстановке носит характер ожидания. Ожидают награды или наказания за усилие, вложенное в труд, а окружающие разделяются в этом случае на две группы - судей и соперников. Первые оценивают проделанную работу, вторые мешают в получении лучшей оценки. Ситуация немного напоминает эмоциональные отношения в семейной группе - родители выступают в роли судей, а сестры и братья в роли соперников. С другой стороны, в "творческом" аспекте, особенно в его патологической форме, какой бывает "директорский" невроз, можно провести аналогию с деспотизмом раннего периода детства.

Невротические эмоциональные состояния, появляющиеся в этом "потребительском" подходе к труду, - это чувство обиды или вины по отношению к судьям и зависти к соперникам. Это менее динамические чувства, чем чувства, сопутствующие борьбе с сопротивлением окружения, но более постоянные и деструктивные. По-видимому, мобилизация вегетативной и эндокринной систем в этих случаях протекает иначе. В борьбе с сопротивлением окружения мобилизация направлена на использование энергии (превалирование катаболитических процессов), а отсюда и большая перегрузка системы кровообращения. При ожидании наград основная мобилизация организма направлена на прием энергии из внешней среды (превалирование анаболитических процессов), а тогда наступает, между прочим, перегрузка пищеварительной системы; типичной психосоматической болезнью являются пептические язвы, различные дисфункции желчного пузыря и др.

Мобилизация к борьбе в этих случаях вторичная, а появляется после отсутствия анаболитической мобилизации, т.е. ожидания награды и тогда агрессия обращается против судей и соперников или же против самого себя (чувство вины).

 

// ОЦЕНКА ТРУДА

 

Оценка результатов проделанной работы соединяется с оценкой самого человека по принципу "по плодам их узнаем". Хороший плод - хорошее дерево, плохой плод - плохое дерево. Успехи и неудачи на работе играют роль в формировании автопортрета. От них в большой степени зависит и самооценка. В творческом аспекте труда окружающие оценивают план активности, а здесь оценка этой активности в определенной степени зависит от оценки самого работающего.

Поэтому потребительский аспект труда представляет всегда определенную опасность для собственной оценки, а отсюда и исходит постоянство невротических переживаний (чувство обиды, вины, зависти), ввиду борьбы за самого себя, за свой образ.

В этих случаях превалирует эгоцентрическая позиция; в творческом аспекте труда идет борьба за преобразование мира, а в потребительском аспекте - за собственные выгоды и собственную оценку. Здесь нет слияния с окружением, которое вызывает борьбу с его противодействием. Окружение здесь играет роль общественного зеркала, в котором отражается собственная фигура.

 

// ВЛИЯНИЕ ОБОИХ АСПЕКТОВ ТРУДА НА ЛИЧНОСТЬ

 

В потребительском аспекте труда окружение составляют только люди (судьи и соперники), а в творческом аспекте могут быть не только люди, но и мертвые предметы, живая природа и, наконец, сам работающий, т.е. все, что можно преобразовать в результате своего труда. Область интеракции с окружением более широка и возможности взаимодействия тоже большие. Это действие обустроено по принципу: преобразую окружение, а оно преобразует меня. Известен факт, что материал, подвергающийся "обработке" в определенной степени "обрабатывает" самого человека; отсюда определенные профессиональные черты личности. Можно выделить некоторые специальные профессии, например земледельца, шахтера, моряка, летчика, учителя, врача, служащего и т.д.

В потребительском аспекте труда нет этого непосредственного действия преобразованного объекта на преобразующий субъект; взаимодействие происходит на основе оценки и примеров общественного окружения, а следовательно, косвенным образом. Работающий старается приспособиться к общественным требованиям, на работе исполнять наложенные на него обязанности. Если в творческом аспекте труда план действия подвижен, так как постоянно изменяется и модифицируется под влиянием преобразуемого предмета, то в потребительском аспекте план менее гибок, так как определяется требованиями общественного окружения. Здесь важна не работа, а ее результат, оцениваемый общественной средой. Неважно как, где и когда кто-то мучился на работе, а как она выполнена. Для каждой работы существует как бы идеальная модель ее результата, которой работающий должен подчиниться, хотя вопреки своему понятию. Поэтому в потребительском аспекте план труда более неподвижен.

 

// ФРУСТРАЦИЯ

 

Работа относится к наиболее существенному способу реализации собственных планов, показания своих скрытых возможностей. Иногда в человеке дремлют возможности, о которых он сам не подозревает, а которые проявляются в определенных условиях труда. Невротическое чувство загубленной жизни чаще всего соединяется с чувством недовольства своим трудом.

С биологической точки зрения человек, по-видимому, использует только небольшую часть имеющихся в нем возможностей; его генетический план не полностью реализуется, а его нервная система, как и иные системы организма, работает нормально в относительно малом проценте ее возможностей. От условий внешней среды зависит направление развития генетического плана и его исполнение. Конечно, никто не знает этого плана и не знает шкалы своих возможностей, однако человек часто считает, что растратил по пустякам свои жизненные возможности, что мог бы лучше работать и т.д. работа, с ее реальными эффектами, оцениваемыми окружающими, вносящая какую-то часть общего усилия людей в дело созидания, лучшим образом оценивает собственные возможности человека и поэтому именно на ней он концентрирует чувство своей фрустрации.

Это чувство тем больше, чем больше существует способов реализации собственных намерений. В обществе с ограниченным выбором профессии (например, когда можно быть только земледельцем, охотником или ремесленником) не появляется, претензии к получению иной работы, так как она попросту невозможна. А когда существуют различные возможности, как это имеет место в высоко развитых странах, тогда чувство утраченных возможностей становится еще более горьким. Хотя это и звучит парадоксально, однако чувство фрустрации увеличивается с ростом экономического и культурного уровня общества.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРУГ

// НЕВРОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Если семейная и рабочая среда чаще всего интересуют и занимают больного, и то не только невротического, хотя у последних эта тематика выдвигается на первый план, то социальная среда редко оценивается ими как невротический фактор. Можно удивляться, что социальные, экономические, общественные, политические факторы, которые без сомнения отражаются на семейной и рабочей среде, не оцениваются больными как источник их невротических переживаний. Исключением в этих случаях может быть шизофрения, при которой часто наблюдается нарушение порядка общественных кругов. Нормально ближе всего стоит семейный круг, дальше - рабочий и еще далее - более широкий общественный круг. При шизофрении "рубашка перестает быть ближе к телу", а больной может больше беспокоиться об общественных делах, чем о своей семье или своей работе.

Невротический больной сохраняет нормальную иерархию положений в обществе и его конфликты концентрируются на двух наиболее близких кругах. В основном эти конфликты похожи, независимо от того, из какой среды больной происходит, каковы его политические убеждения и т.д. Формы неврозов изменяются в зависимости от эпохи и общественного круга, а невротические конфликты остаются такими же, хотя бы в своей основной структуре.

Это не означает, что общественный круг не может действовать невротическим образом; он влияет на формы межчеловеческих отношений, особенно в семейной жизни и на работе, образует определенную систему оценки и всему этому необходимо подчиниться, даже когда нет на то специальной охоты. Невротическое действие проявляется в этих случаях косвенным образом. С самого раннего детства человек подвергается влиянию этих обычаев и поэтому не всегда отдает себе отчет в их патологическом действии. А если даже и существует сознание их вредного действия, то и так человек оказывается бессильным.

 

 

// "ЗОЛОТОЙ ВЕК"

 

В старых учебниках психиатрии (изданных около ста лет тому назад) среди причин психических нарушений на одном из первых мест ставятся отрицательные влияния цивилизации. В тридцатых годах нашего столетия в Соединенных Штатах появилась так наз. общественная школа (Sullivan, Fromm, Karen, Horney), которая основное внимание обращала на факторы общественного круга больного. В настоящее время многие психиатры занимаются анализом невротических факторов, находящихся в современной цивилизации.

Однако нельзя забывать, что жалобы на цивилизацию и тоска о "золотом веке", в котором жилось вольно и свободно на лоне природы, - не новы. Человек всегда воображал себе рай в чистой и прекрасной природе, а не в обществе, созданном самим собой.

В этих фантазиях человек всегда недоволен тем, что создал сам, и как бы скучал о природе, с которой хотел бы соединиться. Такое слияние возможно только в животном, а не человеческом мире. Именно преобразование природы, наложение на нее своего собственного влияния относится к типичным человеческим чертам. Сетование на цивилизацию до некоторой степени можно рассматривать с атавистической точки зрения, когда появляется стремление соединения с природой, подчинения ее порядку, в котором живут животные и растения, а который, как написано в Библии, человек потерял, пробуя плод с дерева сознания добра и зла, стремясь быть равным с богами.

 

// ПЕЧАЛЬ СБЫВШЕЙСЯ СКАЗКИ

 

Необычное развитие науки и техники в последнее столетие обеспечило человеку власть над окружением, какой он никогда еще не имел. Трудно сегодня выдумать сказку, ведь большинство из них исполнилось. И печаль сегодняшней эпохи - это не что иное, как печаль сбывшейся сказки и мечты.

Окружение человека из естественного все более изменяется в техническое, т.е. созданное им самим. При быстром процессе урбанизации это изменение становится еще более выраженным. Встает вопрос, какие последствия может повлечь за собой такое большое изменение внешней среды?

Правильно указывают на отрицательные влияния технической среды: отравление трех стихий природы - воздуха, воды, земли, слишком большое перенаселение и в связи с этим уменьшение жизненного пространства человека, слишком большой приток информации, приводящий к психическому неперевариванию, огромное количество раздражающих факторов, особенно слуховых и зрительных большой силы и часто без информационного значения, при длительном действии повреждающих соответственные рецепторы и нервную систему, слишком большие скорости, к которым человек привыкает с трудом, сложность экономических и политических отношений - все это создает атмосферу растерянности и бессилия. В результате этого появляется чувство общей "невозможности", превалирование потребительской позиции над творческой и чувство жизни в "сумасшедшем мире", трудность упорядочивания картины окружающего мира, тоска о каком-то порядке, "интеграции" и страх перед всеобщим уничтожением.

 

// ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СКАЧОК

 

Внезапное изменение среды в природе вызывает эволюционный скачок. В новых условиях могут сохраниться только такие живые организмы, которые лучше приспособятся к ним, и только они могут оставить потомство. Определенные возможности генетического плана, которые в прежних условиях не играли роли и оставались неиспользованными, в новых условиях приобретают специальное значение.

Если на человека внезапное изменение среды действует аналогично, как и во всей живой природе, можно принять, что человек находится на пороге эволюционного скачка. Трудно предвидеть, в каком направлении изменится человек. Новые условия внешней среды требуют от человека больших возможностей, как в селекции, так и интеграции, большей скорости реакций и большей способности подавления агрессии.

Агрессия при современных средствах разрушения грозит человеку полной катастрофой. В жизни отдельного человека часто невроз бывает сигналом необходимости изменения чего-то в жизни, что оказалось в тупике и тем самым задержало нормальное развитие. Аналогично можно было бы невротическое состояние современной эпохи рассматривать как сигнал необходимости изменения человека.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...