Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по учебной дисциплине «история России»




ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Преподавание учебного курса по «Истории России», основанного на проблемно-ориентированной методике обучения, предполагает применение основополагающих теоретико-методологических принципов: сравнительно-исторического, историко-генетического, историко-типологического и др., что позволяет рассматривать исторические события и явления во всей их полноте, в контексте конкретно-исторических условий общественного развития страны.

В методологическом плане преподавателю, читающему курс лекций, важно использовать принципы объективности и историзма, привлекая для анализа событий 1917 – начала 1940-х гг. всю совокупность исторических источников. Данный подход, позволяя уйти от «исторических» приговоров и заданных политических оценок, дает возможность студентам всесторонне осознать основные этапы развития страны; тщательно рассмотреть порой неординарно протекавшие в советском обществе социально-экономические, политические, культурные процессы.

Учитывая данные обстоятельства, в рамках учебного курса «История России необходимо проведение как традиционных занятий в форме лекций, так и семинаров-тренингов. В совокупности это подразумевает всестороннее рассмотрение конкретных исторических событий; организацию научно-теоретических дискуссий, по узловым проблемам развития советского общества в ходе которых в наибольшей степени выявляется уровень сформированных необходимых навыков и знаний.

Для того чтобы студенту легче было разобраться в сложном и обширном материале, преподавание дисциплины необходимо построить так, чтобы наиболее трудные и важные темы рассматривались на лекционных занятиях (при чтении лекций рекомендуется использовать демонстрацию слайдов или компьютерные программы для проведения презентации по теме лекции). Отдельная часть вопросов может выноситься на самостоятельное изучение, когда для достижения эффективных результатов обучения используются различные формы работы в зависимости от конкретных условий: проработка контрольных вопросов учебного материала по учебной и научной литературе, выполнение коллоквиума, написание эссе, курсовых работ, работа со словарями, учебными пособиями, справочниками. Контроль за усвоением материала проверяется с помощью следующих форм контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется во время проведения как семинарских, так и лекционных занятий. Данный вид контроля может проводиться в различных формах: выборочная проверка конспектов лекций для выяснения вопросов, наиболее трудно усваиваемых студентами; контроль за посещением занятий, учёт результатов самостоятельного анализа вынесенных на обсуждение проблем, анализа смоделированных ситуаций, подготовки докладов и сообщений, ответов на поставленные вопросы и предлагаемые задания по ходу рассмотрения изучаемых тем.

Промежуточный контроль по курсу «История России (1917 – начало 1940-х гг.)» может применяться в форме написания эссе, которое проверяется преподавателем, читающим основной курс или проводящим семинарские занятия. При написании эссе, (краткая научная работа студента, в которой раскрывается один из узловых проблемных вопросов), студент обязан кратко и лаконично изложить материал на предложенную тему. Эссе сравнимо с устными высказываниями студентов по определенному научному вопросу на семинарах или докладом. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на источники и научную литературу. Наличие авторской позиции, собственного отношения к вопросу в эссе обязательно. В эссе не требуется глубоко исследовать научную доктрину, сравнивать научные концепции и взгляды, в обязательном порядке использовать формационный, цивилизационный, модернизационый и другие научные методы, если это только прямо не предусмотрено выбранной темой эссе. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящими в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен быть список использованных нормативных правовых актов и литературы.

Критерии оценки эссе:

10 баллов – блестящая работа, которая отвечает всем предъявляемым требованиям, а также отличается научной новизной и нестандартным подходом студента в освещении проблемы.

9 баллов – тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Эссе написано с использованием большого количества источников, рекомендованной основной и дополнительной литературы. На высоком уровне выполнено оформление работы.

8 баллов – тема эссе раскрыта полностью, достаточно выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, но студентом недостаточно полно использована дополнительная литература и источники. На высоком уровне выполнено оформление работы.

7 баллов – тема эссе в основном раскрыта; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые обоснованные выводы; использована необходимая основная и выборочно дополнительная литература, а также ограниченный круг источников. Грамотное оформление.

6 баллов – в целом тема эссе раскрыта; выводы сформулированы, но недостаточно обоснованны; частично использована необходимая как основная, так и дополнительная литература; недостаточно четко проявляется авторская позиция. Отдельные погрешности в оформлении.

5 баллов – тема раскрывается на основе использования нескольких основных и дополнительных источников; слабо отражена собственная позиция, выводы имеются, но они не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа основных источников. Имеются недостатки по оформлению.

4 балла – тема раскрыта недостаточно полно; использовалось не более двух источников и одной или двух монографий; авторская позиция не выражена; отсутствуют выводы. Имеются недостатки по оформлению.

3 балла – тема эссе раскрывается неполно на основе одного (двух) источников; изложение материала без собственной оценки и выводов, отсутствуют ссылки на научную литературу. Имеются недостатки по оформлению работы.

2 балла – тема эссе не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературу и источники. Имеются недостатки по оформлению работы.

1 балл – текстуальное совпадение всего эссе с какой-либо научной работой, то есть – откровенный плагиат.

Итоговый контроль по курсу «История России» проводится в форме тестирования или зачета. Данные формы контроля могут применяться отдельно или быть совмещены.

При использовании теста в рамках итогового контроля применяются следующие требования и условия выполнения теста. Тест состоит из заданий. Ответ на задание может предполагать выбор одного ответа из ряда предложенных вариантов. Для целей оценки результата каждый вариант ответа считается отдельным вопросом.

Если зачет проходит в виде ответов на поставленные вопросы, то преподаватель задает два обязательных вопроса. Для уточнения степени владения отвечающими полученными знаниями по учебному курсу, а также их оценки, в том числе возможности практического применения принимающим зачёт преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. После ответов на указанные вопросы студенту могут быть заданы вопросы по теме написанного им эссе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...