Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, формы, функции исторического знания.




2. Источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

3. Методология и теория исторической науки.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

5. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Список литературы:

1. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

2. Гуревич А.Я. История историка. М., 2004.

3. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

5. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.

6. Куликов С. Нить времен. Малая энциклопедия календаря. М.: Наука, 1991.

7. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

8. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

9. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. М., 2001.

 

Электронные ресурсы:

1. http://www.clari№o2.№arod.ru/autor.htm - "История Великой Руси" ("История" по рубрикам)

2. http://www.la№ts.tellur.ru/history/i№dex.htm - "Отечественная история" Олега Ланцова.

3. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/i№dex.html - "Исторические источники на русском языке в Интернете" - сайт исторического факультета МГУ.

4. http://www.hro№os.km.ru/ - "Хронос".

 

Методические указания

При ответе на первый вопрос дайте понятие истории как науки и как отрасли знания, назовите основные функции исторического знания. Подумайте, какое место отечественная история занимает среди других наук и насколько она важна в гуманитарном образовании.

Ответ на второй вопрос включает характеристику понятия исторического источника. Расскажите о науке, которая занимается разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников. Дайте классификацию исторических источников, отметьте, какого рода знания дают те или иные виды исторических источников. Охарактеризуйте методику работы с письменным источником.

Ответ на третий вопрос предполагает разбор понятий «методология» и «теория» научных знаний. Затем следует соотнести эти понятия с исторической наукой и выявить специфику их проявления. Подумать о важности учета методологии при изложении вопросов истории.

При ответе на четвертый вопрос вначале необходимо дать определение понятию историография, назвать основные этапы ее развития. Затем расскажите о наиболее известных отечественных историках: В.Н. Татищеве, Н.М. Карамзине, С.М. Соловьеве, В.О. Ключевском, С.Ф. Платонове, М.Н. Покровском, М.Н. Тихомирове, Б.Д. Грекове и других ученых, указывая основные факты биографии и особенности изложения истории в их трудах.

Ответ на пятый вопрос необходимо начать с характеристики всемирной истории и важности изучения прошлого отдельных стран, этносов и народов. Особенно серьезно продумать значение России для развития мировой цивилизации и место ее истории, как неотъемлемой части всемирной истории.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные функции исторического знания?

2. Что такое исторический источник? Каковы основные этапы работы с ним?

3. На каких критериях основывается классификация исторических источников?

4. Что лежит в основе теории исторической науки?

5. В чем отличие методологии от методов исторического познания?

6. Назовите наиболее известных историков дореволюционной России, советского периода и современности.

7. С какого периода история России становиться важнейшей частью всемирной истории?

Задания для самостоятельной работы

1. Расположите функции исторического знания по их значимости.

2. В какую эпоху письменные источники становятся основными для изучения истории?

3. Какие методологические аспекты отражены (предполагается отразить) при выполнении Ваших курсовых работ?

4. Обратитесь к биографии С.М. Соловьева. Как вы думаете, что позволило историку ежегодно, начиная с 1851 года и на протяжении 29 лет, издавать очередной том «Истории России с древнейших времен»?

5. Расшифруйте понятие «историография историографии».

 

Занятие 2. Формирование территории Древнерусского государства (2 часа).

1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

2. Проблема этногенеза восточных славян. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция.

3. Основные этапы становления государственности на Руси.

4. Древняя Русь и кочевники.

5. Византийско-древнерусские связи.

 

Темы докладов:

· Великое переселение народов.

· Происхождение названия «Русь».

· ''Повесть временных лет'' как историко-литературный памятник.

· Славяно-скандинавские связи.

· Хазарский каганат.

 

Источники:

1. Древние славяне в отрывках византийских писателей по VII в. н.э. // Режим доступа: [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/drevn slav.php]

2. Повесть временных лет. // Режим доступа: [http://www.hrono.info/dokum/povest.html]

3. Рукописные памятники Древней Руси. // Режим доступа: [http://www.lrc-lib.ru/]

Литература:

1. Авдусин Д.А. Происхождение Древнерусских города (по археологическим данным) // Вопросы истории. 1980. № 12.

2. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.

3. Богданов В.В. Этническая и эволюционная история Руси: Русь, славяне, аризанты, скифы, готы, гунны, пины, варяги. М, 2001.

4. Богуславский В.В., Бурманов В.В. Русь. Рюриковичи: Иллюстрированный исторический словарь. М, 2000.

5. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X века // Вопросы истории. 1999. № 8.

6. Горский А.А. Проблема происхождения названия Русь в современной литературе // История СССР. 1989 №3

7. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

8. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998.

9. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (Х-ХШ вв.) // Вопросы истории. 1994. № 10.

10. Джаксон Т. Варяги - создатели Древней Руси // Родина. 1993. № 3.

11.Джаксон Т. Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X - первой половины XI в. М., 2000.

12. Древняя Русь. Л., 1988.

13. Древняя Русь: город, замок, село. М., 1985.

14. Ермолаев И.П. Рюриковичи. Прошлое в лицах. IX-XVI вв.: Биографический словарь. М., 2002.

15. Каково происхождение терминов "Русь" и "Россия"? // История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Составитель С.А. Куницин. Ростов н/Дону. 1999.

16. Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени). // Славяне и скандинавы. М., 1986.

17. Крадин Н.Н. Общественный строй кочевников: дискуссии и проблемы // Вопросы истории. 2001. № 4

18. Кучкин В.А. Судьба восточных славян в VI-XIII вв. М., 1982.

19. Ловмяньский X. Русь и норманны. М, 1985.

20. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971.

21. Мельников Е.А., Петрухин В.Я. Название "Русь" в этнокультурной истории древнерусского государства (1Х-Х вв.) // Вопросы истории. 1989. № 8.

22. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии//Вопросы истории. 1995. № 2.

23.Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей XI-XII вв. М, 2001.

24. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель//Вопросы истории. 1991. № 2-3.

25. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.М, 1990.

26. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли. IX-XVI вв. М, 2002.

27. Петухов Ю.Д. Норманны: Русы Севера. М., 2003.

28. Рыков Б. Рождение Руси. М, 2003.

29. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003.

30. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

31. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М, 2002.

32. Седов В.В. Начало городов на Руси. М., 1987.

33. Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999.

34. Скрынников Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. 1997. № 8

35. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М, 1956.

36. Тихомиров М.Н. Происхождение названия «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М.,1979.

37. Толочко П.Т. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. Киев, 1987.

38. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М., Спб., 1995

39. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6.

40. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988. 41.Яманов В.Е. Рюрик Ютландский и летописный Рюрик. // Вопросы истории. 2002.

№4.

42. Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // История СССР. 1971. № 2.

Электронные ресурсы:

1. Войлошников М. Рюрик: легенда получает прописку. //Режим доступа:

[http://oldru.narod.ru/biblio/voilosh.htm] 2- Даниле вский И.Н.Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). //

Режим доступа: [ http:/ / www.lants.tellur.ru / history/ d anilev sky/in dex.htm ]

3. Джаксон Т. Варяжский вопрос. // Режим доступа: [http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12307&ob_no=12393]

4. Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени). // Режим доступа: [http://historic.ru/books/item/ffiO/sOO/z0000056/st047.shtml]

5. Крутицкий Б. А был ли Рерик. // Режим доступа: [http://oldru.narod.ru/biblio/cruticky.htm]

6. Лебедев Г. Вернемся к началу. // Режим доступа: [http://oldru.narod.ru/biblio/lebedev.htm]

7. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. // Режим доступа: [http://historic.ru/books/item/ffiO/sOO/z0000050/index.shtml]

8. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. // Режим доступа: [http://historic.ru/books/item/ffi0/s00/z0000082/index.shtml]

9. Фроянов И. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. // Режим доступа: [http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Frojan/istreal.php]

10. Янин В. Археология и исследования русского средневековья. // Режим доступа: [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/yanin_arh.php]

 

 

Методические указания

Ответ на первый вопрос необходимо начать с характеристики античности и ее роли на мировой исторический процесс. Далее следует перейти к рассмотрению Великого переселения народов, его влиянию на Европейские народы и на славян, в частности. Проанализировать влияние античного наследия на восточных славян и вовлеченность их в Великое переселение народов.

При ответе на второй вопрос вначале определитесь - почему проблема этногенеза восточных славян имеет политическую окраску. Охарактеризуйте этапы выделения славян из индоевропейской языковой группы, назовите основные гипотезы происхождения славян. Отметьте, когда происходит разделение славян на три ветви - западных, южных и восточных. Далее необходимо назвать и охарактеризовать основные источники по истории славян (до XIII в.). В комплексе письменных источников дайте характеристику произведениям славянских, византийских и арабских авторов, отметьте, как называли предков славян различные авторы.

Затем дайте характеристику основных этапов эволюции родоплеменной организации восточных славян. Объясните, вследствие каких факторов стал возможен переход от патриархально-семейной общины к соседской. Охарактеризуйте племенные союзы и «суперсоюзы» восточных славян. Подумайте, как наличие большого комплекса неосвоенных земель повлияло на становление на Руси особого, по сравнение с Западной Европой, типа хозяйства. Приведите примеры из источников о родоплеменной организации и хозяйстве восточных славян.

Ответ на третий вопрос начните с характеристики норманнской и антинорманнской теорий происхождения государства у восточных славян. Покажите, как поддержка официальных кругов одной или другой теории вплоть до конца XX века отвечала политической конъюнктуре. Характеризуя процесс становления государственности на Руси, отметьте, какие нововведения в процесс государственного управления вносились теми или иными великими князьями (от полюдья к погостам и т.п.). Покажите, как шел процесс подчинения различных племенных союзов восточных славян киевскому князю. Объясните, чем были вызваны первые междоусобные войны. Проанализируйте, какое влияние на развитие государственности имели принятие христианства, начало чеканки монеты и разработка свода законов. Назовите основные направления внешней политики князей. В завершение охарактеризуйте основные элементы сложившейся на Руси раннефеодальной монархии (князь, дружина, вече).

Отвечая на четвертый вопрос, назовите, с какими кочевыми племенами приходилось иметь дело Руси с VII до начала XIII в. Дайте характеристику этим племенам, объясните, с какими процессами была связана смена одних кочевников на южных границах Руси другими. Отметьте, как складывались взаимоотношения русских князей с кочевниками.

Анализируя византийско-древнерусские связи, назовите основные направления и характер взаимодействия двух государств. Подумайте, почему именно с Византией у Руси сложились наиболее тесные взаимоотношения.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы социально-экономические и культурные связи древнегреческих колоний в Северном Причерноморье и праславян?

2. Какова роль готов и гуннов в истории славян?

3. Как сказывались на темпах развития племенных союзов особенности их географического положения?

4. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?

5. В чем суть норманнской теории происхождения государства на Руси?

6. Что такое полюдье, погосты, уроки?

Задания для самостоятельной работы

1. Проследите по карте расселение индоевропейцев по территории Евразии.

2. Проследите по карте ход Великого переселения народов.

3. Покажите на карте территорию предполагаемой прародины славян.

4. Найдите на карте основные восточнославянские племенные союзы, дайте краткую характеристику местам их расселения и занятиям.

5. Проследите по карте основные торговые пути, проходившие по территории расселения восточнославянских племен.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...