Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 7. Институт содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность




Статья 16. ФЗ об ОРД закрепляет совокупность обязательных мер социальной и правовой защиты должностных лиц всех без исключения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Меры защиты, предусмотренные в статье, распространяются в основном на должностных лиц органов - субъектов ОРД. Только ч. 4 данной статьи распространяется и на лиц, оказывающих им содействие.

Лица, участвующие в ОРД, безусловно, обладают всеми правами наравне с другими гражданами. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты как на участников гражданско-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административных и иных правоотношений. Однако реализация отдельных прав имеет специфику, которая вызывает необходимость закрепления дополнительных гарантий и в отношении участников ОРД.

Особенности оперативно-розыскной деятельности предопределяют специфику защиты лиц, ее осуществляющих. В целом гарантии деятельности сотрудников оперативных аппаратов закреплены в соответствующих Законах: «О полиции», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и др. Однако эти законодательные акты не определяет их статус как участников оперативно-розыскных отношений, как представителей власти с особыми полномочиями и специфическими обязанностями, риском в их деятельности, что требует их специальной защиты, принятия дополнительных мер по сравнению с теми, которые предусмотрены для сотрудников соответствующих органов.

Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, призвана реально способствовать более эффективному выполнению ими профессиональных обязанностей. Закон об ОРД в основных чертах устанавливает статус штатных как гласных, так и негласных сотрудников. Этот статус имеет особенности, обусловленные спецификой решаемых задач, а также условиями их реализации.

Под социальной и правовой защитой должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует понимать совокупность (систему) и конечные результаты реализации предусмотренных законом и подзаконными нормативными правовыми актами целевых мер, осуществляемых государственными органами-субъектами оперативно-розыскной деятельности в целях обеспечения их прав и законных интересов, создание благоприятных условий для эффективного их участия в решении задач ОРД.

Социальная и правовая защита как понятийное образование состоит из двух взаимосвязанных понятий: 1) социальная защита; 2) правовая защита.

Социальная защита выражается как в виде льгот или преимуществ, предоставляемых участникам ОРД, так и в форме определенных денежных выплат, материальных благ и услуг. Однако такая защита не ограничивается только правами, льготами, преимуществами и материальными вознаграждениями. Очевидно, что не все меры социальной защиты могут быть урегулированы нормами права, часть их остается за пределами правового регулирования. Так, хотя социальная помощь, в частности нравственно-психологическая поддержка, не является обязательной и гарантированной законом, тем не менее она не исключается и может быть реализована на межличностном уровне.

В Законе об ОРД меры защиты не ограничиваются только социальными гарантиями, они представлены в значительно большем объеме и включают меры, «отдаленные» от социальных норм. В частности, Закон предполагает систему мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей участников ОРД и соответствующих условий по охране их прав. К числу таких мер отнесены, например, допустимость вынужденного причинения вреда, недопустимость вмешательства в действия участников ОРД, неразглашение сведений о штатных негласных сотрудниках, лицах, внедренных в преступные группы, и др.

Правовая защита участников ОРД предполагает и восстановление права в случае его нарушения. Здесь правовая защита выступает в качестве средства, при помощи которого обеспечивается реализация предусмотренных в Законе об ОРД прав участников этой деятельности.

По своему содержанию правовая защита обеспечивает реализацию прав, предупреждение случаев их нарушения и восстановление уже нарушенных прав. Ее можно представить как форму реализации права в виде соблюдения, использования или применения норм.

Соблюдение правовых норм как мера защиты в ОРД выражается в том, что деятельность государственных органов и граждан основана на безусловном подчинении предписаниям Закона. Причем это не только и не столько воздержание от действий. Последнее бывает лишь при реализации запрещающих норм, например запрета на вмешательство в законные действия должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 16 Закона). Соблюдение - это и совершение активных действий при осуществлении обязывающих, предписывающих норм.

Использование правовых норм выступает в виде осуществления субъектами своих юридических прав, дозволений для удовлетворения или защиты как своих, так и общественных интересов. Так, при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, если такое причинение вреда совершается при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Предусмотренные законом меры представляют защиту интересов различных категорий лиц - участников оперативно-розыскной деятельности. При этом гарантии социальной и правовой защиты в оперативно-розыскной деятельности достаточно дифференцированы. Такая дифференциация, в частности, зависит от того, в штаты какого органа - субъекта ОРД входит должностное лицо.

В частности, на должностных лиц оперативных подразделений распространены общие гарантии (меры) социальной и правовой защиты, которые едины для всех сотрудников тех органов и учреждений, в штаты которых они входят, а также специальные меры защиты, непосредственно связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности и предусмотренные исключительно для должностных лиц оперативных подразделений (аппаратов).

Порядок и условия применения общих гарантий социальной и правовой защиты, предусмотренных, например, Законами «О полиции», «О внешней разведке», «О Федеральной службе безопасности» и др., относятся в целом к сотрудникам органов, в структуру которых входят оперативные подразделения, в том числе и к сотрудникам неоперативных служб, и не отражают специфики защиты в оперативно-розыскной деятельности.

Так, на сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел распространяются без каких-либо изъятий гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, предусмотренные Законом «О полиции». Это, в частности, обязательность выполнения законных требований сотрудника милиции, недопустимость вмешательства в его деятельность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции, обеспечение сотрудников милиции жилой площадью и др.

На оперработников органов федеральной службы безопасности распространяются меры правовой защиты и социальной поддержки сотрудников ФСБ, предусмотренные Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности».

На сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний распространяются без каких-либо изъятий гарантии правовой и социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусмотренные главой VI Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». В частности, это гарантии личной безопасности, правовая защита персонала сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья, социально-бытовое обеспечение сотрудников УИС.

Никто, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, при проведении ими в пределах своих полномочий оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, руководить действиями участников ОРМ, оказывать на них воздействие, а стало быть, вмешиваться в действия сотрудников могут непосредственные и прямые начальники, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий при получении приказа или указания, противоречащего закону, обязано руководствоваться законом.

Закон об ОРД допускает ограничения вмешательства только в законные действия субъектов ОРД. Неправомерное поведение участников ОРМ, пресечение их незаконных действий не образуют вмешательства в их деятельность. Поэтому помимо прямых и непосредственных начальников действия участников ОРМ могут контролироваться, а их правомерность проверяться уполномоченными прокурорами в рамках прокурорского надзора за ОРД и в пределах их компетенции.

Закон об ОРД допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам сотрудником оперативного подразделения либо лицом, оказывающим ему содействие, при правомерном выполнении служебного или общественного долга по защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В данном случае Закон подчеркивает, с одной стороны, исключительность полномочий должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и содействующих ему лиц, а с другой - возможность неординарных ситуаций при исполнении профессионального или общественного долга и проведении мероприятий, когда обстановка требует чрезвычайных, нетипичных решений и действий.

При применении оперативно-розыскного института допустимости причинения вреда следует иметь в виду, что: ОРД является разновидностью официальной деятельности; она законодательно определена и санкционирована государством; определен круг ее субъектов; содержание ОРД составляет проведение оперативно-розыскных мероприятий; эта деятельность имеет законодательно определенное целевое назначение - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Следовательно, правомерные действия участников ОРМ не только теряют признаки, присущие преступлению, - общественную опасность, противоправность и виновность (поэтому и не могут быть наказуемы), но и являются законодательно допустимыми, социально оправданными и невиновными.

Контрольные вопросы к Лекции № 7

1. Понятие института содействия граждан оперативным подразделениям

2. Правовые основы данного института его значение в борьбе с преступностью.

3. Виды содействия граждан.

4. Социальная и правовая защита граждан, оказывающих содействие оперативным подразделениям.

Рекомендуемая литература к Лекции № 7

1. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. — М., 2006.

2. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...