Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 16. Оперативная проверка




Оперативная проверка: предварительная и последующая. Оперативная проверка — это стадия оперативно-розыскного процесса, в ходе которой оперативный работник либо стремится удостовериться в правильности результатов оперативно-аналитического поиска, сигнализирующих о причастности конкретных физических лиц и их сообществ к противоправным деяниям, посягательстве на важные для государства интересы, либо получить сведения о лицах, виновных в противоправных деяниях-инцидентах.

Во-первых, результаты аналитического поиска сигнализируют о причастности конкретных физических лиц и их сообществ к противоправным деяниям, посягательстве на важные для государства интересы.

Во-вторых, оперативная проверка — инструмент раскрытия «неочевидных» преступлений.

Таким образом:

а) оперативная проверка может входить в систему стадий оперативно-розыскного процесса, обеспечивающих раскрытие тайной с элементами маскировки противоправной деятельности конкретных лиц и их сообществ;

б) оперативная проверка может иметь характер автономного цикла оперативно-розыскных мероприятий, призванных обеспечить обнаружение лиц, оставшихся нераспознанными после совершения ставшими общеизвестными деяний в виде убийств, разбоев, бандитизма и т. п.

Оперативная проверка как стадия оперативно-розыскного процесса представляет собой оперативно-процессуальный правовой институт оперативно-розыскной деятельности и подлежит регламентации на законодательном уровне. Речь идет о создании качественной правовой основы для этого аспекта оперативно-розыскной деятельности.

Правовая основа оперативной проверки. ФЗ об ОРД не содержит правовых норм регламентации такого системно-процессуального аспекта оперативно-розыскной деятельности как оперативная проверка.

Вероятно, это объясняется тем, что различные варианты оперативной проверки (предварительной и последующей) имеют общие черты с другими видами ОРМ.

Рассмотрим признаки, свойственные как предварительной, так и последующей оперативной проверке. Общей чертой предварительной оперативной проверки и оперативной разработки является то, что основанием для их проведения служат определенные фактические данные, достаточные для принятия решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, хотя и различных по характеру.

По этому поводу в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД в частности указывается, что основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной; экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Сегодня в России в современных условиях в качестве основания оперативной проверки могут рассматриваться:

- данные, оказавшиеся в распоряжении оперативного подразделения органа, осуществляющего ОРД, вероятно как официально поступившие в оперативно-розыскное ведомство, так и добытые в ходе оперативно-аналитического поиска;

- данные криминального свойства, однако, четко и ясно не указывающие на объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону противоправного деяния.

Общей чертой предварительной и последующей оперативной проверки является и возможность использования для того, чтобы удостовериться в правильности вышеуказанных сведений, комплекса (цикла) оперативно-розыскных мероприятий.

В Федеральном Законе об ОРД предусмотрен в ст. 6 перечень разнообразных оперативно-розыскных мероприятий. При этом возможность их осуществления увязывается не с анализируемыми этапами оперативно-розыскного процесса, а с определенными правовыми особенностями, касающимися:

а) порядка производства по уголовным делам;

б) характера преступления, по факту подготовки или совершения которого производится оперативная проверка;

в) процедурного аспекта ОРМ.

Так, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается в Российской Федерации в ходе оперативной проверки информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому обязательно производство предварительного следствия.

В свою очередь, в ходе оперативной проверки характер ряда противоправных деяний, по факту которых развивается оперативно-розыскной процесс, предопределяет возможность осуществления как ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, так и ряда иных оперативно-розыскных действий.

Речь идет о сведениях, касающихся:

- событий или действий, создающих угрозу государственной, военной экономической или экономической безопасности Российской Федерации (допустимы ОРМ, ограничивающие конституционные права и свободы граждан);

- тяжких преступлений (возможно осуществление оперативного эксперимента).

Наряду с этим законодатель оговаривает допустимость проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, оперативного эксперимента, оперативного внедрения такой процедурной особенностью, как наличие постановления об их осуществлении, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Что касается ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, то здесь помимо вышеуказанного постановления необходимо еще и соответствующее судебное решение.

Едиными как для предварительной, так и для последующей оперативной проверки являются требования, которым она должна соответствовать. Она должна отличаться объективностью, конспиративностью и динамичностью. Кроме того, процесс осуществления предварительной и последующей оперативной проверки возможен лишь в режиме законности.

Эти требования важны для успешного продвижения оперативной проверки к соответствующим оперативным целям.

Требование объективности оперативной проверки перекликается с уголовно-процессуальным принципом всесторонности, полноты и объективности. Речь идет о том, что сотрудники оперативного подразделения должны, добывая оперативно-розыскную информацию, уличающую объекты оперативной проверки, не игнорировать и сведения, оправдывающие их или смягчающие ответственность за содеянное. Кроме того, в оперативно-служебных документах, отражающих ход оперативной проверки, должны фиксироваться события, которые имели место в действительности. Нельзя произвольно ни дополнять, ни уменьшать объем полученных данных, ни искажать, т. е. фальсифицировать, и т. п. Поэтому оперативно-розыскные данные должны отличаться всесторонностью и, по возможности, полнотой. За счет использования различных оперативно-розыскных мероприятий, аналитического поиска и методик последнее обстоятельство обусловливает необходимость сбора информации, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в ходе разбирательства таможенных, налоговых, административных правонарушений, проступков в пенитенциарных учреждениях. Объективность также предполагает, непредвзятое, беспристрастное исследование оперативно-розыскной информации, добываемой в ходе оперативной проверки.

Оперативная проверка должна быть конспиративной. В противном случае смысл в оперативно-розыскном процессе теряется. В современных условиях активное противодействие лиц, входящих в сферу и инфраструктуру социально-аномальной среды, оперативным подразделениям, их высокий криминальный профессионализм побудил законодателя зафиксировать как в Российской Федерации, так и других странах круг оперативно-розыскных мероприятий, проводимых исключительно на началах конспиративности. Это такие ОРМ, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент, контролируемые поставки и т. п.

Предварительная и последующая оперативная проверка должны осуществляться динамично, с тем чтобы была обеспечена разведывательная активность сотрудников оперативных подразделений при добывании сведений, необходимых для решения соответствующих оперативно-розыскных задач. Поэтому оперативные работники должны своевременно и профессионально выявлять, оценивать, систематизировать и анализировать как получаемые данные, так и возникающие в ходе оперативной проверки обстоятельства, и с учетом этого оптимально выбирать и проводить оперативно-розыскные мероприятия, гарантирующие своевременное завершение производства по делу оперативного учета и оперативным материалам.

Оперативная проверка должна осуществляться на началах законности. Это означает, что сотрудники оперативных подразделений обязаны:

Во-первых, строго придерживаться норм Федерального закона об ОРД.

Во-вторых, подзаконных нормативных актов, детально устанавливающих порядок производства по делам оперативного учета.

Это требование, предъявляемое к процессу осуществления оперативной проверки, имеет исключительно важное значение ввиду конспиративного характера оперативно-розыскной деятельности и допустимости использования в ходе оперативной проверки оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Законность обеспечивается различными формами контроля за ходом оперативно-розыскного процесса.

Совпадают и варианты использования результатов предварительной и последующей оперативной проверок. В обоих случаях она может быть завершена переводом добытых сведений из сферы ОРД в правовые рамки иной правовой функции: уголовного процесса, административно-правовой деятельности и т. п. В этом случае возбуждается соответствующее производство по определенному правовому факту. В ходе расследования этого события разрешается вопрос о виновности объектов оперативно-розыскного процесса, приобретающих правовой статус подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. В итоге обеспечивается, например, разрешение задач как оперативно-розыскной деятельности, так и уголовного процесса.

В отличие от оперативной разработки (полного расследования), осуществляемой по фактам традиционных общеуголовных преступлений, основанием разведывательного расследования является информация о том, что выявлена:

- преступная организация, стремящаяся извлечь денежные или коммерческие выгоды, доходы, посредством организованного вымогательства либо достичь политических или социальных целей посредством действий, включающих преступное насилие;

- организация, цели которой направлены на то, чтобы добиться политических и социальных перемен посредством действий, включающих применение силы и насилие.

Основанием разведывательного расследования могут быть только фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии следующих разумно обоснованных признаков, указывающих на то, что:

- два или более лица занимаются в течение длительного времени деятельностью, включающей насилие, вымогательство, систематическое коррумпирование в обществе;

- два или большее число лиц участвуют в организации, добивающейся достижения социально-политических целей с помощью действий, которые полностью или частично сопряжены с применением насильственных методов нарушений уголовных законов.

Кроме вышеперечисленных видов оперативной квалификации, материалам оперативных дел поиска и проверки давалась и иная оперативная квалификация, а именно: неподтверждение биографических данных, дающее основание подозревать лицо в сокрытии преступления, борьба с которым отнесена к ведению органов государственной безопасности; организационная деятельность, направленная на создание преступного сообщества; организованная преступная деятельность в сфере государственного сектора экономики или со связями за границей; организованная преступная деятельность с участием должностных лиц органов государственной власти или управления, а равно с иными коррумпированными связями; экономический саботаж; разглашение коммерческой тайны; хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, дающие основание полагать о наличии угрозы государственной безопасности (выделяются самостоятельные виды хищений); хищение или угроза совершения радиоактивных материалов или их использования, дающие основания полагать о наличии угрозы государственной безопасности; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств в крупных размерах по предварительному сговору группой лиц.

Весь комплекс ОРМ, проводимых в ходе оперативной разработки, обеспечивает выявление оперативно-розыскным путем и фиксацию фактических данных, обеспечивающих разрешение таких задач, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством, как раскрытие противоправных деяний и обнаружение разыскиваемых лиц, в том числе за счет использования результатов как предварительной, так и последующей оперативной проверки в правовом режиме иных, чем ОРД правовых функций.

 

 

Контрольные вопросы к Лекции № 16

1. Понятие, основания и задачи оперативной проверки.

2. Сущность предварительной оперативной проверки и понятие оперативной разработки.

3. Сходство и различие этих этапов оперативно розыскного процесса.

4. Организа­ция и тактика оперативной проверки.

5. Использование оперативных средств и методов в опе­ративной проверке.

6. Специфика оперативной проверки группы лиц.

7. Основания и порядок прекращения оперативной про­верки.

8. Специфика правового режима оперативной проверки, установленная законодательством зарубежных стран.

Рекомендуемая литература к Лекции № 16

1. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Москва: Деловой двор, 2009.

2. Ривман Д.В. Комментарий к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Изд. Дом Питер. Серия: Закон и комментарии, 1-е издание, 2004 г.

3. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...