Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Форма государства: понятие и структура




 

Понятие формы государства традиционно находилось в центре внимания юридической науки с момента ее за­рождения. В настоящее время под формой государствапонимают способ организации и осуществления государ­ственной власти. Понятие формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и на­селением, как территориально построена государственная власть, какими методами осуществляется государственная власть.

Форма государства — это государственно-правовая кон­струкция, состоящая из трех элементов: формы правле­ния, формы государственного (политико-территориально­го) устройства, формы государственного режима. Типоло­гия государств в зависимости от их формы осуществляется в соответствии с этими элементами:

1) в зависимости от формы правления различают мо­нархические и республиканские государства;

2) в зависимости от формы государственного (поли­тико-территориального) устройства различают уни­тарные, федеративные и конфедеративные государства;

3) в зависимости от формы государственного режима различают демократические, авторитарные и тота­литарные государства.

Широкий подход к форме государства привел к тому, что, опираясь на традиционные элементы формы государ­ства, предложено выделять три основные формы государ­ства: монократическую (монистическую), сегментарную и поликратическую (плюралистическую).

Монократическая форма государства имеет высокий уровень централизации. Государственная власть сосредо­точена у одного лица или органа, ни разделение властей, ни автономия в территориальном устройстве, ни местное самоуправление фактически не допустимы. Эта форма связана с обязательной идеологией, огосударствлением экономики, социальной сферы и культуры, крайне эли­тарным характером государственной власти. Демократи­ческие институты, парламент, самоуправление использу­ются в демагогических целях.

Сегментарная форма государства в значительной мере носит олигархический характер, занимая промежу­точное положение между монократической и поликратической формами государства. Здесь допускается разделе­ние компетенции между различными органами государ­ственного управления, элементы автономии и местного самоуправления. Доминирует исполнительная власть.

Поликратическая форма государства реально исполь­зует разделение властей, систему сдержек и противовесов, несколько центров власти в государстве (президент, пар­ламент, суд), автономия в территориальном устройстве, развитие местного самоуправления, демократические ме­тоды осуществления государственной власти. Во многих странах при данной форме существует монархическая форма правления (парламентарная монархия). Она совме­стима с президентской, парламентской, полупрезидентскими республиками, может быть простым унитарным государ­ством или федерацией.

 

Формы правления

 

Форма правления— это организация, порядок обра­зования и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правитель­ства). Различают две разновидности формы правления — монархию и республику.

Монархия — это такая форма правления, когда гла­вой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожиз­ненно. Признаки монархии:

1) власть главы государства (императора, короля, вели­кого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожиз­ненно) и передается, как правило, по наследству;

3) монарх неответственен за принятые им политиче­ские решения.

Разновидности монархий:

1)абсолютная монархия (Бахрейн, Кувейт, Оман, Сау­довская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся пол­нота власти, он является законодателем, назначает всех высших должностных лиц государства. Правительство несет ответственность только перед ним;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парла­мент принимает законы, но у монарха есть право абсо­лютного вето. Правительство назначается монархом, под­чиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобри­тания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фак­тически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам, либо фактически не применяет вето. Глав­ная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответствен­ность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение меж­ду дуалистическими и парламентарными (Иордания, Ма­рокко, Непал).

Республика — это такая форма правления, при кото­рой главой государства является президент, избираемый гражданами на определенный срок. Республика имеет та­кие признаки:

1) власть главы государства и высших государствен­ных органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены опреде­ленным сроком;

3) глава государства несет политическую ответствен­ность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики. Принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Индия, Ита­лия, Германия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исклю­чительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парла­мент, точнее, партия, победившая на парламентских выбо­рах и имеющая большинство в парламенте. Правитель­ство несет ответственность перед парламентом;

3) смешанная (президентско-парламентарная) рес­публика (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентар­ной и президентской республик. Выборы президента про­изводятся всенародным голосованием (как в президент­ской республике), но президент не возглавляет правитель­ство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответ­ственность перед президентом, но и парламент вправе вы­разить ему недоверие, что влечет отставку. Для смешан­ной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.