Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценивания выполненных заданий

Занятие № 8

Тема: «Генные болезни»

 

Задания для самостоятельной работы студентов

На практическом занятии

 

Задание 1. Составьте схему «Классификация генных болезней» и заполните таблицу «Генные болезни», используя представленный и лекционный материал.

Классификация генных болезней

 

 

 


по ведущей

системной по этиологии по типу наследования

патологии

 

 


????????

МБ многочисленны и отличаются выраженным клиническим полиморфизмом. В основу классификации моногенных болезней положено несколько принципов:

По ведущей системной патологии - по органному и системному типу.

По этиологии. В этом случае выделяют 2 класса заболеваний: болезни с установленным первичным молекулярным (биохимическим) дефектом (10-11% всех МБ); болезни с неустановленным первичным молекулярным (биохимическим) дефектом. На эти заболевания приходится около 90% всех МБ.

Первичный молекулярный дефект подразумевает определение дефектного гена и установления вида его конкретных изменений, появление и передача которых по наследству определяет развитие болезни, т.е. речь идет об изменениях в генетическом локусе.

Первичный биохимический дефект подразумевает уровень простой биохимической реакции (функции), в осуществлении которой участвует белковый продукт нормального гена и которая первично нарушается из-за соответствующнго дефекта в структуре белка.

По типу наследования патологического признака: аутосомно-доминантные; аутосомно-рецессивные; сцепленные с половой хромосомой доминантные и рецессивные, митохондриальные.

По преимущественному поражению того или иного вида обмена. Благодаря этому принципу многие МБ называются наследственными болезнями обмена веществ (НБО). Среди них выделено более 700 форм, в том числе 200 с установленным биохимическим дефектом. Среди НБО выделяют: болезни аминокислотного обмена (ФКУ, тирозиноз, лейциноз и др.); болезни углеводного обмена (галактоземия, гликогенозы, мукополисахаридозы); болезни липидного обмена (липидозы, сфинголипидозы и др.); болезни биосинтеза кортикостероидов (адрено-генитальный синдром и др.); болезни пуринового и пиримидинового обмена (подагра и др.); болезни порфиринового и билирубинового обмена (синдромы Жильбера, Криглер-Найяра, порфирии и др.); болезни металлов (болезни Вильсона-Коновалова и др.).

 

Таблица «Генные болезни»

Генные болезни Примеры
Заболевания связанные с нарушением обмена углеводов Галактоземия, мукополисахаридозы
Заболевание связанные с расстройством аминокислотного обмена    
Заболевания связанные с нарушением липидного обмена    
Заболевания связанные с нарушением обмена азотистых оснований    
Заболевания связанные с нарушением обмена металлов    

 

Максимальное количество баллов за выполненное задание – 10 баллов.

 

Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика генных болезней», используя представленный и лекционный материал.

 

Таблица «Сравнительная характеристика генных болезней»

  Частота встречаемости Тип наследования, причина Проявления заболевания Методы диагностики Лечение
Фенилкетонурия          
Лейциноз          
Альбинизм          
Болезнь Нимана - Пика          
Болезнь Гоше          
Галактоземия          
Мукополи- сахаридозы          

Болезни аминокислотного обмена

Характерным почти для всех заболеваний этой группы является тип наследования - аутосомно-рецессивный, т.е. 25% потомства двух клинически здоровых носителей (гетерозигот) оказывается пораженным.

Общий биохимический признак - ацидоз тканей и аминоацидурия (согласно этому симптому называется вся группа заболеваний).

Неспецифические клинические признаки: рвота, обезвоживание организма (интоксикационный синдром), неврологические нарушения - летаргическое состояние или возбуждение, судорожный синдром.

С возрастом появляется задержка психомоторного развития, регрессия приобретенных ранее навыков, умственная отсталость (вплоть до идиотии) и задержка физического развития.

Фенилкетонурия. Частота 1:10 000.

Ребенок рождается здоровым. Фенотипические признаки - светлые волосы, светлая кожа, голубые глаза. Клинические симптомы ФКУ (умственная отсталость, судорожный синдром, гиперкинезы, походка, поза “портного”, склонность к дерматитам) проявляются через 3-6 месяцев после рождения.

Основной биохимический маркер ФКУ - увеличение плазменной концентрации фенилаланина - определяется через 3-4 дня после начала кормления.

Биохимические диагностические критерии: проба Феллинга (скрининг-тест): моча зеленого цвета; тест Гатри; повышенный уровень в моче метаболитов фенилаланина, мышиный запах мочи; снижение толерантности к полученному внутрь фенилаланину.

Вовремя начатое лечение (диетотерапия) обеспечивает хороший клинический эффект, нормальную продолжительность жизни.

Лейциноз (болезнь кленового сиропа). Частота 1:90 000 - 120 000.

Клинически заболевание проявляется на первой неделе жизни рвотой, пронзительным криком и появлением характерного запаха мочи, напоминающего запах кленового сиропа или отвара овощей. При этом появляется неврологическая симптоматика: отсутствие сухожильных рефлексов, мышечная гипотония, нарушение ритма дыхания. Отмечается замедленное психо-моторное развитие, в дальнейшем - умственная отсталость. Возможно развитие коматозного состояния, ранний летальный исход.

В основе заболевания - нарушение декарбоксилирования аминокислот с разветвленной цепью - лейцина, изолейцина, валина. Уровень этих АМК в крови и моче повышен. Повышена экскреция с мочой кетокислот.

Альбинизм. Распространенный наследственный дефект пигментации, часто обусловленный дефектом синтеза фермента тирозиназы, необходимой для нормального меланинообразования. Частота 1:39 000.

Тотальная депигментация кожи, волос, глаз, причем окраска одинакова для всех расовых групп и не меняется с возрастом. Кожа не загорает, совершенно отсутствуют невусы, какие-либо пигментные пятна. Острота зрения значительно снижена и с возрастом не улучшается. Снижена резистентность к инфекциям. Возможны эпилепсия, бесплодие. Предрасположенность к раку кожи.

Традиционные методы лечение альбинизма неэффективны. Рекомендуется использовать различные средства защиты от ультрафиолетовых лучей.

Наследственные болезни, связанные с нарушением липидного обмена

Болезни накопления (тезаурисмозы) - внутриклеточные липидозы, при которых наблюдается преимущественное поражение клеток мозга и вторично в процесс вовлекаются проводящие пути.

Болезнь Нимана-Пика (сфингомиелиновый липидоз). Частота 1:100000.

Происходит накопление липида сфингомиелина и вторично миелина в клетках нервной ткани (преимущественно в головном мозге) и паренхиматозных органах (печени, селезенке).

Клиника: болезнь проявляется в 4-6 месяцев; вторичная гипотрофия вследствие повторных рвот и отказа от приема пищи; кожа кофейно-желтой окраски; отставание в нервно-психическом развитии; глухота, слепота; снижение резистентности к инфекционным заболеваниям; летальный исход к 3 годам.

Наследование аутосомно-рецессивное. Диагностика – анализ крови на фермент. Лечение – поддерживающая терапия.

Болезнь Гоше (цереброзидоз). Частота 1:40000.

Накопление липида глюкоцереброзида.

Клиника: при цитологическом исследовании - обнаружение клеток Гоше - ретикулярные клетки, гистиоциты; поражение нервной системы - судорожный синдром; изменения в крови (снижение количества лейкоцитов, тромбоцитов); артриты.

Наследование - аутосомно-доминантный тип. Диагностика – анализ крови на глюкоцереброзидазы. Лечение – симптоматическое, ферментотерапия.

Гиперлипопротеидемия. Характеризуются ожирением, ранним развитием атеросклероза и сердечно-сосудистой патологией. Частота 1: 50 - 1: 1 000.

Клинические проявления: отложения липидов в тканях и органах (в области ахиллова сухожилия, локтевых и коленных суставов, кистей рук, на ягодицах); абдоминальная колика, лихорадочные состояния; лейкоцитоз.

Группы риска по развитию гиперлипопротеидемии это семьи, где: 1) родственники с молодых лет страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями; 2) встречается вегето-сосудистая дистония; 3) встречается кожный ксантоматоз (бугорки желто-охряного цвета, плоские, от булавочной головки до 1,5 - 2 см в диаметре, сливаются).

Лечение – диетотерапия, применение лекарственных средств, снижающих уровень холестерина в крови.

Болезни, связанные с нарушением обмена углеводов

Гетерогенная группа наследственных болезней, обусловленных различными видами нарушения обмена углеводов. Выделяют несколько групп:

- нарушения обмена моно- и дисахаридов;

- болезни накопления - гликогенозы;

- патология соединительной ткани - мукополисахаридозы;

- другие.

Галактоземия. Частота 1:35 000 - 50 000.

Нарушение процесса ферментативного превращения галактозы в глюкозу с накоплением галактозы и продуктов ее обмена в клетках, что оказывает повреждающее действие на функции печени, нервной системы и другие органы.

Клиника: желудочно-кишечные расстройства - понос и рвота с первых дней жизни ребенка (после чайно-водной паузы состояние улучшается, но введение молока обуславливает рецидив нарушений со стороны ЖКТ); проявления недостаточности печени: стойкая желтуха с преобладанием в крови прямого билирубина, увеличение печени, цирроз печени; помутнение хрусталика (катаракта появляется позднее); задержка психофизического развития; поражение почек.

Наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

Диагностика: 1. определение концентрации галактозо-1-фосфата в эритроцитах (повышена); 2. повышение уровня галактозы в крови и моче; 3. микробиологический тест Гатри.

Мукополисахаридозы. Гетерогенная группа заболеваний, отнесенных к наследственным болезням обмена сложных сахаров. МПС сопровождаются избыточным накоплением в тканях и повышенной экскреции гликозаминогликанов (ГАГ) - кислых мукополисахаридов, соединенных с белком и состоящих из уроновых кислот, аминосазароз и нейтральных сахаров. Указанные комплексы существуют в форме протеогликанов, являющихся важнейшими компонентами основного структурного белка волос (a-кератин) и структурного белка соединительной ткани (коллаген).

Для большинства МПС характерен аутосомно-рецессивный тип наследования.

Клиническая картина: манифестация болезни, как правило, в возрасте до 7 лет, задержка роста (до карликовости), кифоз/кифосколиоз/сколиоз, массивный череп с глубоким и удлиненным турецким седлом, короткая шея, деформация грудной клетки, веслообразные ребра, укорочение трубчатых костей, грубые черты лица, помутнение роговицы, задержка психического развития, судороги, глухота, врожденные пороки сердца. Характерные для МПС признаки дисморфизма получили название Гаргоилический фенотип (Гаргоилизм - синоним МПС).

Диагностика МПС основывается на совокупности данных генеалогического анализа, клинических проявлений, типичных рентгенологических данных, экскреции с мочой оксипролина (снижение), ГАГ и их фракций (превышение в 5-10 раз).

Лечение больных МПС в основном симптоматическое, заключается в назначении терапии, способствующей нормализации или стабилизации патологического процесса в опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой и центральной нервной системе, паренхиматозных органах, органах зрения и слуха. Перспективным считается плазмофорез.

 

Максимальное количество баллов за выполненное задание – 20 баллов.

 

Задание 3. Ответьте на вопросы.

 

1. У ребенка 5 лет нарушен тирозиновый обмен. Это приводит к поражению нервной системы и развитию слабоумия, но легко лечится специальной диетой, назначенной в раннем возрасте. О каком заболевании может идти речь у больного?

2. Мужчина 70 лет страдает подагрическим артритом. В его родословной также были больные подагрой. Какой фактор является непосредственной причиной развития патологии?

3. Положительная реакция пробы Феллинга, затхлый специфический запах мочи и пота, замедленное моторное и психическое развитие с 6-месячного возраста. О каком заболевании может идти речь?

4. С нарушением структуры каких органелл клетки возникают болезни накопления?

5. К врачу обратился больной с жалобами на непереносимость солнечной радиации. имеются ожоги кожи и нарушение зрения. Нарушение обмена какой аминокислоты отмечается у этого пациента?

6. У ребенка при грудном вскармливании появились пожелтения кожи, увеличение печени. Проба с хлористым железом отрицательная. Врач назначил вместо грудного молока специальную диету, это улучшило состояние ребенка. Какое заболевание у этого ребенка?

7. У ребенка выявлена фенилкетонурия. Какой метод лечения нужно использовать?

8. В больницу обратились супруги с 9-месячным ребенком с гипотрофией, но психически нормально развитым. Ребенок болеет почти с периода новорожденности, страдает коклюшеподобным кашлем. С 5 месяцев, после введения прикорма, появились частые дефекации с большим количеством светлых каловых масс с неприятным запахом. Отмечается увеличение печени. По лабораторным исследованиям – повышение концентрации натрия и хлора в поту. О каком заболевании можно предположить?

9. Ребенок, больной фенилкетонурией, страдает умственной отсталостью. Какой механизм будет главным в развитии повреждения ЦНС?

10. Во время клинического обследования беременной женщины обнаружено увеличение содержания фенилаланина в крови. Как это может повлиять на ребенка?

11. Назовите причину возникновения наследственных болезней, которые получили название болезней накопления?

12. Для ряда наследственных болезней, которые считались неизлечимыми, с развитием медицинской генетики и генной инженерии появилась возможность подавления их фенотипического проявления. Назовите примеры этих заболеваний?

 

Максимальное количество баллов за выполненное задание – 12 баллов.

 

Задание 4. Ответьте на задания в тестовой форме.

 

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Наследственное заболевание, характеризующееся несвертываемостью крови у больного, называется? А. гемофилия; Б. фенилкетонурия; В. талассемия; Г. альбинизм.

2. Наследственное заболевание, характеризующееся нарушением цветового зрения – это? А. ихтиоз; Б. астигматизм; В. дальтонизм; Г. альбинизм.

3. Наследственное заболевание, сопровождается накоплением в организме, больного фенилаланина и продуктов его обмена, называется? А. фруктозой; Б. фенилкетонурия; В. анемия Кули; Г. галактоземия.

4. Наследственное заболевание, характеризующееся отсутствием в организме больного красящего пигмента меланина, называется? А. астигматизм; Б. альбинизм; В. сахарный диабет; Г. дальтонизм.

5. Тип наследования альбинизма? А. аутосомно-рецессивный; Б. аутосомно-доминантный; В. сцепленный с полом рецессивный; Г. сцепленный с полом доминантный.

6. Тип наследования фенилкетонурии? А. аутосомно-рецессивный; Б. аутосомно-доминантный; В. сцепленный с полом рецессивный; Г. сцепленный с полом доминантный.

7. Тип наследования галактоземии? А. аутосомно-рецессивный; Б. аутосомно-доминантный; В. сцепленный с полом рецессивный; Г. сцепленный с полом доминантный.

8. Тип наследования гемофилии? А. аутосомно-рецессивный; Б. аутосомно-доминантный; В. сцепленный с полом рецессивный; Г. сцепленный с полом доминантный.

 

Максимальное количество баллов за выполненное задание – 8 баллов.

 

Контрольные вопросы для выявления итогового уровня знаний

По теме

 

1. Какие болезни называются генными? Какие причины вызывают генные болезни? Как классифицируются генные болезни в зависимости от типа наследования патологического признака; по преимущественному поражению того или иного вида обмена веществ? Какие характерные особенности наследования генных болезней вам известны?

2. Назовите клинические проявления фенилкетонурии, лейциноза, альбинизма, галактоземии, болезни Нимана-Пика, мукополисахаридозов? Как проводится диагностика и лечение фенилкетонурии, лейциноза, альбинизма, галактоземии, болезни Нимана-Пика, мукополисахаридозов?

 

1. Медико-генетическое консультирование.

2. Этапы консультирования.

3. Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний.

4. Современные инвазивные методы пренатальной диагностики.

5. Семиотика наследственных заболеваний.

6. Фармакогенетика.

 

Критерии оценивания выполненных заданий

Максимальное количество баллов за каждое практическое занятие – 50 баллов.

Оценка «5» выставляется студенту, если он набрал более 45 баллов.

Оценка «4» выставляется студенту, если он набрал от 38 до 45 баллов.

Оценка «3» выставляется студенту, если он набрал от 30 до 37 баллов.

Оценка «2» выставляется студенту, если он набрал менее 30 баллов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...