Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы права в системе социальных норм




Социальные нормы, их виды и соотношение

Социальные нормы — это правила человеческого об­щежития, регулирующие отношения людей между собой.

Виды социальных норм:

1) нормы морали (этические нормы) — относительно устойчивые представления людей о добре и зле. Мораль оценивает поведение человека при помощи понятий «хо­роший» и «плохой». Нормы морали, как правило, не за­фиксированы документально, они существуют как нрав­ственные ориентиры в сознании людей;

2) правовые нормы — общеобязательные, формально определенные, установленные или санкционированные го­сударством и обеспеченные его принудительной силой пра­вила поведения;

3) религиозные нормы — правила поведения верую­щих людей, которые сложились на основе представления людей о Боге и угодном ему поведении. Эта группа соци­альных норм зафиксирована в священных книгах хрис­тиан, иудеев, мусульман, буддистов — Библии, Торе, Кора­не, Ведах, в устных преданиях. Религиозные нормы регу­лируют отношения верующих в пределах церкви или иной религиозной организации, порядок отправления культо­вых обрядов;

4) корпоративные нормы (нормы общественных организаций) — нормы, созданные объединениями граж­дан, трудовыми коллективами, предпринимательскими со­юзами. В основном они закрепляют порядок формирова­ния корпораций, права и обязанности их членов;

5) обычаи и традиции — стихийно сложившиеся, пе­редающиеся из поколения в поколение правила обыден­ного поведения (например, свадебные обряды);

6) эстетические нормы — относительно изменчивые представления людей о прекрасном и уродливом, в соот­ветствии с которыми люди следуют моде, избирают опре­деленный стиль и манеры поведения.

Социальные нормы образуют единую систему. Нормы права соотносятся с социальными как часть ицелое. Бу­дучи разновидностью социальных норм, нормы права име­ют с ними много общего и в то же время отличаются от них специфическими свойствами.

Общие признаки социальных норм:

1) социальные нормы являются типовой моделью (об­разцом) поведения человека;

2) социальные нормы носят общий характер, то есть не имеют конкретного адресата, рассчитаны на многократ­ное применение;

3) исполнение социальных норм обеспечивается опре­деленными средствами воздействия (внутреннее убеждение человека, общественное осуждение, государственное принуждение).

4) нередко социальные нормы содержат одинаковые предписания. Например, кража расценивается правом как преступление, религией — как грех, моралью — как дур­ной поступок. Причинение вреда в результате самооборо­ны оправдывается и правом, и моралью;

5) нормы морали, религиозные и корпоративные нор­мы могут приобрести правовое оформление. Например, оскорбительные приставания к прохожим, нецензурная брань в общественном месте (нарушение норм морали) расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве такового наказывают­ся. Некоторые религиозные праздники (например, Рож­дество Христово, Пасха) в Украине закреплены трудо­вым законодательством;

6) подобно корпоративным нормам и нормам религии, нормы права зафиксированы документально. Например, корпоративные нормы содержатся в уставе коммерческой организации, нормы религии — в священных книгах (Биб­лия, Коран, Веды), нормы права — в законе или подзакон­ном акте;

7) социальные нормы обладают единством цели. Они направлены на урегулирование общественных отношений. Нормы религии, морали, права имеют также огромный вос­питательный потенциал, они оказывают влияние на фор­мирование человеческой личности.

Место норм права среди социальных норм не исчерпы­вается сходством — есть и различия, которые определяют специфику права в системе социального регулирования:

1) нормы права связаны с государством. Государство устанавливает, изменяет, отменяет или санкционирует пра­вовые нормы;

2) нарушение нормы права влечет негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. На­рушение же норм морали влечет лишь общественное осуж­дение, а нарушение религиозной нормы — санкции со сто­роны церкви;

3) действие норм права распространяется на всех лю­дей, а не только на приверженцев той или иной религии или членов корпорации.

 

Право и мораль

 

В регулировании общественных отношений право вза­имодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отно­шений, обстоятельств по конкретному, юридически значи­мому делу. Анализ моральных отношений, их оценка име­ет важное значение при рассмотрении брачно-семейных, многих гражданских и уголовных дел.

Как форма общественного сознания, комплекс отноше­ний и норм, мораль зародилось раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей еще в первобытном обществе.

В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, мило­сердии. Нормы морали — продукт исторического разви­тия человечества, на их развитие оказывают воздействие социальные отношения и экономические условия жизни общества.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества зак­репляет жизненно важные для всего общества требова­ния морали, нравственные установления. Законодатель­ная власть в работе по совершенствованию права учиты­вает состояние общественной морали, нравственную культуру населения, исходит из того, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливы­ми и гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют со­бой основные права человека — юридическое выражение его свободы и достоинства.

Право и мораль имеют общие черты и свойства: пра­во и мораль входят в культуру общества, являются цен­ностными формами сознания, имеют нормативное содер­жание, служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, политические, экономи­ческие условия жизни общества, служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспече­нию и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Мораль и право имеют свои отличительные особен­ности. Мораль появилась еще до становления государ­ства. Право же состоит из норм, установленных в опреде­ленном порядке компетентными государственными орга­нами и зафиксированных в юридических актах. Право выражает волю государства, правосознание народа, соци­альных групп, состоящих из государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении.

Мораль охватывает более широкую область отноше­ний, чем сфера отношений, регулируемых правом.

Содержание правовых норм характеризуется большей конкретностью, моральные требования отличаются более широким содержанием.

Отличие норм права и морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования права и морали выполняются большинством людей со­знательно, добровольно, в силу понимания их справедли­вости. Нормы морали исполняются в силу личной убежден­ности, привычки человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение. Право, закон имеют в качестве специфической га­рантии исполнения авторитет и силу государства, обеспе­чиваются при необходимости мерами государственного принуждения.

С помощью права государство добивается утвержде­ния в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и поро­ками. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка.

 

Право и политика

 

В современном значении политику можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы больших социальных групп: клас­сов, народов, национальных, религиозных, профессиональ­ных сообществ и других социальных общностей.

Нерегулируемая политическая борьба могла бы взор­вать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной ре­гуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества. Все это определяет политическую природу го­сударства и права, делает их явлениями политики, поли­тической жизни общества.

Право есть лишь одна из форм осуществления полити­ки. Политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне всяких правил. Доминирование полити­ческих норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неиз­бежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой основы, где право не является ограни­чителем политической власти, где права человека не вы­ступают в качестве средства контроля над ее осуществле­нием.

Доминирование права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной куль­туры. Право может служить формой выражения и осу­ществления политики лишь до тех пор, пока сама по­литика строится на исходных началах права и справед­ливости.

В политических нормах в отличие от правовых неиз­менно присутствует конкуренция идей и программ. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой автори­тета, способной сдерживать противоборство интересов и це­лей различных социальных групп. Такая сила — право — находится вне политических норм.

Политические нормы находят выражение в различных документах: в политических декларациях, манифестах государства, в программных документах политических партий, движений, конституциях государств. Политиче­ские нормы, выраженные в юридических актах государ­ства, приобретают значение правовых норм.

Политические нормы регулируют взаимоотношение граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должно­стных лиц регулируются политическими нормами, кото­рые выражены в юридическом акте.

К политическим нормам относятся также и нормы, оп­ределяющие регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый закон, при­нимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, полу­чает еще на стадии разработки экономическое, социаль­ное, политическое обоснование, а с опубликованием — со­ответствующую оценку общества.

В условиях переходного периода развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов, социально-экономического, национального, культурного, политического характера, что дает возможность верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.

 

Право и религия

 

Взаимоотношение права и религии наиболее ярко рас­крывает путь становления социальных норм, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших впоследствии правовой ха­рактер. Оно выражает специфику цивилизаций, в основе которых лежат те или иные религиозные системы.

На ранних этапах развития нормы права не отделя­лись от религиозных и были с ними тесно связаны. Древ­нейшие нормы права были в то же время и религиозны­ми законами; и только позже правовые нормы отделяют­ся от чисто религиозных. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «пре­ступление» и «грех». Это различие выработалось позднее в римском праве.

Нормы религии регулируют отношения верующих к Бог у, церкви, друг к другу, определяют структуру и функ­ции религиозных организаций.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиоз­ными правовыми системами. Древнейшая из таких пра­вовых систем — индусское право, в котором тесно пере­плелись нормы морали, обычного права и религии. Дру­гой пример — мусульманское право, которое по существу является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» Таким образом, религиозная правовая систе­ма — единый религиозно-нравственный и правовой регу­лятор всех сторон жизни общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного об­щества определяется связью правовых религиозных норм с моралью и связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои от­ношения с религиозными организациями и их правовой статус в конкретном обществе.

Большинство современных государств являются свет­скими. Каждому гарантируется свобода совести и веро­исповедания. Ни одна религия не может устанавливать­ся в качестве государственной или обязательной. Рели­гиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Запрещаются любые ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности. Запрещаются создание и деятельность общественных объе­динений, цели и действия которых направлены на раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной розни.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точ­ки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди десяти заповедей христианства есть нор­мы «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия рели­гиозные нормы — мощный внутренний регулятор пове­дения. Поэтому они — необходимый и важный инстру­мент поддержания и сохранения нравственного и право­вого порядка в обществе.

 

 

Норма права, ее признаки

 

Правовая норма — это общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное го­сударством и обеспеченное его принудительной силой правило поведения.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность. Нормы права распространя­ются на всех индивидов, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами. Нормы права обязательны для ис­полнения, независимо от признания или непризнания их индивидами;

2) формальная определенность. Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном ис­точнике права (законе, международно-правовом договоре и т.д.). Норма права четко и недвусмысленно опреде­ляет линию возможного или должного поведения свое­го адресата (субъективные права или юридические обязан­ности);

3) связь с государством. Нормы права либо устанав­ливаются государством (например, путем принятия зако­на, издания подзаконного акта), либо санкционируются (признаются) государством (например, путем ратификации международного договора). Связь с государством прояв­ляется и в том, что исполнение норм права обеспечивает­ся силой государственного принуждения;

4) системность. Норма права сама по себе представ­ляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права;

5) регулятивность. Правовая норма выступает в ка­честве регулятора общественного отношения.

Будучи первичным элементом права как социального явления, правовая норма имеет основные его свойства-признаки.

 

Структура нормы права

 

Одним из признаков правовой нормы является сис­темность. Будучи первичным элементом системы права, правовая норма сама является системой в миниатюре, то есть имеет определенную внутреннюю организацию. В этой микросистеме каждый из элементов имеет свое назна­чение.

Правовую норму составляют следующие взаимосвязан­ные структурные части (элементы):

1) гипотеза — часть правовой нормы, которая указы­вает на условия (жизненные обстоятельства, иначе — юри­дические факты), при которых данная правовая норма всту­пает в действие;

2) диспозиция — часть правовой нормы, которая со­держит указание на права и/или обязанности, возникаю­щие в случае наступления жизненных обстоятельств, за­фиксированных гипотезой. Иначе говоря, диспозиция со­держит определенное правовое предписание адресату нормы. Диспозиция является сердцевиной правовой нормы: без нее правовая норма не имеет смысла и не может существовать;

3) санкция — часть правовой нормы, которая предус­матривает негативные последствия в случае неисполне­ния обязанности или нарушения запрета, указанного в диспозиции нормы.

Таким образом, все элементы правовой нормы логичес­ки вытекают друг из друга, образуя цельную упорядочен­ную систему. Ее можно представить в виде словосочета­ния «если — то — иначе». Если (гипотеза) существуют такие-то обстоятельства, то (диспозиция) следует принять такую-то линию поведения, иначе (санкция) наступят такие-то неблагоприятные последствия.

Следует учитывать, что структура конкретной нормы права зависит от характера заданного ею правового пред­писания. В дозволяющих (управомачивающих) нормах ре­ально присутствуют только гипотеза и диспозиция. В обя­зывающих нормах присутствуют все элементы, а в запре­щающих нормах — диспозиция и санкция.

Структурные элементы правовой нормы классифици­руют по степени определенности и по составу.

Виды структурных элементов нормы права по опреде­ленности:

1) абсолютно-определенные гипотеза, диспозиция, сан­кция — содержат точные, не допускающие расширитель­ного толкования сведения о юридическом факте, виде по­ведения при наличии данного факта, виде и мере ответ­ственности за нарушение диспозиции;

2) относительно-определенные гипотеза и диспози­ция содержат лишь общие условия реализации нормы ине конкретизирует права и обязанности адресата нормы. Относительно-определенная санкция определяет мини­мальный и максимальный предел ответственности за на­рушение нормы;

3) альтернативные гипотеза и диспозиция указыва­ют на варианты юридических фактов и варианты право­вых последствий этих фактов. Альтернативная санкция содержит два и более варианта ответственности за нару­шение нормы, причем правоприменитель выбирает из них наиболее целесообразный.

Классификация структурных элементов правовой нор­мы по составу:

1) простые. Простые гипотезы содержат один юриди­ческий факт, простая диспозиция одно правовое последствие гипотезы, простая санкция определяет одну меру государственного взыскания к правонарушителю;

2) сложные. Сложная гипотеза содержит фактический состав, сложная диспозиция содержит несколько право­вых последствий, одновременно наступающих при данной гипотезе, сложная санкция предусматривает две и более меры государственного взыскания к правонарушителю.

 

Классификация норм права

 

Каждая система права состоит из огромного количе­ства правовых норм. Правовые нормы отличаются не толь­ко системностью, но и специализацией — каждая из них «отвечает» за свой участок «работы». Для лучшей ориен­тации в многообразии норм их классифицируют по раз­ным критериям:

1)в зависимости от предмета правового регулирова­ния различают конституционные, уголовно-правовые, граж­данско-правовые, административно-правовые нормы и дру­гие отраслевые нормы;

2) в зависимости от основных методов правового ре­гулирования различают императивные нормы (содержа­щие властные предписания, не допускающие никаких от­клонений) и диспозитивные нормы (их предписания мо­гут варьироваться по усмотрению участников отношения). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы не­возможно изменить частным соглашением сторон. Диспо­зитивные нормы характерны для гражданского, семейного, коммерческого права. Их предписания оставляют место для усмотрения сторон;

3) в зависимости от характера правового предписа­ния, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обя­занность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает воздержаться от ука­занного в норме действия;

4) в зависимости от времени действия различают по­стоянные и временные правовые нормы. Например, пер­вые 14 разделов Конституции Украины содержат постоянные действующие нормы, а XV раздел Конституции — нормы временного действия;

5) в зависимости от круга лиц, на которые распрост­раняется действие нормы, различают общие специальные и исключительные правовые нормы. Общие распростра­няются на все население, специальные — на определен­ный круг лиц (государственные служащие, дети, беженцы), исключительные нормы права делают изъятия из общих и специальных норм;

6) в зависимости от действия в пространстве раз­личают общие и локальные правовые нормы. Например, Конституция Украины распространяется на всю террито­рию страны (носит общий характер), а Конституция Авто­номной Республики Крым — только на один регион на­шей страны (носит локальный характер) — территорию Крыма;

7) по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нор­мы устанавливают права и обязанности лиц, а охрани­тельные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей;

8)по характеру воздействия на личность различа­ют карающие, поощряющие, рекомендательные нормы. Карающие устанавливают меру и вид юридической ответ­ственности за нарушение нормы права, поощряющие уста­навливают меры поощрения за одобряемый обществом и государством вариант поведения. Рекомендательные нор­мы устанавливают желательный, но не обязательный ва­риант поведения;

9)по роли в механизме правового регулирования отправные (исходные), дефинитивные, конкретные. Отправ­ные нормы закрепляют принципы права. Дефинитивные нормы определяют правовые понятия. Конкретные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности ад­ресатов норм;

10)по степени определенности диспозиции различа­ют абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные и бланкетные нормы.

Таким образом, классификация правовых норм дает представление об их многообразии и различных способах влияния на поведение людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...