Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачетно-экзаменационные требования для студентов




Заочного отделения

 

Вопросы к зачету по итогам 2-го семестра

 

1. Эпоха барокко; своеобразие стилевых проявлений в искусстве и в музыке.

2. Творческий путь Баха.

3. Хоровые произведения Баха.

4. Клавирное творчество Баха.

5. Эпоха Просвещения, общая характеристика.

6. Венская классическая школа.

7. Ранние оперы Глюка. Путь к реформе.

8. Реформа Глюка; теория и практика.

9. Гайдн. Основные вехи пути симфониста.

10. Лондонские симфонии Гайдна.

11. Творческий путь Моцарта.

12. Оперы Моцарта; основные жанровые разновидности.

13. Оперная реформа Моцарта.

14. Симфонии Моцарта.

15. Творческий путь Бетховена.

16. Симфонии Бетховена.

17. Увертюры Бетховена.

 

Вопросы к зачету по итогам 3-го семестра

 

1. Эпоха романтизма. Романтизм, Просвещение, реализм. Романтизм и реализм в музыке.

2. Симфонии Шуберта.

3. Вокальные циклы Шуберта.

4. Жанры фортепианной музыки Шопена.

5. Новые жанровые разновидности симфонии.

6. Увертюра и ее разновидности в творчестве романтиков первой половины ХIХ в.

7. Жанр симфонической поэмы у романтиков.

8. Жанровые разновидности инструментальной миниатюры в творчестве романтиков.

9. Тематические подразделения опер Верди.

10. Историческая тема в операх Верди.

11. Ранние оперы Вагнера.

12. Социально-критическая направленность сюжета тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».

13. Симфонии Брамса.

14. Лирическая опера во Франции ее представители.

15. Новелла «Кармен» Мериме и опера Бизе.

 

Примерные темы контрольных работ к 4-му семестру

 

1. Жанр увертюры в творчестве русских композиторов.

2. История и современность в творчестве Мусоргского: «Борис Годунов».

3. Сказочные оперы Римского-Корсакова.

4. Исторические сюжеты в операх Римского-Корсакова.

5. Тема Востока в операх русских композиторов.

6. Исторические сюжеты в операх Чайковского.

7. Жанр симфонической картины в произведениях русских композиторов.

8. Сюжеты Пушкина в операх Чайковского.

9. Народная тема в операх Мусоргского.

10. Сюжеты Гоголя в русской опере.

11. Симфонические произведения Балакирева.

 

Вопросы к экзамену 5-го семестра

 

1. Этапы развития русской культуры ХIХ в.

2. Пушкинский период в русской культуре и музыке.

3. Оперы Глинки, общие черты драматургии.

4. Традиции опер Глинки у русских композиторов.

5. Период «шестидесятничества» (60‑80 гг. ХIХ в.).

6. Народно-патриотическая тема в опере Бородина «Князь Игорь».

7. «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского – вершины жанра русской исторической оперы.

8. Темы опер Римского-Корсакова.

9. Симфоническое творчество Римского-Корсакова.

10. Симфонии Чайковского.

11. Пушкинские сюжеты в операх Чайковского.

12. Программные симфонические произведения Чайковского.

13. Лирико-драматическая опера русских композиторов.

14. Творческий путь Скрябина.

15. Идейные и художественные устремления Скрябина последнего периода.

16. Творческий путь Рахманинова.

17. Хоровые произведения Рахманинова.

18. Творческий путь Танеева.

19. Симфонии Малера.

20. Симфонические произведения Дебюсси.

21. Фортепианные произведения Дебюсси.

22. Фортепианные произведения Равеля.

23. «Дафнис и Хлоя» Равеля.

24. Симфонические поэмы Р. Штрауса.

25. Произведения Стравинского «русского периода».

26. «Петрушка Стравинского»

27. Произведения Прокофьева «русского периода».

28. Классическая симфония Прокофьева.

 

 

Рекомендуемая литература

 

А) Основная

 

Учебники и пособия

 

1. История зарубежной музыки. В шести выпусках. – М., 1963‑2001.

2. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1989 года. Т. 1 ‑2. – М., 1982‑ 1983.

3. Музыка Австрии и Германии ХIХ века. Ред. Цытович Т. – Кн. 1-2. – М., 1975 ‑1990.

4. История русской музыки в 10 томах. – М., 1983 ‑1997.

 

Литература по разным темам

 

1. Асафьев Б. Избранные труды. В пяти томах. – М., 1952 ‑1957

2. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. – М., 1986.

3. Асафьев Б. Русская музыка. ХIХ и начало ХХ века. – Л., 1979.

4. Асафьев Б. Симфонические этюды. – Л., 1970.

5. Друскин М. О западно-европейской музыке ХХ века. – М., 1973.

6. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М., 1978.

7. Конен В. Театр и симфония. – М., 1968.

8. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В пяти выпусках. – М., 1986 ‑1990.

9. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956.

10. Стравинский И. Диалоги. – Л., 1971.

 

В) Дополнительная

 

1. Альшванг А. Людвиг Ван Бетховен. – М., 1971.

2. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977.

3. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М., 1975.

4. Белецкий И. Антон Брукнер. – Л., 1979.

5. Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера, три мира. – М., 1988.

6. Гейрингер К. Иоганнес Брамс. – М., 1970.

7. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М., 1968.

8. Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения. – Л., 1960.

9. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии ХVI – ХVIII веков. Л., 1960.

10. Друскин М. И. С. Бах. – Л., 1983.

11. Друскин М. Игорь Стравинский. – Л., 1974.

12. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М., 1964.

13. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. ‑ М., 1973.

14. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М., 1965.

15. Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. – М., 1972.

16. Кречмар Г. История оперы. – Л., 1925.

17. Лейхтентритт Г. Фридерик Шопен. – М., 1930.

18. Левик Б. Рихард Вагнер. – М., 1978.

19. Михайлов М. к. Александр Николаевич Скрябин. – М., 1984.

20. Мильштейн Я. Лист. Ч. 1‑2. – М., 1971.

21. Михеева Л. Густав Малер. – М., 1972.

22. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973.

23. Новак Л. Йозеф Гайдн. – М., 1973.

24. Орлова Н. П. И. Чайковский. – М., 1980.

25. Протопопов Вл., Туманина Н. Оперное творчество Чайковского. – М., 1957.

26. Рабинович А. Русская опера до Глинки. – М., 1948.

27. Сабинина М. Шостакович –симфонист. – М., 1976.

28. Сохор А. Александр Порфирьевич Бородин. – М.-Л., 1965.

29. Сигитов С. Духовный строй музыки Белы Бартока. – СПб., 2003.

30. Соловцов А. Н. А. Римский-Корсаков. – М., 1984.

31. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М., 1981.

32. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. – М., 1968.

33. Уэстреп Дж. Генри Персел. – Л., 1980.

34. Хохловкина А. Гектор Берлиоз. – М., 1960.

35. Хубов Г. М. П. Мусоргский. М., 1969.

36. Швейцер А. И. С. Бах. – М., 1964.

37. Эйнштейн А. Вольфганг Амадей Моцарт. – М., 1977.

 

В.В.Молзинский

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа курса лекций для студентов специализаций

«Музееведение и экскурсоведение»,

«Режиссура и мастерство актера»,

«Режиссура массовых театрализованных

Представлений и праздников»

 

Пояснительная записка

Особенности курса истории музыки для студентов немузыкальных специализаций связаны с тем, что данная категория обучаемых лишена навыков работы с нотными текстами, не имеет (в основной своей массе) основ музыкально-исторических знаний и получает таковые уже в рамках вузовской программы, в очень малом объеме.

Так отделение музееведения и экскурсоведения ограничивает этот объем двумя семестрами, отделения режиссуры и мастерства актера, а также режиссуры массовых театрализованных представлений – только одним.

В этой связи перед педагогом встает непростая задача – показать наиболее значимые явления истории музыкально-творческого процесса в лаконичном объеме, в доступной, но максимально информативной форме.

Двухсеместровый вариант (для студентов факультета культурологии) дает возможность ознакомления с достижениями мировой и отечественной музыки.

История музыки в одном семестре (у студентов-режиссеров факультета искусств) предполагает возможность ознакомления только с некоторыми явлениями мировой музыкальной классики (завершается зачетом).

Кроме того, на отделении музееведения история музыки введена и в программу заочного отделения.

Во всех случаях возникает сложность с подбором рекомендованной литературы, доступной и полезной студенту-немузыканту как для общего развития, так и в дальнейшей его профессиональной деятельности.

Курс истории музыки рассчитан на 32 (ч.1. Зарубежная музыка) и 28 (ч.2. Русская музыка) часов аудиторного времени. На заочной форме обучения – 14 (Ч.1.Зарубежная музыка) и 14 часов (Ч.2.Русская музыка).

Учебный курс предполагает усвоение студентом немузыкальной специализации основных стилевых тенденций истории западноевропейской и отечественной музыкальной культуры, а также ознакомление с музыкальными произведениями, отражающими процесс зарождения, становления и развития упомянутых тенденций.

Цель курса – формирование ценностных ориентаций студента в ряду культурно-исторических явлений, составляющих вехи истории мировой музыкальной культуры, а также – обогащение навыков его слушательского восприятия, соответствующих уровню духовного развития выпускника современного гуманитарного вуза.

Курс истории русской музыки также требует специфической компоновки, определяемой непростыми задачами обучения студентов немузыкальных специализаций.

Малый объем часов аудиторного времени исключает возможность подробного монографического обзора тем, даже минимально необходимых для углубленного изучения процесса истории музыкальной культуры.

Отсюда особая избирательность в выборе тем и минимально необходимых ориентиров слухового восприятия, предельной емкости теоретических обобщений, максимальной информативности содержания занятий, учета времени, неизбежно затрачиваемого на иллюстрирования выдвигаемых положений на фортепиано или с привлечением средств звукозаписи, наконец – нетрадиционного для сложившихся подходов к преподаванию музыкально-исторических дисциплин тематического плана. Представляется целесообразным сочетание персонально-монографического и жанрово-стилевого принципа компоновки учебного курса, содержательно направленного на постижение студентом органичной, поступательной целостности исторического процесса развития русской музыкальной культуры.

По окончании односеместровых курсов учебным планом предусмотрен зачет, по окончании двухсеместровых – экзамен. На заочном отделении – зачет контрольных работ (по материалу первой части курса[1]) и итоговый зачет по всему материалу.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ИСТОРИИ МУЗЫКИ,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...