Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.С. Даргомыжский. Даргомыжский и Глинка. Даргомыжский и становление русской оперной лирики. Даргомыжский и гоголевский реализм в отечественной музыке.




Даргомыжский в контексте ведущих тенденций общественной и литературно-художественной мысли своего времени. Эстетические принципы композиторского творчества.

Социальная тема. Проблема реализма в музыке и пути ее решения, избранные Даргомыжским. Речевое начало как основа музыкальной интонации и воплощения в музыке жизненно правдивых характеров. Образы А.С. Даргомыжского и Ф.М. Достоевского, музыка Даргомыжского и жанровая живопись его современников. Углубленный психологизм как основа реалистического метода Даргомыжского.

Камерно-вокальные произведения. Темы, образы, жанровые особенности, средства музыкальной выразительности.

Роль А.С. Даргомыжского в истории русского симфонизма.

«Эсмеральда» и ее историческое место в становлении тенденций оперной лирики. Их отражение в творчестве русских, зарубежных авторов и в более поздних произведениях А.С. Даргомыжского.

Бытовая психологическая драма «Русалка» как новаторское произведение русского оперного искусства. Отражение традиций «волшебной» оперы-сказки эпохи романтизма, оперной лирики, открывающей путь выдающимся достижениям оперной драматургии второй половины XIX, рубежа XIX-XX столетий, социально-историческим концепциям М.П. Мусоргского.

Речитативная опера «Каменный гость» (завершена Н.А. Римского-Корсаковым и Ц.А. Кюи). Ее уникальность как целиком сочиненной на полный прозаический текст; реформаторская значимость в определении новых путей развития оперной школы, ведущих к достижениям М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Пути развития русской музыки во второй половине XIX века. Новая эпоха в истории государства, судьбе народа. Пора социальных ожиданий. Отношение к прошлому и настоящему во взглядах «властителей дум» своего времени.

Русское музыкальное общество. Его цели и духовно-нравственные ориентиры. Отношение к вопросам профессионализма в исполнительском искусстве и композиторском творчестве. Основание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.

Новое поколение русских музыкантов. Идеалы народности, понимание национальной основы музыкального языка, стиля, творческого метода в воззрениях М.А. Балакирева, В.В. Стасова, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкально-просветительская деятельность «кучкистов». Г.Я. Ламакин и М.А. Балакирев. Бесплатная школа. Пропаганда достижений национальной композиторской школы. Воспитание вкуса непрофессиональных музыкантов-исполнителей.

Историческая роль наследия композиторов «могучей кучки» в отечественной и мировой музыкальной культуре.

А.П. Бородин. Поиск национального идеала в «богатырском» прошлом русского народа. Эпически-былинное прочтение истории. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» – вершины композиторского творчества. Черты ориентализма в русском искусстве и их кульминационное воплощение в музыке А.П. Бородина.

М.П. Мусоргский – художник и мыслитель. Россия Мусоргского. Ее история и современность. Оперные полотна М.П. Мусоргского и историческая концепция Н.И. Костомарова. Социальные противоречия современной жизни и периоды смут в российской истории, запечатленной М.П. Мусоргским. Понимание истории России как истории народа. Образ народа как ведущий в творчестве М.П. Мусоргского. Историческое прошлое в наследии М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова. Темы народной жизни в камерно-вокальных сочинениях М.П. Мусоргского и в поэзии Н.А. Некрасова, в мировоззрении и творчестве Ф.М. Достоевского, в современных течениях русской живописи. Перов и Мусоргский – критический анализ взглядов и методов творчества, предпринятый В.В. Стасовым.

Н.А. Римский-Корсаков. Жанры и темы творчества. Народный быт, обряды, поэтический фольклор, образный мир русской сказки – ведущая линия оперного наследия композитора, наряду с которой – отечественно-историческая тема, разрабатываемая в русле передовых течений научно-исследовательской и социально-политической мысли своего времени. «Сказание о невидимом граде Китеже» и философские искания Н.А. Римского-Корсакова на рубеже XIX-XX столетий.

П.И. Чайковский. Его место в русской и мировой музыкальной культуре. Принцип симфонизма в вокальной лирике П.И. Чайковского. Традиции и новаторство в жанре романса. Программность в симфоническом творчестве. Монументальные симфонические циклы П.И. Чайковского. Роль П.И. Чайковского в становлении жанра русского фортепианного концерта. Балеты П.И. Чайковского, их место в истории отечественной и мировой музыкальной культуры. «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» – вершины русской оперной лирики. Чайковский – музыкальный критик.

Русская мысль о музыке середины – второй половины XIX века.

 

Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре. Вопросы сохранения классических традиций и тенденции символизма.

Влияния Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева.

Деятельность Н.А.Римского-Корсакова. Творчество и педагогическая деятельность. Беляевский кружок.

Судьбы оперного жанра.

Программный симфонизм и сонатно-симфонический цикл.

Мировая слава русского балета. Дягилевские сезоны русской музыки в Париже. Русская симфоническая миниатюра. Традиции «кучкистов» и Чайковского в музыке эпохи «серебряного века».

Русская фортепианная школа.

С.В. Рахманинов и его время. Темы и жанры творчества. Фортепианная миниатюра и концерты для фортепиано с оркестром. Симфонические произведения и кантатно-ораториальнвые жанры. Камерно-вокальная лирика и оперные произведения. С.В. Рахманинов и тенденции музыкального романтизма. С.В. Рахманинов и классическая традиция русской музыки.

А.Н. Скрябин как культурно-историческое явление. Философская система А.Н. Скрябина. Неосуществленный замысел «Мистерии». Новаторство музыкального языка. Концепции зрелых симфонических произведений.

«Русский период» творчества И.Ф. Стравинского (1908 – нач.20-х гг.). Балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», хореографическая сцена «Свадебка». Древнейшие пласты фольклора как основа музыкального языка. Ритуально-обрядовые образы и традиции «театра-представления» в истоках музыкальной эстетики И.Ф. Стравинского. Влияние И.Ф. Стравинского на мировую культуру.

 

Русская музыка советского периода. Вехи истории и вопросы периодизации.

Историко-революционная тема и попытки ее отражения в музыке первого послереволюционного десятилетия.

«Песенное обновление» монументальных жанров в 30-е годы (И.И.Держинский, Т.Н.Хренников и др.).

Е – 50-е годы – достижения советского искусства в лице его выдающихся представителей.

Вторая половина XX века – традиционные методы творчества и радикальные поиски жанрового обновления в музыке.

Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Р.М.Глиэра, Н.Я. Мясковского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...