Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачетные и экзаменационные требования




 

ЗАЧЕТ – 1 семестр

 

Письменная зачетная работа

 

1. Мажорные и минорные диатонические гаммы, сыгранные в определенном размере и ритме (ритмический диктант).

2. Восемь-десять интервалов в крайних регистрах и составные (включая альтерированные).

3. Четырехголосная гармоническая последовательность нотами и с цифровым обозначением аккордов в тесном или широком расположении, включающую альтерированные аккорды, отклонения и модуляции в тональность первой степени родства.

4. Одноголосный диктант с отклонениями.

5. Двухголосный диатонический диктант гармонического типа.

 

Устный опрос

 

Спеть:

1. Модуляцию на четыре такта в тональность первой степени родства.

2. Транспонирование наизусть заранее выученных номеров с альтерацией и модуляцией.

3. Аккордовую вертикаль (Блюм).

4. Полифоническое двухголосие: один голос петь, другой играть (Бах)

5. Романсы (около четырех) с собственным аккомпанементом (Гурилев, Варламов. Даргомыжский. Глинка, Шуберт, Шуман) – один-два из них уметь транспонировать.

 

ЭКЗАМЕН – 3 семестр

 

Письменная экзаменационная работа

 

1. Запись гаммы с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней в определенном размере и ритме.

2. Интервалы в тональности и от звука, включая альтерированные. От звука альтерированные интервалы играются с разрешениями.

3. Обороты из 3-4 аккордов в различных семиступенных ладах.

4. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую модуляцию, отклонения, альтерированные аккорды.

 

Устный опрос

 

Спеть:

1. Звукоряд лада вверх один, вниз другой (семиступенного, пентатоники, с увеличенными секундами) или гамму с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней.

2. Альтерированные интервалы в тональности или от звука с разрешениями.

3. Четырехтактовую модуляцию в тональность I степени родства с использованием альтерированной субдоминанты самостоятельно, а также – по заданной восьмитактовой цифровке – с отклонениями, аккордами альтерированной субдоминанты и с модуляцией в конце через общий нетонический аккорд. Постепенную модуляцию в тональность II степени родства.

4. Мелодию с текстом.

5. Один из голосов двухголосия, играя другой на фортепиано, транспонируя на заданный интервал

 

Слуховой анализ – фрагмент из произведения.

 

ЭКЗАМЕН – 5 семестр

 

Письменная экзаменационная работа

 

Записать:

1. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую энгармоническую модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда или уменьшенного септаккорда.

2. Гармонические обороты из 3-х или 4-х аккордов с мелодико-гармоническои модуляцией или содержащие аккордику объединенной одноименной мажоро-минорной системы.

3. Одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями.

4. Двух-трехголосный диктант полифонического типа.

 

Устный опрос по билетам

 

1. Спеть:

а) в восходящем и нисходящем движении хроматическую мажорную или минорную гамму;

б) увеличенное трезвучие от заданного звука и разрешить, используя энгармоническое равенство его обращений в мажорные и минорные тональности;

в) от заданной ноты V43+5 и разрешить его, а после его энгармонического

переосмысления в V7-5 разрешить в тональность тритоном выше основной тональности;

г) модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда как основного так и побочных;

д) модуляцию, основанную на энгармоническом равенстве уменьшенного септаккорда альтерированной субдоминанте;

е) постепенную модуляцию в тональность II степени родства.

 

2. Спеть с листа:

а) одноголосную мелодию повышенной трудности, мелодию с ритмическим сопровождением, мелодию в теноровом или альтовом ключе, мелодию с текстом:

б) один из голосов полифонического многоголосия, исполняя остальные голоса на фортепиано;

в) один из голосов гармонического многоголосия, играя остальные на фортепиано, транспонируя в заданную тональность;

г) предварительно выученный романс, арию или песню транспонировать вместе с фортепианным сопровождением в заданную тональность.

 

3. Слуховой анализ по заданию экзаменатора (фрагмент в объеме периода).

 

 


 

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

 

Пение по нотам. Одноголосие

 

1. Карасёва М.В. Современное сольфеджио. Часть 2. – М.,1996.

2. Качалина Н. Сольфеджио, выпуск 1. Одноголосие. – М., 1981.

3. Ладухин М. Одноголосное сольфеджио. – М., 1962.

4. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио, выпуски 2,3,4.

5. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М ., 1981.

 

Пение по нотам. Многоголосие

 

1. Качалина Н. Сольфеджио, выпуски 2, 3.

2. Васильева К. Гиндина М., Фрейндлинг Г, Двухголосное сольфеджио. – Л., 1980.

3. Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио, выпуск I и III. – M., 1971, 1968.

4. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (двухголосное). – М., 1953.

5. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (трехголосное). – М., 1962.

6. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. – М., 1977.

 

Слуховой анализ

 

1. Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. – М., 1991.

2. Незванов Б. Лащенкова А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. – Л., 1964.

3. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. Части 1-4. – М.-Л., 1967-1973.


Н.П.Рязанова

 

СОЛЬФЕДЖИО

 

Специальность «Народный хор»

 

Семестры: 1-5

Экзамены: 1,5

Зачет: 4

I СЕМЕСТР

Раздел 1

Пение по нотам (диатоника)

 

Пение мелодий с названием нот во всех разновидностях мажора и минора, а также в ладах народной музыки. Преимущественно диатоника. Транспонирование как по нотам, так и выученных мелодий на память.

Пение 2-х, 3-х и 4-х голосных образцов преимущественно гармонического и несложных полифонических примеров.

 

Раздел 2

Интонируемые упражнения

Гаммы, звукоряды народных ладов и гаммообразные упражнения, секвенции. Упражнения, направленные на укрепление чувства лада, памяти тоники.

Пение диатонических интервалов в мажоре и миноре. Вначале закрепляется пение интервалов от нижней тоники вверх и вниз, а затем уже от любой ступени вверх и вниз.

Пение интервалов от заданного звука вверх и вниз.

Характерные интервалы гармонического мажора и минора в тональности и от заданного звука. Пение секвенций, звенья которых состоят из увеличенных или уменьшенных интервалов и их разрешений.

Трезвучия с обращениями, главные септаккорды с обращениями и разрешениями, взятые в различных мелодических положениях как в тональности так и от звука. Гармонические последования, включающие различные аккорды диатоники: от простейших, типа I-IV-I; I-V-1; I-IV-V-I во всех мелодических положениях в тесном расположении до четырехтактовых последовательностей по два аккорда в такте. Например:

1-V2 -I6 -V43-I-V65-I; I-II2-VII7-V65-I.

 

 

Раздел 3

Слуховой анализ и диктант

Слуховой анализ в соответствии с требованиями раздела «Интонируемые упражнения». Определение звукорядов всех видов мажора и минора, народных ладов. Определение лада в сыгранной попевке, мелодии. Ступени лада в разных регистрах, изолированно и в сочетании из трех-четырех ступеней.

Интервалы в тональности и вне тональности, включая характерные, как в пределах одной октавы, так и составные. Интервальные последовательности в виде диктанта.

Аккорды в изолированном виде и в гармонических последовательностях (все аккорды диатоники).

Диктанты устные и письменные. Ритмические диктанты. Определение размера в сыгранных мелодиях как подготовительная форма диктантов. Одноголосные и двухголосные диктанты в соответствии с требованиями раздела «Пение по нотам». Желательны диктанты в вокальных тембрах.

 

 

II СЕМЕСТР

Раздел 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...