Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава Ш. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность




Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность.

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим опера­тивно-розыскную деятельность

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействую­щих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность……………………………………..

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.......

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной дея­тельности............

Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью............

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.....………………….

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной дея­тельностью..............

Статья 22. Ведомственный контроль......................................

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона....…………………

 


[1]Пределы территории Российской Федерации ограничены Государственной границей. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государ­ственного суверенитета России (см. ст. 1 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»). До заключения договоров о прохождении Государственной границы Россий­ской Федерации с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками Союза ССР, границе сэтими государствами придается статус Государственной границы Российской Федерации.

 

[2] В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) России на всем протяжении естественного продолженияее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива России, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа при­меняется также ко всем островам России (см.: Собрание законодательства Российской Феде­рации. 1995. №49. ст. 4694).

 

[3] ' Есть основания полагать, что в практической оперативно-розыскной работе возникли объективные предпосылки для интеграции реальных процедур и порядка осуществления отдельных оперативно-розыскных действий, совершаемых в указанных трех подвидах опе­ративно-розыскной деятельности, в единый уголовно-розыскной (вариант — оперативно-розыскной) процесс. Ученым и специалистам еще только предстоит разработать основы теории уголовно-розыскного процесса, под которым нами понимается основанная на зако­не и облеченная в форму правовых отношений деятельность правоохранительных органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также участвующих в ней лиц. Причем осуществляемая в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

 

[4] В уголовном процессе используется шесть видов доказательств: показания свидетеля и потерпевшего; показания обвиняемого и подозреваемого; заключение эксперта; веществен­ные доказательства; протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

 

[5] Такое решение имеетне только положительные, но и отрицательные последствия, так как появились формально законные основания толковать остальные перечисленные в ст. 3 принципы оперативно-розыскной деятельности (конспирации, сочетания гласных и неглас­ных методов и средств) как якобы неконституционные.

 

[6] ' Эти принципы не выделены законодателем в специальную статью Федерального за­кона. Тем не менее они вытекают из содержания правовых норм, регулирующих обще­ственные отношения в оперативно-розыскной деятельности. Ими являются следующие принципы: законность; публичность; гуманизм; равенство прав человека и гражданина пе­ред законом; неотвратимость ответственности, совокупность применения гласных и кон­спиративных методов, средств и действий; применение конфидентов, подчиненность опера­тивного сотрудника, ведущего оперативное дело, только закону; презумпция невиновности; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств оперативного дела; вневедомственный контроль и прокурорский надзор за реализацией законов в оперативно-розыскной деятельности, свобода обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление с материалами оперативного дела; оценка фактической информации оперативных доказательств) по внутреннему убеждению.

 

[7] Вступил в силу с 1 января 1997 г.

 

[8] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

 

[9] См. приложение к приказу Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. № 32, министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора Федеральной службы безопасности от 18 мая 1995г.№73и директора Департамента налоговой полиции от 22 мая 1995 г. № 278.

 

[10] ' Представляется, точнее — уголовно-розыскные правовые отношения. Такие правоот­ношения есть отношения, складывающиеся, протекающие, развивающиеся и прекра­щающиеся в ходе работы уполномоченных на то законом субъектов по заведению, произ­водству и разрешению дел оперативного учета (оперативных дел), ведущихся в связи с совершением преступления или в связи с реальной возможностью его совершения.

 

[11] Подписана в Минске главами государств — членов СНГ 22 января 1993 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ.

 

[12] Соглашением предусмотрены следующие формы сотрудничества: исполнение запро­сов по делам оперативного учета, обмен оперативно-розыскной информацией, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и др.

 

[13] ' В плане: кратко указывается существо имеющихся материалов и дается их юридиче­ская оценка (со ссылками на соответствующие статьи УК РФ); отмечаются те обстоятель­ства, данные о которых предполагается получить в результате планируемого мероприятия; раскрываются особенности его проведения; делается расчет необходимых оперативных сил и средств; показываются вопросы организации и взаимодействия, меры зашифровки, а в случае необходимости и безопасности участвующихв нем лиц и др.

 

[14] Например, для наведения справок о времени призыва на военную службу орган, осу­ществляющий оперативно-розыскную деятельность, обращается или в военкомат, который призывал военнообязанного, или, в случае отсутствия данных оместе призыва, в войско­вую часть, в которой интересующее лицо начинало службу.

 

[15] ' Основные положения проведения наблюдения с использованием технических средств (определены в межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведе­ния соответствующих технических мероприятий, объявленной совместным приказом ФСБ России, МВД РФ, СВР России и др. (см. комментарий к ст. 4}.

 

[16] ' Правовые основы контролируемой поставки как метода выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» (1988 г.). В ряде других международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода не только в целях пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных ценностей. Особо отметим, что в связи с принятием нового УК РФ Постоянным комитетом по контро­лю наркотиков приняты следующие акты (соответственно 9 октября, 17 декабря и 25 де­кабря 1996 г.): Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количества наркотических средств и психотропных ве­ществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте; Список веществ, находя­щихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркоти­ческих средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН 1988 г.; Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контро­лем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. №3. С. 17).

 

[17] ' В частности, основания правомерности таких действий и освобождения от уголовной ответственности или наказания лиц, совершивших их, закреплены: в ч. 4 ст. 16 Федерально­го закона; ст.ст. 37—42 УК РФ; ст. 75, примечаниях к ст.ст. 204, 205, 208, 222, 223, 228 и 291 УК РФ; п. 2 ст. 5, ст.ст. 6 и 7 УПК РСФСР. Правоохранительные органы также могут хода­тайствовать о помиловании таких лиц (см. ст. 85 УКРФ). В ч. 4 ст. 16 подчеркнуто, что при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а так­же для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств до­пускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным ли­цом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказыва­ющим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом свое­го служебного или общественного долга.

 

[18] ' В плане отражаются: конкретные обстоятельства, на проверку которых направлен эксперимент; содержание опытных действий, их количество и последовательность; место, время проведения эксперимента, состав участников эксперимента, а также место, время и содержание их инструктажа; мероприятия по реконструкции обстановки и созданию необ­ходимых условий эксперимента; расчет необходимых сил и средств; вопросы взаимодей­ствия и координации подразделений правоохранительных и иных органов, участвующих в эксперименте и обеспечивающих его проведение; средства фиксации хода и результатов эксперимента; меры по локализации возможных негативных последствий; направления ис­пользования результатов эксперимента; предполагаемые финансовые расходы и др.

 

[19] ' Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 1 июля 1996 г. № 770

 

[20] Лицензии выдаются на основании следующих документов: а) заявления о выдаче ли­цензии с указанием: для юридических лиц — их наименования и организационно-правовой •формы, юридического адреса, номера расчетного счета и названия обслуживающего банка; для индивидуальных предпринимателей — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан), места жительства; вида деятельности, связанной со спе­циальными техническими средствами, и конкретного наименования специальных средств; срока действия лицензии; б) копии учредительных документов; в) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица; г) справки налогового органа о поста­новке на учет или свидетельства о государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа; д) копии доку­ментов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения на имущество, необходимое для осуществления заявляемого вида деятельности; е) документов, подтверждающих обеспечение безопасности заявляемого вида деятельности; ж) данных о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и ма­териально-техническом оснащении для выполнения соответствующего вида деятельности, связанной со специальными техническими средствами (по форме, устанавливаемой ФСБ России); з) сведения о профессиональной подготовке специалистов, которые будут осущест­влять заявляемый вид деятельности (по форме, устанавливаемой ФСБ России); и) договора с органом лицензирования о проведении экспертизы заявляемого вида деятельности (по форме, устанавливаемой ФСБ России); к) заявки органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или соответствующий договор с иностранным партнером на заяв­ляемый вид деятельности, связанной со специальными техническими средствами (представляется не позднее трех месяцев со дня получения лицензии); л) документа, под­тверждающего оплату рассмотрения заявления.

[21] ' Лицензии оформляются на типовых бланках, имеющих степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являющихся документами строгой отчетности, имеющих учетную серию и номер.

Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена. В случаеесли лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких террито­риально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заве­ренные копии с указанием местоположения каждого объекта.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о госу­дарственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации,изменения наименования юридического лица, его адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя или его мес­та жительства, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии гражданин (лицензиат) осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае ее утраты — на основании временного раз­решения, выдаваемого органом лицензирования.

В случае наличия в документах, представленных заявителем, недостоверной или иска­женной информации или отрицательного заключения экспертизы в выдаче лицензии может быть отказано. Уведомление об этом представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.

Органы лицензирования приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

представления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения ли­цензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

соответствующего представления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по заявке которого осуществляется деятельность, связанная со специальными техническими средствами;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжении государственных органов или приостановления деятельности юридического лица, а также индивидуального предпри­нимателя в соответствии с законодательством России;

непредставления лицензиатом в течение 3 месяцев со дня получения лицензии заявки органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или договора с ино­странным партнером;

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государ­ственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Орган лицензирования в 3-дневный срок с момента принятия решения о приоста­новлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Феде­рации.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия ли­цензии, действие ее может быть возобновлено.

 

[22] ' Так, Федеральным законом в органах ФСБ России к компетенции этих государствен­ных органов отнесено проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению. пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, контрабанды, незаконного международного оборота оружия и наркотических средств, а также по выявлению, предупреждению, пресе­чению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формировании, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящей своей целью насильственное изменение конституционного строя России. Таможенным кодексом к полномочиям соответ­ствующих подразделений таможенных органов отнесено осуществление оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения и пресечения только тех про­тивоправных деяний, производство дознания по которым отнесено к компетенции тамо­женных органов. В соответствии со ст. 117 УПК РСФСР такими деяниями являются кон­трабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, а также незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов ху­дожественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.

 

[23] ' К ним относятся следующие лица: 1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбит­ражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели; 2) прокуроры; 3) следователи; 4) лица, производящие дознание; 5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятель­ность; 6) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного по­рядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, опреде­лений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; 7) сотрудники органов контрразведки; 8) сотрудники феде­ральных органов налоговой полиции; 9) судебные исполнители; 10) работники контроль­ных органов Президента, главы администраций субъектов Российской Федерации, осу­ществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявлением и пресечением правонарушений; 11) сотрудники федеральных органов государ­ственной охраны; 12) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, орга­нов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов Российской Федерации, осуществляю­щие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявлением и пресечением правонарушений; 13) близкие указанных выше лиц, а в исключительных случаях также и иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых со­вершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, долж­ностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

 

[24] ' В действующем с 1 января 1997 г. УК РФ классификация преступлений претерпела значительные изменения. В настоящее время кроме тяжких в уголовном законе перечислены следующие категории преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжкие (см. ст. 15 УКРФ). Поэтому необходимо согласовать соответствующие предписания Феде­рального закона с требованиями УК РФ.

 

[25] ' Объем неприкосновенности Президента Российской Федерации, порядок привлечения его к юридической ответственности и другие вопросы определяются на основе анализа прежде всего ст.ст. 82, 91, 93 и др. Конституции, а также Федерального закона о государ­ственной охране.

 

[26] ' Во вводной части плана указываются: существо исследуемого события; сведения о лицах, возможно причастных к его совершению; имеющиеся фактические Данные, в обяза­тельном порядке со ссылками на соответствующие статьи УК РФ, преступления, признаки которых усматриваются из уже имеющейся информации. Здесь же выдвигаются версии по обстоятельствам содеянного, кругу лиц, мотивам и проч., а также отмечается, какие сведе­ния, входящие в предмет доказывания по конкретному делу, необходимо добыть.

На основе этого в результативной части предлагаются соответствующие оперативно-розыскные и иные мероприятия с указанием сроков их исполнения. В случае сложности участия нескольких органов и по другим обстоятельствам некоторые оперативно-розыск­ные мероприятия могут проводиться по отдельным планам (см. комментарий к ст. 6).

 

[27] В том числе за счет ликвидации имевшегося законотворческого пробела, заклю­чавшегося в отсутствии легитимного признания наличия негласной деятельности опера­тивных подразделений органа внешней разведки Минобороны России.

 

[28] ' В эту систему входят: МВД России, министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, региональные управления по борьбе с организованной пре­ступностью и др. (см. п. 2 Положения о Министерстве внутренних дел).

 

[29] ' Полагаем, что этот пробел правового регулирования оперативно-розыскной деятель­ности может и должен быть устранен путем принятия законодателем соответствующего ре­шения (допустим, разработки и принятия Уголовно-розыскного кодекса Российской Феде­рации).

 

[30] ' В соответствии со ст. 76 Конституции такие законы принимаются по предметам веде­ния России и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (см. ч. 1).По предметам совместного ведения России и субъектов Российской Федерации федеральные законы издаются, а в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные пра­вовые акты субъектов Российской Федерации (см. ч. 2).

 

[31] ' В СНГ в качестве такого многостороннего документа выступает Конвенция о право­вой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (см. комментарий к ст. 4)

 

[32] ' Согласно ст. 5 «Виды мербезопасности» Федерального закона о государственной за­щите могут приниматься следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места рабо­ты (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изме­нение внешности

 

[33] ' Эти случаи деятельного раскаяния указаны в примечаниях к следующим статьям Осо­бенной части УК РФ: 126, 204, 205 (в данном случае речь идет о лице, которое лишь уча­ствовало в подготовке акта терроризма), 206, 208, 222, 223, 228, 275,276,278, 291 и 307.

Вместе с тем необходимо учитывать положения пп. «и» и «к» ст. 61 и ст. 62 УК РФ. В соответствии с ними при совершении других преступлений явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличение других соучастников преступления и розыск имущества, добытого в результате преступления, оказание медицинской и иной по­мощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное воз­мещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступ­ления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, являются смягчающими вину обстоятельствами. В таком случае при отсутствии отяг­чающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей мак­симального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соот­ветствующей статьей Особенной части УК РФ.

 

[34] ' Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соот­ветствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изы­маемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в де­нежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (см. п. 3 ст. 1).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...