Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок 1. Тематика эссе по дисциплине «Культурология»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Текущего контроля и промежуточной аттестации

Шифр Наименование дисциплины
ГСЭ.В.01а Культурология
Код по ОКСО Наименование направления подготовки (ООП) Квалификация (степень) выпускника
100103.65 Социально-культурный сервис и туризм специалист

Разработчики:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
профессор   д-р культурологии, доцент Соколова М.В.

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании кафедры:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
профессор   д.и.н., профессор Киселева Д.А.

Фонд оценочных средств согласован и одобрен руководителем ООП:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
     

Фонд оценочных средств согласован и одобрен:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
Начальник Управления профессионального образования   к.э.н., доцент Дуборкина И.А.
Год утверждения (переутверждения)          
№ и дата протокола заседания Ученого совета Университета          

 

 

   
  УТВЕРЖДАЮ
  Ректор _________ А.А. Федулин

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Текущего контроля и промежуточной аттестации

Шифр Наименование дисциплины
ГСЭ.Ф.07 Культурология
Код по ОКСО Наименование направления подготовки (ООП) Квалификация (степень) выпускника
035700.62 Лингвистика бакалавр

Разработчики:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
профессор   д-р культурологии, доцент Соколова М.В.

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании кафедры:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
профессор   д.и.н., профессор Киселева Д.А.

Фонд оценочных средств согласован и одобрен руководителем ООП:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
     

Фонд оценочных средств согласован и одобрен:

должность подпись ученая степень и звание, ФИО
Начальник Управления профессионального образования   к.э.н., доцент Дуборкина И.А.
Год утверждения (переутверждения)          
№ и дата протокола заседания Ученого совета Университета          

 

 

Фонд оценочных средств по дисциплине «Культурология»

Приложение 1

Структура*

фонда оценочных средств для текущей** аттестации по ФОС

 

ООП: для специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» и

для направления 035700.62 Лингвистика;

 

Дисциплина: Культурология

№ п/п Контролируемые блоки (темы, дидактические единицы) Кол-во тестовых заданий Другие оценочные средства
вид кол-во
  Блок 1. Культурология как наука (темы 1-2).   Комплект тем для эссе  
  Блок 2. Бытийное пространство культуры (темы 3-8)   Комплект тем для круглых столов:    
Всего: 256      

** аналогичным образом оформляется структура ФОС для промежуточной аттестации

 

Методика проведения контроля по проверке базовых знаний по дисциплине (в рамках аттестационных мероприятий)

Таблица 1

ООП Контролируемые разделы (в соответствии с ГОС ВПО)
100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»   1-8
035700.62 Лингвистика 1-8

 

Таблица 2

Параметры методики Примечания (варианты параметров)
Названия оценок   -зачет, незачет;
Пороги оценок 51 – 65% - удов., 65 – 80% – хор., свыше 80% - отл. зачет
Предел длительности всего контроля 50 минут выбирается только один из параметров
Предел длительности ответа на каждый вопрос 2 минуты
Последовательность выбора разделов Последовательная случайная
Последовательность выборки вопросов из каждого раздела Случайная случайная
Предлагаемое количество вопросов из одного контролируемого раздела   50***

*** -общее количество вопросов, предлагаемых одному студенту = количество вопросов из одного контролируемого раздела × количество контролируемых разделов дисциплины. Т.е., для специальности 080103 = 2 × 7 = 14 вопросов студенту.

Приложение 2

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Блок 1

1.1. В предмет культурологии не входит:

· материальная база, обеспечивающая существование людей;

· нормативно-регулятивные механизмы, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей;

· коммуникативно-знаковые средства, обеспечивающие передачу жизненного опыта;

· социально-воспроизводственные механизмы и средства, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей.

 

1.2. Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие:

· науки о социальных процессах, происходящих в человеческих сообществах;

· науки о процессах формирования социально значимых знаний в человеческих коллективах;

· науки о способах межпоколенной трансляции опыта;

· науки, исследующей способы удовлетворения потребностей человека, принятые в данном обществе.

 

1.3. Термин “культурология” для обозначения особой дисциплины, изучающей культуру как “самостоятельную упорядоченность феноменов”, – предложил использовать:

· американский антрополог Л. Уайт в 1960-е гг.;

· отечественный исследователь 1980-х гг. Ю. Лотман;

· лауреат Нобелевской премии В. Оствальд в начале ХХ в.;

· автор книги “Первобытная культура” Э. Тайлор.

 

1.4. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений не относится ___________ метод:

· социологический;

· структурно-функциональный;

· типологизации;

· моделирования с применением математических систем.

 

1.5. К методам, направленным на понимание культурных явлений, не относится __________ метод:

· факторного анализа;

· классификации;

· наблюдения;

· сравнительно-исторический.

 

1.6. К историческим причинам формирования культурологии как науки относится:

· становление мультикультурной постиндустриальной цивилизации;

· появление новой ментальности;

· достижения в области образования, науки, искусства;

· активизация научной деятельности по изучению социума.

 

1.7. Культурология не изучает:

· проблемы совершенствования материально-технической базы общества;

· проблемы формирования культурной компетентности личности;

· проблемы систематизации социального опыта коллективной жизни людей;

· способы фиксации социального опыта в виде «культурных текстов».

 

1.8. Идеи культурологии манифестировал яркий представитель отечественной науки ХХ века:

· Д.С. Лихачёв;

· В.И. Вернадский;

· И.А. Ильин;

· С.Л. Франк.

 

1.9. Культурология как наука не изучает ____________ аспект человеческой деятельности:

· генетически-хронологический;

· знаково-коммуникативный;

· ценностно-смысловой;

· нормативно-регулятивный.

 

1.10. Культурологию нельзя назвать наукой о:

· психическом аспекте человеческой деятельности;

· процессах формирования социальной солидарности;

· ценностных основаниях социальной консолидации людей;

· методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности.

 

1.11. Культурология – это наука о:

· функционировании языков социальной коммуникации;

· структурно-функциональном аспекте человеческой деятельности;

· видах материально-преобразующей деятельности;

· наиболее общих законах функционирования человеческого общества.

 

1.12. Фундаментальная культурология исследует:

· процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе общих ценностей;

· технологии управления культурными процессами;

· проблемы прогнозирования социокультурных процессов;

· проблемы управленческого регулирования.

 

1.13. Прикладная культурология решает задачи:

· изучения и формирования принципов и технологий управления культурными процессами;

· познания объективных закономерностей развития культурных явлений;

· описания и интерпретации культурных событий;

· анализа семантики культурных объектов.

 

1.14. Онтология культуры – это:

· фундаментальные принципы и концепция бытия культуры;

· сравнительный анализ культуры;

· эмпирическое описание культуры;

· способы поведения в различных социокультурных ситуациях.

 

1.15. Феноменология культуры – это:

· описание и систематизация отдельных культурных форм;

· сущность и внутренние определяющие основания культуры;

· проблемы генезиса, динамики, типологии культуры;

· проблемы культурных кодов и коммуникаций.

 

1.16. Прикладная культурология занимается:

· разработкой методик прогнозирования и управления культурными процессами;

· социальными структурами;

· определением перспектив и возможных путей развития культурных процессов;

· встраиванием культуры в историю.

 

1.17 Культурология как наука возникла:

· в середине XIX века;

· в конце XIX века;

· в начале ХХ века;

· в середине ХХ века.

1.18. В предмет культурологии входят:

· гносеология культуры;

· морфология культуры;

· прикладные аспекты культурологии;

· культура речи.

1.19. К научным методам культурологии относятся:

· аксиологический;

· системный;

· компаративный;

· воспроизводимости.

1.20. Первая попытка научного определения культуры была дана:

· Й. Хейзингой;

· К. Марксом;

· Э.Б. Тайлором;

· А. Тойнби.

1.20. Материальная культура подразделяется на:

· производство вещей;

· производственно-технологическую культуру;

· воспроизводство человеческого рода;

· создание материальных носителей духовной культуры.

1.21. К основным задачам культуры относятся:

· создание произведений искусства;

· создание второй природы;

· передачу социальной наследственности;

· накопление научных знаний.

1.22. Функция культуры, устанавливающая нормы поведения в обществе, это:

· оценочная;

· регулятивная;

· информационная;

· коммуникативная.

 

1.23. Информационная функция культуры:

· формирует систему ценностей;

· аккумулирует (накапливает) знания и умения;

· служит для адаптации человека в обществе;

· служит для получения информации.

 

1.24. Для терминов “культурология” и “философия культуры” справедливо утверждение:

· философия культуры рассматривает культуру с некой обобщенной точки зрения, а культурология сочетает эмпирически обоснованные гипотезы с выводами, полученными на основе логических соображений и методов;

· философия культуры является теоретической основой культурологии;

· философия культуры предлагает теоретическое обобщение проблем культуры, а культурология фиксирует внимание на конкретных культурных явлениях;

· философия культуры и культурология – тождественны.

 

1.25. Для терминов “культурология” и “культурная антропология” справедливо утверждение:

· культурная антропология исследует человека как субъекта культуры, особенно в условиях первобытного общества, культурология шире в предметном и теоретическом отношениях;

· культурная антропология и культурология имеют общий предмет исследования – культуру человеческого общества;

· термин культурология отражает европейскую традицию в исследовании культурных процессов, а термин культурная антропология характерен для американской науки;

· культурная антропология и культурология – автономные гуманитарные дисциплины.

 

1.26. Социология культуры исследует:

· строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами и пр.;

· динамику социальных организмов;

· социально-экономические процессы;

· конкретно-исторические условия осуществления социальных процессов.

1.27. В сферу интересов философии культуры не входят:

· частные и специфические формы культурной деятельности;

· наиболее общие законы и связи культуры;

· общие законы существования культуры;

· формы трансляции культурного наследия.

 

1.28. Для терминов “культурология” и “социология культуры” справедливо утверждение:

· социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии;

· культурология и социология культуры – две различные научные дисциплины, имеющие собственный предмет исследования;

· культурология является частью социологии культуры, анализирующей культуру в контексте социальных процессов;

· культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы.

 

1.29. Проблемы демократизации общества, изменения культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации исследует:

· философия культуры;

· культурология;

· социология;

· культурная антропология.

 

1.30. Решением проблем функционирования культуры в обществе занимается:

· социология культуры;

· философия культуры;

· культурология;

· социология.

 

1.31. Рассмотрение культуры с обобщенной точки зрения, т.е. создание той или иной «теории культуры» характерно для:

· философии культуры;

· социологии культуры;

· культурологии;

· культурной антропологии.

 

1.32. Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим в:

· философии культуры;

· социологии культуры;

· культурологии;

· культурной антропологии.

 

1.33. Сопоставление явлений культуры является одним из аспектов:

· культурологии;

· социологии культуры;

· философии культуры;

· этнологии.

 

1.34. Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для:

· культурологии;

· социологии культуры;

· философии культуры;

· культурной антропологии.

 

1.35. Проблема человека как субъекта культуры входит в предметное поле:

· культурной антропологии;

· социологии культуры;

· философии культуры;

· культурологии.

 

1.36. С исследования т.н. примитивных культур начала свое развитие:

· культурная антропология;

· социология культуры;

· философия культуры;

· культурология.

 

1.37. Исследование культуры в контексте социальных процессов, рассматриваемых как существенные факторы культурных изменений характерно для:

· социологии культуры;

· культурной антропологии;

· философии культуры;

· культурологии.

 

1.38. Результаты философского интереса к проблемам культуры фиксирует:

· философия культуры;

· социология культуры;

· культурная антропология;

· культурология.

 

1.39. Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это:

· ценность;

· норма;

· смысл;

· возможность.

 

1.40. Понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей человека, - это:

· норма;

· обычай;

· традиция;

· закон.

1.41. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это:

· картина мира;

· ощущение;

· идеология;

· культурная система.

 

1.42. Направление культурологии, изучающее языки культуры:

· семиотика;

· социология культуры;

· прикладная культурология;

· история культурологических учений.

 

1.43. К языкам культуры не относятся:

· природные объекты вне связи с человеком;

· акты человеческого поведения;

· церемониальные ситуации;

· философские тексты.

 

1.44. Материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение– это:

· артефакт;

· обычай;

· норма;

· обряд.

 

1.45. Соотнесение человеком себя с определенным коллективом, ощущение себя его неотъемлемой частью – это:

· культурная самоидентификация;

· психологическая адаптация;

· культурное устроение;

· коллективизм.

 

1.46. Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, определяются:

· нормами;

· законами;

· ритуалами;

· знаниями.

1.47. Сложноструктурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение, – это:

· картина мира;

· менталитет;

· идеология;

· культурная система.

 

1.48. Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающая отношение человека к миру – это:

· картина мира;

· менталитет;

· мировоззрение;

· идеология.

 

1.49. Введение человека в систему разделения труда, знакомство с политическими и социальными нормами, знакомство с языками социальной коммуникации – это:

· социализация;

· инкультурация;

· самоидентификация;

· воспитание.

 

1.50. Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это:

· инкультурация;

· социализация;

· самоидентификация;

· воспитание.

 

1.51. Процесс инкультурации носит в основном _____________характер:

· случайный;

· планомерный;

· целенаправленный;

· специализированный.

 

1.52. Производство, использование, хранение, трансляция культурных продуктов в коллективной, организованной и планируемой форме осуществляется с помощью:

· культурных институтов;

· обычаев;

· культурных норм;

· воспитания.

 

1.53. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме:

· традиции;

· закона;

· предписания;

· мифа.

 

1.54. Начало культурологии как науки было положено:

· Э.Б. Тайлором;

· Л.А. Уайтом;

· Б. Малиновским;

· Дж. Фрэзером.

 

1.55. Задачами культурологии как науки являются:

· предоставление достоверных знаний о национальной культуре;

· социализация граждан;

· выработка толерантного отношения к иным культурам;

· разработка научных аспектов культурной политики государства.

1.56. Впервые в литературе слово культура встречается в трудах:

· С. Пуфендорфа;

· Ж.-Ж. Руссо;

· И. Канта;

· М.Т. Цицерона.

1.57. Выделяют следующие основные формы культуры:

· художественную;

· духовную;

· производственную;

· материальную.

 

1.58. Понятие духовной культуры включает:

· все области духовного производства;

· социально-политические процессы, происходящие в обществе;

· физическую культуру;

· исключительно художественную культуру.

 

1.59. Гносеологические аспекты культуры входят в назначение функции:

· регулятивной;

· информативной;

· познавательной;

· коммуникативной.

 

1.60. Аксиологическая функция культуры:

· осуществляет обмен информацией;

· содействует накоплению опыта и знаний;

· связана с формированием системы ценностей;

· активизирует процессы межкультурной коммуникации.

 

1.61. Адаптивная функция культуры:

· служит для приспособления человека к окружающей среде;

· служит для изменения среды обитания в соответствии с потребностями людей;

· служит для адаптации человека в обществе;

· создает культурно-историческую память человечества

 

1.62. Сопоставьте направления исследования морфологи культуры

Основные направления исследования морфологии культуры
1. Генетическое 1. Динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени (20%)
2. Микродинамическое 2. Распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени (20%)
3. Историческое 3. Порождение и становление культурных форм (20%)
4. Структурно-функциональное 4. Принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества (20%)
5. Технологическое 5. Динамика культурных форм в пределах жизни трёх поколений (непосредственная трансляция культурной информации) (20%)

 

1.63. Соотнесите исторические модели культуры

Исторические модели культуры
1. Натуралистическая XVIII век 1. Культура выступает преимущественно в форме сомнения в разумности мира и не вписывается не в какие теоретические схемы (25%)
2. Классическая XIX век 2. Культура выступает преимущественно в форме диалога разных культур, иррациональности жизни человека, приоритета его внутреннего мира с переживанием различных состояний (20%)
3. Неклассическая (модернистская) XX век 3. Культура выступает преимущественно в форме духовного состояния человека, генетически связанного с европоцентризмом и христианством (20%)
4. Постмодернистская конец XX века 4. Культура выступает преимущественно в форме цивилизации, критерием прогресса утверждается идея общественного блага, основанная на примате Разума (20%)

 

1.64. Заполните пропуски в таблице, характеризующие основные культурологические школы 20 века и их основных представителей (выделенные жирным шрифтом будут пропущены)

 

Основные культурологические школы XX века и их основные представители

 

 
 


Общественно-историческая школа Натуралистическая школа Социологическая школа Символическая школа

 

О.Шпенглер; А.Тойнби; Н.Данилевский.   З.Фрейд; К.Лоренц; Б.Малиновский. П.Сорокин; М.Вебер; Т.Парсонс. Э.Кассирер; К.Леви-Строс; К.Юнг.

 

1.65.Предмет культурологии включает с точки зрения Л. Уайта:

· обычай;

· традиция;

· идеология;

· религия.

 

1.66. В историческом аспекте стал рассматривать культуру на рубеже XVIII – XIX вв.:

· Т. Гоббс;

· С. Пуфендорф;

· И.Г. Гердер;

· И. Кант.

 

1.67. В предметное поле культурологии в широком смысле входят:

· философия культуры;

· социология культуры;

· экология культуры;

· культуроведение.

1.68. В предметное поле культурологии в узком смысле входят:

· история культуры;

· теория художественной культуры;

· этнология;

· психология культуры.

 

1.69. Основными задачами культурологии являются:

· изучение изобразительных видов искусства;

· исследование развития отдельных культур;

· объяснение сущности культуры;

· музееведение.

 

1.70. Цели культурологии:

· установление связи между элементами культуры;

· способы производства и усвоения культурных феноменов;

· познание культурных кодов и коммуникации между ними;

· раскрытие функций культуры.

 

1.71. К уровням культуры относятся:

· практический;

· теоретический;

· тактический;

· эмпирический.

1.72. Культурологические знания подразделяются на виды (уровни):

· теоретический;

· практический;

· фундаментальный;

· прикладной.

 

1.73. К направлениям фундаментальной культурологии относятся:

· выработка общей культурной политики государства;

· культурная семантика;

· история культуры;

· психология культуры.

1.74. К направлениям прикладной культурологии относятся:

· история культурологии;

· историческая культурология;

· регуляция ценностных ориентаций общества;

· выработка нормативных культурных образцов.

 

1.75. Компаративный метод культурологии:

· характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

· исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи социальной наследственности;

· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;

· требует сравнительного анализа культур или их областей.

1.76. Семиотический метод культурологии:

· исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи социальной наследственности;

· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность;

· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;

· изучает культуру как социальный институт.

 

1.77. Генетический метод культурологии:

· требует сравнительного анализа культур или их областей;

· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;

· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;

· понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности.

 

1.78. Просветительский (гуманитарный) метод культурологии:

· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;

· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;

· понимает культуру как сферу духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества;

· рассматривает культуру как сложную подсистему целостной социально-культурной системы.

 

1.79. Герменевтический метод культурологии:

· требует сравнительного анализа культур или их областей;

· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;

· понимает культуру как сферу духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества;

· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность.

 

1.80. Аксиологический метод культурологии:

· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;

· понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности;

· рассматривает культуру как сложную подсистему целостной социально-культурной системы.

· исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи социальной наследственности.

 

1.81. Биосферный метод культурологии:

· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;

· требует сравнительного анализа культур или их областей;

· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;

· характеризуется глобальным пониманием проблем культуры.

 

1.82. Социологический метод культурологии:

· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность;

· понимает культуру как сферу духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества;

· изучает культуру и ее феномены как социальный институт;

· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;

 

1.83. Системный метод культурологии:

· изучает культуру и ее феномены как социальный институт;

· требует сравнительного анализа культур или их областей;

· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;

· рассматривает культуру как универсальное свойство общества.

 

1.84. Структурно-фунциональный метод культурологии:

· рассматривает культуру как сложную подсистему целостной социально-культурной системы;

· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность;

· понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности.

· изучает культуру и ее феномены как социальный институт.

 

1.85. Первым применил исторический метод к изучению общества в эпоху Нового времени:

· С. Пуфендроф;

· Т. Гоббс;

· Дж. Вико;

· Вольтер.

 

1.86. Концепцию «географического детерминизма» в рамках концепций культуры эпохи Просвещения выдвинул:

· И. Гердер;

· Д. Дидро;

· Вольтер,

· Ж.Ж. Руссо.

1.87. Концепцию национального духа культуры в рамках концепций культуры эпохи Просвещения выдвинул:

· И. Гердер;

· Д. Дидро;

· Вольтер,

· Ж.Ж. Руссо.

 

1.88. Культура – инструмент, подготовка к исполнению нравственного долга, полагал:

· Г. Гегель;

· И. Кант;

· П. Гольбах;

· И. Фихте.

 

1.89. Впервые концептуально разделение культуры на материальную и духовную составляющую было сделано:

· Аристотелем;

· Дж. Бруно;

· К. Марксом;

· Л.А. Уайтом.

 

1.90. Укажите фундаментальные начала европейской культуры, согласно концепции Ф. Ницше:

· персефонийское;

· нептунианское;

· дионисийское;

· аполлонийское.

 

1.91. К иррациональным видам знания относятся:

· практическое знание;

· мифология;

· искусство;

· религия.

1.92. Соотнесите виды знания и их содержание:

1. Игровое знание 1. Всегда конкретны, непосредственно связаны с жизнью и трудовой деятельностью человека.
2. Мифологическое знание 2. Ориентированы на получение объективных представлений о мире.
3. Научное знание 3. Познание мира осуществляется с имитативной помощью.
4. Практическое знание 4. Обобщены представления о мире, часто в фантастической форме.

 

1.93. Концепции культуры в социальной и культурной антропологии разрабатывали:

· Г. Гегель;

· Э.Б. Тайлор;

· Б. Малиновский;

· Л.Г. Морган.

1.94. Теория культурно-исторических типов была предложена:

· О. Шпенглером;

· К. Ясперсом;

· Н.Я. Данилевским;

· А. Тойнби.

 

1.95. Философия жизни о культуре была сформулирована:

· А. Швейцером;

· Г. Спенсером;

· К. Марксом;

· Ф. Ницше.

1.96. Одним из ключевых положений в характеристике конкретной культуры является идея души культуры – утверждал:

· П. Сорокин;

· Ф. Ницше;

· О. Шпенглер;

· А. Тойнби.

 

1.97. Теория культурных суперсистем была разработана:

· П. Сорокиным;

· З. Фрейдом;

· К.Г. Юнгом;

· Э. Кассирером.

 

1.98. Теория «инстинктивных основ человеческой культуры» была разработана в рамках концепций культуры:

· игровой;

· символической;

· биосферной;

· этологической.

 

1.99. Выявите иерархическую соподчиненность пяти символических сфер, как структурных элементов культуры, согласно Э. Кассиреру:

1. Наука
2. Язык
3. Искусство
4. Миф
5. Религия

 

1.99. Феноменологический подход к исследованию культуры был разработан:

· Э. Гуссерлем;

· М. Вебером;

· А. Шопенгауэром;

· Г. Риккертом.

 

1.100. Под «фоновым культурным знанием» понимается:

· «само собой разумеющееся» знание;

· ассоциации и символы, при помощи которых в усредненной форме идет восприятие мира;

· общеобразовательная (школьная) подготовка;

· знание, характерное для конкретных национальных культур.

1.101. Гуманистически ориентированные понимания культуры, ведущие «к более возвышенному состоянию человека», характерны для:

· Н.А. Бердяева;

· Н.Я Данилевского;

· А. Швейцера;

· Н.К. Рериха.

Блок 2

2.1. Термин «креационизм» означает:

· процесс создания мира, культуры богом;

· процесс возникновения мира как результат саморазвития;

· процесс включения индивида в культуру;

· период стагнации культурного развития.

 

2.2. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как:

· формирование асимметрии человеческого мозга;

· исчезновение волосяного покрова;

· изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу;

· исчезновение когтей;

 

2.3. На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказаловлияния:

· исчезновение волосяного покрова;

· двуногое хождение;

· освобождение передних конечностей;

· формирование различий между левой и правой рукой.

 

2.4. На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказаловлияния:

· исчезновение когтей;

· освобождение передних конечностей;

· установление функциональных различий между передними и задними конечностями;

· формирование различий между левой и правой рукой.

2.5. Культурогенез – это:

· процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем;

· однократное событие зарождения культуры;

· процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры;

· период стагнации культурного развития.

 

2.6. Зачатки религиозных представлений появились:

· у неандертальцев;

· с возникновением человека современного вида;

· в первых цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия);

· с началом антропогенеза.

 

2.7. На ранних стадиях культурогенез определяла (о):

· необходимость приспособления к меняющимся условиям существования;

· стремление человека к творчес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...