Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неполнознаменательные части речи




 

Знаменательным словам в русском языке противопоставлены неполнознаменательные слова [17], которые распре­деляются по четырем классам – модальные слова, слу­жебные слова, междометия, звукоподражания – и имеют общие для всех классов свойства.

1. Все неполнознаменательные слова не имеют номина­тивной функции, они не являются названиями каких-либо явлений объективной действительности. Они выражают различные отношения между явлениями объективной дей­ствительности или отношения к выраженной мысли, а так­же передают эмоции и издаваемые живыми или неживыми предметами звуки.

2. Неполнознаменательные слова понятий не выражают.

3. В предложении логическое ударение не «падает» на неполнознамена­тельные слова.

4. Неполнознаменательные непроизводные слова не име­ют морфемной структуры (не членятся на морфемы).

5. Неполнознаменательные слова не имеют грамматиче­ских (морфологических) категорий; они не изменяются (это неизменяемые слова).

6. Они не функционируют в роли членов предложения. Они не являются конструктивными элементами словосоче­тания и предложения.

7. К неполнознаменательным словам в предложении нельзя задать вопрос.

Неполнознаменательные части речи имеют специфическую семантику, особые морфологические признаки и выполняют в предложении и в тексте специфические функции. Общей особенностью этих слов явля­ется отсутствие у них морфологических категорий и пол­ная их неизменяемость. Группировка неполнознаменатель­ных слов по частям речи основывается на различии их категориального значения и функции в языке, а для слу­жебных — на различии их функционально-семантического значения и роли в тексте. Дадим характеристику частям речи, относящимся к группе неполнознаменательных слов.

Модальные слова [18] служат для выражения мо­дальности, т. е. отношения говорящего к высказанному сообщению с точки зрения уверенности и/или неуверенности его соответствии действительности: Мы, верно, не встретимся завтра, хотя я и не боюсь встретиться с вами (Ф. Достоевский); Действительно, с тех пор, как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало еще угрюмее, меня очень редко видели дома (В. Короленко). Слово верно выражает неуверенность говорящего в том, что то, о чем он говорит, произойдет в действительности, а слово действительно, напро­тив, указывает на то, что высказанное сообщение, по мнению говорящего, полностью соответствует действительности.

Модальным словам, междометиям, а также звукоподражаниям противопоставляется класс служебных слов [19], куда входят предлоги, союзы, частицы. Классы слу­жебных слов В.В.Виноградов назвал «частицами речи», В современных учебниках термин «частицы речи» используется в его узком значении – для названия особой служебной части речи, противопоставленной союзам и предлогам. Наиболее информативным является термин «неполнознаменательные слова», так как он подчеркивает, что такие слова не абсолютно лишены знаменательности и являются носите­лями определенной информации и некоторого смыслового наполнения или иного лингвистического значения, но в этом отношении качественно отличаются от слов полнозначных.

Служебные части речи, в отличие от модальных слов, междометий и звукоподражаний, не несут на себе логиче­ского ударения и не имеют самостоятельной синтаксической функции, которая проявлялась бы независимо от знаменательных слов в предложении.

П р е д л о г и  служат для выражения различных отно­шений (пространственных, временных, целевых, причинных, объектных и др.) между действиями и предметами или между несколькими предметами. Выражая эти отношения в предложении, предлоги связывают знаменательные слова друг с другом, образуя словосочетания: положить на полку, выписать из книги, поездка на Кавказ, стол из дуба. Соединяя два слова, предлог одновременно обращен к ним обоим[20]. Но при этом предлог наиболее тесно связан со сло­вами, называющими предметы (с именами существитель­ными и их эквивалентами), и образует с ними особые соче­тания слов – предложно-падежные формы. Предлоги – это неполнозначные слова, «участвующие в конструировании синтаксических аналитических форм»[21].

Образование предложно-падежных форм и способность относиться только к словам с предметным значением – характерные свойства предлогов, отличающие их от других служебных частей речи.

С о ю з ы служат для выражения различных отношений между предметами, действиями, признаками, события­ми. Однако в отличие от предлогов союзы безразличны к морфологической природе соединяемых слов. Это означает, что союзами могут связываться слова любых частей речи и любые предложения. Союз в простом и сложном предло­жениях выступает в роли аналитического показателя свя­зи, который в отличие от предлога не входит ни в структуру соединяемых словоформ, ни в структуру соединяемых пред­ложений: Ветер повеет – и в тучку скрывается полного месяца круг, медленно в мягкую тень погружается ближ­нее поле и луг (И. Бунин); Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом (Ф. Тютчев).

Ч а с т и ц ы – класс  слов, которые, не имея самостоятель­ного реального значения, выражают различные смысловые оттенки слов и предложений. Частицы не служат средством связи, но могут участвовать в образовании форм слов и упо­требляться в предложениях, придавая им особый смысл: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.Пушкин); И жив ли тот, и та жива ли, и нынче где их уголок?.. (А. Пушкин). Частица бы в соче­тании с глаголом любил образует форму сослагательного наклонения глагола; частица б, присоединяясь к союзу ког­да, создает значение условного наклонения в придаточном, хотя в нем нет глагола; частица ли является средством вы­ражении вопросительности в предложении.

Смысловые (логические) частицы могут быть показате­лями компрессии мысли, они служат сигналами явно не раскрытых в предложении мыслей. Например, в предло­жении [Память] оживляет даже камни... (М. Горький) ча­стица даже компрессирует мысли двух невысказанных предложений: [Память может оживить все предметы и явления. Камни – неживые предметы, их нельзя сделать живыми. Но...] Память оживляет даже камни (невыска­занные предложения, о значении которых сигнализирует частица даже, заключены в квадратные скобки).

Таким образом, каждый разряд служебных слов «обла­дает своим набором свойств, лишь отчасти перекрещиваясь в этом отношении с другими разрядами. Но во всех случаях неполнозначным словам присуща та сумма свойств неполнозначности, которая оказывается достаточной для отнесения их к классу неполнозначных слов»[22].

Междометия выражают чувства (эмоции), не называя их, или волеизъявления, не передавая их номинатив­ного значения. Основные признаки междометий - нали­чие  эмоциональности и отсутствие номинативности (они ничего не называют).

Звукоподражания – это имитация звуков, изда­ваемых людьми, животными или предметами неживой при­воды. Сами звукоподражания каких-либо значений не вы­ражают, но указывают (косвенно) на источники звуков. Основные признаки звукоподражаний — отсутствие номинации и яркая образность (наглядность) в передаче звуков объективного мира.

Таким образом, неполнознаменательные слова имеют ряд существенных отличий от знаменательных слов.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что проблема, касающаяся частей речи многогранена. В теоретической части своего исследования я попыталась раскрыть сущность вопроса «Части речи как лексико-грамматические классы слов». Определила, что данный вопрос является до конца не установленным и до сих пор вызывает споры ученых. В современном русском языке существует несколько систем частей речи, наиболее распространенными из них являются две. Части речи постоянно пополнятся, что вызывается процессы переходности и синкретизма. Все части речи делятся не две группы слов: знаменательные и неполнознаменательные, которые имеют ряд отличительных признаков.

Практическая часть моего исследования является логическим продолжением работы, где я постараюсь раскрыть реализацию теоретических основ темы курсовой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...