Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль центрального банка России




БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банковская система является частью кредитной системы, кото­рая представляет собой совокупность кредитных отношений (функ­циональная форма) и кредитно-финансовых учреждений, реализую­щих эти отношения (институциональная форма). Институциональ­ная форма банковской системы включает в себя центральные (национальные), эмиссионные, резервные, сберегательные, ипотечные, инвестиционные, специализированные и другие банки.

Национальные банковские системы различаются своей органи­зацией, степенью контроля со стороны государства, степенью вхож­дения в мировую банковскую систему, составам банковских опера­ций и целым рядом других признаков.

Банковская система Российской Федерации, соответствующая рыночной экономике, стала формироваться с 1990 г. после принятия таких основополагающих документов, как Законы РСФСР «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банка России)» и «О банках банковской деятельности в РСФСР», а также нормативных актов Центрального банка, регулирующих деятельность коммерческих банков на территории России.

В настоящее время функционирует двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный банк России; второй уровень состоит из трех звеньев: 1) Сбербанк и Внешэкономбанк, конт­рольные пакеты акций которых принадлежат государству, т.е. они по статусу полугосударственные, в силу чего деятельность данных банков гораздо теснее взаимосвязана с деятельностью Центрального банка; 2) разного рода коммерческие банки; 3) прочие кредитные учрежде­ния.

Роль центрального банка России

Правовой статус Центрального банка России, его права и обязаннос­ти определены Федеральными законами «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)» и «О внесении изменений и до полпенни в Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», который был принят Государственной думой 12 апреля 1995 г.

Центральный банк (ЦБ) является юридическим лицом, однако не регистрируется в налоговых органах. Как юридическое лицо он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, но получе­ние прибыли не является целью его деятельности. Банк самостоятель­но выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой, однако подотче­тен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Высшим органом ЦБ является Совет директоров, в который вхо­дят председатель банка и 12 членов, работающих в Банке на постоян­ной основе.

Совет директоров выполняет следующие функции:

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений еди­ной государственной денежно-кредитной политики;

· осуществляет оперативное руководство денежной системой страны;

· определяет структуру ЦБ, формы и размеры оплаты труда служа­щих банка;

· утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;

· определяет условия допуска иностранного капитала в российскую банковскую систему;

· принимает решение об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок ЦБ, создании и ликвидации учрежде­ний и организаций ЦБ, выпуске в обращение новых банкнот и др.

Возглавляет Совет директоров Председатель ЦБ, который назна­чается Государственной думой на четыре года по представлению Пре­зидента России. Одно и то же лицо не имеет права занимать эту долж­ность более трех сроков подряд.

Председатель и члены Совета директоров не имеют права состо­ять в общественно-политических партиях и религиозных организаци­ях, работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы) в прочих кредитных учреждениях, разгла­шать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

ЦБ является главным банком государства и признается единст­венным на территории страны органом денежно-кредитного и валют­ного регулирования экономики.

Следующим уровнем управления ЦБ является центральный аппарат, который состоит из главных управлений и департаментов, в ча­стности, Финансового департамента, Департамента исследований и информации, Департамента внешних и общественных связей, Глав­ного управления безопасности и защиты информации, Главного уп­равления недвижимости и т.д.

Нижний уровень - это территориальные учреждения/вычисли­тельные центры, расчетно-кассовые центры, учебные заведения, под­разделения безопасности, полевые учреждения и др. На 1 января 1999 г. организационная структура Центрального банка включала цен­тральный аппарат, 60 главных управлений, 19 национальных банков, 1195 расчетно-кассовых центров, 13 банковских школ, Учебно-мето­дический центр, Центр подготовки персонала, 19 организаций, под­ведомственных ЦБ.

Основные цели ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойно­го функционирования системы расчетов.

Основные инструменты реализации денежно-кредитной полити­ки ЦБ:

1. Процентные ставки по операциям Банка России. Закон преду­сматривает, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процент­ных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные став­ки ЦБ представляют собой минимальные ставки, по которым он осу­ществляет свои операции. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика. С целью защиты внутренней фи­нансовой системы и поддержания рынка рублевых активов ЦБ посто­янно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Например, в 1998 г. в феврале ставка рефи­нансирования изменилась с 28 на 42%, в мае - с 30 до 50%, а затем до 150%, в июне — с 60 до 80%, в июле вновь произошло снижение до 60%. Диапазон колебаний процентной ставки по кредитам «овер­найт» достигал 40-250%. Самая высокая процентная ставка была объ­явлена 17 августа 1998 г. - 250% годовых.

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Посредством изменения норм ЦБ регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

По законодательству нормативы обязательных резервов в России не должны превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организа­ций.

3. Операции на открытом рынке, под которыми понимается куп­ля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных облигации и других государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и лик­видности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздейст­вие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих бан­ков.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что активные опе­рации на открытом рынке с целью регулирования кредитных отноше­ний невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересо­ванности в приобретении государственных ценных бумаг. Для созда­ния этой заинтересованности уровень дохода по ним не должен быть ниже дохода от основных активных операций.

4. Рефинансирование банков, т.е. кредитование ЦБ других банков, когда последние испытывают финансовые трудности, т.е. ЦБ высту­пает кредитором последней инстанции или банком банков.

С середины 1992г. основные регулирующие мероприятия ЦБ были связаны с централизованным кредитом коммерческим банкам на рефинансирование (в том числе целевых кредитов и кредитов на неот­ложные нужды). В настоящее время система рефинансирования бан­ков совершенствуется, более широко используются рыночные спосо­бы распределения централизованных ресурсов. Наиболее рациональ­ной формой такого распределения являются кредитные аукционы, регулярно проводимые ЦБ с конца февраля 1994 г. С 1996 г. ЦБ приступил к ломбардному кредитованию банков — первичным дилерам на рынке государственных ценных бумаг была предоставлена возмож­ность получения бланкового необеспеченного однодневного кредита. С 1998 г. указанные кредиты стали обеспеченными теми же государст­венными ценными бумагами. Кризис 1998 г. сузил возможности бан­ков в получении кредитов в связи с исключением из ломбардного списка ценных бумаг, срок погашения которых истекал в 1998-1999 гг., а также понижением поправочного коэффициента для расчета обес­печения. Однако продолжалось кредитование банков, имеющих важ­ное значение для платежной системы страны, на условиях, опреде­ленных Советом директоров ЦБ. Указанные кредиты были предоставлены 13 банкам на общую сумму 17,3 млрд. руб. сроком до одного года. В конце 1998 г. указанные кредиты в основном были погашены.

5. Валютное регулирование, т.е. купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марные спрос и предложение денег. В настоящее время проводится политика плавающего валютного курса, т.е. ЦБ устанавливает офи­циальный курс рубля к иностранным валютам на основании резуль­татов торгов на ММВБ. Банк России отказался от практики проведе­ния массированных валютных интервенций и ограничил круг задач, решаемых при помощи данного инструмента.

6. Прямые количественные ограничения, т.е. установление лими­тов на рефинансирование банков, проведение кредитными органи­зациями отдельных банковских позиций. Причем ЦБ вправе приме­нять прямые количественные ограничения в исключительных случа­ях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирова­ния экономики должны быть базой основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ, которые представляются ежегодно не позд­нее 1 декабря в Государственную Думу.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет со­бой целенаправленную деятельность ЦБ по выполнению общего­сударственных задач. Ее цель - регулирование экономики посред­ством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении ин­фляционных процессов. ЦБ определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений. Таким образом, государ­ство является основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы при ЦБ создается Национальный банковский совет из представителей зако­нодательных и исполнительных органов власти, кредитных органи­заций и экспертов.

Одна из важнейших функций ЦБ — функция банкира правитель­ства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов хранятся в ЦБ. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание центральных органов власти в лице правительства. В обязанности ЦБ входят посредничество в платежах казначейства, а также кредитование государства. Например, на 1 января 1999 г. остаток денежных средств на счетах Правительства в ЦБ составил 32903 млн. руб. От имени Правительства ЦБР управляет государствен­ным долгом, т.е. размещает, погашает и осуществляет другие опера­ции с государственными ценными бумагами, эмитированными Пра­вительством.

ЦБ обладает исключительным правом выпуска наличных денег, организации их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Монопольное право выпуска и изъятия де­нег из обращения принадлежит ЦБ в соответствии с его основной функцией — функцией эмиссионного центра страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы — это сред­ства бюджета и наличные деньги в обращении. Банкноты (банковские билеты) и металлическая монета ЦБ являются единственным закон­ным платежным средством на территории страны. На 1 января 1999 г. объем наличных денег в обращении составлял 199 018 млн. руб. В 1998 г. происходило изъятие из обращения денег старого образца и за­мена их на деньги образца 1997 г., изъято в течение всего года 1323,8 млрд. руб., выпущено - 1473,6 млрд. руб. в старом исчислении.

В целях обеспечения наличного денежного обращения ЦБ орга­низует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавлива­ет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, обес­печивает создание резервных фондов банкнот и металлической мо­неты, определяет порядок ведения кассовых операций, устанавлива­ет признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных и их уничтожения. Для оптимального управления денежным обращением ЦБ разрабатывает прогнозный план денежных доходов и расходов населения России. Доходная часть плана содержит следующие статьи: оплата труда, со­циальные трансферты, другие доходы; расходная часть—потребитель­ские расходы, налоги и другие расходы. Превышение доходной части над расходной дает возможность определить прирост сбережений в банках, покупки валюты и наличных денег на руках.

ЦБ устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем. Межбанковские расчеты осуществляются через расчетно-кассовые центры ЦБ.

Подразделения расчетной сети ЦБ на I января 1999 г. осуществляли расчетно-кассовое обслуживание 1590 кредитных организаций и 2930 филиалов кредитных организаций, 684 ликвидационных ко­миссий, а также более 100 тыс. организаций, не являющихся кредит­ными.

Основным направлением политики ЦБ в области расчетно-кас­сового обслуживания являются дальнейшая модернизация расчетов, внедрение новых платежных инструментов, повышение уровня обслу­живания и создание условий для управления ликвидностью. С этой целью проводится методологическая и организационная работа, ак­тивно внедряется электронный документооборот, создаются современ­ные автоматизированные системы расчетов, работающие в режиме реального времени, внедряются системы передачи и обработки учетно-операционной информации на принципиально новой программ­но-технической платформе и в телекоммуникационной среде. Данные мероприятия привели к резкому сокращению платежей, осуществляе­мых с помощью платежных документов на бумажном носителе. Почти не используются почтовые платежи, а телеграфные платежи составля­ют не более 4% от общего объема платежей.

ЦБ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их выполнением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия вплоть до отзыва лицензии. Главной целью при этом являются поддержание стабиль­ности банковской системы и защита интересов вкладчиков и креди­торов. Для осуществления своих функций ЦБ имеет право запраши­вать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения по полученной информа­ции, предъявлять квалификационные требования к руководителям и главному бухгалтеру кредитной организации.

При лицензировании кредитной организации к учредителям предъявляется целый ряд требований. Во-первых, учредитель - юри­дическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной ор­ганизации, срок существования не менее трех лет и отсутствие задол­женности перед бюджетом и внебюджетными государственными фон­дами. Указанные требования установлены Инструкцией ЦБ от 23.07.98 г. № 75-И, регламентирующей порядок регистрации кредит­ных организаций и лицензирования банковской деятельности. Во-вторых, при лицензировании предъявляются особые требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации: наличие у этих лиц высшего экономического или юридического образования и опыта ру­ководства, а также отсутствие судимости.

Одно из требований лицензирования — минимальный размер ус­тавного капитала для вновь создаваемых и действующих кредитных организаций.

· минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро;

· минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро;

· размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро;

· минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии - по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии).

Одновременно действует так называемая "дедушкина оговорка" - банк, имеющий на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер его собственных средств (капитала) не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии), минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, определяется Банком России ежеквартально, не позднее пятого рабочего дня первого месяца текущего квартала на основании курса евро по отношению к рублю Российской Федерации, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих письмах Банка России, публикуемых в "Вестнике Банка России".

Наличие генеральной лицензии и собственных средств (капитала) в размере не менее рублевого эквивалента 5 миллионов евро являются одними из необходимых условий для учреждения дочерней организации на территории иностранного государства, приобретения статуса основного общества в отношении действующей организации-нерезидента (статья 35 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Положение Банка России от 04.07.2006 № 290-П "О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации"), а также для создания филиалов на территории иностранного государства (Инструкция Банка России от 24.08.1998 № 76-И "Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства".).

Основу механизма регулирования деятельности кредитных орга­низаций кроме необходимости выполнения действующего законода­тельства и нормативных актов ЦБ в части совершенствования банков­ских операций составляют обязательные экономические нормативы их деятельности. Указанные нормативы, связанные с установлением минимальных уровней ликвидности, достаточности капитала и мак­симальных рисков, принимаемых на себя банками, являются обяза­тельными для выполнения с целью предотвращения неплатежеспо­собности и поддержания стабильности функционирования кредитных организаций. Регулирование деятельности коммерческих банков по­средством экономических нормативов стало осуществляться в России с 1992 г., когда на основе рекомендаций Базельского комитета по бан­ковскому надзору были разработаны нормативы применительно к рос­сийским кредитным организациям. При использовании такого сис­темного подхода ЦБ даже в период кризиса сохранил возможность контролировать основные параметры деятельности банков.

В компетенцию ЦБ входит осуществление функций по внешне­экономической деятельности. Он представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях. ЦБ выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавли­вает и публикует официальные котировки иностранных валют по от­ношению к рублю. ЦБ является органом государственного валютно­го регулирования и контроля. Цели и задачи ЦБ в данной области определяются состоянием финансового сектора экономики, необхо­димостью поддержания устойчивости национальной валюты и при­нятия комплекса мер, направленных на противодействие утечке капитала. Так, в условиях кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка применение инструментов валютного регулирования и валютного контроля показало свою эффективность и способствовало достижению стабилизации на внутреннем валютном рынке. Значительное воздействие на состояние внутреннего валют­ного рынка после кризиса 1998 г. оказали следующие мероприятия Центрального банка:

1) увеличение норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки с 50 до 75% при одновременном сокращении срока ее продажи с 14 до 7 дней;

2) признание нарушением таможенных правил не зачисление экспортной валютной выручки в предусмотренные контрактом сроки, что влечет за собой в соответствии со ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации ответственность экспортера в виде штраф­ных санкций в размере от 100 до 200% стоимости поставленных товаров;

3) изменение системы торгов иностранной валютой на межбан­ковских валютных биржах: отделение торговли иностранной валютой по внешнеторговым операциям от иных сделок. Реализация экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, производится исключительно на специальных торговых сессиях, а покупка иностранной валюты на них может осуществляться уполномоченными банками только под определенные цели;

4) усиление таможенно-банковского контроля, идеология которого построена на «стыковке» по срокам и объемам стоимости перемещаемых через границу товаров и произведенных платежей.

Все эти мероприятия позволили в течение 1999 г. стабилизировать курс рубля по отношению к иностранным валютам, пополнить золотовалютные резервы, сформировать внутренний рынок драгоцен­ных металлов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...