Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.




В действующих нормативных актах в сфере оперативно-розыскной деятельности не раскрывается содержание используемого законодателем термина «финансовое обеспечение», отсутствует егоопределение также в научной и учебно-методической литературе по теории ОРД. Это обстоятельство обусловливает необходимость рассмотрения сущности используемого понятия.

Словосочетание «финансовое обеспечение», применяемое в названии ст.19 Закона об ОРД, ближе всего по содержанию термину «финансирование», под которым в финансовом праве понимается безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на определенные цели. Под обеспечением же в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве. Важным признаком, требующим отражения в определении, является также нормативное закрепление порядка предоставления и использования финансовых ресурсов. С учетом изложенною, под финансовым обеспечением следует понимать предоставление оперативным подразделениям в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

Правовой основой финансового обеспечения ОРД следует считать прежде всего ст. 19 Закона об ОРД. Более конкретные вопросы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.

Ранее в Законе об ОРД указывался закрытый (исключительный) перечень источников финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности и к таковым относил: федеральный бюджет Российской Федерации (ч.1 ст.19), бюджеты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.19), внебюджетные целевые фонды (ч.2 ст.19). С 2004г. закреплено, что финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится к расходным обязательствам только Российской Федерации, т.е. федерального бюджета.

Федеральный бюджет основывается на положениях Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, правомочные осуществлять такую деятельность, получают финансовые средства на ее проведение из бюджета России. Главным распорядителем финансовых средств является Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики в соответствии с нормами п. «б» ч.1 ст.114 Конституции РФ.

Ассигнования, выделяемые Правительством РФ на оперативно-розыскную деятельность, составляют все финансовые средства, направляемых ведомствам, являющимся субъектами ОРД, на планируемый период, и отражаются в таком финансовом документе, как смета.

Смета составляется на основе предложений руководителей оперативно-розыскных служб о необходимости того или иного объема расходов конкретного подразделения и утверждается руководителем ведомства.

Предполагаемые суммы расходов определяются размерами территории, обслуживаемой правоохранительным органом, количеством и активностью оперативных подразделений, а также состоянием оперативной обстановки.

На руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанность по своевременному представлению соответствующих предложений в центральный аппарат своего ведомства о выделении необходимых средств на финансирование оперативных расходов.

Финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов (ч.2. ст.19 Закона об ОРД). Порядок расходования указанных средств в Законе об ОРД с учетом принципа конспирации не определен, но подчинен следующим правилам:

1) руководитель ведомства, осуществляющего ОРД, устанавливая механизм расходов, должен действовать в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством, не превышая своей компетенции;

2) механизм расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, устанавливается ведомственными нормативными актами.

Так, в системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от Министерства финансов Российской Федерации, является Министр внутренних дел. Им в нормативных актах МВД России определяется перечень подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура и организация работы, порядок финансирования оперативных расходов.

Под порядком расходования следует понимать установление конкретных видов расходов, их предельные размеры, основания и условия использования денежных средств, учет расходуемых средств, а также их документальное оформление. lice эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами, утверждаемыми приказами Министра внутренних дел. Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые виды расходов на оперативно-розыскную деятельность прямо предусмотрены в самом Законе об ОРД. Так, в ч.5 ст.18 этого законодательного акта установлено право лиц, сотрудничающих с оперативными аппаратами, на получение вознаграждений и других выплат за оказание помощи в раскрытии преступлений. Кроме того, ч.8 и 9 этой статьи предусматривают выплаты единовременных пособий в случае получения травм и ранений либо гибели лица, сотрудничающего с органами внутренних дел на контрактной основе.

В соответствии с ведомственными нормативными актами денежные средства, необходимые для финансирования ОРД, выделяются по статье «Особые расходы» сметы МВД России и учитываются в финансовых органах ведомства (МВД России, МВД (ГУВД, УВД) субъектов Федерации, УВДТ – ОВДТ, горрайлинорганов) специальными сотрудниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну.

Летопись отечественных органов уголовного сыска зафиксировала практику финансовой поддержки и активизации оперативной работы полиции, не нашедшую отражения в нормативных документа того времени. Так, в период с 1866 по 1908 гг. в целях повышения эффективности деятельности сотрудников и агентов сыскной полиции им вручались премиальные из взносов благодарных клиентов, которым стараниями сыщиков было возвращено похищенное у них добро.

Самостоятельного финансового обеспечения требуют:

- содержание отдельных оперативных подразделений;

- содержание имеющихся и строительство новых зданий мест дислокации указанных подразделений, а также их оснащение, служебные командировки и прочие расходы;

-проведение оперативно-розыскных мероприятий;

- содержание и другие выплаты лицам, оказывающим конфиденциальную помощь подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- решение иных задач ОРД.

Расходы на содержание отдельных оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания штатным сотрудникам оперативных аппаратов, сотрудникам оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений и оплату оперативных расходов, связанных с проведением оперативно-розыскных мероприятий.

Расходы на содержание имеющихся и строительство новых зданий дислокации отдельных оперативных подразделений предусматривают финансовые вложения в эксплуатацию имеющихся зданий и сооружений, проектно-изыскательские работы, непосредственно строительные и иные работы, работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений и пр.

Самостоятельную группу расходов составляют затраты на служебные командировки, оплату почтовых услуг, телефонной и телеграфной связи, расходы на автотранспорт, радиоэлектронные устройства, аудио- и видеотехнику, электронно-вычислительную и оргтехнику.

Затраты на оснащение оперативных подразделений предусматривают приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений специального назначения, приобретение квартир-убежищ, предназначенных для обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам внутренних дел, в случаях возникновения угроз их жизни, здоровью или имуществу со стороны преступников. Такие расходы предусматривают оплату покупок средств маскировки служебного автотранспорта, предметов экипировки и оперативного гардероба. В них входят оплата кратковременного или неоднократного предоставления гражданами и должностными лицами жилья, нежилых и служебных помещений, используемых для достижения оперативных целей, а также финансирование мероприятий по созданию легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Финансирование оперативно-розыскных мероприятий предусматривает материальные (в т.ч. денежные) затраты на подготовку и осуществление прежде всего сложных дорогостоящих операций, а также затраты на создание условий, необходимых для проведения проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения штатных негласных сотрудников в организованные преступные группы и выполнения специальных заданий. К ним следует отнести финансовое обеспечение оперативных комбинаций, связанных с проверкой и документированием преступных действий проверяемых лиц и решением частных оперативно-тактических задач; оплату посещений сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплату их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев. К затратам на этот вид расходов относятся приобретение образцов для сравнительного исследования, материальных ценностей, необходимых для подтверждения легенды, и др.

Значительного финансирования требует оплата услуг лиц, оказывающих оперативным подразделениям конфиденциальную помощь в решении задач ОРД. Возможность получения ими денежного содержания, вознаграждений и других выплат предусмотрена ст.18 Закона об ОРД. Ведомственные нормативные акты оперативно-розыскных органов определяют различные виды вознаграждений, выплат и компенсаций материальных и иных затрат, связанных с особыми условиями выполнения такими лицами поручений и заданий оперативных служб.

Иные расходы могут быть связаны с приобретением, хранением и ремонтом имущества оперативного гардероба, оплатой исследований предметов и документов, проведенных по поручению специалистами научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств, оплатой по трудовому соглашению услуг переводчиков, консультантов и других специалистов, выплатой компенсаций эксплуатационных затрат за использование сотрудниками оперативных аппаратов и подразделений в служебных целях автомобилей, находящихся в их собственности, а также другими финансовыми затратами, установленными нормативными актами МВД России. К ним, например, может быть отнесена оплата судебных издержек на разбирательство по жалобам юридических и физических лиц в соответствии со ст. 5 Закона об ОРД.

Размеры постоянного денежного содержания, денежного вознаграждения, выплат и компенсаций гражданам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе, устанавливаются руководителем оперативно-розыскного ведомства.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, в соответствии с ч.3 ст.19 Закона об ОРД возлагается на первого руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой контроль осуществляется им или его заместителем, курирующим это направление деятельности органов внутренних дел, в процессе реализации форм ведомственного контроля, атакже специальными комиссиями, создаваемыми для этого в органе либо подразделении (более подробно ем, и следующем параграфе).

Непосредственный контроль за обоснованностью расходования средств по статье «Особые расходы» сметы в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на Контрольно-ревизионное управление и Финансово-экономическое управление оперативно-розыскных ведомств и соответствующие подчиненные им аппараты.

Правовой основой контроля, помимо Закона об ОРД, служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельности, и расход денежных средств.

Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на обеспечение оперативно-розыскной деятельности, возложен на специально уполномоченных представителей Министерства финансов России. Их права и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минфина России. Однако представители Минфина перед началом проверок должны пройти установленную процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Только после этого их наделяют полномочиями, позволяющими знакомиться с соответствующими финансовыми документами в полном объеме.

В соответствии с требованиями нормативных актов выделенные на проведение оперативно-розыскной деятельности ассигнования должны расходоваться эффективно, рационально и не превышать установленных нормативов. По каждому факту незаконного использования финансовых средств по статье «Особые расходы» производится внутреннее (служебное) расследование с участием руководителя проверяемого либо вышестоящего оперативного аппарата или подразделения. По результатам такого расследования виновные привлекаются к материальной, дисциплинарной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.

2.Техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с ч. З ст.6 Закона об ОРД в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде, которые принято называть оперативной техникой. Оперативная техника, наряду с криминальными (оперативными) учетами и розыскными собаками, традиционно относится к средствам ОРД. К средствам ОРД следует также относить специальные помещения, использование которых предусмотрено п. 3 ч. I ст. 15 Закона об ОРД.

Органы внутренних дел, ведущие борьбу с преступностью, в своей деятельности активно используют разнообразные технические средства. В соответствии с основными функциями органов внутренних дел все технические средства можно классифицировать по направлениям их использования: административная, криминалистическая и оперативная техника.

Оперативная техника применяется в целях гласного и негласного получения и закрепления (фиксации) определенных событий, предметов, что необходимо для последующего использования фактических данных в доказывании по уголовным делам.

К оперативной технике могут быть отнесены общеиспользуемая бытовая техника, а также специально изготовленные или приспособленные технические средства негласного получения информации, называемые специальными техническими средствами (СТС).

Таким образом, оперативную технику можно определить как специальную группу технических средств, негласно применяемых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Следует иметь в виду, что это понятие охватывает не только определенные виды приборов, приспособлений и технических средств, но и их тактико-технические данные, а также приемы их использования в практической деятельности оперативных аппаратов.

Основными требованиями, предъявляемыми к применению оперативной техники, являются:

- соблюдение законности:

- обеспечение конспирации;

- целесообразность и наступательность.

Соблюдение законности означает:

- использование оперативной техники в строгом соответствии с правовыми актами, регламентирующими ее применение;

- применение специальных технических средств только субъекта ми оперативно-розыскной деятельности и только для решения задач борьбы с преступностью;

- применение средств оперативной техники подлежит документальному оформлению.

Оперативно-технические средства применяются только в ходе оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых при наличии установленных Законом оснований.

Часть 6 ст. 6 Закона об ОРД содержит запрет на использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами. В связи с этим нелишним будет напоминание положений ст. 138 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность на незаконное использование, незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта СТО, предназначенных для негласного получения информации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770.

СТС, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.

В случае применения СТС в соответствующих оперативно-служебных документах, составленных по результатам ОРМ, должны быть отражены данные о технических характеристиках этих средств, условиях и порядке их использования. Это является одной из важных гарантий установления объективных связей полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию.

Наиболее сложные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан и требующие использования специальной аппаратуры, осуществляются оперативно-техническими подразделениями ОВД или ФСБ по заданиям оперативных аппаратов. Задания утверждаются руководством МВД, ГУВД, УВД субъекта Федерации. Компетенция этих подразделений и порядок их работы определяются подзаконными и ведомственными нормативными актами .

Требование конспиративности означает, что использование технических средств должно осуществляться преимущественно негласно или легендированно (использование камуфлирующей защиты и других тактических приемов).

Целесообразность использования оперативной техники при осуществлении ОРМ определяется, с одной стороны, необходимостью оперативного документирования, а с другой -исходя из возможности ее применения в каждом конкретном случае.

Наступательность заключается в активном, комплексном применении средств оперативной техники на основе общего плана оперативно-розыскных мероприятий, с учетом прогнозирования преступного поведения разрабатываемого (проверяемого) лица или преступной группы.

К основным видам оперативной техники относятся:

- средства негласной фото-, киносъемки;

- средства оперативной аудио- и видеозаписи;

- средства оперативной идентификации;

- специальные химические вещества (СХВ);

- радиостанции и устройства акустического контроля;

- поисковые приборы;

- приборы визуального наблюдения:

- специальное средство "Полиграф".

Негласная фото-, киносъемка и видеозапись заключается в скрыню проводимой фиксации внешних признаков проверяемых и разрабатываемых лиц. их действий, а также предметов и документов, представляющих оперативный интерес.

Негласная фото-, киносъемка и видеозапись производится двумя методами:

- метод скрытой съемки - предполагает использование замаскированной фото-, кино- и видеоаппаратуры или скрытое от окружающих размещение оперативных работников с аппаратурой;

- метод легендированной съемки - "зашифровывает" не процесс съемки, а действия оперативных работников, его осуществляющих.

Для целей оперативной фото-, киносъемки и видеозаписи используют как бытовую фото-, кинотехнику и технику видеозаписи, лак и специально изготовленную, замаскированную под иные предметы. Достижения в области такой техники позволяют использовать цифровые фотоаппараты, видеокамеры с различными разрешающими возможностями.

Оперативная аудиозапись (магнитная звукозапись) производился в ходе различных оперативно-розыскных мероприятий (например, при опросе граждан, в процессе мероприятий личного сыска, в т.ч. при прослушивании телефонных и иных переговоров и т.п.) с помощью бытовой аудиоаппаратуры, а также специальных технических средств негласной фиксации информации (малогабаритные, магнитофоны, диктофоны и др.) с выходом на негласные средства получения информации (сетевые закладки, направленные радиомикрофоны, стетоскопы и т.д.).

Средства оперативной идентификации используются в целях негласного определения тождества сравниваемых (сопоставляемых) объектов, которыми могут быть личность, предметы или документы (их части).

К техническим средствам оперативной идентификации относятся средства и приемы дактилоскопирования, технические средства составления композиционных портретов и "фотороботов", а также АИПС "Опознание".

Специальные химические вещества применяются для решения задач оперативно-розыскной деятельности, поскольку обладают определенными свойствами, которые позволяют придать помечаемым объектам (чаще всего - объектам преступного посягательства) специфические признаки, позволяющие выделить их из группы однородных объектов. Это достигается путем нанесения трудносмываемых цветных (или невидимых, но легко обнаруживаемых с помощью специальных приборов или иным путем) меток на одежду, открытые части тела, материальные ценности, денежные знаки и др.

По своим свойствам СХВ делятся на четыре группы: красящие вещества, люминесцирующие вещества, индикаторы, запаховые вещества.

Использование СХВ регламентируется нормативными актами МВД России, которые устанавливают порядок их нанесения, формы документирования этого процесса, фиксации результатов применения для последующего использования в доказывании по уголовному делу .

Радиостанции используются в оперативно-розыскной деятельности для обеспечения управления силами и средствами, участвующими в проведении ОРМ и оперативных операциях. Такие радиостанции должны отвечать ряду современных требований: ударонрочность. вибростойкость, влаго- и пылезащищенность, оптимальная дальность ведения радиообмена. возможность скрытого ношения, установки кодирующих устройств (скремблеров и др.).

Устройства акустического контроля предназначены для акустического отслеживания разговоров, ведущихся в помещении, и передачи информации по радиоканалу. Прием радиосигналов с них ведется на сканирующие приемники и специализированные устройства. Для акустического контроля помещений снаружи используются стетоскопы.

Поисковые приборы негласно используются для обнаружения материальных носителей информации о признаках преступлений (предметы, орудия и иные следы преступлений).

К поисковым приборам относятся: металлоискатели, малогабаритные рентгеновские установки, приборы ультразвуковой индикации, детекторы взрывчатых веществ, эндоскопы, пустотоискатели, источники ультрафиолетовых лучей, комплекты досмотровых зеркал и др. К специальным поисковым приборам следует отнести системы контроля радиоэфира и проводных линий, предназначенные для обнаружения и локализации каналов утечки информации (спектральные корреляторы, детекторы нелинейных переходов, передатчиков, диктофонов, нейтрализаторы прослушивания, скремблеры и другие устройства для обнаружения скрытого съема информации и их подавления).

Приборы визуального наблюдения используются для наблюдения за интересующими объектами в условиях естественного освещения и при отсутствии такого (ночное время, неосвещаемые помещения и т.п.).

В этих целях применятся бинокли, стереотрубы, монокулярные приборы, а также приборы ночного видения с большой кратностью увеличения (от 8 до 40).

Специальное средство "Полиграф" (лай-детектор, вариограф. плетизмограф) представляет собой комплекс приборов, обеспечивающих множественную регистрацию физиологических параметров организма человека, связанных с возникновением эмоций.

В основном полиграфные испытания проводятся в рамках расследования уголовных дел. С помощью полиграфа решаются следующие задачи:

-определение непосредственного участия в преступлении или иной к нему причастности;

- подтверждение факта совершения преступления;

- выявление доказательств преступной деятельности:

- определение местонахождения доказательств по делу;

- проверка достоверности сведений, сообщаемых участниками процесса .

Однако результаты полиграфных проверок являются только ориентирующей информацией, не имеют доказательственного значения и не могут использоваться в суде. Для их проведения необходимо добровольное согласие гражданина, исключающее процедурным путем какое-либо давление в целях получения такого согласия. К проведению испытаний на полиграфе допускаются только операторы, прошедшие специальную подготовку (допуск). Их заключение по результатам проверки доводится до инициатора испытаний и испытуемого (или представителей его защиты). Результаты полиграфной проверки могут быть закреплены правовым путем с помощью доказательств, предусмотренных УПК, в процессе дальнейшего расследования преступления.

В целях обеспечения эффективного решения задач оперативно-розыскной деятельности Закон об ОРД кроме технических разрешает применять и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

К таким средствам, нашедшим активное применение в практике оперативно-розыскной работы и отражение в теории ОРД, следует отнести специальные помещения и розыскных собак.

Специальные помещения как средство оперативно-розыскной деятельности органов, ведущих негласную борьбу с преступностью, активно используются с незапамятных времен. Так. с именем родоначальника французской тайной полиции (Сюрте) – Эжена Франсуа Видока связано применение такого оперативного средства, как квартиры-ловушки. Упоминаются они и в документах российской уголовной полиции конца XIX - начала XX в.

Применение квартир-ловушек как средства выявления лиц, совершающих преступления, заключается в заблаговременной и скрытой подготовке таких помещений в местах наиболее вероятного их появления либо совершения преступлений для оперативного получения информации через конфиденциальных сотрудников или посредством скрытой аудиовидеозаписи, а также последующего внезапного задержания. Использование такой ловушки - своеобразный оперативный эксперимент, который состоит в искусственном создании условий, способствующих проявлению намерений проверяемого (разрабатываемого) лица и контролю за его поведением. Это помогает выявить его подлинные цели, сообщников и другие обстоятельства, подлежащие документированию.

К истокам розыскного искусства уходит начало применения помещений для негласных встреч с источниками информации и другими конфидентами.

Криминализация общества, в частности активизация преступников, переходящих от защиты к активному наступлению, вынуждает аппараты криминальной милиции и подразделения собственной безопасности прибегать к использованию и конспиративных помещений нового назначения - квартир-убежищ.

Помещения подобного типа необходимы для "временного помещения в безопасное место" лиц, подлежащих государственной защите, для укрытия, в случае необходимости, граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также при наличии угрозы жизни и здоровью субъектов уголовного процесса и их близких родственников. Такие квартиры должны подбираться заблаговременно и использоваться по мере необходимости либо консервироваться до времени возникновения надобности.

Закон об ОРД, установив за органами, осуществляющими ОРД, право использования в целях решения задач борьбы с преступностью по договору или устному соглашению служебных помещений предприятий, учреждений, организаций, а также жилых и нежилых помещений частных лиц, создал условия для официального закрепления в теории ОРД такого инструментария, как специальные помещения.

Таким образом, специальные помещения различного характера и направлений использования оперативными подразделениями с полным правом можно отнесли к средствам ОРД, обеспечивающим эффективное решение ее задач.

Розыскные собаки являются одним из средств, активно используемых органами внутренних дел в работе по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников.

В лих целях используются их полезные качества, превосходящие возможности человека. -более острый слух, зрение, обоняние, быстрый бег, неприхотливость. Высокая чувствительность обонятельных анализаторов собаки позволяет не только обнаруживать запахи, но и по их индивидуальной принадлежности тому или иному человеку, растению и другому объекту точно распознавать их в различных смесях.

Собака запоминает запах следа (на земле, вещах), идет по этому следу или выбирает по запаху, оставленному на вещи, человека из группы. Для этого используется не только "свежий" след с места происшествия, но и "консервированный" запаховый след. В этих целях во многих ГУВД-УВД субъектов Федерации создаются и используются запахотеки.

Правовой основой применения розыскных собак в оперативно-розыскной деятельное ОВД является ч. 3 ст.6 Закона об ОРД. разрешающая использование в ходе проведения ОРМ "иных средств", а также ведомственные нормативные акты МВД России, регламентирующие направления и порядок использования собак в решении оперативно-служебных задач ОВД.

Являясь самостоятельным средством оперативно-розыскной деятельности, розыскные собаки под руководством инспектора-кинолога принимают участие в:

- обследованиях помещений, строений, прочесывании местности;

- отождествлении путем одорологической выборки людей (вещей);

- поиске наркотических и взрывчатых веществ;

- одорологических исследованиях (собаки-детекторы);

- преследовании преступников;

- проведении оперативных комбинаций.

Одним из основных направлений использования розыскных собак является применение их по горячим следам ("следовая" работа). Для этого инспекторы-кинологи включаются в состав дежурных или постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию отдельных видов преступлений.

Для повышения результативности "следовой" работы розыскных собак используются специальные химические препараты - запаховые вещества с люминесцентными или иными добавками. Это позволяет не только обеспечить устойчивость запаха следа (до 10 суток), но и "пометить" преступников для последующего их установления с помощью других поисковых средств.

Неоценимую помощь оперативным сотрудникам оказывают розыскные собаки в борьбе с наркоманией. Они находят широкое применение при обыске (оперативном осмотре) жилых, подсобных, производственных помещений, приусадебных участков и местности, транспортных средств, багажа, грузовых контейнеров и т.д. с целью обнаружения наркотиков, а также выборке лиц, подозреваемых в преступлениях, связанных с наркотиками.

Специально подготовленные розыскные собаки применяются дня обнаружения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, находящихся в различных хранилищах и укрытиях.

Практическими работниками отмечено активное использование розыскных собак в мероприятиях (операциях) по задержанию преступников. Однако необходимо иметь в виду, что применение собак при задержании женщин с видимыми признаками беременности, не­совершеннолетних, когда их возраст очевиден либо известен (за исключением случаев, когда они оказываю! вооруженное сопротивление), граждан, имеющих при себе детей, лиц, противоправные действия которых влекут применение к ним мер административного воз­действия, запрещено.

Результативность использования розыскных собак в предупреждении, раскрытии преступлений, розыске лиц и вещественных доказательств обеспечивается соблюдением ряда условий:

- своевременным прибытием наместо происшествия;

- принятием мер по сохранению запаховых следов:

- профессиональным мастерством инспектора-кинолога и взаимодействием его с другими членами следственно-оперативной группы;

- подготовленностью собаки для действий в различных ситуациях (выносливость, хватка, натренированность на выстрелы и т.п.).

Факт и результаты применения розыскных собак определяются в специальном акте либо справке, где фиксируются следующие обстоятельства:

- описание преступления (номер уголовного дела или оперативного учета):

- способ применения собаки (по следу, на выборку, обыск местности, задержание и т.д.);

- условия, в которых проходила работа (погода, температурный режим, оживленность движения пешеходов, транспорта, иные препятствующие или благоприятствующие условия):

- описание хода работы собаки (исходная точка, маршрут движения, препятствия и др.);

- результаты применения собаки (обнаруженные следы, имущество, орудие преступления, преступник и пр.).

Акт подписывается инспектором-кинологом и руководителем оперативной или следственно-оперативной группы.

 

 

Тема 16: Розыскная работа.

План:

1. Понятие оперативно-розыскной работы (розыска) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

2. Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.

3. Розыск лиц, пропавших без вести.

4. Установление личности людей по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведений в силу возраста или состояния здоровья.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.