Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение фонда времени лекционных занятий




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине Современные проблемы юридической науки

Направление (специальность) 030900.62 «Юриспруденция»

 

(объем аудиторных часов - 324)

(количество тем - 20

 

 

Разработал к.ю.н., доцент Кузьмин А.В.

 

Санкт-Петербург

2011г.


КОМПЕТЕНЦИИ

 

ОК-1: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-8: способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-1: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ПК-2: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-4: способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5: способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6: способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7: обладание навыками подготовки юридических документов;

ПК-11: способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-14: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

ПК-15: способность толковать различные правовые акты.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Государство, право, власть, государственная власть, государственный орган, гражданское общество, естественное право, законодательство, институт права, кодификация, консолидация, метод правового регулирования, механизм (аппарат) государства, механизм правового регулирования, мораль, норма права, нормативный правовой акт, отрасль права, политическая система общества, правовая культура, правовое воспитание, правовое государство, правовое сознание, правовой статус, правомерное поведение, правонарушение, правопонимание, предмет правового регулирования, суверенитет, территория, форма государства, юридический факт.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА ВРЕМЕНИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы лекции Вид лекции Кол-во часов  
 
1. Юридическая наука в системе гуманитарного знания Классическая лекция    
  Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки Классическая лекция    
  Гуманистические концепции личности в современной юриспруденции Классическая лекция    

 

Тема 1.1. Юридическая наука в системе гуманитарного знания.

 

Время возникновения универсальной юридической науки далеко не адекватно определяется в соответствующих источниках. Так, бытует мнение о ее зарождении в конце XVI в. под названием «энциклопедия законоведения», хотя точнее следовало бы говорить об «энциклопедии права», которая действительно в это время предлагалась слушателям первых курсов юридических факультетов европейских университетов.

Другие же находят истоки данной теории в университетских курсах ХШ-XIV вв. Юриспруденция, писал в связи с этим Л. Петражицкий, – это «весьма древняя наука и ученая профессия». Существование и «обильное развитие этой ученой профессии» является «характерным спутником правовой жизни» уже на таких ступенях развития культуры, когда о появлении и развитии научно-теоретического знания и исследования, «о добывании и разработке научного света ради него самого, ради знания и объяснения явлений еще нет и не может быть речи».

Третьи считают, что базовая юридическая наука под названием «общая теория права» формируется в 20-30-е годы XIX в. и окончательно оформляется в современном виде в конце указанного столетия.

В поисках истины целесообразно обратиться к историческим корням затронутых понятий и вспомнить, что юриспруденция ведет свою родословную от результатов творчества древнеримских юристов и означает науку о праве (от лат. выражения Juris prudentes - «знатоки (мудрецы) права», затем трансформировавшегося в Jurisprudentia - «правоведение», «правовая наука»).

Однако римскую юриспруденцию правильнее было бы рассматривать в широком смысле этого слова, а именно: в понимании ее соединенности с юридическим учением о государстве (юридическим государствоведением). В таком контексте процессы теоретического осмысления государственных и правовых явлений, познания определенных закономерностей юридической деятельности самым тесным образом переплетены с формированием и развитием юриспруденции (правоведения).

Система римского права, ставшего общим правом всего античного мира, была, несомненно, удачной и не менее совершенной, причем настолько, что ее влияние не могло не сказаться на построении правовых систем более поздних государственно-организационных обществ.

Рецепция римского права происходила плодотворно во многих юридических сферах цивилизованного мира, что подтверждено понятийно-категориальным аппаратом (и не только им) современных государств и их юридических основ. Там же в Риме появилась и практически оформилась самостоятельная юридическая наука, давшая жизнь различным общетеоретическим, отраслевым и прикладным системам правовых знаний.

Римская юриспруденция представила нам классические образцы анализа правовых норм, определения юридической природы правоотношений, т.е. она утверждалась в разработке практической стороны права. Но, как отмечали историки, римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном толковании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой дальнейшего развития европейского права, которое воспользовалось ее разработками и значительно преуспело в развитии философии права.

Именно на основе римского права происходит дальнейшее становление и развитие юридической науки, ее постепенное усложнение.

В России собственно юридические наука и образование начались с основанием Императорского Московского университета (1755 г.), в котором было введено изучение как права естественного и общенародного, так и «положительных прав».

Огромный вклад в развитие и становление российской юридической науки внесли такие отечественные ученые, как: С.Е. Десницкий, В.Т. Золотницкий, А.П. Куницин, М.М. Сперанский, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и др. За ними стояли юридические школы и самостоятельные учения. Ряд идей, выдвинутых ими, переросли национальные границы и стали достоянием мировой юридической цивилизации.

Итогом деятельности российских ученых на ниве отечественной юриспруденции может послужить следующее признание Н.М. Коркунова, сделанное им в самом конце XIX в. В «какие-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишнем столетий», хотя приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы. Русские юристы могли пожаловаться «разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество».

Советская юридическая наука в XX столетии старалась прилежно соответствовать официальной государственно-правовой политике и практике, следовала за ними, не пытаясь опережать, а тем более предлагать радикальные образцы для ориентирования и эксперимента. В основе такого сервильного прилежания стояли жесткая идеологизированность общественной жизни и огосударствленность права, что, в свою очередь, не могло не сказаться на всячески внедрявшемся приоритете всего классово-государственного, в том числе и в правоведении.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. юридическую науку охватила творческая растерянность, вполне впрочем объяснимая. Господствовавшая система, уходя в небытие, неизбежно тянула за собой и обслуживавшие ее институты («марксистско-ленинскую социалистическую юридическую науку» в том числе), лишая их идеологических подпорок и подпиток. Проще всего, оказалось, сбросить внешнее проявление мировоззрения, не меняя своей внутренней сути.

В юридических терминах и определениях исчезли до тех пор обязательные упоминания и увязки с марксизмом-ленинизмом, «развитым» социализмом или социалистической демократией. Российский юридический язык вновь приобрел цивилизованное звучание, что помимо всего, избавило его носителей от необходимости прибегать к всевозможным ухищрениям в попытках объяснить, в частности, своим зарубежным коллегам «коренное» различие между «социалистическим правовым государством» и просто «правовым государством», между «социалистическим правовым порядком» и «правопорядком» как таковым.

Итак, что же собой представляет юридическая наука? В настоящее время, так же как это было и раньше, среди авторов, занимающихся проблемами юридической науки, нет единого мнения ни о предмете, ни о методе, ни о характере этой весьма важной отрасли знаний.

Подчеркивая «неопределенность» даже самого термина и названия указанной науки американские юристы считают, например, что юриспруденция представляет собой:

а) систему знаний и «умений» в области права;

б) науку, изучающую «писаные и неписаные права человека как таковые»;

в) «систему права и самое право».

Канадские ученые определяют юриспруденцию как «науку о праве, которая исследует принципы позитивного и реально существующего права, а также правовые отношения». Основными ее задачами являются: установление принципов, на основе которых создаются и реализуются нормы права; классификация этих принципов и установление их субординации; выделение в каждом из принципов наиболее важных, существенных элементов и отделение их от несущественных и др.

Японские исследователи рассматривают юриспруденцию в качестве научной и учебной дисциплины, занимающейся «изучением природы права, причин и условий его возникновения и развития». К основным направлениям ее исследования они относят: проблемы методологии права; изучение причин и условий возникновения и развития права; историю развития политической и социальной мысли; теорию государства и права с особым выделением демократических и тоталитарных доктрин; основные принципы организации и деятельности органов юстиции и др.

Наконец, отечественные ученые-юристы, отождествляя юридическую науку с юриспруденцией и с правоведением рассматривают ее в различных аспектах. В, частности, она рассматривается:

- как философия права, изучающая различные теории, пытающиеся на протяжении всего развития человеческой мысли объяснить природу права (подобная трактовка характерна для английских и американских юристов, отождествляющих юриспруденцию и философию права);

- как научно обоснованная правовая система, объектами правового регулирования которой являются государство, общество, личность;

- как профессиональная юридическая деятельность юристов-практиков по выработке и изданию правовых норм;

- как наука, изучающая законодательство со всех его сторон;

- как специфическая понятийно-правовая система научных знаний о праве и государстве (такое определение юриспруденции встречается значительно чаще).

Судя по аргументации в пользу приведенных определений, каждое из них может быть отождествлено с тем или иным направлением реального воплощения юриспруденции в жизни.

Юридическая наука представляет собой деятельность по выработке юридических знаний. Юридическая наука, как и любая другая, представляет собой сферу человеческой деятельности по «производству» определенных знаний. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права.

Юриспруденция – это все знания о государстве и праве в целом, но она подразделяется на отдельные части, и соответственно потребностям юриспруденции развивается и чисто теоретическая часть юридической науки, которая имеет различные разветвления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...