Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование Кабинета министров.




Состав Кабинета определяется по результатам выборов в парламент. Премьер- министра выдвигает парламент из числа своих членов, кандидатуру которого выдвигает каждая из палат парламента. Обычно они совпадают. Если же выдвинуты разные кандидатуры и компромисс между палатами не был достигнут (на объединенном заседании палат, процедура и порядок принятия решений на котором Конституцией не устанавливается, но предполагается, что голосование проводится большинством голосов от совокупного числа членов палат), решение Палаты представителей становится решением парламента. Если Палата советников не приняла решения о выдвижении кандидатуры в течение 10 дней после решения Палаты представителей, премьер-министром также становится кандидатура, выдвинутая Палатой представителей.

Таким образом, должность премьер-министра обычно занимает лидер партии, получившей парламентское большинство, по крайней мере, большинство в Палате представителей. В случае если устойчивого большинства нет, создается либо коалиционное правительство (соответственно, между партиями распределяются министерские портфели), либо техническое правительство, которое политически нейтрально и устраивает различные политические силы в парламенте. Такие правительства, как правило, бывают неустойчивыми, и изменение баланса интересов в парламенте приводит к прекращению их полномочий.

Премьер-министр утверждается императором, хотя это сугубо формальный акт, предопределенный решением парламента. Император утверждает назначение премьер-министром других министров, так же как и отставку министров. На самом деле премьер-министр самостоятелен в определении состава Кабинета (назначении и освобождении от должности), если, конечно, не связан политическими обязательствами перед партнерами по коалиции. При этом в Конституции закреплено требование, согласно которому большинство министров должны быть членами парламента, что на практике достигается без особых усилий.

Функции и полномочия Кабинета министров

Функции и полномочия Кабинета определяются Конституцией и Законом о Кабинете министров. Согласно ст. 73 Конституции, наряду с другими общими функциями управления, Кабинет выполняет следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел, составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента, издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов и пр.

Но помимо функций и полномочий собственно исполнительной власти к ведению Кабинета относятся функции и полномочия, традиционно принадлежащие главе государства, например руководство внешней политикой, заключение договоров и даже такое традиционно принадлежащее главе государства полномочие, как принятие решений о частных (наряду со всеобщими) амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (по существу, речь идет о помиловании). Причиной такого положения дел является отсутствие, как отмечалось выше, у императора каких-либо властных функций. Поэтому Кабинет министров можно считать, по сути, коллективным главой государства.

Ключевую роль в Кабинете играет премьер-министр. Его реальная власть предопределена прежде всего возможностью назначать и освобождать от должности членов Кабинета, которая уменьшается, если правительство является коалиционным или техническим. В отношении министров у него есть еще одна важнал прерогатива: он дает или не дает согласие на привлечение министров к судебной ответственности в период занятия ими должностей. Отсутствие согласия не препятствует привлечению их к ответственности после прекращения, замещения должности. Премьер координирует деятельность министерств, контролирует ее, осуществляет полномочия, отнесенные к компетенции Кабинета, но требующие совершения единоличных действий (например, проведение международных переговоров как элемент руководств внешней политикой). Он вносит на рассмотрение парламента законопроекты, докладывает парламенту об общем состоянии государственных и внешнеполитических дел.

Кабинет министров издает правительственные указы, которые подписываются соответствующим министром (по отраслям управления) и премьер-министром. Конституция Японии допускае даже включение в правительственные указы статей, предусматри вающих уголовную ответственность, но только если разрешение на это предоставлено законом. Согласно положениям Конституции правительственные указы промульгируются императором, но это сугубо формальный акт. Решения принимаются Кабинетов министров единогласно или на основе консенсуса.

Прекращение полномочий Кабинета министров

Полномочия Кабинета министров прекращаются:

• а) если должность премьер-министр становится вакантной (например, в случае его смерти);

• б) после созыва первой сессии вновь избранного парламента;

• в) в случае выражения Палатой представителей недоверия Кабинету министров или отказа в доверии. В последнем случае Кабинет министров сохраняет полномочия, если в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения Палата представителей будет распущена. Однако полномочия сохраняются вплоть до избрания нового состава указанной Палаты, перед которой Кабинет все же слагает свои noлномочия.

Император. Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины исключены из этой системы. Конституция ограничивает полномочия и права императора, он номинально является главой государства и «символом и единства народа». Его статус определяется конституцией, в которой выражена воля народа и которая обладает суверенной властью. Принимать любые государственные решения Император имеет право только с одобрения Правительства. За все принятые решения монарх не несет ответственности, за последствия отвечает только Правительство.

Император обладает правом только по представлению Парламента назначать и отстранять от занимаемой должности главного судью (председателя) Верховного суда и премьер-министра.

Император имеет право с одобрения Кабинета министров:

1. приостанавливать законопроекты, поправки в Конституцию, различные правительственные указы;

2. созывать и распускать членов Парламента;

3. объявлять начало всеобщих парламентских выборов;

4. назначать и отстранять, ограничивать полномочия высших должностных лиц, подтверждать верительные грамоты послов и посланников;

5. назначать амнистии (всеобщие и частичные), восстанавливать в правах и изменять степень наказаний;

6. выдавать награды;

7. проводить прием иностранных послов и посланников.

 

Правительство. Полнота исполнительной власти принадлежала Императору, который имел право формировать и переформировывать Кабинет Министров и назначал премьер-министра Японии, главу над другими министрами.

Кабинет Министров Японии состоит не менее чем из 14, а в особых случаях - с 17 министров, возглавляющих соответствующие министерства. Их назначает и увольняет глава Кабинета Министров - Премьер-министр Японии, а утверждает назначение - Император Японии. Каждый министр должен быть гражданским лицом. Более половины членов Кабинета должна избираться из депутатов Парламента Японии.

В состав Кабинета Министров входит Секретариат кабинета министров Японии - ведомство, которое выполняет функции советника и представителя премьер-министра.

Кабинет Министров подотчетен Парламенту Японии, высшему органу государственной власти в стране. Парламент имеет право выражать недоверие Кабинету, автоматически отсылая всех его членов в отставку.

Согласно действующей Конституции, Кабинет Министров выполняет следующие функции:

1.воплощает законы в жизнь и ведет общее наблюдение за государственными делами;

2.проводит внешнюю политику Японии;

3.заключает договоры по ратификации их парламентом;

4.руководит и наблюдает за функциями должностных лиц;

5.составляет бюджет и представляет его на рассмотрение Парламента;

6.выдает правительственные приказы для исполнения положений Конституции и законов;

7.утверждает амнистии, помилования, смягчения наказания, освобождения от исполнения приговора и восстановления прав;

8.номинирует Председателя Верховного Суда Японии на утверждение Императору;

9.осуществляет советы и утверждает церемониальные действия Императора, не касающиеся государственного управления;

10. назначает судей Верховного суда Японии и судов низших уровней.

 

78. Парламент Японии.

Структура и формирование парламента.

Парламент состоит из двух палат -- Палаты советников и Палаты представителей. Палата представителей состоит из 500 депутатов, избираемых сроком на четыре года: 300 - по одномандатным округам по мажоритарной системе, 200 - по многомандатным округам по пропорциональной системе (всего таких округов 11). Палата советников также формируется на основе сочетания двух избирательных систем: 152 советника избирают от многомандатных округов, соответствующих префектурам, по сложной системе, имеющей признаки системы единственного передаваемого голоса, и 100 советников избирают по партийным спискам по общегосударственному избирательному округу. Советники избираются на шесть лет, при этом раз в три года обновляется 1/2 состава палаты.

Структура парламента регулируется помимо Конституции Законом о парламенте 1947 г. и регламентами палат. Палаты имеют одинаковую внутреннюю структуру. В каждой из них избирают председателя и его заместителя. Они организуют работу палат, ведут их заседания. Предусмотрена также должность временного председателя, который не имеет полномочий по организации работы палат, ведет заседания при отсутствии председателя и заместителя председателя.

Важную роль в организации работы палат играют постоянные комиссии, создаваемые по различным сферам общественных отношений (отраслям управления), к примеру по вопросам юстиции, внешней политики, по социальным вопросам и т. д. В каждой палате создано около 20 постоянных комиссий (в Палате советников - чуть меньше, чем в Палате представителей). Деятельностью постоянных комиссий руководят их председатели, избираемые палатой, как правило, на основе паритетного представительства фракций в руководстве комиссиями. Каждый депутат обязан быть членом какой-либо постоянной комиссии. Основные задачи постоянных комиссий заключаются в работе с законопроектами и осуществлении контроля за соответствующим министерством. Они реализуются на заседаниях комиссий: рабочих, где решаются наиболее важные вопросы, например об отношении к судьбе значимого законопроекта, и общих - по решению текущих вопросов.

Помимо постоянных комиссий, для решения отдельных задач могут создаваться временные комиссии. Как правило, это следственные комиссии, создаваемые в рамках реализации палатами контрольных полномочий. Особой разновидностью временной комиссии является паритетная согласительная комиссия, создаваемая совместно обеими палатами для поиска компромисса в отношении конкретного закона. Немалую роль в организации работы палат играют секретариаты, состоящие из профессиональных государственных служащих. Возглавляет работу секретариата палаты генеральный секретарь палаты, который, хотя и не является депутатом, избирается палатой на эту должность после каждых новых выборов палаты. Особое место занимает законодательное бюро, имеющееся в каждой палате и оказывающее содействие в работе над законопроектами. В палатах создаются партийные фракции.

Полномочия парламента.

Основным полномочием парламента являются принятие законов, работа с законопроектами. Согласно ст. 41 Конституции парламент является единственным законодательным органом. Законодательной инициативой обладают группы депутатов парламента (20 депутатов Палаты представителей и 10 депутатов Палаты советников), а также Кабинет министров (от него исходит большая часть инициатив). Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату, однако, как правило, вносится в Палату представителей, выступающую в политической системе Японии в качестве нижней палаты.

Принять закон в принципе должны обе палаты в одной редакции. Принятие закона в первой из рассматривающих палат осуществляется в двух чтениях, причем рассмотрению законопроекта палатами предшествует большая подготовительная работа комиссии и аппарата. Если палатам не удалось принять закон в одной редакции, преимущество имеет Палата представителей.

• Во-первых, Палата представителей может преодолеть несогласие Палаты советников путем принятия своего варианта 2/3 голосов присутствующих депутатов. Тогда закон считается принятым в редакции Палаты представителей.

• Во-вторых, по инициативе Палаты представителей может быть проведено совместное заседание обеих палат, на котором депутаты голосуют не попалатно, а вместе. В таком случае благодаря соотношению численности депутатов палат Палата представителей приобретает преимущество.

• В-третьих, может быть создана паритетная согласительная комиссия (также по инициативе Палаты представителей), в которую входит по десять человек из каждой палаты. Если комиссии не удастся преодолеть разногласия, то считается принятым решение Палаты представителей.

Преимущество Палаты представителей в законодательном процессе выражается не только в праве преодолеть позицию Палаты советников, но и в возможности выбрать вариант данного преодоления. На тот случай, если после принятия законопроекта Палатой представителей Палата советников не выражает свою позицию по законопроекту, по истечении 60 дней законопроект, принятый Палатой представителей, считается отклоненным Палатой советников. Это позволяет начать указанные выше процедуры преодоления разногласий, или преодоления позиции Палаты советников. Принятый закон подписывает министр, в сфере деятельности которого тот принят, премьер-министр, а затем император, который должен в течение 30 дней после завершения парламентской процедуры опубликовать его. Правом вето никто не обладает.

Имеются некоторые особенности принятия закона о бюджете на конкретный финансовый год. К ним относятся следующие специфические черты: внести проект такого закона должны большие по численности группы парламентариев, чем для обычного закона (не менее 50 представителей или не менее 20 советников), но на практике его представляет Кабинет. Во-вторых, сначала он обязательно должен быть внесен в Палату представителей. И, кроме того, если Палата советников в течение 30 (а не 60) дней не приняла решение, решение Палаты представителей считается принятым, а не отклоненным. Как способ согласования разнящихся позиций палат, если Палата советников все-таки примет решение, назначается только совместное заседание палат. Если же и там не достигнуто согласие, бюджет считается принятым в редакции Палаты представителей.

Другая значимая группа полномочий парламента - это контроль за органами исполнительной власти. Предусмотрены следующие институты контроля:

• вопросы министрам (парламентским секретарям) на пленарном заседании или заседании постоянной комиссии;

• интерпелляция, подать которую может любой депутат Палаты представителей, хотя окончательно вопрос о направлении или ненаправлении интерпелляции решается Палатой. Ответ на интерпелляцию должен быть получен в течение шести дней;

• в-третьих, любая палата.может создать специальную комиссию по расследованию деятельности исполнительной власти;

• в-четвертых, палаты могут проводить общую дискуссию по политике Кабинета, заслушав выступление премьера и ключевых министров. По имеющемуся правилу общие дискуссии проводятся регулярно в начале каждой сессии парламента.

• выражение недоверия (по инициативе Палаты представителей) или отказ в доверии (по инициативе Кабинета) Кабинету министров. Это полномочие применяется, как правило, при неустойчивости парламентского большинства.

Полномочия парламента по назначению должностных лиц, помимо назначения лиц, указанных выше, незначительны. Формально это лишь выдвижение кандидатуры, а фактически - назначение премьер-министра, хотя через процедуры воздействия на Кабинет парламент может влиять и на назначение других должностных лиц.

Процедура деятельности парламента.

Парламент осуществляет свою деятельность на сессиях. Очередные сессии длят ся 150 дней (начинаются в декабре, что обусловлено необходимостью принятия бюджета). Чрезвычайные сессии созываются Кабинетом министров как по его инициативе, так и по требованию более 1/4 от общего числа депутатов любой из палат парламента.

Кворумом для принятия решений выступает треть общего числа депутатов палаты. Решения принимаются большинством голосов (в предусмотренных Конституцией и законами случаях - квалифицированным) присутствующих депутатов. Заседания палат могут быть как открытыми, так и (в исключительных случаях, если решение об этом принято 2/3 голосов) закрытыми.

Роспуск Палаты представителей.

Палата представителей может быть распущена по решению Кабинета министров, хотя формально оформляется роспуск актом императора. Конституция Японии не увязывает роспуск с какими-либо обстоятельствами и условиями. На практике такая ситуация возникает в основном в случае конфликта с Кабинетом министров, проявившемся в выражении ему недоверия или отказе в доверии.

Палата советников распущена быть не может, но в тот период, когда распущена Палата представителей, она по общему правилу не собирается. Вместе с тем "если это крайне необходимо в интересах страны", Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников. На ней могут быть приняты законодательные акты, но они утрачивают силу по истечении 10 дней после того, как на сессию соберется вновь избранная Палата представителей, если последняя не одобрит их.

Конституция Японии устанавливает также требование о том, что всеобщие выборы в Палату представителей должны быть проведены в течение 40 дней со дня ее роспуска.

Статус депутата

В Японии установлен свободный мандат депутата парламента. Депутат этого уровня не может быть отозван, хотя отзыв в Японии, как уже отмечалось, - весьма распространенный институт. В то же время палата 2/3 голосов присутствующих может прекратить полномочия депутата. При этом не указано, в связи с чем может быть применена эта процедура.

На период сессии депутат обладает иммунитетом: он не может быть арестован, что не исключает применение к нему других процессуальных действий. В промежутках между сессиями депутат может быть арестован, но на период сессии по требованию палаты освобождается. Депутаты не несут ответственности вне стен парламента в связи со своими высказываниями и голосованием в палате.

Депутаты работают на профессиональной основе, получают за работу денежное вознаграждение. Как правило, депутаты в Японии по сложившейся традиции избираются на несколько сроков подряд.

 

79. Президент и Правительство Индии.

Президент Индии,— глава Республики Индия, первый гражданин Индии, а также Верховный главнокомандующий индийскими вооружёнными силами. Теоретически, президент обладает значительной властью. На практике же, за некоторыми исключениями, большинство властных полномочий осуществляется правительством Индии, во главе с премьер-министром. Президент, по большей части, выполняет представительские функции, лишь формально утверждая постановления правительства. В ряде случаев он вправе распустить парламенты штатов, а также обладает правом помилования осуждённых.

Президент избирается на 5 лет косвенными выборами – особой коллегией выборщиков. Требования: гражданин, достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий необходимым условиям. Может быть переизбран неоднократно и подряд. Представляет республику внутри страны и в международных отношениях, является главнокомандующим, обладает законодательными полномочиями: правом законодательной инициативы, правом вето и др. Однако все эти обширные полномочия Президент осуществляет только по указаниям правительства.

Правительство.

Правительство Индии — наряду с президентом, высший орган исполнительной власти Индии. Формируется парламентским большинством и несет ответственность перед Народной палатой парламента (Лок сабха).

Согласно Конституции Индии при президенте страны должен находиться Совет министров как орган, оказывающий помощь президенту в осуществлении его конституционных функций. Руководит деятельностью правительства премьер-министр, который назначается президентом. Премьер-министр должен пользоваться поддержкой большинства в Лок сабха. Им может быть как лидер парламентской фракции партии, победившей на выборах и имеющей большинство в Лок сабха, так и лидер коалиции партий, имеющих большинство в Лок сабха. По рекомендации премьер-министра президент назначает остальных членов правительства. Правительство Индии осуществляет свои функции до тех пор, пока оно пользуется поддержкой большинства депутатов Лок сабха, и в своей деятельности подотчётно Лок сабха.

Организацией текущей работы правительства занимается Секретарь Кабинета министров.

В состав правительства Индии входят 3 категории министров (в порядке снижения ранга):

1. министры-члены кабинета— старшие министры, непосредственные руководители министерств. При необходимости старший министр может нести дополнительные обязанности по руководству другими министерствами;

2. государственные министры с независимым статусом министры без портфеля;

3. государственные министры— младшие министры, работающие под контролем старших министров и, как правило, имеющие более узкий круг полномочий. Например, государственный министр в министерстве финансов Индии курирует только вопросы налогообложения.

 

80. Парламент Индии.

Парламент Индии (или Сансад) — высший федеральный орган законодательной власти в Индии. Включает в свою структуру Президента Индии и две палаты: нижнюю палату, называемую Лок Сабха, и верхнюю палату, именуемую Раджья Сабха.

Законодательные акты принимаются путём утверждения законопроекта обеими палатами и последующего одобрения его Президентом. Центральный зал заседаний парламента традиционно используется для совместных заседаний нижней и верхней палат.

Нижней палатой парламента является Лок Сабха (Народная палата). Её члены избираются прямым всеобщим тайным голосованием на основе мажоритарной системы. Это наиболее влиятельная из двух палат, превосходящая верхнюю по своему значению и объёму полномочий. Максимальный установленный конституцией страны размер Лок Сабхи — 552 депутата (до 530 от штатов, до 20 от союзных территорий, и ещё два могут быть назначены президентом для представления интересов индийцев британского происхождения).

Лок Сабха избирается сроком на 5 лет, однако, если в стране было объявлено чрезвычайное положение, её полномочия могут быть продлены ещё на год. Президент Индии вправе распустить палату раньше срока в случае, если ни одна из партий не сможет сформировать большинство или создать коалицию. Для избрания в члены Лок Сабхи кандидату необходимо иметь гражданство Индии и возраст не менее 25 лет, психически здоровый, не являющийся банкротом и не состоящий под уголовным преследованием.

Представители штатов и союзных территорий избираются гражданами Индии на основе всеобщего избирательного права. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, принадлежности к той или иной касте, религиозных убеждений, и не лишённый прав иным образом, имеет право голоса на выборах.

Верхней палатой парламента является Раджья Сабха (Совет штатов). Его члены избираются косвенным путём членами законодательных органов субъектов федерации — штатов и союзных территорий Индии.

Раджья Сабха включает всего 250 членов. Палата не может быть распущена, а избрание её членов осуществляется по заранее определённому ротационному графику. Каждый член палаты выбирается на шестилетний срок, новые выборы проводятся для одной трети состава палаты каждые 2 года.

Структура:

12 членов назначаются Президентом из числа людей, имеющих специальные знания или опыт в литературе, науке, искусстве или социальной работе.

Представители штатов избираются членами законодательных собраний штатов в соответствии с пропорциональным представительством посредством системы единственного передаваемого голоса.

Представители союзных территорий избираются косвенным путём членами коллегии выборщиков данной территории также по пропорциональной системе.

Раджья Сабха была задумана для сохранения федеративной системы страны. Число членов палаты от каждого штата зависит от численности населения. Минимальный возраст претендентов на место в верхней палате установлен в 30 лет.

 

81. Индия как федеративное государство.

В стране насчитывается несколько сот этносов, говорящих на сотнях различных языков, в том числе около трех десятков народов. По своей структуре индийская федерация включает 26 штатов и 6 союзных территорий, пользующихся меньшей автономией по сравнению со штатами. Но учитывались и другие факторы (например, культурные особенности, экономическая и административная целесообразность, задачи укрепления единства страны и ее безопасности и т.д.).

1. Штаты не являются государствами,

2. не обладают суверенитетом и правом выхода из федерации, хотя имеют свои законодательные органы и законодательство, правительства, представительство в верхней палате парламента страны.

3. штаты здесь не имеют собственных конституций и своего гражданства (за исключением штата Джамму и Кашмир)..

Индия — централизованная федерация, в которой федеральный центр обладает большими полномочиями. В штатах имеется назначаемый Президентом страны губернатор, представляющий интересы центра в штате и обладающий немалыми правами. Он созывает и закрывает сессии законодательного собрания штата, подписывает законы, обладает правом отлагательного вето, назначает судей окружных судов и т.д. Исполнительные и судебные органы федерации и штатов составляют единую систему, в рамках которой правительство страны имеет право давать правительствам штатов любые обязательные указания по исполнению федеральных законов. В случае неподчинения Президент страны может по предложению губернатора или федерального правительства отстранить правительство штата и ввести президентское правление (ст. 356 Конституции), т.е. непосредственное управление штатом федеральными органами. Такое управление в полувековой истории индийского федерализма вводилось довольно часто — более ста раз. Президент Индии назначает и членов высших судов штатов.

Исключительная компетенция федерации достаточно широка и включает иностранные дела, оборону, внешнюю торговлю, банковскую систему, денежное обращение, железнодорожное, водное и воздушное сообщения, почту и телеграф, торговлю между штатами и др. Исключительная компетенция штатов охватывает вопросы общественного порядка, полиции, тюрем, местного самоуправления, отдельных сторон организации судебных органов, просвещения, здравоохранения, санитарии, культуры, промышленности, сельского хозяйства, социального страхования и др. В сферу совместной компетенции включаются в основном вопросы гражданского и уголовного законодательства, законодательства о труде, семье, браке, профсоюзах, печати, социального страхования и др. При этом ст. 248 Конституции Индии устанавливает, что все вопросы, не входящие в состоящий из более чем двухсот пунктов перечень указанных трех видов компетенции, также относятся к исключительной компетенции федерации. Относительно высокая централизация индийской федерации во многом связана с необходимостью противостоять опасным тенденциям сепаратизма в ряде штатов, особенно в Пенджабе, Джамму и Кашмире, Тамилнаду и Гуджарате.

Система органов власти.

Законодательная власть. Парламент в Индии состоит из Президента Индии (главы государства), Народной палаты и Совета штатов.

Исполнительная власть. Президент избирается на 5 лет косвенными выборами – особой коллегией выборщиков. Вице-президент также избирается на 5 лет на совместном заседании обеих палат Парламента, без участия легислатур штатов.

Правительство Индии – Совет министров. Премьер-министром Президент назначает лидера партии большинства в Народной палате.

В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов:

1. суды панчаятов в деревнях, которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела;

2. суды мунсифов – рассматривают только гражданские дела;

3. дополнительные суды (судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов);

4. окружной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам;

5. высокий (высший) суд – в качестве суда первой инстанции и как апелляционный суд;

6. Верховный суд Индии – высшая инстанция.

 

82. Особенности Конституции КНР

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1. это Конституция социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Марксизм-ленинизм и маоизм являются официальной идеологией КНР;

2. декларируется принадлежность власти народу, а КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа;

3. характерно конституционно-правовое закрепление ведущего положения в политической системе правящей партии – Коммунистической (КПК). Она объявлена «руководящей и направляющей силой китайского общества»;

4. установлены особое место в экономической системе и привилегированный режим для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя. В то же время допускаются другие формы собственности, включая частную, если они служат целям социалистического строительства;

5. на современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально-экономических реформ, обозначаемых в КНР как политика социалистической модернизации. Появились конституционные положения о задаче строительства социалистической рыночной экономики и социалистического правового государства;

6. Конституция установила унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, поскольку КНР – многонациональное государство, хотя преобладают этнические китайцы (хань);

7. Конституция исходит из социалистической системы прав и обязанностей гражданина. Законодатель закрепил в целом небольшую номенклатуру основных прав и свобод с акцентом на социально-экономические права. Однако провозглашенное право на труд фактически не гарантировано государством, в стране существует безработица. С большими ограничениями действует право на образование. Отсутствует единое право на социальное обеспечение в старости в общегосударственном масштабе. Установлено большое число обязанностей: защищать единство КНР и сплоченность всех национальностей; защищать Родину и отражать агрессию; хранить государственную тайну; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок. Существует уникальная конституционная обязанность (требование), обращенная к семьям: осуществлять плановое деторождение. Она неуклонно воплощается в жизнь в связи с официально проводимой государством демографической политикой, направленной на снижение высоких темпов роста населения.

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей.

Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

 

83. Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП). Постоянный Комитет ВСНП.

ВСНП — верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики. Всекитайское собрание народных представителей избирается на пять лет. В его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов. Депутаты ВСНП должны совмещать депутатскую работу с трудом на производстве, в учреждениях и т.д. ВСНП — орган однопалатный. У него нет постоянного председателя и постоянного руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, который избирается на каждой сессии.

ВСНП создает специализированные постоянные комиссии. Они предварительно обсуждают законопроекты, рассматривая их, в частности, с точки зрения соответствия Конституции. С этих же позиций они оценивают правовые акты высших органов государственного управления и местных собраний народных представителей, рассматривают запросы, исходящие от ВСНП и его Постоянного комитета, дают ответы на них, представляют в ВСНП и Постоянный комитет справки и доклады, вносят предложения, относящиеся к компетенции ВСНП и Постоянного комитета ВСНП.

Создаются делегации (депутатские группы) от избирательных единиц, ониимеют право законодательной инициативы. Руководят их деятельностью избираемые ими председатель и его заместитель.

В соответствии с Конституцией ВСНП обладает широкими полномочиями: издает законы, избирает другие высшие органы государства и высших должностных лиц, утверждает планы социально-экономического развития, государственный бюджет и отчет о его исполнении, решает вопросы войны и мира и т.д. Полномочия ВСНП неограниченны, поскольку, как гласит Конституция, помимо перечисленных в ней полномочий ВСНП может осуществлять и другие полномочия, присущие высшим органам государственной власти.

Постоянный комитет ВСНП. ВСНП работает в сессионном порядке, сессия созывается один раз в год. Она обычно продолжается приблизительно две недели. Сессии предшествует подготовительное заседание, на котором избирается президиум сессии, начальник секретариата сессии, принимается повестка дня, решаются некоторые организационные и процедурные вопросы. Право законодательной инициативы на сессии имеют: президиум ВСНП, Постоянный комитет ВСНП, специальные постоянные комиссии, Государственный совет, Центральный военный совет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...