Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дальневосточная цивилизация.




Основу куль­тур Японии и Китая составляет иероглифическое письмо. Сам термин «культура» переводится с китайского (и японского) как «изменение узора». Это указывает на огромную роль иеро­глифа («узора») в формировании человеческой личности, объединении людей.

Для сравнения: для европейских языков характерен общий ко­рень «культ» в слове «культура» (ср. англ. и фр. «culture», нем. «die Kultur») – в основе всей евро­пейской цивилизации лежит именно культ, ри­туал. В Китае и Японии главным способом сохра­нения и передачи информации выступает иеро­глиф. В VI – X вв. н.э., в период активных контактов между Китаем и Японией, произошло заимство­вание Японией китайского иероглифического письма и вместе с ним – достижений китайской цивилизации. Иероглиф – основа любого дальне­восточного искусства - поэзии, живописи, калли­графии.

Так, поэзию в Китае и Японии не декла­мируют (что естественно, например, для Европы), ее именно пишут. Люди получают удовольствие не от звучания стиха, а от изображения иерогли­фов, сочетания их в строке. Стихотворение – это, прежде всего, зрительный образ: совершенство расположения черт, насыщенности мазка, ритма изображения. Все технические приемы мазка пришли в живопись из каллиграфии, здесь связь еще более органична.

Синтез этих трех искусств нашел яркое воплощение в направлении – «живопись образованных людей». На свитке, помимо рисунка (характерно изображение ветви бамбука или цветущей сливы), каллиграф писал известное стихотворение, а во вступлении и послесловии выражал свои ассоциации по отно­шению к изображаемому. В наши дни идет актив­ный процесс упрощения иероглифического письма, его унификация. В Японии иероглифы постепенно заменяются азбукой (хираганой, катаканой).

Вторая отличительная черта дальнево­сточной культуры – непрерывность ее развития. В европейской традиции – отрицать прошедшие эпохи. Античность отрицалась Средневековьем. Его, в свою очередь, отрицало Возрождение. Только в этих условиях – в результате качествен­ного пересмотра и синтеза достижений предыду­щих эпох - стало возможным появление совре­менной западной культуры. Именно этот фактор позволил небольшой горстке европейцев завое­вать многонаселенный Китай в XIX в.

Для цивили­заций Китая и Японии подобный путь развития невозможен. Главная направляющая дальнево­сточных культур – последовательное, органичное впитывание мудрости прошлого. Как пример: процесс обучения любому искусству в Китае строится на многократном копировании, заучива­нии классических образцов. Лишь по прошествии десятилетий, когда ученик в совершенстве овла­девает отточенной веками техникой, он может внести в искусство свое понимание мира.

При рассмотрении любой сферы дальневосточной культуры можно проследить путь ее развития от истоков до последних достижений. Всегда ясно видны взаимосвязи внутри этого процесса. Например, в литературе: начиная с древнейших надписей на гадальных костях и до позднейших литературных памятников “Шу цзин” и «Ши цзин» мы можем составить цельную кар­тину развития, выявить преемственность между ними.

Третья характерная черта культур Китая и (в меньшей степени) Японии – ослабленность внеш­них влияний. Замкнутость, недопущение в свою среду чужеродного влияния характерны для восточных стран. Это обусловлено, прежде всего, географической изоляцией и достаточно высоким уровнем развития духовной и материальной сфер жизни Китая и Японии.

Мощное внешнее воздей­ствие Китай испытал дважды, и оба раза это при­вело к значительным переменам.

Проникший в I в. до н.э. из Индии буддизм вскоре становится народной религией.

Столкновение в середине XIX в. н.э. дальневосточной и европейской цивилиза­ций привело к изменению всей государственной системы Китая.

В гораздо меньшей степени это отразилось на Японии: ее культура, в отличие от китайской, уже имела опыт заимствования чужих достижений (например, письменность). Этим обусловлен мощный экономический рывок Япо­нии в конце XIX и в середине XX вв. н.э., поста­вивший ее в один ряд с ведущими мировыми державами.

 

 

Исламская цивилизация.

Ислам —самая мо­лодая из трех мировых религий. Зародившись в нач. 7 столетия на территории современной Сау­довской Аравии, ислам распространился на Ближ­нем и Среднем Востоке, проник в Испанию и на Сицилию, утвердился на просторах Евразии — в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в регионах Поволжья и Приуралья.

В тигле мусульманства особым образом переплавлены научные и культурные достижения Древнего мира и средневековья. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между античностью и эпохой Возрождения на Западе. Однако бурный рост исламского мира от Магриба до Пакистана в XX столетии вызывает тревогу и озабоченность на Западе.

"Экстремизм... не имеет ничего общего с ценностями ислама, духовные основы которого заключаются в высоких нравственных устоях.

Догматика ислама проста: она включает в себя веру в единого Бога—Аллаха, его ангелов, священные книги, пророков, Судный день, предопределение. Вера в Аллаха — основа мусульманского учения.

Несомненно политическая сила ислама — в его близости к сознанию рядового обывателя. Этика ислама проста, от рядового гражданина она прежде всего требует повиновения политическим лидерам: "Слушать и исполнять повеление властей — долг мусульманина, независимо от того, нравится это ему или не нравится". Здесь нет мотива политического переустройства общественной жизни. Государственная власть священна— этот мотив последовательно утверждает сакральность исламской политический культуры.

В мусульманской политической культуре отсутствует национализм в современном понимании данного слова. Политическая культура ислама содержит идею единства человеческой истории, планетарного бытия и мышления через единение религий и культур.

Война за веру: парадоксы мусульманского сознания. Мухаммед был убежден в том, что решающее значение принадлежит здесь проповеди ислама, распространению веры через духовное воздействие на человеческие сердца.

Основной целью гуманизации исламской веры Икбал считал возрождение социально-по-литического идеала, воплощенного некогда в знаменитой общине пророка Мухаммеда,— совершенной социально-политической модели, при которой творческие способности человека достигают своего расцвета.

Выполнение указанной задачи должно начаться с совершенствования личности каждого мусульманина, когда эталоном идеальной личности в действительности станет пророк Мухаммед. Этот процесс призван в своей политической кульминации привести к созданию совершенного политического общества. Другими словами, духовное и политическое возрождения должны идти рука об руку, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Однако перспектива развития исламского общества понималась самим Икбалом не столько как политическая—хотя его концепция оказала самое большое влияние на мусульманскую политику в XX веке — сколько как философская. Икбал видел политический идеал в государстве, "где Любовь и Наука, символизируя сущности Востока и Запада, счастливо займут одинаковое интеллектуальное пространство" — и это будет "исламское государство".

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, исламская политическая культура, по существу, закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины.

Можно выделить несколько современных теократических установок, которые в целом разделяются в исламском политическом мире:

- принцип универсальности ислама — всеобщность и нераздельность религии в мусульманском обществе;

- принцип панисламизма — убеждение в единстве всех мусульман, объединенных верой, независимо от национальности;

- идея возрождения халифата—установление исламского порядка, основанного на законах шариата;

- идея возвращения к первоначальному "истинному" исламу, освобожденному от многовековых наслоений.

Западная цивилизация.

Западная цивилизация – это характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

По Тойнби - это аффилированное общество - сыновне родственно с помощью церкви чужеродного происхождения. Он относит её к расцветшим независимым сыновне-родственным цивилизациям.

Белая, нордическая + белая, альпийская + белая, средиземноморская раса по квалификации Тойнби. Произошла цивилизация от сирийской и эллинской.

Сегодня Западная цивилизация - это одновременно и американская цивилизация США и американская цивилизация Латинской Америки, а кроме того, это Россия и, естественно, Европа.

Европа к тому же представляется совокупностью цивилизаций: польской, немецкой, итальянской, английской, французской.

Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Это человеко-вещная цивилизационная модель, поклоняющаяся разуму и науке, ее наивысшие достижения построены на основе единства детерминизма и контрдетерминизма, ее взгляд на вселенную выражает "единство всех вещей".

Часто метафорически называют западную цивилизацию "голубой цивилизацией", восточную - "желтой", срединную - "красной". Вместе они образуют "три изначальных цвета человеческой системы цивилизации".

Государства и империи, составлявшие эти цивилизации, определяли историю, политику, культурное развитие всего человечества.

Основными ценностями западного типа цивилизации являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Для западного человека характерен рациональный стиль, ориентированный на конкретный результат социальных технологий. Если западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек — в истинах, которым можно служить всю жизнь.

Поэтому процесс познания у восточного человека — это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследователю.

Западный человек, поставленный рациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либо трансцендентную волю. Гуманистическая матрица нацеливает западного человека на изменение мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами, а гуманитарная матрица восточного человека ориентирует его на изменение самого человека как части мира в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом.

Христианство утверждается как основная реальность западной жизни, которая накладывает свой отпечаток даже на атеистов, хотят они того или нет.

Этические, поведенческие нормы отношения к жизни и смерти, представления о труде, ценности усилия, роль женщины или ребёнка - все это кажется таким далёким от христианских чувств, но тем не менее вытекают из него. Тенденция развития западной цивилизации после формирования греческой мысли происходит в направлении рационализма, т.е. освобождения от религиозности. В этом заключается своеобразие западной цивилизации. Западная цивилизация зависит от "индустриального общества", которое приводит ее в движение.

 

 

26. Православно-славянская цивилизация. Славяно-русская цивилизация как духовно-исторический тип зарождалась почти за два тысячелетия до принятия христианства. Ее контуры вырисовываются в духовных представлениях чернолесской культуры Среднего Поднепровья X—VIII веков до нашей эры.

Как отмечает академик Рыбаков, уже тогда земледельческие племена восточной половины славянства создали союз для обороны от кочевых киммерийцев, научились ковать железное оружие и строить могучие крепости.

Древние люди этих племен называли себя сколотами. В VII веке до нашей эры сколотский племенной союз вошел как автономная единица в обширную федерацию, условно называвшуюся Скифией.

Славяно-русская цивилизация — целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание. Национальное сознание формируется в течение жизни многих поколений и вбирает в себя родовой опыт народа, обусловленный Божественным промыслом и исторической судьбой.

Внутреннее содержание славяно-русской цивилизации раскрывается через четыре определяющих духовных параметра, структурирующих ее как самобытный культурно-исторический тип.

Во-первых, это — Добротолюбие — Православие — Русская Правда. Без понятия Православия невозможно осознать значение славяно-русской цивилизации, Святой Руси, хотя следует помнить, что оно не сводится к чистой церковности и образцам древней русской святости, но гораздо шире и глубже их, включая всю духовно-нравственную сферу русского человека, многие элементы которой возникли еще до принятия христианства. Православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.

Русское Православие — это, прежде всего, добротолюбие. Любить добро — главное для истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире — отклонение от нормы.

В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада. Духовность в представлениях славяно-русской цивилизации — не умозрительное мудрствование, а, прежде всего, высокое нравственное чувство высшей справедливости: жить по душе, достойно, вознаграждать по совести.

Самое большое место в народном сознании занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде.

Второй духовный параметр славяно-русской цивилизации — Нестяжательство — преобладание моральных приоритетов в жизни над материальными. Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. «Лишние деньги — лишние заботы».

Третий духовный параметр славяно-русской цивилизации — гармоничное государственное устройство на основе сочетания широкого местного самоуправления с сильной народной монархией, почитанием царской власти.

Четвертый духовный параметр славяно-русской цивилизации — Особый хозяйственный механизм — экономика как Домостроительство (именно так она именовалась вплоть до XVIII века).

Заслуга святых Кирилла и Мефодия перед славяно-православной цивилизацией – не в создании азбуки, а в переводе священных книг, включая творения Святых Отцов, на славянский язык. Они привили славянам (и, как следствие, молдаванам, валахам, гагаузам, осетинам, абхазам, якутам) ориентиры, характерные для христианского мира в его византийской редакции. Они заложили ту основу, на которой была создана самобытная русско-евразийская цивилизация. Более того – они создали алфавит, который идеально подходит для передачи фонетики неславянских языков.

 

 

27. Латиноамериканская цивилизация. Латиноамериканская цивилизация — согласно теории гео-политолога Хантингтона, изложенной им в книге «Столкновение цивилизаций» — одна из девяти мировых цивилизаций (почти каждая из которых представляет собой большое сообщество из нескольких десятков похожих стран; за исключением разве что Японской и Индийской цивилизаций).

Иногда рассматривается в качестве суб-цивилизации в составе Западной. Однако в отличие от Запада, в Латинской Америке исторически сложилась более клановая и авторитарная культура.

Страны Латинской Америки не так развиты, как западные, но гораздо более развиты, чем большинство африканских и исламских; примерно на одном уровне с православными странами и Индией.

Наиболее крупные и влиятельные страны Латинской Америки — Мексика и Бразилия. Вторая рассматривается международными аналитиками как новая вероятная сверхдержава, наравне с Китаем, Индией, Россией и Южной Африкой, вместе с которыми состоит в БРИКС.

Современная латиноамериканская цивилизация основана на фундаменте Западной культуры. В то же время в ней присутствует существенный отпечаток древних цивилизаций Центральной и Южной Америки, таких как майя, ацтеки и инки, покорённых испанскими и португальскими конкистадорами в эпоху Великих географических открытий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...