Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение христианства на Руси, 988 год




Лекция 1.

Предмет, метод и цели исторической науки.

Общая история человечества носит название всеобщей или всемирной истории.

На научном языке слово история (от греч. Historia –рассказ о прошедшем) понимается двояко:

1) как процесс развития природы и общества, движения во времени

2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. (пергамент, бумага, рисунки наскальные и т.п)

В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, но нить исторического развития не прерывалась. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории.

Всемирная история это комплексная наука, которая включает в себя:

а) историю отдельных стран и народов

б) историю различных сфер общественной жизни (экономическая, военная, политическая и др.)

в) историю наук (например, историю философии, математики, физики и др.)

г) историю отдельных периодов жизни человечества. (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время)

Функции исторической науки.

1) Познавательная, интеллектуально-развивающая функция.

2) Воспитательная, мировоззренческая функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм, долг перед обществом, позволяет понять моральные и нравственные ценности человека, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность.

Историческая неграмотность может привести к ложным представлениям об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.

3) Прогностическая функция

Сущность её состоит в том, что история помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.

Методы исследования истории.

Метод (от греч. method – путь к чему-либо) – это способ построения и обоснования какой-либо системы знаний.

I. Теологический метод (от греч. тeoс - Бог) – он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.

II. Субъективно-идеалистический метод

Он основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По мнению субъективных идеалистов исторический процесс совершается о воле выдающихся личностей, (монархов, полководцев, мыслителей) дающих животворное начало.

III. Диалектико-материалистический метод

- в его основе лежит учение о материальной природе мира, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектически взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе.

Подлинно научная история должна рассматривать все факторы – материальные и духовные.

Лекция 2.

Восточные славяне в древности:

Расселение, общественный строй, хозяйство, религия.

Первое упоминание о славянах относится к I-II веку н.э.. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что они населяли бассейн реки Вислы. Начиная с VI века славянские племена уже играют важную роль в истории, и сведения о них становятся более подробными. Прокопий Кесарийский и Иордан пишут, что славяне занимали огромную территорию и делились на три группы:

1) Склавины – между Вислой и Днепром;

2) Анты – в междуречье Днестра и Днепра;

3) Венеды – в бассейне реки Вислы.

В науке существует мнение, что именно Анты – предки восточных славян.

Общественное устройство.

В VI-VII веке славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основу социальной организации составляла патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, они все более выделяются из основной массы общинников имущественным положением. Процесс неравенства ускоряется с началом военных походов славян главным образом против богатой Византии.

Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности. Славяне шли к формированию частной собственности и государственности.

 

География расселения восточных славян.

Восточные славяне делились на племенные союзы, включавшие в себя 120-150 отдельных племен. К IX веку насчитывалось 15 племенных союзов.

Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи «Повесть временных лет», созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в конце XI-начале XII века (Летописца Нестора считают отцом русской истории).

Согласно летописи восточные славяне расселились:

1) Поляне – по берегам Днепра

2) Древляне - к северу и западу от полян

3) Дреговичи - на побережье реки Припяти

Причины образования восточнославянского государства.

К образованию государства привел длительный процесс социально-политического развития восточнославянского общества.

1. Экономические предпосылки: развитие пашенного земледелия, совершенствование орудий труда, развитие ремесла, становление городов, возникновение имущественного неравенства и частной собственности.

2. Социальные предпосылки: смена родовой общины соседской, объединение славянских племен в союзы. Во главе союзов племен – наследственный князь, выполняющий функции вождя, администратора и верховного судьи. Князь частично делит власть с дружиной. Старшие дружинники (бояре) составляют княжеский Совет – Думу.

3. Внешнеполитические причины. Тенденция к объединению усиливалась воздействием внешнеполитических факторов: борьбой с кочевниками, защитой торговых путей, совместными походами союзов племен против Византии. Все это привело к возникновению государства, которое у восточных славян стало раннефеодальной монархией.

Славянское государство - Киевская Русь - сложилась из двух крупнейших племенных союзов-объединений: в среднем Поднепровье («Русская земля» во главе с полянами и центром в Киеве) и северо-западе Восточной Европы – в Новгороде, а затем расширилось за счет насильственного присоединения других племен.

В 862 году князь Рюрик, призванный на Русь новгородцами, положил начало русской великокняжеской и царской династии, которая правила до 1598 года.

Преемник Рюрика князь Олег в 882 году захватил Киев, ставший центром древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Этот год считается исходной датой начала существования Русского государства. Соединив Север и Юг (Новгород и Киев), Олег покорил племена древлян, северян и радимичей.

Занятия восточных славян:

1) Основным занятием славян было земледелие.

2) Славяне занимались скотоводством, рыболовством, бортничеством

Города:

У восточных славян в V-VI веке возникли города, что было связано с давним развитием торговых путей. В IX веке у восточных славян достаточное число крупных городов. Древнейшие русские города: Киев, Новгород, Смоленск, Суздаль, Муром и др.

Лекция 3.

Верования восточных славян

В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Истоки язычества лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. На ранней ступени своего развития славяне верили в злых и добрых духов. Впоследствии сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы.

Высшие восточнославянские божества

Имя божества   Функции
  Сварог - Род-Святовит - Стрибог     «Небесный», бог неба и небесного огня, творец Вселен­ной, бог-отец; назван отцом Даждьбога, Аналог Урана или Гефеста.    
  Даждьбог - сын Сварогов   Божество солнца и света, податель благ, "Солнце -царь". Священные животные - конь и петух. Аналог Аполлона.
  Перун   Глава княжеского пантеона, покровитель воинов, войны, оружия; грома, молний и грозы; после христианизации был уподоблен пророку Илье. Священное животное - тур. Аналог Зевса.
  Велес (Волос)   Бог богатства, "скотий бог", покровитель подземных сил. В христианские времена Велеса сменил (по созвучию) покровитель скота св. Власий.
  Макошь («Мать уро­жая», Мокошь)   Богиня земли и плодородия, покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства. Аналог Деметры.
  Съмаргл (Симаргл)   Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зелени.
  Хорс («Вели­кий Хорс»)   Божество солнечного светила, солнечного диска, но не света. Аналог Гелиоса.
  Стрибог   Божество воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.).

 

У восточных славян имелись капища – места, где происходили моления и приносились жертвы идолам. У славян заметную роль в их жизни играли кудесники-волхвы. Существовал культ предков, останки умерших сжигали и над ними насыпали курганы.

 

Принятие христианства.

Введение христианства на Руси, 988 год

Причины:

1) Необходимость объединения племен.

2) Недопустимость изоляции от христианских государств.

3) Развитие культуры, духовной жизни.

4) Приобщение к византийской культуре

5) Укрепление единого государства

Значение

1) Сближение славянских племен.

2) Расширение международных связей

3) Развитие письменности, живописи, архитектуры.

Вывод: Принятие христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование древнерусского государства.

Лекция 4.

Ярослав Мудрый и его время.

После тяжелой братоубийственной войны, последовавшей вскоре за смертью князя Владимира, великим киевским князем стал Ярослав. Время княжения Ярослава (1019-1054), получившего в народе прозвище «Мудрого» - время подъема Киевской Руси и Киева. Ярослав продолжает укреплять рубежи Руси от кочевников.

При Ярославе Мудром Киев соперничал с Константинополем. В 1037 году на месте, где Ярослав разбил кочевников, был возведен Софийский собор. При нем же были сооружены «Золотые ворота» - парадный въезд в столицу.

Одной из важнейших забот Ярослава были церковные дела. С его именем связан церковный устав (Устав Ярослава), в котором права и привилегии церкви были значительно расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и древнерусской культуры. С этим монастырем (Киево-Печерской лаврой) был связан выдающийся церковный деятель времен Ярослава – Иларион, один из образованнейших людей того времени, автор знаменитого «Слова о законе и благодати». Именно его, русского, а не грека, Ярослав, проводя собственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, утвердил митрополитом – главой русской церкви.

При Ярославе Мудром больших успехов достигли культура и просвещение. В Киеве и других городах Древней Руси основывались школы и библиотеки. Складывается правовая система. Сборником письменных законов Древнерусского государства является «Русская правда» (конец XI – начало XII века), принятое при Ярославе Мудром и дополненное при его потомках. «Правда Ярослава» составляла первую часть краткой редакции «Русской правды».

Международные связи Киевской Руси во времена правления Ярослава были достаточно широкими. Его внешняя политика была направлена на обеспечение безопасности границ и укрепление престижа государства. Русские князья заключали династические браки с представителями крупнейших европейских монархий. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, сын Ярослава Всеволод женился на византийской принцессе, дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля.

Положение древнерусского государства как буфера между Востоком и Западом определило два основных направления внешней политики:

1) взаимодействие со степными народами

2) отношения со странами Европы

Первое представляло собой военное противостояние кочевым народам, второе – дипломатические и торговые контакты с европейскими государствами.

Лекция 5.

Феодальная раздробленность Руси.

Период феодальной раздробленности начался с 30-х годов XII века, и продолжался до конца XV столетия.

Феодальная раздробленность явилась новой формой государственно-политической организации, сменившей раннефеодальную монархию.

Она была неизбежным этапом в период феодализма.

Причины раздробления

а) междоусобица князей;

б) рост экономической независимости крупных хозяйств, рост городов;

в) бурное развитие производственных сил и торговли между отдельными русским землями;

г) усложнение социальной структуры, зарождение дворянства;

д) потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей.

Крупные княжества:

Киевское, черниговское, Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское.

Наиболее известные князья:

Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...