Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единство формы и содержания, образность




Соответствие формы и содержания важно обеспечить в из­дели для лучшего его функционирования в соответствии с на­значением, в связи с окружающей средой, а также для эмоцио­нального воздействия. Художественная форма должна раскры­вать функциональное назначение изделия, его значимость, ра­довать человека полезностью предмета. Человек не должен утомляться сложностью формы или представлять себе что-то несвойственное данному предмету, получив дезинформацию о его назначении. Мебель для кухни не должна производить эф­фект горячего цеха красным цветом, так как на кухне тепло от плиты и поэтому «холодные» тона более приемлемы. Кресло у парикмахера не должно напоминать кресло зуб-

 

 

ного врача, а кресло в театре не может по высоте быть одинаковым с крес­лом судьи, олицетворяющим высокое значение правосудия.

Применением специальных художественных приемов дизай­нер может передать ощущение тяжести, массивности, прочности или легкости, парения в воздухе, динамичности или неподвиж­ности предмета. Чередованием одинаковых элементов формы и разной степенью их учащения можно придать изделию эмоцио­нальное воздействие ритма и направленности движения. То же можно осуществить, если силуэт изделия выполнить с нараста­нием или убыванием массы.

Применяя цветовые колористические решения, можно созда­вать вид повседневности или парадности, динамичности, сол­нечности и сумерек. У разных людей и целых народов одни и те же цвета могут вызывать разные ассоциации. Чаще всего это связано с природными условиями проживания. Например, южане и северяне могут по-разному относиться к светлой и тем­ной окраске мебели. Образные формы, взятые из природы и стилизованные, тоже могут вызывать разные эмоции у разных народов.

Целостность, композиционное единство формы отдельного изделия и ансамбля изделий, является одним из условий уси­ления эмоционального воздействия на человека. Как и все си­стемное в природе, целое — это не сумма составляющих его эле­ментов, так как в нем, кроме особенностей этих элементов, по­являются новые особенности, дополняющие воздействие частей. В этом случае говорят о композиционной связи в дополнение к функциональной и конструктивной.

В каждом произведении искусства всегда присутствует ком­позиционный замысел со своей структурой частей, иерархией главенствования их между собой, взаимозависимостью и допол­нением друг друга. Главный замысел в композиции обычно вы­делен более наглядно, масштабно, второстепенный — более мел-кими штрихами. Так, фасад корпусной мебели оформляют всегда нагляднее, чем остальные поверхности, и его облицовку делают, как правило, натуральным строганым шпоном, в кото­ром под слоем лака проявляется красота текстуры, а эле­менты декора и художественная фурнитура, подобранные к тек­стуре древесины, дополняют эстетическое восприятие, образуя единую композицию, созданную по единому замыслу. При не­прозрачной однотонной отделке эмалью главное воздействие производится за счет декоративных элементов и фурнитуры. Расположение ансамбля изделий в стеллажной или в секцион­ной мебели секции разных по функциональному назначению составляют так, чтобы они образовывали единую компози­цию с художественно-системным расположением их фасадных поверхностей, продуманным чередованием высоты изделий, учетом количества однотипных повторяемых элементов.

 

 

 

 

При этом главное в композиции может быть в центре или с одного края, а остальные части оформления должны иметь направлен­ность к главному, создаваемую учащением ритма, асимметрич­ностью форм изделий, масштабностью их элементов. Разобран­ный на части такой ансамбль теряет композиционную целост­ность.

Для изделий, наблюдаемых объемно, например кресел, сту­льев, столов, целостность, композиционное единство ансамблей требует проработки логичности объемно-пространственной структуры каждого изделия и всего ансамбля в целом. Слож­ность этого решения состоит еще и в том, что ансамбль должен быть привлекателен при разных положениях и поворотах изде­лий (стульев и др.), т. е. при изменении объемно-простран­ственной структуры. Художественный талант, развитые вкус и фантазия в сочетании с большим трудом по проработке многих вариантов композиции на макетах — главные составлющие ус­пеха дизайнера.

Еще одним условием композиционного единства является общность стилевого решения всех элементов ансамбля. Через ряд элементов изделия или ансамбля должно пройти что-то единое стилевое, хотя они могут отличаться нюансами пластики или жесткости форм. Так, обеденный стол и стулья вокруг него могут иметь ножки сходные по очертанию. В ансамбль могут входить изделия не только одного утилитарного назначе­ния, но и любые другие, например мебель, торшеры, вазы с цве­тами, скульптуры, элементы ландшафта и др. Все предметы ан­самбля должны организовываться в пространстве, взаимно до­полняя друг друга.

Ансамбль изделия композиционно подчиняется главному на­значению. Например, в кухонной мебели изделия расставляют так, чтобы удобнее и экономичнее работать при приготовлении пищи: пути передвижения должны быть минимальными, рабо­тать можно было бы сидя, для большего простора табуреты, хо­лодильник, мойку, шкафы для посуды и продуктов располагать целесообразно, архитектурно связанно, а все разнообразное со­держимое прятать за дверцы во избежание дисгармонии.

В художественном отношении ансамбль может быть по­строен не только на основе сходства, но и на контрастах форм, величин, пропорций, цвета, фактуры, отделки, по единому за­мыслу, с образованием единой композиции.

Пропорциональность, или соразмерность, линейных величин, площадей и объемов всех элементов композиционной системы друг с другом и со всем ансамблем в целом эмоционально и ло­гически воздействуют на человека.

Большинство зданий крупнейших архитекторов прошлого особенно выделяются этим достоинством, например здание Мос-

 

 


совета. Так, архитектор В. В. Растрелли запроектировал для помещений Зимнего дворца с высокими потолками стулья с более высокими спинками, где они хорошо сочетались с высо­той помещения. Некоторые из придворных, подражая царским покоям, заказали себе такие же стулья, но в помещениях с низ­кими потолками они смотрелись уродливо, так как были нару­шены пропорции.

Одним из приемов достижения гармонии ансамбля может служить изменение пропорций деталей переднего и заднего пла­нов композиции. Для пропорций предметов существуют фор­мальные правила оптимальных пропорций золотого сечения, ди­намического квадрата и конкретных указаний о пропорциях идеальной человеческой фигуры (мужчины, женщины, ре­бенка). По правилу золотого сечения (ряд Фибоначчи) сумма длины и ширины предмета должна так относиться к его длине, как длина к ширине, т. е. длина к ширине иметь соотношение 0,618:0,382. При применении пропорций «малой функции» берут соотношение 0,528: 1. Правило применяют и к расчету пропорций сечений элементов профилируемых погонажных де­талей.

Применение только этих правил при построении формы еще не делает ее гармоничной, требуется, чтобы и другие компо­ненты системы способствовали гармонии. Учитывается также особенность зрения в том что горизонтальные и вертикальные размеры воспринимаются по-разному: у квадрата горизонталь­ный размер кажется больше, чем вертикальный. Для устране­ния этого оптического обмана используют построение динами­ческого квадрата с увеличением вертикальной стороны на '/12, т. е. соотношение а: (а + а/12).

Тектоничность — относится также к важнейшим достоинст­вам эстетической выразительности форм, благодаря которой осмысленно выявляются свойства материала, из которого сде­лано изделие. Для каждого материала подбираются свои формы, по-своему характеризующие как сам материал, так и его технологию. Например, древесина особо ценных экзотиче­ских пород имеет красивую текстуру, и ее используют для об­лицовывания только тонким слоем. С учетом технологии на­клеивания выбирают формы чаще плоские или криволинейные с большим радиусом закругления, определенной ориентацией годовых слоев. Применение лака с коэффициентом преломления света в его пленке, близким к коэффициенту преломления света древесины, углубляет видимый слой текстуры, делает ее еще более привлекательной. Формы массивной древесины ножек столов и стульев демонстрируют их прочность, надежность, а ориентация волокон указывает на учет анизотропии древе­сины, фасонная форма говорит о легкости обработки, хотя и с потерями части материала.

 

 

 

Древесина хорошо тонируется, и это открывает дополнитель­ные возможности раскрыть ее многообразие как материала для эстетического воздействия своей неповторимостью.

В целях экономии древесины, с учетом технологичности пластмасс из них стали делать стулья и кресла сложных форм, а в корпусной мебели используют фасонные элементы декора, заменяя ими резные детали из ценных пород. Благодаря проч­ности металла и компактным соединениям сваркой сечения де­талей мебели-подставки уменьшены, и это вызывает необходи­мость изменить форму изделия в целом. Узкие кромки деревян­ных щитов закрывают синтетическими пленками с имитацией, что облегчает технологию их изготовления. Сочетание армирую­щих тканей с полимерными материалами позволяет создавать новые формы каркасов мягкой мебели, например типа раковин, или в стиле ретро. Развитие технологии идет одновременно с из­менением применяемых материалов и конструкций изделий.

Масштабность — одно из средств художника, заимствован­ных из природы, в которой малые предметы, как правило, по форме менее сложные, чередуются с большими, более слож­ными. В предметной среде, создаваемой человеком, принцип масштабности должен соблюдаться и в архитектурных формах изделий, прежде всего в том, что более крупные детали выпол­няют более развитыми по рисунку, т. е. такими, как будто мы видим их ближе, а мелкие делают меньше, как будто они от­стоят от нас дальше. Например, фурнитура на больших дверях может быть крупнее, чем на малых, но иметь при этом стиле­вую общность форм.

Изделия с размерами, создающими ложное представление, называют немасштабными. Немасштабной, например, окажется тумбочка спального гарнитура на громоздких ножках одинако­вого размера с ножками шкафа. Ткани для обивки мягкой ме­бели могут иметь крупный или мелкий размер узоров (рап­порт) в зависимости от размера изделий. Предметы мебели должны быть масштабны по отношению к комнате, в которой они находятся, и людям, которые в ней живут.

Соответствие окружающей среде — следующее из основных правил конструирования изделий. Поскольку в природе все взаимосвязано, то и у человека выработалось чувство гармонии или дисгармонии окружающей среды. Это предъявляет требо­вания как бы к раздвиганию рамок композиции при проектиро­вании изделий — учету влияния форм окружающей среды. Прежде всего определяют объемно-пространственные формы са­мого предмета с учетом места его размещения и окружения. Так, телевизор может стоять в виде отдельного предмета на ножках, либо на специальной тумбе, либо находиться в нише одного из шкафов набора мебели. В первом случае его формы решаются как объемная скульптурная композиция, во втором

 

 


еще связаны с формой и цветом тумбы, в третьем все внима­ние уделено передней панели, которая должна сочетаться с оформлением шкафа. Решение формы одного изделия зави­сит от формы и размеров всех изделий ансамбля. Так, кухон­ные столы с обязательными для кухни мойкой, плитой, холо­дильником должны составлять единый ансамбль.

Размеры и масштаб изделий зависят не только от назначе­ния, но и от их окружения и роли в данном ансамбле. От среды зависит и выбор материала, отделка предмета, его цветовое ре­шение. Здесь учитывают образное содержание среды и психо­физиологические требования, конкретные условия (темпера­туру, освещение, погоду), а также эргономические установки выделения определенными цветами каких-то зон или мест—но­сителей опасности.

Между предметом и средой возникают функциональные и эс­тетические связи — все представляет собой единую систему, ко­торую необходимо системным анализом раскрыть и логично, художественными средствами увязать в процессе проектирова­ния этого предмета. В одном месте нужно будет отказаться от излишней яркости, в другом лучше выделить предмет, в тре­тьем создать единую смысловую композицию. В некоторых слу­чаях требуется учет возрастного фактора, традиций в одежде и быту людей определенного региона, например среднеазиат­ского обычая сидеть на коврах с их цветовым решением и ор­наментом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...