Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения




 

Сансара означает вращение колеса, как если бы мы говорили о колесе транспортного средства, имея в виду что-то непрестанно вращающееся.

Но колесо приводит в движение не внешняя сила, а результат наших собственных действий. Негативные поступки влекут за собой рождение в нижних мирах (животных, голодных духов и в адах). Позитивные же приводят к перерождению в мирах высших (богов, полубогов и в мире людей). Сансара описывается как единство шести состояний ума, к которым иногда добавляют седьмое – бардо.

Слово «бардо означает «интервал» и чаще всего относится к промежуточному переживанию между смертью и рождением. Однако оно применимо и в других условиях. Например, мы употребляем слово «бардо» в отношении ничейной земли, отделяющей Францию от Бельгии.

Иногда шесть классов существ называют «внешней сансарой», тогда как бардо – это «внутренняя сансара». Мы также говорим о последовательности мыслей как «тайной сансаре».

Чтобы понять, как функционирует этот цикл, можно взглянуть на него с точки зрения двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения:

1. неведение;

2. кармические импульсы, действия;

3. сознания;

4. имя и форма;

5. факторы восприятия;

6. контакт;

7. ощущения;

8. привязанность;

9. цепляние;

10. становление;

11. рождение;

12. старение и смерть.

 

Брюссель, октябрь 1984 года

 

Проще всего понять эту цепочку, выстроив ее звенья в хронологической последовательности так, чтобы началом и концом, минуя бардо, рождение и жизнь, служила смерть.

1. Неведение. До нынешнего существования у нас было другое, в конце которого ум отделился от тела и погрузился в бессознательное состояние, сравнимое с глубоким сном. Время, которое каждый проводит в забытье, варьируется. Как правило, это занимает три с половиной дня и соответствует первому звену цепи взаимозависимого происхождения – неведению.

2 и 3. Кармические импульсы и сознания. Когда бессознательный период подходит к концу и мы пробуждаемся из глубокого сна, возобновивший работу ум приводится в движение кармическими отпечатками. Это первый, примитивный уровень активности. Но вскоре за импульсами в игру вступают сознания, поддерживающие гораздо более организованную и сложную деятельность.

В рамках поучений о пяти скоплениях мы находим описание того, как работает психика. Оно содержит упоминание о стадии зарождения восприятия, которая предшествует стадии кармических отпечатков или желаний. Поэтому в цепи из двенадцати звеньев восприятие иногда располагают между неведением и кармическими импульсами. Первые три звена сравнимы с суставами на пальце. Их единство образует орган, компоненты которого можно разделить или поменять местами. В нашем случае восприятия и кармические отпечатки представлены вместе.

4. Имя и форма. Опираясь на сознания, с безначальных времен формировалась двойственность восприятия «я» и «все остальное». За ней машинально следует идея, что «у меня есть тело». В контексте бардо речь идет не о физическом организме, а о ментальном теле. Однако это не удерживает ум от мысли, что такое тело реально. В дополнение к трем первым звеньям появляется чувство обладания этой формой. Единство неведения, кармических импульсов, сознаний и ментальной формы, заменяющей тело, еще называют «скоплением четырех имен». По этой причине четвертое звено цепи именуется «имя и форма».

5. Факторы восприятия. Вообще, обычно насчитывают восемнадцать факторов, а не шесть. Однако в данном обзоре шесть органов чувств, шесть сознаний и шесть объектов восприятия тесно связаны. Глаз ассоциируется с визуальным сознанием и внешними объектами, которые он наблюдает. Ухо – с сознанием слуха и звуками. Нос отвечает за сознание обоняния и запахи, и так далее. Однако в бардо ум отрезан от тела и внешнего окружения, ведь они не обладают материальным выражением. Органы чувств не присутствуют физически, равно как и воспринимаемые явления. Ум сам творит образ тела и внешнего мира. В этой связи говорится лишь о шести факторах.

6. Контакт. В потоке субъективных проявлений бардо возникает чувство восприятия объектов посредством ментального тела, и происходит контакт – шестое звено цепи. Точно так же, как мы касаемся объекта пальцем, чувственные способности в бардо вступают в контакт с внешними проявлениями.

7. Ощущения. Благодаря контакту седьмое звено цепи взаимозависимого происхождения переживается как приятное или неприятное ощущение.

8. Привязанность. Жадность еще больше сковывает ситуацию из-за склонности воспринимать приятные или неприятные переживания как истинно существующие и отделенные от ума. Возникает жажда действия по отношению к объекту восприятия.

9. Цепляние. Из привязанности рождается цепляние. Как только мы принимаем внешний мир как истинно реальный, возникает желание его удержать. Небольшой пример прояснит, о чем идет речь. Когда мы видим фрукт, с помощью глаз визуальное сознание устанавливает с ним контакт. Затем, если фрукт смотрится хорошо, добавляется приятное ощущение, из которого вырастает желание этим фруктом обладать. Непосредственно в момент хватания оно окончательно крепнет.

10. Становление. Как только в бардо утверждается «скопление четырех имен», начинают развиваться шесть факторов восприятия. Силой кармы ум стремится увидеть будущих родителей в союзе. Лицезрение этого соответствует звену контакта, за которым следуют ощущения, жадность и, наконец, движение ума с целью ухватиться за ситуацию. Цепляние влечет нас в утробу матери, и в результате ум соединяется с веществом. Отсюда берет отсчет становление, протекающее на протяжении всей беременности. Можно посмотреть на весь процесс как на желание ума получить очередное рождение или проявление силы, побуждающей ум переродиться.

В процессе зачатия доминирует эмоциональная реакция на то, что мы видим родителей в союзе. Если карма сулит нам рождение мужчиной, мы почувствуем сильное влечение к матери и отвращение к отцу. Если же нам суждено быть женщиной, то, наоборот, отец покажется нам более привлекательным, чем мать, к которой мы испытаем ненависть. Смешанное чувство желания-отвращения как раз и провоцирует нас войти в утробу.

В момент зачатия ум обретает материальную опору, сформированную за время процесса преобразования из семи ступеней, на каждую из которых уходит один день. Пища, потребляемая родителями, поступает в нашу кровь, затем в мышечные ткани, жировую прослойку, кости и мозг. На этом этапе белая и красная капли – тончайшие сгустки энергии сперматозоида и яйцеклетки – распространяются по телу, вызывая чувство физического и психологического благополучия. Все материальные факторы зачатия мы встречаем на шестом этапе метаболизма, и ум сливается с белой и красной каплями, или бинду.

Скитающийся по бардо ум подобен перу или клочку бумаги, терзаемому резкими порывами ветра, но на этапе созревания он обретает покой. Так же, как перо и лист бумаги могут зацепиться за случайный объект, блуждающий ум притягивается к бинду.

Если у нас позитивная карма, процессы беременности и рождения пройдут без боли. Однако, будучи заложником стесненной обстановки, зародыш страдает. Если слишком долго держать ноги сложенными или вытянутыми, появляется чувство дискомфорта – нам всем это знакомо. Из-за неспособности двигаться зародыш постоянно испытывает раздражение.

11. Рождение. Становление естественным образом ведет к рождению. Роды очень болезненны для ребенка, даже если потом эти впечатления забываются.

12. Старение и смерть. С самого рождения запускается процесс старения, зачастую насыщенный болезнями и страданием. Непостоянство ведет к неизбежной смерти. Наглядная иллюстрация его проявления – наши часы. Секунда за секундой, без остановки бегут стрелки. Непостоянство разворачивается в каждый момент времени на протяжении всей нашей жизни. Какой бы ни была наша смерть: старость, авария или болезни – нам ее не избежать. Различается лишь длительность умирания.

Рождение болезненно, но и уход из жизни приносит не меньше боли, а в промежутке времени между ними мы встречаемся с множеством трудностей. В общем и целом, когда Будда учил двенадцати звеньям взаимозависимого происхождения, он делал особый акцент на страдании и неизбежно сопутствующих ему явлениях.

 

Мы рассмотрели все звенья цепи: неведение, кармические импульсы, сознания, имя и форму, факторы восприятия, контакт, ощущение, желание, цепляние, становление, рождение, старение и смерть.

 

Смерть сопровождается последовательным растворением пяти элементов, которое венчает фаза полного забытья.

 

Эта последовательность касается физического существования и подобна росту цветка. Словно бутон, раскрывающийся полностью созревшим соцветием, ребенок развивается до тех пор, пока не обретет богатство молодого взрослого тела. И тут же начинается процесс, в конце которого цветок неизбежно увядает. Человек же, все стремительнее теряя способности, скользит в направлении старости и в конце концов смерти. Смерть сопровождается последовательным растворением пяти элементов, которое венчает фаза полного забытья. Ум проваливается в неведение – первое из двенадцати звеньев. Их череда непрерывна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...