Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.




Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

 

 

Особенности возбуждения дел в отношении отдельных категорий граждан.

Категория лиц конкретизирована статьей 447 закона. К ним относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты других уровней, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления, судьи всех уровней, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуроры, руководители следственного органа, следователи, адвокаты, члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, зарегистрированные кандидаты в депутаты.

Проверка сообщений о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также расследование уголовных дел в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

При установлении факта совершения любого преступления возбуждение уголовного дела, привлечение в качестве обвиняемого следует за определенной процедурой, соответствующей категории лица.

К примеру, в соответствии со статьей 448 закона возбуждение уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы, либо привлечение его в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Такие же меры в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Задержание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации и еще ряда лиц по подозрению в совершении преступления допускается лишь в случае задержания их на месте преступления, в противном случае они должны быть немедленно освобождены после установления их личности.

Законом определены также особенности избрания меры пресечения в отношении указанных лиц и производства отдельных следственных действий.

12 марта 2013 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Статья 448 дополнена частью восьмой, согласно которой не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

 

 

Особенности производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения в отношении отдельных категорий граждан.

Общие положения международного сотрудничества судов, прокуроров, следователей и органов дознания РФ.

 

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции <*> обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В случаях, когда выдача невозможна, государства, на территории которых находятся правонарушители - "запрашиваемые государства", обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.

В двусторонних и многосторонних соглашениях договаривающиеся государства также взаимно принимают на себя обязанность оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам путем выполнения процессуальных действий по правилам, предусмотренным законодательством запрашиваемого государства, в частности: составлять и пересылать документы; проводить осмотры, обыски, изъятия; передавать вещественные доказательства; проводить экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов; разыскивать лиц, осуществлять уголовное преследование, выдачу лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение; признавать и исполнять приговоры в части гражданского иска; вручать документы.

Правоотношения в области оказания правовой помощи в расследовании и рассмотрении уголовных дел между государствами как субъектами международного права, обладающими суверенитетом на своей национальной территории и независимостью в международных отношениях, складываются на основе заключенных между ними двусторонних и многосторонних договоров (конвенций), а также их национального (внутреннего) законодательства.

В части пятой нового УПК РФ впервые в российском законодательстве закреплены нормы, регулирующие различные аспекты международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, - оказание правовой помощи; выдачу лица для уголовного преследования или исполнения приговора; передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. ст. 453 - 473 УПК).

Кроме того, Российской Федерацией по рассматриваемому вопросу заключены двусторонние и многосторонние договоры (конвенции) с другими странами.

Государство должно выполнять обязанности, возложенные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для конкретного государства. Обычно для вступления договора в силу недостаточно лишь его подписания уполномоченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Федерацией международные договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации") <*>. В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона (ст. ст. 105, 106 Конституции РФ; ст. 14 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), поэтому при выборе нормы, подлежащей применению в конкретном правоотношении (УПК РФ или соответствующий международный договор), следует учитывать, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом (например, УПК), то применяются правила международного договора.

В настоящее время в России действуют двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (или СССР, правопреемником которого в международных отношениях является Россия) с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Ираном, Йеменом, Кипром, Киргизией, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Эстонией и Югославией <*>. Постоянно проводится работа по заключению таких договоров и с другими странами.

После распада СССР и образования на его бывшей территории 15 суверенных государств, учитывая сложившуюся за многие годы общность не только политических, экономических (хозяйственных), социальных интересов, но и общность интересов криминальных структур, остро встал вопрос о возможности и порядке сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания России с соответствующими органами новых суверенных государств (ранее эти вопросы решались на основании ст. 31 УПК РСФСР). Поэтому 22 января 1993 г. в Минске представителями государств - членов СНГ - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция СНГ) <*>. Вначале Конвенция была ратифицирована Казахстаном (31 марта 1993 г.), Узбекистаном (6 мая 1993 г.), Арменией (22 июня 1993 г.), Белоруссией (10 июля 1993 г.), Туркменистаном (22 декабря 1993 г.) и 19 мая 1994 г. вступила в силу. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ 4 августа 1994 г. <**>, и для нее Конвенция вступила в силу 10 декабря 1994 г. 11 июля 1996 г. к Конвенции присоединились Азербайджан и Грузия.

В Заключении N 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в Совет Европы Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) указала, что она принимает к сведению намерение Российской Федерации при вступлении подписать и ратифицировать ряд Европейских конвенций, в том числе касающихся выдачи преступников и взаимной помощи в уголовно-правовой сфере <*>. Распоряжением Президента РФ от 3 сентября 1996 г. N 458-рп Министерству иностранных дел России было поручено подписать от имени Российской Федерации с оговорками и заявлениями Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительные протоколы к ним <**>, что и было сделано в г. Страсбурге 7 ноября 1996 г., а 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное ему п. "г" ст. 84 и ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы, внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона об их ратификации.

Участие России в указанных конвенциях Совета Европы создает основу для практического решения комплекса уголовно-процессуальных вопросов во взаимодействии более чем с двадцатью странами, с которыми не заключены соответствующие двусторонние соглашения.

Со дня вступления в силу для Российской Федерации ратифицированных ею европейских конвенций о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам они имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу и взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и соответствующими иностранными государствами - участниками этих конвенций. Страны - участницы конвенций могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положения европейских конвенций или облегчить применение содержащихся в них принципов (п. 1 и п. 2 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче; п. п. 1 и 3 ст. 26 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...