Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика политической системы Канады.




Днём образования канадского государства стало 1 июля 1867 года в связи с вступлением в силу Акта о Конституции, позже названного Актом о Британской Северной Америке. Важно отметить, что именно благодаря этому акту, отменяющему колониальный статус Канады и дарующему бывшим колониям статус доминиона, началось образование независимого канадского государства, не закончившееся окончательно до сих пор.

В 1931 году английский Парламент принял Вестминстерский статут, заключавшийся в том, что ни один принятый в Великобритании закон не может распространяться ни на один из доминионов в составе Британской империи. Именно после принятия статута Канада обрела формальную независимость, хотя правом на самостоятельную внешнюю политику воспользовалась только после второй мировой войны.

По форме государственного устройства в изучаемый период Канада представляло собой федеративное парламентское государство, состоящее из девяти, а с 1949 года из десяти провинций и двух территорий.

Органы исполнительной, законодательной и судебной власти нового доминиона формировались согласно Акту о Конституции от 1867 года и в целом напоминали британскую организацию власти.

     Особенностью формирования исполнительной власти Канады являлись формальная и фактическая стороны. Формально главой государства и правительства в Канаде является монарх, представленным генерал-губернатором, который в свою очередь назначает Тайный Совет. Фактически же главой правительства является премьер-министр и назначаемый им с одобрения палаты общин кабинет министров.

     По закону генерал-губернатор, представляя на земле Канады британского монарха – главу Канадской федерации, обладал очень широкими полномочиями. Он назначал членов Тайного совета, сената, судебных инстанций, лейтенант-губернаторов провинций. Также он утверждал или отклонял законопроекты, одобренные обеими палатами Парламента, определял время его созыва и роспуска, даты выборов в палату общин. Монарх напрямую являлся лишь главнокомандующим вооружёнными силами страны /6/.

     Фактическое руководство государственной политикой Канады во всех сферах осуществлял кабинет министров, возглавляемый премьер-министром и являвшийся Федеральным Правительством Канады. Премьер-министр Канады являлся центральной фигурой в системе не только исполнительной, но и всей государственной власти. Он обладает весьма широкими полномочиями и большой свободой действий. При принятии решений глава правительства мог не только не прислушиваться к мнению собственной партии, но также и к мнению кабинета министров. Его слово являлось последним при принятии любых решений. В Правительстве действовал принцип политической солидарности, согласно которому все министры, независимо от их личного мнения, должны согласиться с мнением премьер-министра.

     Поскольку Канада является парламентским государством, то её Правительство как правило формируется партией или коалицией, занявшей большинство мест в палате общин, хотя в истории Канады были и «правительства меньшинства».

Федеральный Парламент Канады является одним из центральных органов политической системы страны, главным институтом законодательной власти. Как и в большинстве федеративных государств, структурно Парламент состоит из двух палат: нижняя по аналогии с Великобританией называется палатой общин, а верхняя по примеру США сенатом. Конституционный Акт от 1867 года также считал частью Парламента британского монарха, который подписывает все законы, принятые в доминионе /6/.

Состав палаты общин формируется на основе прямых, равных и всеобщих выборов на пять лет, за исключением случаев роспуска нижней палаты. Количество членов палаты общин возрастает вместе с населением Канады, а также зависит от величины одного избирательного округа, так как формально нижняя палата формируется на основе мажоритарной системы, т.е. депутат избирается от избирательного округа, представляя ту или иную территорию. Важно отметить, что наряду с представлением интересов жителей своего избирательного округа, депутат фактически является членом какой-либо политической партии.

В изучаемый период 1945 – 1965 гг. время Канада являлась страной с несовершенной двухпартийной системой, т.е. в качестве основных субъектов в стране действовали две основные партии, время от времени блокирующиеся с рядом мелких политических сил. Главными партиями Канады являлись либеральная и прогрессивно-консервативная. Тем не менее в разные годы тем или иным авторитетом среди избирателей пользовалась Федерация Кооперативного Содружества (ФКС), социал-кредитистская партия, Новая Демократическая Партия (НДП), движения социалистического толка.

Верхней палатой канадского Парламента является сенат. Важная особенность сената заключается в том, что он был сформирован по образцу палаты лордов в Великобритании. Его состав формально назначается генерал-губернатором, а фактически – премьер-министром В основе формирования верхней палаты канадского парламента лежит принцип равного регионального представительства. Помимо представления интересов провинций и территорий Канады, функция верхней палаты заключается в одобрении и внесении поправок в законопроекты, принятые палатой общин.

Высшей судебной инстанцией Канады является Верховный Суд. Его роль, место и функции в государственно-политической системе Канады были определены с принятием специального Акта о Верховном суде Канады, в 1875 году принятым Федеральным Парламентом. Но несмотря на организацию Верховного суда, он ещё долго не являлся высшей судебной инстанцией страны. До 1933 года по уголовным, а до 1949 и по всем остальным делам эта функция принадлежала Судебному комитету Тайного совета Великобритании. Только в 1949 году Федеральный Парламент принял новый акт о Верховном суде Канады, который признал его право осуществлять высшую юридическую власть в стране /7, с.108-109/.

Организация власти канадских провинций была установлена Актом о Конституции 1867 года и затем дополнена договорами между федеральным центром и региональными правительствами. Согласно канадской конституции, формальным главой исполнительной власти в провинциях является назначаемый генерал-губернатором лейтенант-губернатор. Фактически же властными полномочиями обладает премьер-министр и формируемый им кабинет министров. Законодательную власть представляет однопалатная легислатура, судебную – Верховный суд. Необходимо отметить, что провинциальный премьер-министр обладает в своей провинции даже более широкими, чем федеральный глава правительства, полномочиями.

Несмотря на значительную провинциальную автономию, гарантированную Актом 1867 года, решения федеральных органов власти обладают приоритетом над местными. Особенно это выразилось в условиях военного времени, когда некоторые полномочия регионов были переданы федеральному центру для оптимизации управления страной. В рамках проведения федерально-провинциальной конференции 1945 года по проблемам послевоенной реконструкции возник вопрос о возможном пересмотре Конституционного Акта 1867 года и даже патриации конституции, т.е. принятия собственно канадского основного закона без участия Великобритании. Но так как среди участников конференции было значительное количество противников конституционной ревизии, политическая система Канады осталась неизменной, а Акт о Конституции – нетронутым /12, с. 78/.

     2.2 Деятельность канадских правительств 1945 – 1965 гг.

     Политическую историю Канады периода 1945 – 1965 гг. целесообразно разделить на три подпериода:

1) Правление либералов 1945 – 1957 гг.

2) Правление консерваторов 1957 – 1963 гг.

3) Кризис парламентаризма с 1963 г.

В целом, данный период характеризовался господством либеральной партии с небольшим периодом правления консерваторов. Внутренняя политика характеризовалась проведением некоторых социальных реформ, курсом на политико-экономическое сближение с южным соседом – США и отдалением от традиционного партнера – Великобритании. осподством либеральной партииризовался программах а увеличение канадского экспорта в США, в свою очередь, Канматривающее превра

    На первых послевоенных выборах 11 июня 1945 года победила Либеральная партия Канады во главе с харизматичным лидером Макензи Кингом, находившимся у власти с 1935 года. Политическая платформа либералов была значительно обновлена и её основой стала теория «государства всеобщего благоденствия». Следуя данной теории, либералы обещали обеспечить полную занятость, стабильность доходов и устойчивые темпы роста. Лозунгом партии стала идея строительства в Канаде нового социального порядка /17, с.235/.

         Консервативная партия Канады, с треском проигравшая выборы, ушла в глубокую оппозицию правящему режиму. Её основными принципами оставались невмешательство государства в экономику и защита традиционных буржуазных ценностей.

После окончания второй мировой войны Канада переживала необычайный патриотический подъём, большая часть населения всё меньше и меньше ассоциировала свою страну с младшей сестрой Великобритании. В связи c этим в правительстве Макензи Кинга обсуждался проект принятия нового канадского флага, но на первом подэтапе он так и не был решён. Зато в 1947 г. в действие вступил закон о канадском гражданстве, а в 1949 г. Верховный Суд Канады стал высшей судебной инстанцией страны, переняв функции Юридического комитета Тайного Совета в Лондоне. В том же году последнее британское колониальное владение в Северной Америке – остров Ньюфаундленд, присоединился к Канаде в результате референдума и приобрёл статус десятой провинции.

Со временем внутриполитическая деятельность Макензи Кинга теряла поддержку среди широких масс населения. Прежде всего это было связано с усилением экономической и политической зависимости от США, государственного идеологического контроля, политических преследований, осуществлением антирабочих мероприятий и повышением налогов для погашения государственного долга /12, с.79/.

В 1948 г. Макензи Кинг ушёл в отставку из-за преклонного возраста, и его место занял бывший министр иностранных дел Луи Сен-Лоран. Его политика, хоть и сохранила основные черты курса Кинга, стала более мягкой и была направлена на снижение общественного недовольства.

Дальнейшие годы первого подпериода были обусловлены увеличением экономической и политической зависимости от США и ослаблением связей с Великобританией. В частности, в 1950 году было заключено Канадо-Американское соглашение об экономическом сотрудничестве, предусматривающее превращение экономик Канады и США в единый хозяйственный комплекс. Затем был реализован план Эббота, направленный на увеличение канадского экспорта в США. В свою очередь, Канада фигурировала с некоторых американских экономических программах, в т.ч. – плане Маршалла. Ещё одним подтверждением обретения Канадой национальной независимости стал тот факт, что впервые в 1952 г. генерал-губернатором стал канадец В. Мэсси.

    К выборам 1957 г. произошла заметная активизация консервативной партии, избравшей на пост лидера молодого адвоката из степных провинций Джона Дифенбейкера, который обновил идеологическую платформу партии, используя популистские лозунги, потеснив «старую гвардию». В частности он обещал провести целый ряд мероприятий, улучшающих жизнь населения, реформ, обратить внимание на восстановление экономических связей с бывшей метрополией, начать освоение богатого ресурсами канадского Севера, принять меры по «канадизации» экономики, т.е. ограничить присутствие в ней иностранного капитала, развивать и сохранять национальную культуру.

    Либеральная партия сформировала предвыборную платформу на основе проводимой ранее политики, что в конце концов привело её к поражению на выборах 1957 года. Среди важных мероприятий, проведённых в период правления консерваторов необходимо выделить принятие канадским Парламентов в 1960 г. Билля о правах как дополнение к Конституционному Акту от 1867 года. Несмотря на то, что Билль носил больше формальный характер, его принятие явилось важной вехой на пути патриации конституции в Канаде.

    Несмотря на то, что большая часть предвыборных обещаний консерваторов были реализованы, социально-экономическая ситуация в начале 60-ых гг. значительно ухудшилась в связи с началом научно-технической революции, в связи с чем в 1963 г. к власти вернулись либералы во главе с новым лидером Лестером Пирсоном.

Третий подэтап канадской истории периода 1945 – 1965 гг. получил название кризиса парламентаризма в первую очередь из-за того, что ни одна из традиционных партий не обладала парламентским большинством, чтобы беспрепятственно сформировать правительство. В результате этого либералам приходилось блокироваться с одной из третьих партий, не обладавших массовой социальной базой, но при этом получивших возможность влиять на политическую ситуацию в стране, выступая в качестве «баланса сил». Одной из таких партий явилась социал-демократически ориентированная НДП (Новая Демократическая Партия), основанная в 1961 году   /12, с.82-83/.

Деятельность правительства Пирсона из-за своего неустойчивого положения не была активной, хотя именно при его правлении была создана Королевская комиссия по двуязычию и двум культурам в связи с активизацией сепаратистского движения в провинции Квебек и наконец-то 15 февраля 1965 года принят национальный бело-красный с кленовым листом флаг Канады.

Таким образом становится очевидным, что несмотря на определённые успехи канадских правительств в социально-политической и экономической сферах жизни, в изучаемый период в Канаде наметился целый ряд проблем, решить которые было проблематично, особенно в условиях усиливающегося кризиса двухпартийной системы.

Профсоюзное движение.

Профсоюзная активность в Канаде, традиционно более низка, чем в США или Западной Европе. Тем не менее в связи с ухудшением условий жизни в 1955 – 1965 гг. деятельность канадских трэд-юнионов несколько активизировалась. Основными профессиональными союзами, действовавшими в Канаде в 1945 – 1965 гг. были ККТ (Канадская конфедерация труда) и ПРКК, объединившиеся в 1956 году в КРК (Канадский рабочий конгресс) североамериканская АФТ (Американская федерация труда), ФКС (Федерация кооперативного содружества), выступавшая также как политическая партия в основном от западных провинций страны.

В 40-ых гг. в результате забастовок и лоббировании интересов в палате общин, профсоюзам удалось добиться существенных уступок от правительства. В частности, была повышена минимальная почасовая оплата труда, до 42 часов сокращена рабочая неделя, приняты законы о праве организации профсоюзов по своему выбору и заключении коллективных договоров, запрещении создания союзов предпринимателей, вмешательства бизнеса в дела профсоюзов, отмены преследования за профсоюзную деятельность. В 1948 году был принят Закон о трудовых отношениях, содержащий в себе выдержки старого закона 1907 года и требования профсоюзов. Таким образом, можно сказать, что с принятием данного закона государственное регулирование трудовых отношений становится постоянным.

В связи с политикой «маккартизма» и «охотой на ведьм» в США, канадские профсоюзы, в уставах которых содержались коммунистические идеи, обязаны были изменить свои уставы и исключить из своих рядов активных деятелей левой ориентации. Большой скандал имел место в связи с рассмотрением в 1951 году в палате общин Билля H-8, в котором за критику правительственной политики предусматривалось длительное тюремное заключение. Борьбу против Билля возглавила Лига за демократические права, в 1957 году добившаяся снятия закона с повестки дня.

В 1960 году в профсоюзах Канады состояло 23,5% рабочей силы страны, но к 1965 году рост их численности не наблюдался. Распространенной формой рабочего протеста в Канаде явились организованные профсоюзами забастовки, особенно массовые в годы экономического кризиса. С 1945 года их количество, за исключением некоторых годов, медленно росло. Для примера, в 1945 количество забастовок составляло 197 с 32 тыс. бастовавшими, а в 1960 году – 278 забастовок с 49 тыс. бастовавших. Рекордным в плане забастовок был 1958 год – 262 забастовки и 112 тысяч бастующих /18, с.774/.

В целом, рабочее и профсоюзное движение в Канаде было направлено на сотрудничество и компромисс с правительством. В руководстве профсоюзов наибольшим влиянием пользуются умеренные центристы и реформисты. В 60-ые гг. профсоюзы организовали несколько массовых акций в поддержку мира, разоружения, запрещения испытаний ядерного оружия и размещения его в Канаде.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе была сделана попытка проанализировать социально-экономическое и политическое развитие Канады на протяжении 1945 – 1965 гг. Канадская экономика на протяжении указанного периода развивалась действительно внушительными темпами, о чём говорят многочисленные статистические данные. Именно это позволило стране прочно занять позиции среди ведущих держав капиталистического мира, именно в тот период была заложена основа благосостояния современного канадского общества.

Тем не менее после второй мировой войны хозяйственная система Канады оказалась в значительной степени привязана к американской, что  выражалось в огромных инвестициях в целые отрасли канадской экономики. Данное явление имело свои отрицательные последствия, в частности чрезмерная политическая зависимость Канады от США.

Основными социальными проблемами государства на тот период являлись растущая безработица, низкий уровень жизни иммигрантов и недостаточный уровень доходов населения. С помощью ряда социальных реформ канадскому правительству частично удалось справиться с растущим социальным напряжением. В политической сфере назревал кризис парламентаризма в связи с распадом двухпартийной системы и отсутствием у политических партий программ, способных избегнуть назревавший структурный экономический кризис.

В период 1945-1965 гг. канадскому государству фактически удалось добиться политической независимости от Великобритании, ввести национальное гражданство и флаг, консолидировать нацию несмотря на растущие сепаратистские настроения во франкоязычной провинции Квебек. Были сделаны первые попытки пересмотра и репатриации основного закона Канады – Акта о Британской Северной Америке 1867 г., правда не увенчавшиеся успехом, но тем не менее они являлись важным шагом на пути принятия новой, собственной канадской конституции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1 Внешняя торговля развитых капиталистических стран. Справочник / Под ред. И.Н. Устинова. – М.: Международные отношения, 1989. – 415с.

2 Имс Д. Система помощи лицам и семьям с низкими доходами в Канаде //Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 1. –С. 86-88.

3 Государство и экономика Канады /Под ред. Баграмова. – М.: Наука, 1986. – 317с.

4 Канадско-американское соглашение об экономическом сотрудничестве // Хрестоматия по новейшей истории / Под ред. Б.Г. Гафурова и др. - М.: Соцэкгиз, 1961. Т.3. – С. 549 – 550

5 Квасов А. Г. Финансовый капитал и финансовая олигархия Канады /А.Г. Квасов. – М.: Наука, 1983. – 135с.

6 Конституционный акт 1867 г // The World Wide Constitutions [Электронный ресурс]. 2002. http://concourt.am/wwconst/constit/canada/canada-r.htm. (2.05.05).

7 Мелкумов А.А. Особенности государственно-политического устройства Канады // Вестник Московского университета, серия 12, политические науки. – 2000. – № 3. – С. 103 – 120.

8 Милейковский А.Г. Канада и англо-американские противоречия /А.Г. Милейковский. – М.: Госполитиздат, 1958. – 503с.

9 Немова Л.А. Канада: реформы в социальной сфере //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. – № 4. – С. 3 – 21. 

10 Немова Л.А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2000. – № 1. – С. 38-53.

11 Немова Л.А. Экономика Канады //США – Канада: экономика, политика, культура. – 1999. - № 3-4. – С. 68-83.

12 Новейшая история стран Европы и Америки в 3 ч. Ч.3.: / Под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарёва. – М.: Владос, ИМПЭ им. Грибоедова, 2001. – 346с.

13 Попов В.В. Канада. Особенности промышленного развития /В.В. Попов. – М.: Наука, 1983. – 200с.

14 Попов В.В. США – Канада: взаимодействие национальных экономических циклов. Распространение циклических колебаний в мировом капиталистическом хозяйстве /В.В. Попов. – М.: Международные отношения, 1988. – 208с.

15 Соколов В.И. Природные ресурсы Канады. Масштабы регулирования и освоения //США – Канада: экономика, политика, культура. – 2004. – № 5. – С. 19-31.

16 Соколов В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты /В.И. Соколов. – М.: Наука, 1991. – 223с.

17 Сороко-Цюпа О.С. История Канады: Учеб. пособие / О.С. Сороко-Цюпа. – М.: Высшая школа, 1985. – 304 с.

18  Фарамазян Р. А. Экономика современной Канады /Р. А. Фарамазян. – М.: Соцэкгиз, 1963. – 224с.

19  Фурсова Л.Н. Иммиграция и национальное развитие Канады (1946-1970) /Л.Н. Фурсова. – М.: Наука, 1975. – 439с.

20  Хорошилов Е.Е. Иностранный капитал в экономике Канады // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2003. – № 11. – С. 41-56.

21 Шеховцова А.Ю. Распределение доходов в Канаде //США – Канада: экономика, политика, культура. – 1998. - № 4. – С. 87-98.

22  Population and Migration, Historical Statistics of Canada // Statistics of Canada [Офиц. сайт]. 2001. http://www.statcan.ca/english/freepub/11-516-XIE/sectiona/sectiona.htm. (1.03.05).

23 The Labour Force, Historical Statistics of Canada // Statistics of Canada [Офиц. сайт]. 2001. http://www.statcan.ca/english/freepub/11-516-XIE/sectiond/sectiond.htm. (1.03.05).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...