Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа по формированию социальных навыков у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста. Автор Т.М.Гончар.




ЦЕЛЬ. Создание единства образовательного пространства в вопросах социализации дошкольника.

ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

. Оказать помощь педагогам, родителям в освоении детьми соответствующих нравственных ценностей через организацию социального опыта на основе партнерства.

. Обеспечить преемственность между всеми сферами социального становления ребенка.

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.

Дом, в котором мы живем и развиваемся Мы и взрослые. Мои друзья. Мы и малыши.

Тематические блоки в целом на каждом возрастном этапе основе себя повторяют, но с последующим углублением и усложнением содержания в соответствии с возрастом детей. Также прослеживается органическая связь тематического плана с содержанием раздела “Ребенок входит в мир социальных отношений” программы “Детство ” и социальными условиями детского сада и ближайшего окружения.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ.

Младший возраст.

Блок. ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ

Задачи:

•пробуждать чувство защищенности и уверенности у ребенка в том, что в детском саду его любят и ждут;

•способствовать эмоциональной привязанности к игрушкам, предметам быта, продуктам, совместной деятельности детей, сотрудников, родителей;

•удовлетворять потребности ребенка в познании в процессе знакомства с устройством и назначением предметов и объектов помещений детсада.

Тематика целевых прогулок, совместной деятельности, игровых ситуаций:

Детский сад, детский сад он так нужен для ребят. День рождения группы “Малышок”. Покажем Мишке уголок природы. Кукла Таня у нас в гостях. Наш подарок “Олененку”. Выставка любимых игрушек. Кукольный спектакль "У нас в гостях Петрушка". Кто так вкусно нам готовит? У котика-кота колыбелька хороша. В комнате интересных игр. Новоселье черепахи. Точка, точка, огуречик.

Блок. МЫ И ВЗРОСЛЫЕ.

Задачи:

•пробуждать желания помогать окружающим, выполнять несложные поручения;

•проявлять вежливость и сопереживание, адекватно выражать радость и восхищение.

Тематика игровых ситуаций, наблюдений, совместных дел с взрослыми:

Все готово для ребят. Каждой вещи свое место. Вымоем куклам посуду. Мы стираем платочки. Научим Мишу красиво причесываться. Как помочь медвежонку. Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Поможем Н.В. сменить полотенца. Поможем дворнику расчистить дорожку. Приготовим салат с поваром. Украсим платочек в подарок маме. Как шить шапочку для куклы? Кто нас лечит? “Наши деточки в саду, словно яблочки в меду”. Кукла Таня простудилась. Кукла заболела. Моя любимая сказка. За что меня можно похвалить. С днем рождения. Наши сокровища. Весело и грустно.

Блок. МОИ ДРУЗЬЯ.

Задачи:

•проявлять чувства симпатии друг к другу, приветливости и доброжелательности во взаимоотношениях,

•оказывать посильную помощь сверстникам, участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей целью, общим результатом деятельности.

Тематика игровых ситуаций, минут общения, совместных дел:

Кисонька - ласонька. То не ветер, то не гром. Кузенька - дружочек. Я и мои друзья Кто поможет? Мы играем. Я и дети. Я и детский сад. Наши хорошие поступки. Мы собираемся в гости к старшим детям. Я радую друзей. Поздравляем девочек. Наши добрые дела. “Муха-Цокотуха”.

ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ.

Методические рекомендации предусматривают на начальном этапе учитывать общие закономерности развития детей младшего возраста, а именно: отделение себя от внешнего мир и появление волевого самоуправления поведением, появление самосознания, освоение первичных нравственных норм. Далее необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР. Учет индивидуальных особенностей и закономерностей развития малышей предполагает отбор игр, ситуаций, заданий как систему, которая позволяет последовательно усложнять и расширять их содержание Важно соблюдать дидактические принципы доступности а также повторности с использованием другого дидактического материала. Можно предложить детям новые способы освоения содержания, подкрепляя его интересными ситуациями и игровыми действиям. Развивающееся мышление ребенка пробуждает неподдельный интерес к окружающему миру. Высокая активность требует удовлетворения познания. Поэтому тема занятия не ограничивается рамками одного занятия. Педагоги могут интегрировать содержание блоков в разделы программы “Детство”: “Развиваем речь детей”, “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду”, “Ребенок открывает мир природы”, “Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра”. Гибко распределяется содержание блоков в течение дня, недели и месяца. Для организованных занятий подходит определенный день недели. Задачи четырех блоков взаимосвязаны. Целесообразно при конструировании педагогического процесса включать разные виды деятельности детей. Для младшего возраста рекомендуется в основном работа вне занятий, а также в процессе игровых занятий. Занятия состоят из нескольких частей, в них входят этюды, беседы, творческие задания, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры. Реализация содержания возможна при совместных усилиях социального педагога, воспитателей, музыкального руководителя, воспитателей-специалистов по экологическому воспитанию, художественно-творческой деятельности. Необходимо использовать различные средства литературы, музыки, природы, живописи. В плане должна прослеживаться связь между отдельными видами и формами работы с детьми. При планировании задачи должны органично сочетаться с задачами других направлений. В плане рекомендуется оставлять графу для дополнения, возможна ситуация, требующая неоднократного возвращения с применением других средств и методов. Ежедневно планируется индивидуальная работа с детьми.

Распределение занятий.

В первой младшей группе - как часть занятия по развитию речи, художественно-творческой деятельности, во второй младшей группе планируется одно занятие в неделю, четыре занятия в месяц.

Оптимальные формы введения содержания

•опора на имеющийся опыт ребенка и приближение к жизни ребенка;

•введение нового материала через создание проблемных ситуаций, совместное обсуждение, решение проблем;

•отбор индивидуальных средств и методов педагогического воздействия на ребенка;

•эмпатия воспитателя на происходящее;

•своевременное получение помощи от взрослых.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ.

Вывить уровень приобретенных знаний, умений и навыков детей о социальном мире поможет система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий.

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют его уровень развития. Тестовые задания следует давать в игровой форме. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. Не следует давать ребенку оценку его знаний, умений. Результаты обсуждаются корректно, на основе психолого-педагогических знаний об организации педагогического процесса. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения нормами и правилами. Для этого целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических диагностик. Чтобы определить умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике дается задание “Узнай настроение”. С помощью разрезных шаблонов-пиктограмм, на которых изображены различные эмоции, можно провести узнавание эмоций, а также выявить избирательность настроений ребенка “Сложи только те лица, которые тебе нравятся”. Или можно дать задание “Сложи лицо, какое чаше всего бывает у друга, воспитательницы”. Пристального внимания заслуживает выразительная моторика ребенка. Определить особенности внешнего проявления эмоционального состояния можно по мимике. Английский психолог К. Изард отмечал, что “эмоции, которые отражены на лице “слышны лучше, чем речь” [Изард К.Е. Эмоции человека. - М.1980. С.83].

С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно узнать об отношениях педагога и детей, о взаимоотношениях дошкольника со сверстниками.

Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему? Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другую группу?

Доступна методика “Мамины прикосновения” Автор М.Замотаева. [Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб. 2001. С.93].

Цель: определение степени соответствия реальных и желаемых тактильных отношений ребенка с родителями. Инструкция. “Представь, что это ты. Нарисуй много точек в тех местах, где тебя гладит мама. Затем нарисуй много крестиков, где тебе очень хотелось чтобы, чтобы тебя погладила мама”. Интерпретации: высокий уровень-место расположения точек и крестиков совпадает. Средний уровень соответствия - место расположения точек и крестиков не всегда совпадает. Низкий уровень соответствия - место расположения точек и крестиков не совпадает.

Выявить социальную компетентность дошкольника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

“Тень-потетень”

Цель: воспитание уверенности в себе, реагирование на положительные черты характера сверстника

Ход игры: Воспитатель говорит: “Тень-потетень, выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялись весь день. Детки сели на плетень и гордились целый день. Чем мы можем гордиться сегодня?” Дети рассказывают о своих достижениях. Воспитатель предлагает пойти к малышам и рассказать, что полезного ими сделано, чему они могут научить малышей. Важно, чтобы высказывались те дети, с которыми сверстники мало общаются.

“Мотылек-вителек”

Цель: развитие способности видеть положительное в других, установление контактов со сверстниками.

Ход игры: На слова воспитателя “Мотылек - вителек принеси нам ветерок” под негромкую музыку ребенок “летает” от цветка к цветку (среди детей), поглаживая каждый “цветок крылышками” и выбрав понравившийся “цветок”, опускается с ним рядом, объясняя почему выбран тот или другой ребенок. Взрослый помогает назвать положительные черты характера ребенка.

“Свет-светлячок”

Цель: снятие напряжения, развитие воображения.

Ход игры: ребенок водящий говорит “Свет, светлячок, посвети нам в кулачок, посвети немножко, дам тебе горошка. Мы закроем глазки и увидим сказку” Дети подставляют кулачки, ведущий дотрагивается до руки ребенка, тот придумывает сказку и становится водящим.

Коровка-колотовка”Цель: развивать у детей умение перевоплощаться

Ход игры: взрослый спрашивает у ребенка “Коровка-колотовка, будет ли работка - будет ли мама блины печь? Коли будет, покажи. А не будет, то лети” Ребенок показывает движения, дети стараются угадать, что “делает мама”.

“Зайчик-белянчик”.

Цель. Развивать стремление у детей к согласованным действиям.

Ход. Дети стоят в кругу. Водящий ходит за кругом и говорит: “Зайчик -белянчик ходил в лес грибы есть. Сорвал травку, положил на лавку, кто ее поднимет, тот вон выйдет” Незаметно кладет возле любого ребенка листочек. Дети могут оглянуться по окончании слов потешки. Водящий и ребенок бегут навстречу друг другу по кругу. Кто оказывается первым занимает место, второй - становится водящим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...