Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития туризма на рубеже XX-XXI веков




Туризм в настоящее время является наиболее динамично развивающейся отраслью национальной и мировой экономики, наиболее перспективным видом деятельности, способным обеспечить культурное и экономическое процветание государств, решать острые социальные проблемы. Индустрия туризма и гостеприимства особенно интенсивно развивается в XX веке и является фактором экономической эффективности, борьбы с бедностью, проблемами регионального развития, совершенствования отраслевой структуры экономики, рационального природопользования, сохранения памятников историко-культурного наследия и т.п.
Если анализировать международный туризм, то его роль в настоящее время велика в решении актуальной сегодня проблемы бедности. Туризм оказывает позитивное воздействие на здоровье человека и выступает как фактор укрепления здоровья нации.

Как отмечалось выше, туризм в своем настоящем состоянии и понимании возник и оформился в конце XIX в., а истинное интенсивное развитие получил лишь во второй половине XX в., имен­но в период стремительного развития техники, технологий, общественных отношений, за что и получил громкий титул «феномен XX века». Сегодня туризм – мощная мировая индустрия, производящая до 10% мирового валового продукта, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы.

С развитием общества все большее количество населения планеты вовлекается в сферу туризма. За период 1995-2000 гг. в мире имеет место постоянная и устойчивая тенденция увеличения числа путешествующих ежегодно в среднем на 4 %. 1998 г. характеризуется некоторым снижением активности в связи с финансовым кризисом в Азии, а 2001-2003 гг. – в связи с терроризмом и локальными войнами в Афганистане и Иране.

Растут доходы от туризма в мире (примерно на 7% ежегодно). На долю туризма приходится 10 % всего валового национального продукта и потребительских расходов. По прогнозам ВТО, к 2010 г. количество поездок составит 1006 млн., к 2020 г. – 1560 млн. Поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн USD. Разумеется, не все районы мира, даже имеющие фантастические по своей привлекательности туристские ресурсы, пока еще освоены и доступны для массового туриста. Существенное значение играют природно-климатические и политико-экономические факторы, стабильность мира в регионе, уровень развития индустрии туризма.

Итоги 2002 г. показывают изменение приоритетов и предпочтений в направлениях туристской активности. Так, Европа прочно удерживает лидирующее положение среди всех туристских регионов мира по показателю туристских прибытий. В этом регионе первое место занимает Средиземноморье (Италия, Испания, Греция), на которое приходится почти 20% мирового рынка. Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил Американский регион со второй позиции, динамика туристских прибытий в который снизилась.

К обслуживанию такого количества перемещающихся по всему миру людей привле­кается еще большее количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. Уже сегодня каждый 15-й человек на планете трудится в сфере туризма. Отметим, что это очень важно, так как в сфере туризма, даже без учета мультипликативного эффекта, к обслуживанию привлекается численность работников, значительно большая, чем количество собственно самих туристов – туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это явление занимает первое место среди факторов и следствий, дающих положитель­ный эффект обществу от этого вида деятельности.

Влияние туризма на показатели занятости населения весьма ярко проявляется в периоды резкого спада активности. Например, после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2000 г. резко сократились туристские потоки, и только в США работу потеряли более 1,2 млн. служащих туристской индустрии, одновременно в Великобритании потеряли работу 900 тыс. чел., а в Европе – более 1 млн.

Анализ доходности от туризма приводит к интересным сравнениям. Так, на каждого жителя США приходится в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при при­мерно равных ценах на туристское обслуживание - доходность от туристской отрасли в США в пять раз выше.

По видам перевозки и используемым путешественниками способам передвижения выездной поток характеризуется следующими показателями: 7,1% пешком, 4% морской транспорт, 24,6% воздушный транспорт, 21,6% железнодорожный и 42,7% автомобильный соответственно.

Следует отметить, что одной из современных тенденций общественного развития яв­ляется глобализация и транснационализация мировой экономики. Транснациональные (ТНК) и многонациональные (МНК) корпора­ции стали играть существенную роль в международном разделении труда. Прообразом ТНК в индустрии туризма и гостеприимства яв­ляются гостиничные и ресторанные цепи. Появление подобных це­пей обусловлено тем, что, путешествуя по миру, граждане развитых стран хотят получать тот же уровень комфорта и сервиса, что и у себя на родине. Есть и экономические причины, приведшие к объ­единению гостиниц и ресторанов в цепи. Так, исследования, про­веденные британскими специалистами, показали, что при объеди­нении гостиниц в цепи доходность одного номера в семь раз выше, чем в независимых гостиницах. Кроме того, независимые объекты вряд ли могут осуществлять разработку новейших дорогостоящих технологий и глобальных маркетинговых программ. Цепи, имею­щие широкую филиальную сеть, могут стойко переносить сезоны низкой загрузки.

Кроме этого, можно отметить еще целый ряд преимуществ, ко­торые дает объединение гостиниц в цепи. Гостиничные цепи обла­дают рядом преимуществ, основными среди которых являются:

- обслуживание большего количества клиентов за счет их перераспределения между гостиницами, входящими в общую цепь;

- повышение загрузки номерного фонда всех предприятий-участниц цепи за счет использования единой централизованной системы бронирования;

- централизованное приобретение крупных партий товаров и услуг по оптовым ценам;

- проведение гибкой ценовой политики при изменении рыноч­ной конъюнктуры;

- использование централизованной системы бухгалтерского уче­та, проведение общих маркетинговых исследований, строи­тельства, осуществления операций с недвижимостью;

- значительное сокращение затрат на обучение персонала;

- экономия на рекламных затратах за счет распределения об­щих затрат между участниками цепи.

Существует несколько форм гостиничных цепей. В одном слу­чае интегрированные цепи могут объединять однородные гостини­цы, в другом случае независимые гостиницы могут быть коопери­рованы в гостиничные консорциумы. Можно выделить следующие характерные признаки гостиничной цепи:

- наличие единой торговой марки, выраженной в виде общего логотипа, цветовой гаммы, названия, элементов декора;

- одинаковый уровень предлагаемого комфорта и обслуживания;

- единая стратегия функционирования, предполагающая стан­дартизацию маркетинга и продаж;

- наличие управляющей и иных компаний, которые осуществ­ляют общее стратегическое руководство, контролируют соблю­дение стандартов.

Для гостиничных цепей характерен свой фирменный стиль, своя концепция, свой девиз. Так, девизом гостиничной группы Ас­соr является: «Ощутите дыхание Франции, где бы вы ни находились при наличии коммерческой смекалки, искусства обслуживания и индивидуального таланта». Около 90% гостиниц этой цепи разме­щено в Европе с экономичным ценовым диапазоном для массового туризма – 50-70 евро в сутки за номер. Появились гостиницы группы Ассоr в Африке (Камерун, Марокко, Мозамбик, Того), в Азии (Китай, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, ОАЭ), Латин­ской Америке (Мексика, Аргентина, Бразилия, Уругвай), в Австра­лии и Новой Зеландии. Всего, по данным на 2006 г., эта гостинич­ная группа насчитывала более 700 гостиниц в разных частях света.

Международные гостиничные корпорации проникли и в Рос­сию на волне зарождения рыночной экономики. В Москве одна за другой открываются гостиницы известных брендов, таких как Radisson, Kempinski и др.

Стратегия развития, применяемая менеджментом гостиничной цепи, должна отражать цели компании в ее международной деятель­ности. Стратегия концентрированного роста гостиничных цепей находит свое выражение в различных формах их развития, которые отражают значение конкуренции в отрасли. Такими формами являются стратегический альянс, франчайзинг, сегментация рынка, контракт на управление, совместное предприятие, слияния и поглощения.

В последнее время произошло значительное увеличение количе­ства и размеров ресторанных цепей в мире. Несомненным лидером здесь являются США, чьи ресторанные цепи проводят активную экспансионистскую политику за пределами своей страны. Особенно быстро растут цепи ресторанов, основной продукцией которых являются гамбургеры и пицца. Из ресторанных цепей мира самый большой оборот в стоимостном выражении имел «Макдоналдс», а по количеству предприятий, входящих в цепь, выделялась «Севен - Элевен».

К современным тенденциям ресторанного бизнеса следует отне­сти значительное расширение рынка пиццерий, которые сконцен­трированы в основном в трех цепях - «Пицца Хат», «Домино пиц­ца» и «Литтл Сизар» – с охватом 85% всего рынка пиццы. В последние годы популярной стала концепция создания ресторанов в крупных торговых центрах. Благодаря такому подходу увеличивается как количество посетителей центра, так и время пре­бывания их в центре, что приводит к увеличению объема продаж. Разновидностью этой концепции является концепция «двориков» в торговых центрах, где объединяются несколько кафе или ресторанов быстрого обслуживания. Идет процесс сращивания гостиничных и ресторанных цепей.

К современным тенденциям ресторанного бизнеса можно отне­сти появление целого ряда необычных ресторанов, что является нестандартным методом привлечения клиентов со стороны вла­дельцев. В подводном ресторане отеля Хилтон на Мальдивах во время трапезы с вас не будут спускать глаз акулы, скаты и прочие морские обитатели. Ведь полностью остекленный ресторан распо­ложен на глубине пяти метров на коралловом рифе. В бангкокском ресторане «Бенджаронг» в зале за звукопоглощающими стенами плещется водопад.

Обеспечение состояния устойчивого развития отрасли международного туризма, создание благоприятного инвестиционного климата являются важнейшими условиями для внедрения инновационных технологий в международный туризм. Инновационные технологии международных путешествий могут быть представлены:

- как совершенствование инфраструктуры международного туризма в качестве элемента инновационной политики;

- диверсификация видов международного туризма с целью удовлетворения эволюционизирующих потребностей совре­менного человека в разнообразии отдыха и досуга;

- освоение новых направлений международных путешествий.

Важным элементом инновационной политики в области международного туризма является совершенствование туристической инфраструктуры. За рубежом в большом количестве создаются специализированные организации в области международного туризма, которые рекламируют туристические ресурсы отдельных областей и регионов с учетом динамично меняющегося спроса. К подобным организациям можно отнести туристические информационные цен­тры, специализированные по видам туризма ассоциации, региональные институты туризма и т.п. Для нужд международного туризма приспосабливаются объекты транспортной инфраструктуры, жилого фонда, приватизируются памятники истории и культуры, разрабатываются новые лечебно-оздоровительные методики, со­вершенствуются системы сервисного обслуживания туристов.

Туристические информационные центры, как правило, размеща­ются в областных центрах того или иного туристического микроре­гиона и предоставляют информацию о его туристических ресурсах. Подобная информация может выступать в виде бесплатно распространяемых буклетов, карт местности с указанием достопримеча­тельностей и т.д. В туристических информационных центрах можно получить необходимые справки, связаться с нужными людьми.

Туристические ассоциации, как правило, имеют специализацию в зависимости от вида туризма, который развивается в данном регионе. Так, за рубежом широко распространены ассоциации любителей горного туризма, ассоциации любителей рыбной ловли. Имеются ассоциации кемпинг-туризма, аграрного туризма, ассоциации ре­гиональных виноделов и т.п.

Местными органами власти спонсируется содержание регио­нальных музеев, музеев под открытым небом. Их функция заключается в ознакомлении туристов с традициями, историческим прошлым и особенностями быта местного населения. При этом сведения о местном фольклоре и обычаях часто пропагандируются активным способом – туристам предлагается лично принять участие в выпеч­ке хлеба, плетении корзин, ковке металлических изделий, приго­товлении вина и т.п. В туристические объекты превращаются вин­ные погреба, ветряные мельницы, маяки, церкви и монастыри – словом, все то, что имеет хоть какую-то культурно-историческую цен­ность и способно при наличии интереса со стороны туристов при­носить доход. Создаются экологические музеи, посвященные человеку и природе, человеку в его культурном и природном окружении. Таковы, например, экомузеи в канадской провинции Квебек, в Норвегии, Швеции и Финляндии. Множество экомузеев насчитывается в Португалии: экомузей земледелия и виноградарства Карташу и др.

Широкое распространение за рубежом получили региональные институты туризма. Здесь, в отличие от нашей страны, они выпол­няют не обучающие, а чаще информативные и научно-исследо­вательские функции и имеют прикладное краеведческое значение. Их цель – аккумулирование разнообразной информации о местных туристических ресурсах, а также разработка специализированных туристических маршрутов по тому или иному региону.

В последнее время за рубежом все больше стало появляться так называемых велнес-центров, которые рекламируют услуги по оздоровлению организма. Чаще здесь предлагаются всевозможного ро­да массажи, оздоровительные ванны, сауны, солярии, посещение фитнес-залов. В таких центрах практикуется разработка программ отдыха, расчитанных на определенный период времени, чаще всего от нескольких дней до двух недель. Велнес-центры чаще всего соз­даются вблизи лечебных минеральных источников или в приморских местностях. Организация велнес-центров иногда сочетается с созда­нием талассо-центров. В переводе с греческого «талассо» означает море. Понятие «талассотерапия» означает не только использование даров моря с помощью традиционных и самых современных мето­дик, но и включает проведение свободного времени в условиях мор­ского климата: начиная с прогулок и езды на велосипеде по набе­режной и заканчивая здоровой и разнообразной морской кухней. В талассотерапии ряд исполь­зуемых продуктов и факторов состоит из морской воды, соленой во­ды - рапы, морского климата, морских водорослей, морской грязи и песка.

Широкое распространение за рубежом в курортных местностях получили центры красоты, медицинские физикотерапевтические цент­ры, курортно-рекреационные центры.

За рубежом распространены в курортных местностях спортивные центры экстремальных видов туризма. Они располагаются там, где практикуются сплав по горным рекам, рафтинг, канойинг, каякинг и т.п. Для любителей путешествовать по горам создаются специаль­ные системы горных биваков и приютов, где туристы могут найти минимум услуг. Создаются специальные команды горных спасателей, оснащенных современным оборудованием, вертолетами.

В целях развития международного туризма в зарубежных странах постоянно совершенствуется транспортная инфраструктура. Как правило, развитая транспортная инфраструктура, приспособленная для нужд туристов, включает сеть автобусных станций, разбросанных по территории страны, и пунктов аренды различных транспортных средств (автомобиль, скутер, велосипед). Во многих странах хорошо развито железнодорожное сообщение. Причем железнодорожные вагоны делятся на классы в зависимости от качества обслуживания и по функциональному назначению. Например, используются специ­альные вагоны для велосипедистов.

Широко распространенным явлением стал так называемый железнодорожный туризм. Многие турфирмы за рубежом предлагают туры на специализированных туристско-экскурсионных поездах. Популярностью, например, пользуются туры на «Восточном экс­прессе» из Лондона до Стамбула.

Совершенствуется воздушное сообщение. Кроме системы международных аэропортов появились и специализированные спортивные аэропорты, так как есть и такие туристы, которые путешеству­ют на своих небольших самолетах. Кроме того, на спортивном са­молете можно совершить ознакомительный облет территории, так называемый панорамный полет.

Совершенствуется система обслуживания туристов. К сожале­нию, далеко не все пользуются нововведениями в этой области. Многие, например, совершают так называемые шоп-туры, но не ис­пользуют преимущества возвращения налога на добавленную стоимость, так называемого Тах Frее.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Иностранный посетитель имеет право вернуть себе суммы НДС за вывозимые в свою страну товары. Такую услугу предлагают крупные магазины розничной торговли во всем мире. Если турист живет в одной из европейских стран, то он не может воспользоваться услугой возмещения НДС на территории ЕС. Чтобы вернуть себе часть стоимости товара, эквивалентную сумме НДС, покупка в магазине должна превышать 75 евро. Международный чек на возмещение налога должен быть подтвержден в течение трех месяцев после даты совершения покупок. В этом случае можно либо сразу получить наличные деньги в офисе Сash Refund, либо получить перечисление на кредитную карточку.

Совершенствуется индустрия средств размещения. Интересным новым элементом современной туристической инфраструктуры яв­ляется мини-отель. Многомиллионные проекты крупных гостиничных комплексов в последнее время не пользуются такой уж большой популярностью. Часто многие владельцы зданий, коттеджей, домиков всерьез задумываются о превращении своей недвижимости в мини-отель. Общемировых норм и критериев для мини-гостиниц нет. В США мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе – до 50, в России – от 5 до 50 номеров. Располагаются они как в отдельных зданиях, так и на специально выделенных этажах.

К элементам совершенствования туристической инфраструкту­ры можно отнести создание и развитие оригинальной тематики при проектировании отеля. Новые идеи, заложенные в проектировку оте­лей, их необычный и причудливый вид могут привлечь внимание путешествующих. Так, туристический сайт «TripAdvisor» опубликовал десятку самых необычных и экстравагантных отелей мира. К числу этих отелей относятся следующие: Ледяной отель (Канада); Отель-тюрьма, расположенный в замке Мэлмэйзон в Англии; Отель- вигвам в Холбруке (США); Отель-пещера в Ургупе (Турция). Отель располагается в пещерах, выре­занных в утесе горы.

Исследователи предполагают, что один из проектов отелей будущего – мобильные капсулы в стиле «хайтек». Вполне вероятно, что гостиница будущего будет напоминать огром­ную космическую капсулу, которую легко можно будет перемещать с места на место. Такого мнения придерживаются, например, спе­циалисты британской туристической компании «Томпсон». Такие капсулы можно будет производить где угодно, с легкостью склады­вать в компактную форму и затем перемещать в любую точку мира. Отель-капсула состоит из номеров различных размеров, которые можно будет легко перестраивать. Туристы могут легко выбирать внутренний вид комнат, меняя изображения на стенах. Преимуще­ства отелей-капсул состоит в том, что их можно будет перемещать с места на место уже в готовом, построенном виде.

Другими вариантами отелей будущего являются летающие, под­водные и другие необычные виды отелей и гостиниц. Так, имеется проект громадного воздушного корабля, превращенного в роскош­ную летающую гостиницу.

Следует отметить, что интенсивное развитие получает туризм и в современной России. Специалисты предлагают выделять в развитии туризма в России 5 этапов:

1) просветительский – длился до 1890 года. Характеризуется развитием горного туризма, началом экскурсионной деятельности и лечебно- оздоровительного отдыха;

2) предпринимательский – длился с 1890 года до 20 годов XX века. В это время в России активно строятся железные дороги. Появляются туристические организации, клубы, общества, компании. Это время элитарного туризма, путешествий состоятельных слоев общества;

3) организационно-централизованный – 20-60 года XX века. Основная черта – централизация туризма. Преобладали социальные функции над хозяйственными;

4) административно-нормативный – длился с 1970 года до 1990 года. Этот этап характеризуется быстрым развитием планового и социального туризма при нарастающих темпах резкого отставания качества от мировых стандартов;

5) современный этап – с 1990 годов до наших дней. Особенность состоит в том, что начался переход к экономическим методам развития туризма на законодательной основе.

Формирование современного российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса: 1) распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий); 2) создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами; 3) модификация старых туристских предприятий путём перестройки их на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка (в 1990-е годы) разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туризм, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис, в целом комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний туризм. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетными направлениями въездного туризма являлись: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

В научной и учебной литературе выделяются проблемы, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма в этот период: нестабильность внутренней политики; несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин); несоответствие гостиничной базы мировым стандартам; завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах; несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне; недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом; отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и отечественные достопримечательности, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

Таким образом, процесс развития туризма в России был обусловлен историческими, экономическими, политическими, культурными факторами.

Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой – иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.

Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации, в которой отмечалось, что становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.

Программа предполагала два этапа. Первый этап был рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагал развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидались стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост должен был достичь 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составить 1 млрд. долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей должно было быть создано 60 тыс. рабочих мест.

Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагал активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидали дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%. В программе планировалось реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагалось завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма. В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планировались следующие мероприятия: подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка; участие организаций в проведении международных туристских выставок; проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России; создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах; создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями.

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие.

Согласно статье 3 закона, государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма».

В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д.

В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.

В настоящее время важной государственной задачей является придание внутреннему туризму большей социальной направленности, как эффективному средству оздоровления людей, повышения их культурно-образовательного уровня, привития чувства любви к Родине. Основное назначение социального туризма – обеспечение его доступности для самых широких слоев населения, включая детей, ветеранов, просто пожилых людей, представителей малообеспеченных слоев населения.

Первоочередная задача – воссоздание массового характера детского и юношеского туризма, а также экскурсионной работы с учащимися. Это пока тормозится традиционными сложностями бюджетного финансирования. Но оставшаяся еще с советских времен разветвленная сеть детских и юношеских курортно-рекреационных учреждений позволила в целом сохранить общую численность участников турпоходов, путешествий и экскурсий (резко сократилось лишь число дальних организованных поездок). Число детских оздоровительных учреждений и численность организованно отдохнувших летом детей сейчас стабилизировались на уровне соответственно 52 тысячи и 6 миллионов.

Санаторно-курортное лечение и длительный отдых населения ранее обеспечивались преимущественно по линии социального страхования работников и членов их семей, а также на основе иных льготных форм. Теперь санатории, пансионаты, дома и базы отдыха ограничены в использовании такого рода возможностей. Однако в процессе адаптации к рыночным условиям многие учреждения указанного типа постепенно выходят из кризисного состояния путем налаживания контактов с туроператорами внутреннего туризма. Нередко поддержку курортно-рекреационным учреждениям в их маркетинговых действиях оказывают местные администрации. Все большую заинтересованность в налаживании системы длительного отдыха и санаторно-курортного лечения для своих работников проявляет и крупный бизнес.

Также все большую популярность приобретает экологический туризм как наиболее оптимальная форма использования природных ресурсов.

С определенной степенью условности в туристскую деятельность включается деловой туризм. Выделяются два его основных направления – «челночный» (шоп-туризм) и «конгрессный» (конференц-туризм). Характерно, что массовые поездки россиян за границу с целью приобретения товаров для последующей их реализации выступили в свое время катализатором выездного туризма. Однако по мере насыщения рынка потребительскими товарами эта форма поездок постепенно «отмирает». «Конгрессное» же направление, наоборот, становится все более значимым как в международной, так и в отечественной практике, чему способствуют усиливающиеся интеграционные процессы и сопутствующая им интенсификация деловых и общественных контактов. Развитие делового туризма положительно влияет на степень заполнения курортно-рекреационных учреждений в межсезонье, является экономически эффективным. Но требует финансовых вложений для качественной организации этого вида туризма.

Развивается также событийный туризм. Развитие событийного туризма, считают исследователи, должно стать одним из ключевых направлений деятельности местных властей, как позволяющее не только увеличить рост поступлений финансовых средств в казну, но и в целом активизировать народнохозяйственное развитие. Кроме того, увеличение числа событийных мероприятий способствует формированию привлекательного имиджа страны.

В настоящее время наблюдается общемировая тенденция сокращения средних сроков отдыха. Данное обстоятельство является следствием ускорения ритма жизни и стремления туристов испытать как можно больше впечатлений за короткое время, а также роста материальных возможностей туристов, то есть рекреанты стремятся получить качественный и разнообразный туристский продукт в течение короткого отрезка времени. Отсюда проистекает растущая популярность кратковременного, в том числе уик-эндового (в выходные дни) отдыха. Поэтому необходимо перестраивать работу отечественного турбизнеса в направлении роста предложения «укороченного» по времени, но более «емкого» по содержанию туристского продукта.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте динамику развития международного туризма.

2. Существует ли связь между тенденциями развития туризма и общими экономическими, техническими, технологическими и социальными достижениями в развитии страны? Аргументируйте свою позицию.

3. Назовите основные экономические и социальные показатели развития мирового туризма.

4. Что такое гостиничные и ресторанные цепи? Какова их роль в развитии международного туризма?

5. Охарактери<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...