Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы экономического образа мышления

Чистые

В общественные

А потери

Ре Е

D C

Q Q Q

Рис. 8-9. При введении налога, вызывающего уменьшение предложения, изменение излишков потребителей (а), излишков продавцов (б) и возникновение чистых общественных потерь изображается “треугольником“ ВСЕ (в).

 

Налоговое бремя производителя. Продавцы при введении налога также в целом теряют. Они получают за каждую проданную единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж. Эти потери показаны на рис.8-9б.

Налоговое бремя производителя выражается уменьшением излишка потребителя.

Общественные выгоды и потери, связанные с введением потоварных налогов. Государство получает сумму налога, которая изображена на рис.8-9в в виде площади четырехугольника АВСD.

Чистые общественные потери (Dead Weight Losses). Общие суммарные потери продавцов и покупателей превышают сумму налоговых поступлений (рис. 8-9в). Налоговые поступления не совпадают с налоговым бременем - снижением излишков покупателей и продавцов. Разница, представленная треугольной областью ВСЕ, заштрихованной на рис. 8-9в, называется чистыми потерями общества, обусловленными введением налога. Введение налога сопровождается тем меньшими потерями, чем меньше вызываемое им изменение цен и объема продаж. В частности, при введении абсолютного потоварного налога чистые общественные потери пропорциональны квадрату величены ставки налога.

 

 

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

 

Равновесие на рынке.

Точка равновесия.

Равновесная цена.

Равновесный объем продаж.

Влияние изменений спроса на рыночное равновесие.

Влияние изменений предложения на рыночное равновесие.

Влияние одновременного изменения спроса и предложения на рыночное

равновесие.

Взаимосвязь рынков.

Рынки взаимодополняющих благ.

Рынки взаимозаменяемых благ.

Информационная, мотивационная и нормирующая функции цен.

Асимметричная информация на рынке.

Политическое ценообразование.

Прямое и косвенное вмешательство государства на товарных рынках.

Фиксированные цены.

Предельные цены.

Максимальная цена (потолок цен).

Минимальная цена (пол цен).

Избыточное предложение.

Неудовлетворенный (избыточный) спрос.

Влияние налогов, пошлин и субсидий на рыночное равновесие.

Излишек потребителя.

Излишек производителя.

Налоговое бремя потребителя.

Налоговое бремя производителя.

Общественные выгоды и потери, связанные с введением потоварных налогов.

Чистые общественные потери.

 

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ

 

(8-1) Рыночное равновесие максимизирует общественное богатство при отсутствии

внешних эффектов и других случаев несостоятельности рынка.

(8-2) Увеличение спроса приводит к парадоксальному на первый взгляд результату: растет цена и увеличивается объем продаж. Уменьшение спроса приводит к снижению цены и падению объема продаж. Без кривых спроса и предложения такие однозначные выводы были бы затруднительны.

(8-3) Одновременное изменение спроса и предложения, если мы не знаем силу этих изменений, даст неполную информацию о характере реакции рынка. Однозначная реакция наблюдается только по одному параметру - либо по цене, либо по объему продаж. Второй параметр может измениться в любую сторону.

(8-4) Если цена товара А меняется за счет увеличения акцизных налогов или роста цен на ресурсы, то цены на товары-заменители товара А изменяются в том же направлении, а цены на сопутствующие товары - в противоположном направлении.

(8-5) Если цена товара А меняется за счет колебаний спроса, то теория не позволяет сделать однозначный вывод об изменении ситуации на рынках товаров-заменителей, а на сопутствующие товары цены изменяются в том же направлении, что и цена исходного товара.

(8-6) Наличие полной информации у покупателей формирует полноценный рынок, асимметричная информация, то есть неполная у покупателей его деформирует. При этом вымываются товары высокого качества и с рынка уходят состоятельные покупатели.

(8-7) Установление чиновниками фиксированных (предельных) цен на рынках приводит либо к избыточному спросу (к товарному дефициту), либо к избыточному предложению (к перепроизводству) и к уменьшению потребления. То есть вмешательство государства в эффективно работающий рыночный механизм контрпродуктивно.

(8-8) Введение карточек, талонов и прочих атрибутов прямого распределения благ порождает дефицит и «черный рынок».

(8-9) Потребители получают выгоду, если покупают товар по цене ниже максимальной цены, по которой они готовы купить его. Эта выгода измеряется разницей этих цен и называется потребительским излишком.

(8-10) Производители получают выгоду, если продают товар по цене выше минимальной цены, по которой они готовы продать его. Эта выгода измеряется разницей этих цен и называется излишком производителей.

(8-11) Налоговое бремя потребителявыражается уменьшением излишка потребителя,

а налоговое бремя производителя выражается уменьшением его излишка.

(8-12) Налоговое бремя несут, как правило, и потребители, и производители, так как введение налога или увеличение налоговой ставки уменьшает излишки потребителя и производителя.

(8-13) Распределение налогового бремени между потребителями и производителями зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе налоговое бремя несут в основном производители, а при неэластичном спросе налоговое бремя несут в основном потребители. При абсолютно эластичном спросе налоговое бремя несут только производители, а при абсолютно неэластичном спросе налоговое бремя несут только потребители.

(8-14) Закон сохранения в экономике не действует. В частности, при введении акцизного налога суммарные потери продавцов и покупателей превышают сумму налоговых поступлений. Разница представляет собой чистые потери общества от введения налога.

(8-15) Введение налога сопровождается тем меньшими потерями, чем меньше вызываемое им изменение цен и объема продаж. В частности, при введении абсолютного потоварного налога чистые общественные потери пропорциональны квадрату величены ставки налога.

(8-16) В экономике то, что верно для отдельно взятого индивида, не обязательно верно для

всех, вместе взятых, и, наоборот, что верно для всех вместе взятых, не обязательно выполняется для отдельно взятого индивида. Например, неурожай может быть выгоден для всех фермеров вместе взятых в силу неэластичности спроса на продовольствие. Но неурожай для отдельного фермера может быть губителен.

 

Вопросы для самопроверки

 

Выберите один правильный ответ на вопрос 8.1.

8.1. Увеличение спроса и предложения одновременно:

А) приводит к росту цены равновесия;

В) оставит цену равновесия без изменений;

С) снизит цену равновесия.

D) может привести к любому из вышеперечисленных следствий.

8.2. "Цена одного рода товаров изменяется лишь в зависимости от изменений в спросе; цена другого рода товаров изменяется не только в зависимости от изменений в спросе, но и в зависимости от гораздо больших и гораздо более частых колебаний количества товара, доставляемого на рынок для удовлетворения этого спроса". (Адам Смит) Приведите примеры товаров обоих типов.

 

8.3. Как объяснить, что рост цен на нефть привел к сокращению потребления металла на доллар (в сопоставимых ценах) выпускаемой продукции в автомобильной промышленности США?

 

8.4. Летом спрос на услуги рабочих, делающих ремонт в квартирах, вырос, однако цена этих услуг осталась на том же уровне, что и зимой. За счет чего это могло произойти?

8.5. Как измерить степень взаимного влияния рынков взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров?

 

Вопросы для обсуждения

8.6. После "отпуска" цен в январе 1992 года в России статистика отметила увеличение спроса на хлеб. Является ли это эффектом Гиффена?

 

8.7. Изделия русских народных промыслов продаются недешево. Являются ли они дорогими потому, что для их изготовления требуется много времени? Или наоборот, люди тратят много времени на изготовление шкатулок и других предметов потому, что они являются такими ценными? Может ли ценность предмета зависеть от того, что люди знают, как он изготовлен? Если бы люди знали, что данную шкатулку расписал М.С. Горбачев, стала бы она более ценной, чем в том случае, если бы люди думали, что эту шкатулку сделали вы? (Идея вопроса заимствована из [7, с.94])

8.8. Проведите разбор цитат из книги "История политической экономии" [М., 1918] известного русского экономиста начала ХХ века А.И. Чупрова, отвечая на поставленные вопросы.

1. "... В нынешнее время цена вырабатывается на рынке через свободное соперничество продавцов и покупателей. Такой способ определения цен был совершенно чужд средневековым воззрениям. Тогдашние законы без всякой церемонии назначали таксы, по которым должны продаваться товары..." [с.6]

Вопрос A): Действовал ли при этом средневековом обычае закон спроса? А закон предложения?

2. "Справедливая цена есть нечто объективное, постоянное, не подчиняющееся случайным колебаниям спроса и предложения, нечто присущее самой вещи, существующее в ней помимо понятий и желаний производителей. Такой взгляд на цену противоречит привычным взглядам нашего времени..., но он совершенно согласовывался с экономическими особенностями той эпохи. Земледелец, сбывший свой хлеб, ремесленник, приготовлявший товары для ближайшего рынка, очень хорошо знали, чего стоит каждому из них продаваемый предмет. Сами производители и общественные власти имели твердое убеждение, что такая справедливая цена действительно существует, и стремились закрепить ее в форме таксы". [с. 36]

Вопросы:

В) Что кроме системы такс ограничивало конкуренцию?

С) Почему действие системы такс сильно затруднено сегодня?

8.9. Почему в многочисленных палатках по всей России начала ХХI века такой скудный и однообразный набор низкокачественных товаров?

 

 

Экономические загадки.

 

8.10. " Почти неизбежно, что фермеры будут производить слишком много продукции". Не правда ли, загадочная цитата из американского учебника. "Если все фермеры упорно трудятся, а природа помогает им вырастить небывалый урожай, то общая сумма доходов фермеров может упасть и, вероятно, упадет". (Пол Самуэльсон) Почему?Может ли ценность части быть больше ценности целого? Нет? Но как же быть с теми фактами, когда фермерам бывает выгодно уничтожить часть урожая? Что в данном случае часть, а что - целое?

 

Ответы к наиболее сложным вопросам главы 8.

 

8.6. Нет, так как наблюдалось падение относительной цены хлеба вследствие дотаций производителям хлеба и общего роста цен. Эффект же Гиффена связан с увеличением потребления продуктов первой необходимости при росте относительных, а не номинальных цен на эти продукты.

 

8.7. Если шкатулку расписал М.С. Горбачев, то это уже новый товар, причем очень редкий товар, с особыми свойствами. Он, скорее всего, будет продаваться на другом рынке - рынке, где покупателями будут не любители шкатулок, а коллекционеры вещей, связанных со знаменитостями.

 

 

8.8. А) Да, действовали и закон спроса, и закон предложения. По большей цене люди всегда готовы купить меньше, а предложить на продажу больше.

В) Кроме системы такс ограничивала конкуренцию узость рынка: небольшое количество продавцов и покупателей. Сильное воздействие оказывали традиции и цеховая система. Тем не менее, рынок действовал. Он всегда действует с некоторыми ограничениями.

С) Действие системы такс сильно затруднено сегодня из-за все более быстрых и значительных изменений на товарных рынках.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...