Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА VI. Общая характеристика снаряжения для активных




Туристских путешествий

 

Туристское снаряжение включает одежду, обувь, бивачное снаряжение, средства передвижения и страховки, транспортировки грузов, а также другое имущество, необходимое для туристских путешествий. Снаряжение подразделяется на личное и групповое, часть снаряжения используется во всех видах туризма, часть составляет так называемое специальное снаряжение, применяемое только как средство передвижения и транспортировки, а также для преодоления тех или иных препятствий и страховки. Практика всех видов активных туристских путешествий определила следующие основные требования к снаряжению: минимальный вес и объём, надёжность, простота эксплуатации и ремонта в походных условиях; соразмерность при совместном использовании; соответствие требованиям гигиены, безопасности, технической эстетики, охраны природы; стойкость к атмосферным воздействиям, старению и коррозии; однотипность предметов личного и группового снаряжения, обеспечивающая их взаимодействие и взаимозаменяемость (390, 109).

Успех активного туристского путешествия по любому виду туризма во многом зависит от правильного подбора и качества снаряжения. Оптимальный подбор, доработка или изготовление снаряжения применительно к условиям путешествия обеспечивает не только его безопасность, полноценный отдых и питание участников, но и сокращение затрат на материально-техническое обеспечение и обслуживание того или иного тура.

Под личным имеется в виду снаряжение, одежда, обувь и различные походные приспособления, которые переносит и использует конкретный турист. Впрочем, деление на личное (индивидуальное) и групповое снаряжение достаточно условно, т.к. один и тот же предмет снаряжения, используемый для разных задач, может быть предметом личного или группового снаряжения. Так, в большинстве горных походов первой категории сложности не обязательно иметь ледоруб каждому туристу (бывает достаточно лыжных палок), и для обеспечения безопасности пути берут 1-2 ледоруба на всю группу. В этом случае ледоруб считается групповым снаряжением и его вносят в общий вес общественно-полезного груза. Если же ледоруб есть у каждого туриста (этого требует характер пути), то он уже считается предметом личного снаряжения. То же самое бывает со спальными мешками, ледовыми крючьями или карабинами.

В приложении №9 нами приводится перечень личного снаряжения, необходимого туристу в горном походе 1-й категории сложности. Этот перечень в своей основе пригоден как набор личного снаряжения участникам большинства видов активных туристских путешествий. Поэтому сначала рассмотрим общую характеристику личного снаряжения, названного в приложении №9, а затем отметим особенности аналогичного снаряжения для пеших, водных и лыжных походов низших категорий сложности.

Первым и непременным предметом личного снаряжения туристов является рюкзак. Слово “рюкзак” - немецкое и в переводе означает “спинной мешок”. Основным показателем качества современных рюкзаков является их соответствие анатомии тела человека, позволяющее максимально сблизить центры тяжести человека и переносимого им рюкзака. Именно такой рюкзак позволяет равномерно распределить нагрузку, что даёт возможность туристам с наименьшими физическими усилиями переносить грузы на большие расстояния. Такие рюкзаки подразделяются на три группы: мягкие бескаркасные; с жесткостями, например из пластин фанеры; и рюкзаки, несущий элемент которых составляет каркас-короб.

Среди бескаркасных зарубежных моделей хорошо сконструирован рюкзак “Як-пек” (“вьюк для яка”). Его форма - образец анатомичности: рюкзак с грузом максимально плотно прилегает к спине, вес распределяется не только на плечи, но и на поясницу, чему способствуют перекрещивающиеся на груди лямки (303, 19). Единственный стандартный рюкзак, который в определённой мере удовлетворяет туристов для использования в походах низших категорий, это рюкзак, называемый абалаковским. К недостаткам этого рюкзака можно отнести короткие стяжные ремни, малый объём (47 л), большой вес (1,65кг) и непрактичную ткань, которая быстро намокает и долго сохнет (132, 24). В трекингах с клиентами для носильщиков лучше всего иметь станок из тонкостенных стальных трубок, со “ступенькой” в нижней части. Такой станок позволяет переносить грузы в упаковке, неудобной для транспортировки в рюкзаке. В трекингах общий (контрактный и собственный) груз носильщика нередко превышает 40 кг и станок позволяет равномерно распределить нагрузку на плечи и крестец, а также обеспечивает вентиляцию спины. Переноску тяжёлых грузов в трекингах и экспедиционных походах можно осуществлять и в мягких, не имеющих станка рюкзаках. Но они должны иметь трубообразную форму, широкие мягкие лямки, поясное крепление и объём не менее 75-100 литров. Оптимальная высота основной части рюкзака зависит от роста туриста, так, при росте 175-180см она должна быть 60см. В последние годы туристы стараются сами шить рюкзаки, исходя из собственных требований и используя при этом лёгкие и прочные ткани ярких цветов.

Вторым важным элементом личного снаряжения туриста является спальный мешок. Спальные мешки разных модификаций следует выбирать из плотного прочного материала, обеспечивающего хорошую вентиляцию, с птичьим пухом в качестве утеплителя. Нижняя часть мешка должна быть изготовлена из водонепроницаемой ткани. Выбирая спальный мешок, нужно знать, что достаточно комфортный сон обеспечивает мешок, длина которого на 25см превышает рост человека и объём его тела. Из соображений личной гигиены и в качестве дополнительного утеплителя в комплекте со спальным мешком используется вкладыш из легкой бельевой ткани.

Проблема максимального сокращения веса и номенклатуры личного снаряжения для членов бригад сопровождения очень важна. С этих позиций полезно использовать не только одноместные, но трёх- и четырёхместные спальные мешки. Это значительно сокращает вес снаряжения (вес одноместного спального мешка - 1,5-2кг, а трёхместного - 3,2-3,6кг), и сохраняет его теплоизоляционные свойства.

Для экономии веса также может быть использована модель укороченного спального мешка типа “слоновая нога”, которая комбинируется во время сна с пуховой курткой. Вообще из тактических соображений бригада сопровождения туристских групп должна иметь набор разных по вместимости спальных мешков. Установлено, что комбинация из двух одноместных и двух трёхместных мешков на каждые 8 человек позволяет отделиться на маршруте от бригады (разведка, сход с маршрута, транспортировка и сопровождение пострадавших и больных и т.п.) любому количеству туристов и разместиться после этого в любых палатках (132, 6). Перед транспортировкой спальные мешки укладывают в водонепроницаемую упаковку.

Полноценный отдых туристам, особенно на горном рельефе, помогают обеспечивать теплоизоляционные подстилочные коврики из пенополиэтилена, пенопласта или поролона. Следует при этом отметить, что поролон менее 5см толщиной проминается под тяжестью человека, а толстый поролон занимает в рюкзаке большой объём. Опытом установлено, что оптимальные качества для туристского подстилочного коврика имеет пенополиэтилен. Этот материал эластичен, абсолютно не впитывает влагу, обеспечивает высокий уровень теплоизоляции. Подстилочные коврики рекомендуется выбирать или делать на всю длину спального мешка, тем самым предохраняя его от намокания. Кроме того, такой коврик, свёрнутый в рулон, может служить своеобразным внутренним каркасом для анатомического рюкзака, что значительно облегчает его рациональную укладку.

Важной частью личного снаряжения туриста являются средства страховки. Первым из этих средств следует назвать страховочный пояс. Не одно десятилетие нашими туристами и альпинистами в качестве страховочного пояса использовался 35-миллиметровый хлопчатобумажный ремень с пряжкой, имеющей предохранительные зубцы. Весьма надёжный в использовании, такой ремень имеет большой вес и не предохраняет от повреждений при срыве и длительном зависании на верёвке. Имели место случаи, когда туристы погибали от удушья, провалившись в трещину ледника и зависнув на верёвке при прохождении достаточно простого ледового рельефа.

В настоящее время рекомендуется использовать подвесные системы - комбинацию грудной обвязки с беседкой, которые выпускают как иностранные, так и отечественные предприятия. В едином комплекте с подвесной системой используются и карабины - разъёмные соединительные металлические звенья различной формы. Карабины используются как элемент крепления для быстрого соединения верёвки с другими элементами туристского снаряжения при страховке, для навески верёвочных перил, в качестве блока, тормозного устройства и др. (390, 47). Наиболее удобны и надёжны в использовании стальные карабины Абалакова с винтовой муфтой, титановые карабины “Ирбис” с винтовой муфтой, титановые карабины “Ирбис” с байонетной защёлкой. Из множества карабинов иностранного производства следует назвать чешские дюралюминиевые карабины “Вальтер” и австрийские карабины “Штубай”. Преимуществами этих карабинов перед нашими являются меньший вес и большее рабочее пространство внутри карабинного кольца.

Необходимым средством страховки на горных маршрутах является ледоруб. Достаточно нужным для маршрутов 1-2 категории сложности зарекомендовал себя ледоруб с полой алюминиевой рукояткой (автор В.М. Абалаков), который выпускался ленинградской судоверфью. При подготовке к походу клюв ледоруба и штычок рекомендуется заточить и для безопасной транспортировки одеть на них предохранительные колпачки из резинового шланга. Для большинства горных походов 1-й категории сложности достаточно иметь два ледоруба на всю туристскую группу - для лидирующего и замыкающего участников. Для прохождения перевалов 1б-2а ледоруб необходим уже каждому участнику похода.

Важным средством личного страховочного снаряжения в горных походах являются лыжные палки. Палки позволяют туристам сохранять устойчивость при движении по сложному рельефу и перераспределять физические усилия между верхними и нижними конечностями. Особенно важно иметь лыжные палки в качестве опоры носильщикам, которые двигаются с тяжелейшими рюкзаками. Наиболее удобен телескопический вариант палок из титановой трубки, позволяющей регулировать их длину в зависимости от роста конкретного туриста и крутизны рельефа, по которому он передвигается.

Для успеха и относительного комфорта в активном туристском путешествии важен правильный подбор одежды и обуви. Одежда должна быть воздухопроницаемой, гигроскопичной, обладать теплозащитными свойствами. Хорошая воздухопроницаемость свойственна шерстяным и хлопчатобумажным тканям. Синтетические ткани плохо впитывают влагу, затрудняют работу потовых и сальных желёз. Их не рекомендуется использовать для белья и предметов одежды, соприкасающихся с телом. Кроме того, верхнюю одежду туристов (как и большую часть снаряжения) рекомендуется подбирать или изготавливать из тканей и материалов ярких цветов - красного, оранжевого, ярко-синего. Это позволяет осуществлять наблюдение за туристами на маршруте, а при необходимости - и успешный поиск со значительного расстояния. Особенно это важно, когда наблюдение ведется с помощью приборов (биноклей, труб) и с летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дельтопланов).

Одежда туристов должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений и соответствовать времени года и климатическим условиям путешествия. Летом в тёплой климатической зоне, где нет колючих зарослей, кровососущих, ядовитых насекомых и пресмыкающихся, двигаться по маршруту можно в свободных (не стесняющих движений) плавках, одетых поверх них спортивных трусах или шортах и хлопчатобумажных майках. При этом шею целесообразно защитить хлопчатобумажным платком, а голову - спортивной кепкой-жокейкой с длинным козырьком.

В ветреную морозную погоду удобно идти в тренировочном костюме из шерстяной или полушерстяной ткани. С понижением температуры воздуха и усилением ветра дополнительно надевают свитер или фуфайку, закрывающую шею (именуемую в спортивной среде “олимпийкой”), ветрозащитный костюм, шерстяную спортивную шапочку, шерстяные перчатки (усиленные во внутренней части кожей или брезентом). Пуховая куртка, особенно в высокогорных походах, вещь весьма полезная, заменяющая два тяжёлых шерстяных свитера. Оптимальным вариантом выбора или изготовления пуховой куртки будет следующий: утеплитель - пух гагачий, утиный или гусиный; наружное и внутреннее покрытие - коландрированный капрон; цвет - красный или ярко-синий. В несложных походах пуховая куртка вполне может быть заменена пуховым жилетом - он легче, компактнее и в нём удобнее работать.

Ветрозащитный костюм состоит из куртки и брюк, сшитых из болоньи, репса с пропиткой, парашютного или коландрированного капрона. Среди аналогов лучшие ветрозащитные свойства имеет модель “анорак” - куртка с капюшоном, без застёжки впереди, низ стянут резинкой или шнурком. Брюки ветрозащитного костюма хороши, если они сшиты по типу “самосбросов”, т.е. имеют разъёмные застёжки “молнии”, вшитые в боковые швы брюк по всей их длине. Это позволяет снимать и надевать брюки, не снимая обуви. Особенно это важно для горных походов.

Большое внимание следует уделять обуви. Она должна свободно облегать ногу, не стеснять движений, соответствовать погодным условиям и рельефу, по которому пролегает туристский маршрут. Основными требованиями, предъявляемыми к туристской обуви, являются лёгкость, прочность и наличие профилированной резиновой подошвы, обеспечивающей прочное (без проскальзывания) движение по рельефу. Основной обувью в горных и пешеходных маршрутах даже низших категорий сложности являются туристские ботинки типа “Вибрам”.

Как видно из приведенного перечня личного снаряжения туриста для горного похода первой категории сложности (приложение №9), в нём 35 наименований общим весом 19,5кг. А если возникнет необходимость максимально облегчить переносимый груз, то в летнее время при нормальной погоде можно обойтись без ковбойки, костюма тренировочного х/б, брюк “гольф” и шерстяных перчаток. Это даст возможность сократить вес личного снаряжения почти на 1,5кг, но несколько уменьшит походный комфорт его владельца. Основная часть личного снаряжения, приведённого в приложении №9, может быть использована в походах по всем видам туризма. Рассмотрим особенности личного снаряжения для пеших, водных и лыжных походов по сравнению с приведённым перечнем.

Для пеших походов из перечня, указанного в приложении №9, можно исключить (если маршрут не проходит по горной местности) пуховую куртку или жилет, бахилы, перчатки шерстяные, ледоруб, лыжные палки. При этом следует добавить накомарник и компас.

В пеших походах низших категорий сложности в спальных мешках в качестве утеплителя не обязательно использовать птичий пух. Для этого достаточно иметь синтетические утеплители. Для пешеходных и водных путешествий в относительно тёплых районах вполне достаточно состегивающихся мешков-одеял на трёх человек.

Личное снаряжение туристов-водников тоже мало отличается от перечня для пешеходников. Однако в водных походах туристы в качестве основной обуви вместо ботинок используют кроссовки, тапочки и брюки-сапоги, сшитые из прорезиненной ткани. Для туриста-водника, кроме того, обязательны следующие индивидуальные спасательные средства: спасательный жилет - безрукавка из материала яркого цвета (лучше красного) с общим объёмом ёмкостей от 16 до 24 литров и кусками пенопласта в качестве наполнителя; спасательный гидрокостюм из тонкого прорезиненного капрона, изготовленный в виде комбинезона или брюк с курткой. В последние годы туристы-водники всё чаще вместо спасжилета и гидрокостюма используют защитно-спасательный костюм (ЗСК) со шлемом (каской). ЗСК изготавливается так же, как и гидрокостюм, но в нагрудную часть куртки, в рукава, на плечи и локти, на брюки в области коленных и тазобедренных суставов зашиваются бруски пенопласта объёмом до 32 литров.

Первой отличительной особенностью личного снаряжения туриста-лыжника, конечно, являются лыжи. Для туристских походов используются широкие (до 10 см) окантованные металлом лыжи. Длина лыж определяется по цифре, которую получают, если к росту человека в сантиметрах прибавить половину его веса в килограммах.

Лыжные ботинки должны быть на два размера больше обычной обуви туриста (для 2-3-х пар шерстяных носков), иметь высокий верх и широкий носок. В комплекте с ботинками используются толстые меховые или войлочные стельки. Для защиты от снега и сохранения тепла ног не годятся бахилы “фонарики”. Нужны бахилы “сапожок” длиной не менее 40см из тонкого брезента или капрона (386, 30). На переднюю часть таких бахил специалисты советуют сделать застёжки “молнии”, а вдоль них пришить петли для шнуровки, что позволит регулировать объём бахил. Наружный слой ткани “сапожка” утепляется слоем синтепона с подкладкой из тонкого капрона. Дополнительную теплоизоляцию можно создать подбахильником из шинельного сукна или старого шерстяного одеяла (309, 72-73). Кроме того, для транспортировки грузов в лыжных походах очень удобна индивидуальная волокуша из пластмассовых санок (303, 68). В практике лыжных походов по сравнению, например, с горными походами в качестве теплоизолирующего материала для спальных мешков используют синтетическую вату - синтепон. Такой мешок достаточно легок и хорошо сохраняет тепло, но в сложенном состоянии он занимает существенно больший объём, чем пуховой (132, 7).

Особенностью одежды для лыжного похода является большое количество теплых вещей. К тому, что указано в приложении №9, следует добавить две смены нижнего шерстяного белья, подшлемник, ветрозащитную маску из фланели или синтепона. Ветрозащитный костюм должен быть утеплённым и на два номера больше обычного, чтобы его можно было надевать поверх пуховой куртки или жилета.

В приложении №10 нами приводится примерный перечень группового снаряжения для десяти клиентов и девятнадцати членов бригады сопровождения в горном трекинге первой категории сложности. Подобный трекинг является наиболее распространенным видом активных туристских путешествий, культивируемых казахстанскими турфирмами. А указанное количество клиентов и членов бригады сопровождения уже стало как бы стандартным.

Как видно из приложения №10, большую часть группового снаряжения, указанного в нём, составляет снаряжение, используемое на биваках. Основным видом бивачного снаряжения во всех активных туристских путешествиях являются палатки. Они должны иметь оптимальные габариты, массу, стоимость, обеспечивать комфортный ночлег, быстро и просто устанавливаться. В современных активных туристских путешествиях, организуемых казахстанскими турфирмами, палатки используются для ночлега туристов, а также для приготовления и приёма пищи. Для организации ночлега годятся любые палатки, имеющие вышеперечисленные качества.

В горных трекингах для иностранных туристов, которые обслуживали бригады факультета туризма Казахской академии спорта и туризма хорошо зарекомендовали себя английские палатки “Бандоспорт”, изготовленные из перкалевой ткани. Эти палатки в форме юрты с прочным металлическим каркасом и тентом хорошо подходят для горных походов, весьма устойчивы к ветровым нагрузкам. Обычно в одной такой палатке для ночлега размещалось по 2 клиента или 4-5 членов бригады сопровождения. В ряде случаев для сокращения веса группового снаряжения бригады сопровождения брали вместо 4-5 палаток типа “Бандоспорт” 2 палатки типа “Зима”. На установку такой палатки тратится больше времени, чем на “Бандоспорт”, но в двух палатках размещается вся бригада сопровождения, и экономия веса составляет 6-7кг. К недостаткам палатки “Зима” следует отнести высокую парусность громоздкого полиэтиленового тента сложной конфигурации.

В трекинговых походах для качественного приготовления и приёма пищи туристами в достаточно комфортных условиях используется большая каркасная палатка - столовая. В такой палатке можно стоять во весь рост и принимать пищу могут сразу 12-15 человек. Такие палатки, к сожалению, не изготавливаются промышленностью, поэтому туристские организации делают это самостоятельно. В книге “Самодельное туристское снаряжение” (М., ФиС, 1986г.) описаны подходящие модели, которые можно использовать (303, 6-7). Лучшим материалом для такой палатки является коландрированный капрон. Каркас изготавливается из дюралевой или титановой трубки диаметром 25мм и состоит из двух (трёх) арок по 6 равных и прямых трубок. Две верхние трубки соединяются шарнирно, а остальные вставляются друг в друга с помощью угольных переходников, надёжно фиксирующих каркас в вертикальной плоскости. Каркас собирается внутри палатки и привязывается в нескольких местах тесемками.

Приготовление пищи в безлесной (а в настоящее время и в лесной) зоне осуществляется на бензиновых примусах или газовых горелках. В хорошую погоду приготовление может осуществляться без укрытия, а при низкой температуре воздуха, ветре или выпадении осадков - в кухонной палатке. Однако в любом случае следует добиваться, чтобы вода не попадала на головку примуса или горелки. Поэтому для укрытия примуса и кастрюли нужен кусок стеклоткани, сшитый в форме цилиндра и плотно закрывающий их от ветра и влаги. Стеклоткань не подвержена горению, немного весит; транспортировать её надо отдельно от пищи и спальных принадлежностей в полиэтиленовом мешке вместе с обогревательными приборами.

Быстрота и качество приготовления пищи во многом зависят от выбора нагревательных приборов и варочной посуды. Практика доказала, что в трекинговых походах и базовых лагерях целесообразнее использовать газовую горелку, имеющую массу около 1кг. Значительный объём бачка (650г.) позволяет заправлять его только 1 раз в день, он менее подвержен саморазогреву и более безопасен, чем другие распространённые марки примусов. Недостатком газовой горелки является его неустойчивость, особенно в том случае, если на примус устанавливается объёмная варочная посуда, и он находится на мягком грунте. Для устранения этого недостатка и повышения общей эффективности в комплекте с газовой горелкой используются различные защитные экраны (например, стеклоткань) и специальные разборные таганки. Таганок добавляет к весу группового снаряжения 500-700г, но, кроме прочего, позволяет при необходимости более эффективно использовать местное топливо (дерево, кизяк, сухую траву). Сам таганок может быть использован в качестве мангала, что, собственно, и делается в практике работы трекинговых бригад.

В приложении №10 нами указаны четыре газовых горелки. Два из них используются обычно для приготовления пищи туристам, два других - для бригады сопровождения.

Лучшим топливом для примусов является авиационный бензин “калоша”, который не даёт вредных паров и не засоряет горелку примуса. Возможно также использование неэтилированного бензина А-72, АИ-93, А-98, “экстра”. Расход бензина зависит от таких факторов, как высота над уровнем моря, температура воздуха, количество туристов, тип посуды, наличие воды или снега. В среднем для группы в 8 человек нужно планировать 1 литр бензина на день (132, 9). Важен выбор ёмкостей, в которых транспортируется горючее. Весьма удобны 10-литровые дюралевые канистры, особенно если они используются для забросок. В трекингах последних лет горючее переносится в 1,5-литровых полиэтиленовых баллонах из-под различных соков. Однако для этого используется не рюкзак, а станок, горючее укрывается от прямого попадания солнечных лучей. С набором высоты и повышением температуры воздуха следует периодически стравливать давление в баллонах.

В комплект обогревательных приборов активных туристских путешествий целесообразно включать хотя бы одну газовую горелку как дополнение к бензиновым примусам. Газовую горелку удобно использовать для быстрого приготовления чая во время обеденного перекуса (приёма пищи в 12 часов дня, который западные туристы называют “пикник“) и полдника (который организуется между обедом и ужином, в 16.30-17.00 часов, сразу после прихода группы на место ночевки). Лучше других в практике горных трекингов зарекомендовала себя французская газовая горелка типа “Блюэт-206”, которая весит всего 290г. Сама горелка представляет собой головку со складными опорными держателями, которая навинчивается на маленький баллон с газом “бутан”. Каждый баллон весит 190г. и содержит объём газа для непрерывного 4-х часового горения.

Для приготовления пищи на примусах подходит посуда с низкими стенками и широким дном, позволяющим более полно использовать тепло пламени горелки. Это могут быть обычные алюминиевые кастрюли, с загнутыми по краям и плотно подогнанными крышками. В сочетании со стеклотканью и таганками кастрюли позволяют быстро и качественно готовить пищу. Важным преимуществом такой варочной посуды является её малый вес. На тургруппу для горного трекинга 1-й категории сложности с 10 клиентами и 19 членами бригады сопровождения вполне достаточно две 8-литровых и три 5-литровых алюминиевых кастрюли.

В качестве страховочных средств для такой группы необходимо иметь две основных верёвки по 40м, расходный репшнур длиной 10м, два ледоруба, два ледобурных крюка, 3-4 карабина, ракетницу с набором ракет. Обычная армейская ракетница-пистолет слишком тяжела, поэтому в походах используется ракетница-отбойник, состоящая из алюминиевой трубки и бойка. Вес такой ракетницы - 50 г.

Обязательно следует иметь два фонаря с запасными батарейками, 10-12 стеариновых свечей, 15-20 коробок спичек в непромокаемой упаковке, ремонтный набор (приложение №11), безмен (для распределения контрактного груза и приготовления пищи) и будильник для дежурной смены. В качестве личной посуды используются металлические кружки и миски. Полиэтиленовая посуда не годится, т.к. она плохо отмывается от жирной пищи и деформируется от высоких температур. Более практична для употребления так называемая одноразовая пластмассовая посуда из ударопрочного полистирола.

Если говорить об особенностях группового снаряжения в водном и лыжном путешествиях, то, прежде всего, речь должна идти о средствах передвижения.

Большая часть активных путешествий по воде совершается на специальных туристских плавсредствах. Туристскими называются маломерные несамоходные суда, предназначенные для водного туризма. Из гребных судов наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Часто турпоходы совершаются на плотах с надувными элементами плавучести (390, 119). Наиболее распространенное плавсредство для водных походов I-III категории сложности - байдарка.

Байдарка - узкая легкая запалубная лодка без уключин. Относится к маломерным гребным судам, предназначена для походов и прогулок по рекам, озёрам и водохранилищам в условиях умеренного волнения; бывает одно-, двух-, трёхместной (одноместные байдарки называют каяками). Гребцы сидят лицом по направлению движения и гребут двухлопастным веслом попеременно с одного и другого борта. По конструкции корпуса байдарки различают неразборные и разборные. Разборные байдарки по конструкции разделяются на каркасные, каркасно-надувные, надувные и жесткие.

Каркасная байдарка - наиболее популярное плавучее средство в водных походах не выше 3 к.с. С 90-х годов изготавливаются и широко используются 1-, 2-, 3-местные байдарки “Таймень” (390, 19-20). Специалисты считают, что из всех конструкций байдарок лучшим является вариант каркасно-надувной байдарки типа КНБ-81 Э. Космачева. Эта конструкция сочетает в себе максимальную простоту и доступность в изготовлении с универсальностью применения. Имея плавные обводы и малую осадку, она обладает хорошей маневренностью и ходкостью, а благодаря надувным баллонам - непотопляемостью и малой уязвимостью при ударах о камни. Рекомендуемые размеры байдарки: длина - 450см, ширина - 75см, высота - 30см, вес - 12кг. Полная грузоподъёмность - 500кг, полезная - 220кг (303, 84-85).

Для водного слалома чаще всего туристы используют каноэ (от англ. слова “челнок”) - маломерное спортивное или туристское судно с характерной челночнообразной формой корпуса. Каноэ бывают неразборные (выдолбленные из цельных кусков ствола дерева или изготовленные из фанеры, пластмассы), разборные (имеют разборный каркас, обтягиваемый прорезиненной тканью, толстой синтетической плёнкой) и надувные. Туристы пользуются, главным образом, разборными и надувными каноэ (390, 47).

Весьма распространёными в водном туризме являются катамараны. Катамаран (от тамильского слова “связанные брёвна”) - судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части. В водном туризме применяются преимущественно надувные катамараны. Каждый из корпусов такого катамарана представляет собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жестким каркасом. Экипаж катамарана обычно состоит из 2 или 4 человек. Гребцы гребут однолопастными веслами (как на каноэ). Посадочное место гребца состоит из сиденья и 2 жестких или мягких дуг, охватывающих бедра гребца (390, 51).

Конструкция катамаранов-двоек в основном аналогична конструкциям четверок. Наибольшее распространение получили круглые катамараны, достоинством которых стали простота изготовления, малый расход материала, малый вес, низкое расположение гребцов над водой (что значительно повышает эффективность гребли). Кроме того, для водных походов с клиентами “двойка” имеет наибольшее преимущество перед четверкой как удобное судно.

Обучение на четырехместном катамаране малоэффективно, т.к. на нем новичкам трудно уловить связь между своими действиями и движением судна. Катамаран-двойка очень чувствителен к воздействию потока и к управлению, он сразу реагирует на любые воздействия, наглядно демонстрируя связь между ними и последующим движением судна. Обучаемому легче в этом разобраться, т.к. он видит большую часть судна и действия напарника. Таким образом, вырабатываются навыки не только правильной гребли, но и управления судном по крену и дифференту. Это позволяет впоследствии легко пересаживаться с “двойки” на “четверку” на более сложных маршрутах и на малые суда-каяки и каноэ. Наиболее типичные размеры катамаранов - двоек следующие: длина - 3,1-3,3м, габаритная ширина - 1,5-1,6м, наибольший диаметр поплавков - 45-48 см, объём - 730-770 л. (316, 134-136).

Плот - плавучая платформа из нескольких соединенных между собой бревен, бочек, надувных баллонов и т.д. Обычно движется по течению; при движении против или под углом к течению пользуются веслами или шестами (отталкиваясь от дна). Плот состоит из става (корпуса), носовой и кормовой подгребиц и 2 гребней для смещения плота в потоке. На ставе располагается экипаж и размещается груз (походное снаряжение), к нему крепятся подгребицы, которые передают на став усилие от гребей. Традиционно в водном туризме до середины 70-х годов использовались преимущественно деревянные плоты. Ныне в связи с расширением движения в защиту окружающей среды все большее распространение получают каркасно-надувные плоты, что позволяет уберечь от рубки деревья по берегам рек (390, 93). Следует отметить, что традиционные конструкции плотов имеют серьёзные недостатки - трудоёмкость при изготовлении и сложности при обносах и т.п.

Комбинация плота и катамарана дала новый тип судна - “честер”, имеющий 2, 3, 4 гондолы, расположенные поперек потока у носа и кормы. Размер рамы “честера” - 4,5 X 2,2м, размер гондолы - диаметр 0,8Х 3,2м, габариты судна 5Х3,2м. Рама должна быть жесткой, изготовленной из дерева или дюралюминия. Положительным качеством “честеров” являются простота в изготовлении (с момента прибытия на место стройки до отплытия проходит полдня). Конструкция судна значительно легче плотовой схемы. Разгруженный “честер” просто управляется одним человеком, запас плавучести и расположение гребцов по углам обеспечивают хорошую остойчивость.

Весьма важными элементами снаряжения для водных походов на гребных судах являются весла и другие приспособления, например, бросательный конец.

Весло - приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном туризме используются преимущественно байдарочные, канойные и шлюпочные весла, а также специальные весла для управления движением плота - гребь. Длина байдарочных и канойных весел подбирается с учетом роста и длины рук гребцов и высоты сидения над уровнем воды. Длина байдарочного весла обычно выбирается равной росту гребца с вытянутой рукой. Длина канойного весла выбирается по росту гребца - до его переносицы (390, 28).

Бросательный конец - в водном туризме одно из основных средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур длиной 25-30м, диаметром 6-8мм. Хранится в специальном мешке из ярко окрашенного капрона. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диаметром 10-12см, толщиной 5см (390, 24).

Подготовка личного и группового снаряжения к активному туристскому путешествию является ответственной частью предпоходного тактического плана. Основными этапами реализации этого плана можно назвать:

1) составление перечней снаряжения, необходимого для прохождения конкретного маршрута в определённом районе, с определенным количеством людей в известное время и сроки;

2) подбор снаряжения по составленным перечням, проверка его надежности и соответствие назначению в обстановке, близкой к походной;

3) устранение выявленных недостатков снаряжения и осуществление профилактического ремонта, переделка или оборудование дополнительных приспособлений для обеспечения лучшей эксплуатации.

Безусловно, менеджер туристской фирмы должен ориентироваться в большом спектре не только отечественного (сегодня, в основном, самодельного) снаряжения. Необходимо знать и лучшие образцы снаряжения зарубежного. Источниками такой информации могут быть международные туристские и спортивно-технические выставки, интернациональные соревнования по технике разных активных видов туризма и совместные с зарубежными специалистами туристские мероприятия. Туристское снаряжение демонстрируется и продается как на туристско-спортивных, так и на специализированных спортивно-технических выставках. В качестве примера первого вида выставок можно назвать 1-ю Казахстанскую международную выставку “Интерспорт - 95” (спорт, туризм, путешествия, охота), которая проводилась в Алматы 7-11 ноября 1995 г. На данной выставке (заявленной как ежегодная) добротное снаряжение для туризма и альпинизма представлял туристский центр “Азия” (Казахстан, Алматы, ул. М.Тореза, 359, тел. 48-25-73).

Как наиболее результативную, можно назвать выставку-смотр “Туристское снаряжение - 89”, которая проводилась в 1989 г. на ВДНХ СССР в г.Москве. На этой выставке представлялся широкий спектр снаряжения для пешеходного, горного, водного, авто-, мото- и велотуризма; снаряжение для бивака; оборудование и инвентарь для спорта, отдыха и досуга в период экскурсий и путешествий. Только рюкзаков на выставке было показано 20 моделей (69). Так, в 1989г. Алтайское туристско-экскурсионное объединение “Алтайтурист” и московский кооператив “Лаборатория приключений” организовали международные соревнования туристов-водников Алтая, Сибири, Дальнего Востока, а также спортсменов США, Англии, Новой Зеландии, Канады, Замбии и других. Отлично показали себя американские плоты - “рафты”, катамаран-двойка, а также укороченные (3,5м в длину) пластмассовые (а не стеклопластиковые) каяки “Альфа”, “Пиранья”, “Дэнсер”, “Прийон”, представленные американской фирмой “Проджект РАФТ”.

Наши туристы могли не только ознакомиться с идеями зарубежных изобретателей средств сплава. Часть иностранного снаряжения вручалась победителям соревнований в качестве призов, а потом была организована аукционная продажа лучших образцов (180, 94-95).

Получив информацию о номенклатуре необходимого для работы снаряжения и о фирмах-пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...