Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




ОБЩАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

 

Методические указания к лабораторному практикуму

«Определение углеводов в пищевых продуктах»

для студентов специальностей

1- 49 01 01, 1- 49 01 02, 1- 91 01 01, 1-25 01 09, 1-27 01 01

 

Могилев 2013


УДК 577.1

ББК

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию

на заседании кафедры химической

технологии высокомолекулярных соединений

Протокол № 11 от 27 июня 2013 г.

 

Составители:

О.В. Дудинская,

Л.М. Ткаченко,

Н.И. Ильичева, Н.В. Картель

 

 

Рецензент

кандидат технических наук, доцент

Будкуте И.А.

 

 

УДК 577.1

ББК

© Учреждение образования

«Могилевский государственный университет продовольствия», 2013

Содержание

    с
  Введеиие………………………………………………………….  
  Лабораторная работа № 1 – Определение содержания общих сахаров……………………………………………………………. Перманганатный метод определения общих сахаров…………  
  Фотоколориметрический метод определения общих сахаров..  
  Лабораторная работа № 2 – Определение содержания глюкозы в вине и плодово-ягодных напитках…………………………….  
  Лабораторная работа № 3 – Определение содержания крахмала в зерне, муке и мучных изделиях по йодокрахмальной реакции.  
  Лабораторная работа № 4 – Определение содержания общих пектиновых веществ………………………………………………  
  Список используемой литературы……………………………….  
  ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………  
  Таблица А 1: Пересчет количества меди на количество редуцирующих сахаров………………………………………………  
  ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………..  
  Приготовление растворов……………………………………….  
  ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………..  
  В 1– Образец оформления титульного листа отчета по лабораторной работе…………………………………………………….  
  В 2 – Структура отчета………………………………………….  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Углеводы являются важным классом природных органических соединений. Они входят в состав клеток и тканей всех растительных и животных организмов и по массе составляют основную часть органического вещества на Земле (до 80% сухого вещества растений и около 2% сухого вещества животных организмов составляют углеводы). В живой природе они имеют большое значение как источники энергии в метаболических процессах (в растениях – крахмал, в животных организмах – гликоген); структурные компоненты клеточных стенок растений (целлюлоза); выполняют роль субстратов и регуляторов специфических биохимических процессов, являются составными элементами жизненно важных веществ: нуклеиновых кислот, коферментов, витаминов и др.

Методические указания содержат основные теоретические положения и методики по количественному определению общих сахаров (сахарозы, редуцирующих сахаров) глюкозы, крахмала и пектиновых веществ.

Данное методическое указание позволяет студентам технологических специальностей, экономистам, товароведам закрепить лекционные материал по теме «Углеводы» на практике и получить навыки аналитического определения углеводов в пищевых продуктах.

 

Лабораторная работа №1

Определение содержания общих сахаров

Цель работы:

Определение содержания общих сахаров (cахарозы и редуцирующих моносахаридов) в пищевых продуктах перманганатным методом.

Приборы, реактивы и материалы

Приборы: весы лабораторные, фотоэлектроколориметр (λmax=440±5), электроплитка, баня водяная, обратный холодильник, термометр лабораторный с диапазоном измерений (0-100)0 С, колбы мерные на 100 см3, 200 см3, 250 см3, 1000 см3, цилиндры мерные на 100 см3, 200 см3, 250 см3, 1000 см3, колбы конические 250 см3, пипетки 5 см3, 20 см3, 25 см3, 50 см3, бюретки 25 см3, 50 см3, стакан 50 см3, воронки стеклянные, стеклянный пористый фильтр (ВФ-1 ПОР 10 или ПОР 16), капельница стеклянная лабораторная, насос водоструйный, секундомер, эксикатор.

Реактивы: Натрий углекислый безводный, раствор с массовой концентрацией 150 г/дм3; натрий фосфорнокислый двузамещенный, раствор с массовой концентрацией 200 г/дм3; натрий сернокислый 10-водный, насыщенный раствор; калий железистосинеродистый 3-водный, раствор с массовой концентрацией 150 г/дм3 и калий железосинеродистый, х.ч., раствор с массовой концентрацией 10 г/дм3; цинк уксуснокислый 2-водный, раствор с массовой концентрацией 230 г/дм3; цинк сернокислый 7-водный, раствор с массой концентрацией 145 г/дм3; свинец уксуснокислый, раствор с массовой концентрацией 300 г/дм3; медь (II) сернокислая пятиводная, х.ч.; кислота азотная, х.ч.; кислота серная, х.ч., плотностью 1,836 г/см3; кислота соляная, х.ч., плотностью 1,190 г/см3; кислота щавелевая, х.ч; гидроксид натрия, ч.д.а., растворы с массовой концентрацией 10 г/дм3 и 200 г/дм3; гидроксид натрия, ч.д.а. с концентрацией 25 моль/дм3; калий-натрий виннокислый четырехводный, х.ч; квасцы железоаммонийные, х.ч., насыщенный раствор; калий марганцовокислый, х.ч.; метиловый оранжевый, раствор с массовой концентрацией 1 г/дм3; фенолфталеин, спиртовой раствор с массовой концентрацией 10 г/дм3, вода дистиллированная, сахароза, х.ч., или сахар-рафинад; растворы Фелинг 1и Фелинг 2 (см. Приложение Б).

Материалы: Бумага лакмусовая, бумага универсальная индикаторная рН 1-10, бумага фильтровальная лабораторная.

Основные теоретические положения

Углеводы (моносахариды и дисахариды), обладающие сладким вкусом называются сахарами или общими сахарами. В плодах, овощах и ягодах из общих сахаров преобладают моносахариды глюкоза, фруктоза и дисахарид сахароза. В злаковых культурах, особенно в проросшем зерне, в большем количестве содержится дисахарид мальтоза (солодовый сахар). Общее количество сахаров зависит от многих факторов: культуры, сорта, зоны выращивания, почвенных и климатических условий. Соотношение различных сахаров зависит от вида плодов, овощей и ягод. Например, в плодах семечковых культур (яблоки, айва, груши) преобладают фруктоза (5,6–11,8) %, глюкоза (2,2–5,5) %, сахароза (0,4–5,3) %, у косточковых плодов (абрикосы, персики, слива) преобладает сахароза (4,5–10,7) %, в других культурах в равных количествах содержаться глюкоза и фруктоза, а на долю сахарозы приходиться минимальное количество.

Сахароза чрезвычайно широко распространена в стеблях, листьях, корнях, клубнях некоторых растений. Главные источники получения сахарозы в пищевой промышленности – сахарная свекла и сахарный тростник. В корнеплодах сахарной свеклы содержится до 27 % сахарозы, а в соке сахарного тростника до 14–26 %. Углеводы–сахара легко усваиваются в организме человека и являются источниками энергии.

Все углеводы можно разделить на редуцирующие (восстанавливающие) и не редуцирующие (невосстанавливающие). К редуцирующим сахарам относятся моносахариды (глюкоза, галактоза, фруктоза, манноза) и некоторые дисахариды (лактоза, мальтоза, целлобиоза и др). Большинство химических реакций по определению редуцирующих сахаров основано на легкой их окисляемости и способности их восстанавливать различные соединения. Сахароза не содержит полуацетального (гликозидного) гидроксила, поэтому она не способна к окси-оксо-таутомерии и является невосстанавливающим дисахаридом. Для определения общих сахаров (глюкозы, фруктозы и сахарозы), необходимо провести кислотный или ферментативный гидролиз сахарозы. При нагревании с кислотой или под действием фермента инвертазы, сахароза полностью гидролизуется с образованием смеси, состоящей из равных количеств глюкозы и фруктозы, которая называется инвертным сахаром, а сам процесс гидролиза называется инверсией.

Инвертный сахар (сироп) широко используются в кондитерской промышленности как влагосвязывающий агент и антикристаллизатор. Частичная или полная замена сахара-песка в тесте позволяет повысить его пластичность, он позволяет дольше хранить выпеченные изделия без потери качества.
Кремы и другие кондитерские начинки, изготовленные с использованием инвертного сахара, не засахариваются в процессе хранения.

Наиболее распространенными методами определения редуцирующих сахаров и сахарозы являются перманганатный (метод Бертрана и фотоэлектроколориметрический.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...