Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение исследования




Методическое обеспечение

 

Исследование проводилось в два этапа. В нем участвовали по 10 воспитанников из каждого детского дома (детский дом №59 и детский дом г. Железногорска). Это дало возможность сравнить уровень инициативности и выяснить его зависимость от выраженности условий среды, которые были обозначены в теоретической части. Должна была подтвердиться закономерность - чем ярче выражены данные условия, тем выше уровень инициативности воспитанников подросткового возраста.

I ЭТАП

На этом этапе было проведено исследование инициативности у воспитанников двух детских домов. Для этого были использованы ранее разработанные методики: «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» (разработана А.И. Высоцким), «Самооценка волевых качеств» (разработана Н.Е. Стамбуловой) (26).

Были выбраны именно эти две методики, чтобы исследовать инициативность и изнутри, и снаружи. Такое рассмотрение предмета исследования, по моему мнению, дает более полную и объективную картину уровня инициативности. Как и любая характеристика качества человека, уровень инициативности складывается из соотнесения собственного мнения о ней и мнения окружающих.

Так как обе методики направлены на исследование целого списка волевых качеств человека, были использованы части методик, посвященные исключительно инициативности. Для исследования внутренней личностной стороны данного качества была использована методика самооценки. Также основанием выбора данной методики послужил тот факт, что в подростковом возрасте формируется самосознание и одним из доминирующих является интерес к себе (а также ценность искренности своей и окружающих). Конечно, низкая самооценка и одновременно желание быть взрослым обусловило некоторые погрешности результатов методики, но для объективности и было выбрано рассмотрение с двух сторон.

1. Самооценка уровня инициативности и самостоятельности. В части методики самооценки оценивается уровень развития волевых качеств - инициативности и самостоятельности.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Текст опросника.

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас, подходит вам. Выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов. Поставьте галочку или крестик в клетке с подходящим ответом.

 

Суждения Так не бывает Пожалуй, неверно Может быть Наверное, да Уверен(а), что да
Обычно, все важные решения я принимаю без посторонней помощи.          
Я легко завязываю разговор с незнакомым человеком.          
Я никогда по собственному желанию не берусь за выполнение поручений.          
При подготовке к урокам довольно часто я читаю дополнительные книги, мне не хватает тетрадки или учебника.          
Отсутствие близкого для меня человека на концертах, конкурсах или других публичных выступлениях (его советов, поддержки и т.п.) значительно ухудшает качество моего выступления (теряюсь, забываю…).          
Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности (рисование, рукоделие, конструирование…).          
На уроках я стараюсь придумывать новые, оригинальные способы решения задач, высказываю новые мысли о литературном произведении.          
Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.          
Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.          
В разговоре или при знакомстве я предпочитаю, чтобы разговор заводил другой.          
Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.          
Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если другие думают, что они неудачные.          
К поручениям я отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.          
При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для успешной сдачи.          
Обычно я не задумываюсь над содержанием работы, точно выполняю то, что предлагает учитель или воспитатель.          
Стремлюсь быть организатором новых дел.          
Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.          
Процесс творчества (рисование, рукоделие, конструирование…) не привлекает меня.          
Результаты моих выступлений практически не зависят от того, присутствует ли на них близкий и значимый мне человек.          
В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.          

 

Варианты ответов.

1. «Так не бывает» (+2)

2. «Пожалуй, неверно» (+1)

.   «Может быть» (0)

.   «Наверное, да» (-1)

.   «Уверен(а), что да» (-2)

Затем следует обработка ответов с помощью ключа.

Положения 1,6,8,9,11,12,16,17,18,20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2,3,4,5,7,10,13,14,15,19 - для диагностики генерализованности волевых качеств.

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов - низкий уровень; 20-30 баллов - средний уровень; 31-40 баллов - высокий уровень.

2. Внешняя оценка уровня инициативности. Для исследования внешнего проявления инициативности была использована методика наблюдения. Наблюдение велось за конкретными признаками инициативности в поведении. Именно в этой части исследовательской работы определялась объективность ответов детей по первой методике.

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа).

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым. Соответственно наблюдение велось в течении недели.

Признаки инициативного поведения.

1. Проявление творчества, выдумки, рационализации (внесение предложений, новшества, «задумки-придумки»).

2. Поддержка и участие в разумном новшестве, начинании другого.

.   Активная поддержка группы в реализации намеченных планов.

.   Добровольное участие в групповых «затеях».

.   Проявление инициативы в непривычной обстановке (незнакомой, неожиданной, за пределами детского дома).

.   Обоснованная, разумная критика (в том числе оценки взрослого)

.   Оценивание своей деятельности и чужой, отношений своих и чужих, просто себя и других.

.   Самостоятельность в решениях и действиях

*Распространение анкет-опросников.

Виды деятельности, в которых проявляется инициативность.

1. Игровая - И!

2. Деятельность по интересу, досуговая - Д!

.   Общение, общественная деятельность - С!

.   Трудовая - Т(св)!

.   Учение - У!

Соотнесение результатов двух методик дало возможность валидизировать, утвердиться в правильности сделанных оценок. Исследование проводилось по принципу триангуляции - рассмотрения объекта исследования с двух сторон с целью вынесения более точной оценки уровня инициативности.

ЭТАП II

На данном этапе исследовались выделенные в теоретической части условия развития и поддержания инициативности. Каждое из мини-исследований проводилось в течении недели.

Были использованы методы фокусированного наблюдения, структурированного интервью и анализа документации.

) Исследование соответствия выбранной деятельности актуальному интересу. Реализованный интерес является толчком для складывания инициативности, так как деятельность, выбранная самостоятельно и управляемая самим ребенком является одним из условий развития инициативности. А большой выбор деятельностей повышает вероятность того, что ребенок найдет свою. Тем более успех в интересующем деле более вероятен - что обеспечивает удачные пробы и настрой на проявление инициативности в других сферах. Нас интересовал осознанный интерес к какой-либо деятельности, таким образом, для исследования спектра деятельностей было проведено структурированное интервью, построенное на основании двух вопросов:

- чем бы ты хотел(а) заниматься в свободное время, что тебя интересует? - выявляет актуальные интересы ребенка.

- чем ты занимаешься сейчас помимо учебы и почему решил(а) этим заниматься? - выявляет соответствие интереса и выбранной деятельности, также мотив выбора.

2) Анализ документации и интервью с воспитателями и некоторыми административными лицами. Эта часть была нам необходима, чтобы определить спектр деятельностей, предоставляемых данными учреждениями своим воспитанникам. Основным вопросом интервью был:

Какой набор, специально организованной деятельности вы предоставляете своим воспитанникам?

Также была просмотрена документация о представленных видах деятельности.

В результате удалось выявить определенную закономерность в зависимости реализации интереса в деятельности от набора представленных деятельностей.

3) Исследование жесткости режима. Как было сказано ранее, ограничение правилами и требованиями подчиняться формирует безынициативную личность, зависимую от других и нуждающуюся в контроле и опеке, ориентирующуюся на мнения других. С целью исследования жесткости режима мы наблюдали количество добровольных нарушений и количество договоров со взрослым, при необходимости изменения хода дня. С помощью этого мы сделали вывод о том, что принято в учреждении - возможность построить свой день по своему усмотрению или запрет любого нарушения режима. Причем в сравнении должен выясниться перевес одного из «правила». Перевес высчитывался как соотнощение договоров и нарушений.

Д - количество договоров

Н - количество нарушений

Соотношение было посчитано и полное, и за вычетом договоров поехать (пойти) домой или к родственникам на выходные.

Д(59) Д(Ж) Д-вых(59) Д-вых(Ж)

Н(59) Н(Ж) Н(59) Н(Ж)

4) Исследование личного пространства ребенка. Наличие собственного пространства изучалось с помощью структурированного интервью, так как нас интересовало мнение самого ребенка о том, что принадлежит ему полностью, ведь именно из его мнения, знания и ощущения складывается чувство автономности, индивидуальности и самостоятельности (психологической основой которого является инициативность). Конечно, разным образом оно предоставляется взрослым, поэтому методика покажет и то, как ребенка обеспечивают собственным пространством, какие установки формируются у воспитанника. Интервью основывалось на двух вопросах:

- покажи, где находятся только твои вещи - исследовалось чувство собственности (в материальном смысле).

- как ты можешь распоряжаться своими вещами? - подтверждение мнения воспитанника о собственности.

На основе этого мы делаем вывод о наличии по-настоящему личного пространства, которое способствует развитию инициативной личности.

5) Исследование типа взаимодействия взрослого и воспитанника детского дома. Из теоретической части видно, что для детских домов характерно образование отрицательных зависимостей, что воспитывает иждивенчество, беспомощность. Чтобы отследить каким образом предъявляет себя взрослый при обращении к нему подростка за помощью, мы регистрировали количество обращений «сделать за меня» и «помочь, направить, посоветовать». Были выявлены закономерности общения в течении недели.

Также мы посчитали соотношения двух случаев обращения в сравнении.

6) Исследование архитектуры учреждения. Места, «где все друг друга слышат» просто названы и обозначено их наличие. Под этим понимаются общие комнаты, где есть возможность проявить инициативность, находясь в обществе сверстников и утвердиться в качестве инициатора, а также общественные организации.

В конце исследования было проведено сравнительное соотношение уровня инициативности и выраженности исследуемых условий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...