Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание третьего раздела – «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» - основной этап работы.




Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы.

1. Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы «Зима», определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).

2. На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря

3. Этап реализации предусматривает следующие стадии:

-анализ подобранного текста и создание к нему лингвокультурологического словаря;

-работа со словарями;

-подготовка устного высказывания;

-написание собственного текста художественного стиля;

-защита проекта на уроке.

Дети учатся определять ключевые слова, составлять словарную статью, выявлять культурологическую значимость слова. Для подготовительной работы используем тексты сказок, «детских стихотворений», что вызовет у ребенка дополнительный интерес и создаст благоприятные условия для каждого ребенка. Например, текст сказки «Снежинки» Д. Кайгородова.

Жили- были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.

Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.

Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.

Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.

И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали О том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.

Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.

Предлагаются такие вопросы и задания:

- Сформулируйте лексическое значение слова «снежинка», вынесенного в заглавие. Посмотрите, как значение слова формулируется в разных словарях.

- Выясните происхождение слова.

- Отметьте словообразовательные связи.

- Какое значение имеет слово «шестигранный?»

- Определите значение слова «земля». Приведите примеры употребления слова в других значениях.

- Что обозначает слово «хрупкий»? С какими словами сочетается это слово? С какими сочетается в переносном значении? В каком значении употреблено в словосочетании «хрупкий наряд»?

- Как вы понимаете выражение «дикая музыка»? Как можно сказать иначе? Почему автор употребляет такое сочетание?

-Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему?

- Найдите сравнения. Какова их роль?

- Подберите синонимы к слову «сверкать». Какой синоним наиболее удачный?

- назовите синонимы в последнем абзаце. Какова их роль?

- Составьте на основании текста словарик, отражающий движения, «выполняемые» снежинками.

После анализа текста следует предложить детям составить словарик снежинок или собственное высказывание на основе ключевых слов. Ребята выполняют описание снежинки, учатся обращать внимание на детали. Сочинения могут быть оформлены в виде снежинок. Конкурс на лучшую снежинку способствует привлечению внимания к предмету, создает возможность для реализации творческих способностей всех учеников.

Интересно сравнить образ снежинки в прозаическом и поэтическом тексте, например, в стихотворении К. Д. Бальмонта «Снежинки».

Вопросы по тексту стихотворения.

-Какой предстает снежинка в стихотворении Бальмонта?

- С помощью каких художественных средств создается образ?

- Какова смысловая и культурологическая нагрузка слова «белый»?

-Какую роль играет этот эпитет для создания образа снежинки?

На следующем этапе дети приступают к самостоятельному составлениюлингвокультурологического словаря к художественному тексту. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В связи с выбранной темой предлагаются следующие произведения: стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», Б. Пастернака «Зимняя ночь», «Снег идет», Н. Рубцова «Первый снег», «Выпал снег…», В. Брюсова «Первый снег» (следует отметить, что поэтические тексты воспринимаются детьми легче).

Примерный план анализа текста.

- Каковы ваши впечатления от произведения?

- Чем интересен для вас денный текст?

- Внимательно перечитайте художественный текст, определите главные образы и ключевые слова.

- Как трактуются эти слова в различных справочниках и словарях? Установите этимологические, синонимические, фразеологические, словообразовательные связи ключевых слов.

- Как трактуются эти слова в различных справочниках? Установите фольклорные (мифологические, библейские) истоки того или иного образа.

- Как можно толковать ключевые слова (на основе прямого или переносного значения, этимологии, на основе жизненных ассоциаций, общефилософских представлений, языческих верований, библейских образов)?

- Какова культурологическая значимость образа-символа в данном произведении?

На уроке, где реализуется данный проект, можно использовать несколько или одно из предложенных стихотворений. При работе с одним произведением дети имеют возможность сравнить свои результаты с результатами одноклассников, что позволит развивать наблюдательность, самокритичность. При таком варианте деятельности дети лучше подготовятся к самостоятельной групповой работе, когда для анализа будут предложены разные тексты.

Особый эмоциональный настрой позволит создать стихотворение В. Я. Брюсова «Первый снег», предлагаемое всему классу в качестве основа для создания словаря. Тема урока формулируется строкой «Целый мир из серебра!», помогающей ребятам настроиться на восприятие текста. После чтения стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником выявляется восприятие данного произведения.

Затем учащиеся работают в творческих группах, обсуждая, какие слова являются ключевыми, важными; дети решают, есть ли в стихотворении значимые слова, не связанные с «зимней» тематикой. Организуется обсуждение, ребята высказывают свое мнение, доказывая, почему они выбрали именно эти лексемы. Анализируя стихотворение В. Я. Брюсова, ученики, как правило, выделяют две семантические группы: отвлеченные существительные, обозначающие волшебный мир (мир, греза, область, призрак, сон, мечтание, жизнь, игра), глагольные формы и существительные, обозначающие цвет и свет (серебро, огни, блестки, жемчуга, гореть, озарены).

После обсуждения смысловых групп начинается непосредственная работа над составлением словаря (индивидуальная, парная или групповая, это зависит от уровня подготовленности класса и от наличия необходимого количества словарей).

На данном этапе обсуждаем возможный вариант словарной статьи.

1. Лексическое значение слова, для определения которого используется «Словарь русского языка» С. И. Ожегова и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Дети выясняют, однозначное или многозначное слово, знакомятся с разными значениями, приводят свои примеры употребления слов в разных значениях.

2. Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. «Этимологический словарь русского языка»). Важно произвести этимологический анализ слова, что во многих случаях поможет прочувствовать стилистическую окрашенность слова, принадлежность лексемы к определенному пласту культуры.

3. Синонимические связи (З. Е.Александрова «Словарь синонимов русского языка»). Подбирая синонимы, дети значительно расширяют свой словарный запас.

4. Фразеологизмы (В. П. Жуков, А. В. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка»). Подбирая фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, выясняя их значение, учащиеся выявляют связь слова с народной культурой, мифологией и религией.

5. Словообразовательное гнездо (А. Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка»). Представляет интерес, на каком этапе образовано слово, является ли основа производной или производящей.

6. Ассоциации. Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры.

Образец словарной статьи.

Жемчуга.

Лексическое значение.

Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков, обычно перламутрового цвета, употребляется в качестве драгоценно украшения. Морской жемчуг. (С. И. Ожегов.)

Самородные шарики, образующиеся в раковинах. Редкость, драгоценность (сорока, кокошник, украшенный жемчугом). Наросты на оленьих рогах.

Этимология.

Восточнославянское заимствование из тюркского языка. Древнетюркское janeu заимствовано из китайского языка, в котором «гончу» образовано от слов «гон» - «настоящий» и «чу» - «жемчуг».

Синонимы.

Жемчуг – перл (уст. И трад.-поэт.).

Ассоциации. Слово «жемчуг» ассоциируется с чем-то сказочным, светлым. Жемчугом девушки-крестьянки украшали свои сарафаны, жемчугом расшивают одежду священников. Вспоминается картина М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».В произведении слово используется во фразе «В жемчугах горят березки...», обозначает снежный покров на березках, слово употреблено в переносном значении.

Когда школьники самостоятельно составят словарь, необходимо выслушать разные варианты, обсудить, какие слова были выбраны и почему. Следует вернуться к тексту стихотворения, выяснить у ребят, что изменилось в восприятии стихотворения после составления словаря. Дети отмечают, что они по-новому начинают воспринимать произведение, легко проводят параллели с другими видами искусства. Мир стихотворения В. Я. Брюсова «Первый снег» сравнивают с поэтическим миром русских сказок, сопоставляют с картинами И. Э. Грабаря.

Таким образом, составление лингвокультурологического словаря помогает выявить культурную значимость образов-символов, дифференцирующую роль образов, находящихся в одном семантическом поле с главным словом, способствует выявлению различных культурных коннотаций. Дети видят тесные взаимодействия различных пластов культуры, что углубляет и расширяет понимание всего текста. Красочное оформление словаря способствует развитию творческих способностей детей.

При реализации данного проекта мы не сможем обойтись без четвертого этапа работы, посвященного созданию «Словаря лексики зимних праздников», поскольку этот раздел вызывает особый интерес, помогает от слова перейти к изучению традиций разных народов, показывает слово как элемент культуры. Работа организуется в преддверии новогодних праздников, что позволяет организовать конкурс сочинений «Моя любимая елочная игрушка», конкурс дизайнеров елочных украшений. Предлагаются задания поискового характера: выяснить происхождение образов Деда Мороза и Снегурочки, составить по детским стихотворениям «Словарик елочных украшений».

На уроке дети непременно знакомятся главой «Рождество» из романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают фрагменты главы, рассказывают о традиции празднования Рождества в России, знакомят с иконописной традицией изображения одного из самых важных православных праздников.

Учащиеся находят в тексте ключевые слова (как правило, называются слова «мороз», «елка», «снег», «звезда», «волхвы»), составляют на основе данных лексем небольшие словарики

Практика показывает: несмотря на кажущуюся простоту темы, дети не слишком хорошо владеют информацией о праздновании Нового года и Рождества, а поскольку праздники любимы детьми, ребята с удовольствием знакомятся с новым материалом. В ходе реализации этого этапа проекта происходит взаимодействие языка, культуры и личности.

Создание различных разделов энциклопедии способствует глубокому проникновению в «зимнюю» тему, помогает подготовить детей к реализации пятого этапа проекта «Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников».

Целесообразно включить работу над картиной И. Попова «Первый снег» в последний этап реализации проекта. На уроке будут использоваться произведения различных видов искусства, главной темой станет изображение первого снега в литературе и живописи, дети смогут не только расширить свой словарный запас, но и проникнуться духом начала зимы. Особенно удачным будет проведение такого урока после составления третьего раздела энциклопедии, когда дети работают со стихотворением В. Я. Брюсова «Первый снег».

При подготовке к уроку дети на основании изученных стихотворений должны составить словарик слов и выражений, помогающих представить картину наступления зимы ярко, образно. Слова группируются по темам. В результате индивидуальной и групповой работы появляется такой словарь.

Зима: волшебница, область грезы, невидимка.

Лес, деревья: березки в жемчугах; сосна повязалась белой косынкой; ель в белых космах тонет; березка, как невеста; березка, словно лебедушка; ели – балерины в белых пачках.

Снег: яркий бисер; скатерть; легкий пух; серебро; бархатная пустыня; театральное привидение.

Цвет: лазурь светлая; блестящая скатерть долин; яркий бисер полей; синее зеркало льда; серебро, огни и блестки; блеклая дымка; сказочные реки.

Звук: все безмолвно; дикая метель.

Затем учащиеся слушают музыку Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», рассказывают об ассоциациях, вызванных произведением. Из стихотворений дети выбирают наиболее красочные обороты, отмечают, какие художественные приемы помогли поэтам создать незабываемый образ первого снега.

Далее обращаемся к картине И. Попова «Первый снег». Предварительная работа с произведениями других видов искусства поможет детям рассказать о своих впечатлениях от первого снега, настроиться на восприятие картины. Предлагаем такие вопросы и задания.

- Какие чувства вызывает у нас первый снег?

- Как выразить свое восхищение?

-Какие средства художественной выразительности можно использовать?

-Составьте таблицу-словарик к картине «Первый снег», выделив тематические группы «Снег», «Небо», «Дома», «Тротуар», «Люди», «Деревья», «Собака».

- Каким может быть первый снег?

-Какие детали картины вы отметите?

-Могут ли девочки, изображенные на картине, быть знакомы автору?

- О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

- Почему вдруг замер щенок?

- Все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8.00. А что будет через час? А когда вы вернетесь из школы? А вечером?

- Попробуйте написать сочинение в форме дневниковых записей.

- Что такое дневник? Каковы значения слова? Что заносят люди в личные дневники? Ведут ли дневники в наше время? В какой форме? Почему вести дневниковые записи очень интересно?

Чтобы облегчить детям работу, записываем на доске слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении: скрипящий под ногами снег, белый пушистый ковер, свежий запах зимнего воздуха, морозный воздух, глубокие следы, крупные хлопья снега, снежинки, похожие на парашютики.

В 7 классе предусмотрено написание сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», ребята должны создать текст для телевизионной передачи «Времена года».

Эмоциональным толчком к работе над картиной станет текст М. Горького: «Зима цепляется снежными крыльями за крыши домов. Она заворачивается в пушистые сугробы, как в шубу, примеряет на платье бахрому инея. Зима, оказывается, большая модница и не любит весну за то, что весною ее белоснежное платье превращается в грязные лохмотья».

Вопросы по тексту:

-Какие художественные приемы помогли автору создать такой выразительный текст?

-Какие новые характеристики образа зимы появляются в этом тексте?

-Какие значения слова «зима» мы можем воспринимать в данном тексте?

Далее целесообразно обратить внимание на изображение зимы в русской живописи. Дети заранее могут подготовить, например, виртуальную экскурсию по картинам русских художников. Затем переходим к анализу картины К. Ф. Юона.

Вопросы по картине.

- Какие чувства охватывают нас при рассматривании картины?

- Как художник показывает конец зимы и начало весны?

-Удалось ли автору передать ощущения, которые испытывает человек в конце зимы?

- Какие детали привлекли внимание автора? Какие деревья? Как изображен дом?

- Какую цветовую гамму использует художник?

- Запишите слова и словосочетания, отражающие состояние природы.

- Представьте, что вы готовите на телевидении цикл передач «Времена года». Как вы будете использовать картину К. Ф. Юона? С чего начнете свое выступление?

Мы видим, что работа с картинами может стать одним из этапов реализации проекта «Энциклопедия Зимы».

Логическим завершением проектной деятельности становится создание альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...