Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе




КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе

Работу выполнила Васильева Ирина Олеговна

Факультет управления и психологии,

направление 040400.62 Социальная работа

Научный руководитель

канд. философ. наук, доцент

Бондарев П.Б.

 

Краснодар 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

1.1 Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности

Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

Анализ причин трудностей социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности у первокурсников

Выводы по главе 1

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

2.1 Содержание социально-педагогической работы по адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

Разработка программы социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе

Выводы по главе 2

. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. В современном обществе остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, так как студенту очень сложно привыкнуть к новым условиям обучения в ВУЗе. Адаптационный период студентов-первокурсников сопровождается трудностями в обучении, появление которых обусловлено объективными противоречиями между наличным уровнем готовности к обучению в вузе и требованиями учебной деятельности в высшей школе.

Сложности социально-психологической адаптации обусловлены факторами новизны учебной коммуникации, объема информации, специфике взаимодействия с преподавателями и общения в учебной группе выражается в ситуациях сложности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости, нехватки времени, несогласованности взаимной ответственности при выполнении коллективного учебного проекта, отсутствия регламентации и контроля со стороны преподавателя сопровождается отрицательными эмоциональными состояниями тревожности, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности. Чем студент успешнее адаптируется к новым условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенческой группы, тем успешнее будет процесс самореализации в его студенческой жизни, а затем в будущей профессиональной деятельности. Существуют различные методы психологической работы со студентами- первокурсниками, которые испытывают трудности социально- психологической адаптации к условиям ВУЗа, заключается в том, чтобы помочь этим студентам привыкнуть к новой социальной среде.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как организовать социально-педагогическое сопровождение, способствующее успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе.

Объектом исследования является процесс социально-психологической адаптации первокурсников, а предметом - социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптация студентов-первокурсников к среде вуза будет более успешной, при реализации организованного педагогического сопровождения.

Цель: исследовать процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе при реализации программы социально-педагогического сопровождения.

Задачи:

1.  Провести теоретический анализ подходов к проблеме адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе, к организации социально-педагогического сопровождения данного процесса.

2. Разработать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе.

3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику показателей адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в вузе.

4. Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.

Методы получения данных: анкетирование первокурсников. В анкетах для первокурсников будут заданы вопросы, касающиеся их самочувствия в образовательной среде вуза, выяснения их мотивов обучения и причин, из-за которых первокурсники испытывают трудности в социально-психологической адаптации к образовательной среде вуза.

В первой главе курсовой работы будут раскрываться понятие «социально-психологическая адаптация» и ее особенности у студентов первого курса, а также будут проанализированы причины трудностей социально-психологической адаптации первокурсников.

Во второй главе будет представлено описание социально-педагогической работы с первокурсниками, которые испытывают сложности социально-психологической адаптации, будет разработана программа по организации социально-педагогического сопровождения первокурсников.

В третьей главе представлены и интерпретированы результаты эмпирического исследования.

адаптация личность первокурсник студент


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

    Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности

 

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Социально-психологическую адаптацию личности, по мнению Федоровой Е.Е, можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений личности и социальной группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности, соответствует ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней данная социальная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [14].

Социально-психологическая адаптация личности, согласно определению В.Г. Березина, - это также процесс приобретения личностью определённого социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. И этот процесс происходит как в автономных системах психологических связей и отношений, так и в тех психологических связях и отношениях, которые возникают при решении различных задач, связанных с деятельностью в социальной среде, в которой личность проходит социально-психологическую адаптацию. В этом случае, овладевая деятельностью и совершенствуясь в ней, личность включается в соответствующие, вполне определенные социальные и различные социально - психологические связи и отношения. И, затем, происходит не только профессиональная, но и социально-психологическая адаптация (или дезадаптация) личности.[2]

По мнению М.С. Яницкого, социально-психологическая адаптация личности - это процесс её вхождения в системы психологических связей и отношений, возникающих в контактной социальной среде жизни и деятельности индивида. Эти психологические связи и отношения личности возникают главным образом в связи и по поводу объективных её социальных и деятельных связей и отношений. И потому социально-психологическая адаптация личности может выступать как аспект профессиональной и социальной адаптации. Но социально-психологическая адаптация есть и самостоятельный, автономно происходящий процесс в системах взаимоотношений людей (товарищеские, дружеские, деловые и др. отношения)[17].

Кольцова Н.Г определяла социально-психологическую адаптацию как двусторонний и активный процесс взаимодействия личности и коллектива, содержанием которого является включение в систему межличностных отношений и усвоение личностью психологии микрогруппы, а результатом является изменение личных качеств личности [4].

Социальная адаптация, по мнению Л.Г. Почебута, представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта [8].

Эти противоречия разрешаются путем перестройки деятельности и поведения личности, а также с помощью регулирующего влияния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды. Процесс адаптации имеет решающее значение в поддержании адекватных соотношений человека и среды. Адаптация характеризуется как активное творческое приспособление студентов первого курса к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной студентом профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В психологии выделяют два вида адаптации: профессиональную и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация - это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности.

Социально-психологическая адаптация - это включение личности в систему взаимоотношений, которые характеризуют данную группу людей. Социально-психологическая адаптация представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий.

Социально-психологическая адаптация личности компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...